Методическая разработка урока "Пишу тебе, моя родная..."
план-конспект урока (4 класс)

Разработка урока-исследования военных реликвий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pishu_tebe_moya_rodnaya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный урок «Карандашные строчки фронтового письма»

Урок «Пишу тебе, моя родная…»

4 класс

    Цель. Создавать условия для формирования патриотических чувств и для осознания учащимися роли их предков в судьбе страны.

    Задачи. Метапредметные результаты.

    Русский язык. Развивать умение работать с текстом, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, представленную в военных письмах.

    Окружающий мир. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о жизни бойца во время войны.

    УУД.

   Личностные результаты. Развивать умение слушать товарища, умение работать в группе,  моделировать ситуацию, развитие чувства ответственности и долга перед Родиной, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории.

    Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием дополнительных источников, выделять существенную информацию, излагать полученную информацию.

    Регулятивные. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану, уметь выделять главное, делать вывод в виде выступления, оценивать собственную деятельность.

    Коммуникативные. Вступать в учебный диалог с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению в совместной работе.

    Оборудование. Компьютер, проектор, мультимедиа презентация, словари: Ожегов С. И. Словарь русского языка, Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, компьютер с выходом в интернет, солдатская форма.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап. Определение темы и целей урока. (3 мин)

Учитель Стихотворение Письмо дедушки (собственного сочинения).

Читая письма деда с фронта,

Представлю ужас той войны.

Как непреклонно, смело, гордо

Стояли братья и сыны.

Стояли насмерть за Победу,

За мир, за дом и за тебя,

Чтоб шел по жизни не боясь ты,

Сестренку за руку ведя.

Пусть эти письма деда с фронта

Оставят в памяти свой след.

Мы будем чтить, мы будем помнить,

Чтоб в будущем не совершать всем бед.

- О чем говорится в стихотворении?

- Мы привыкли узнавать про Великую Отечественную войну из книг, фильмов. А из каких других источников мы можем узнать про войну?

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

  1. Актуализация знаний. (2 мин)

- Посмотрите на слайды, скажите, что обозначают эти числа.

    Упражнение Говорящие числа.

22.06.1941 (на слайде  листок календаря, громкоговоритель, плакат «Родина-мать зовёт!», солдат). Слайд 2.

27 миллионов(на слайде кадры военной хроники). Слайд 3.

9.05.1945 (на слайде салют, гвоздики, Георгиевская ленточка, знамя победы

над Рейхстагом). Слайд 4.

    Говорит ученик класса. 22 июня 1941 года. Раннее летнее утро… Внезапно тишину разорвал рев самолетов и грохот бомб. Без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. В тот день еще никто не знал, какие испытания предстоит пройти нашему народу, что это будет самая кровопролитная война. Слайд 5.

  1. Организация самостоятельной работы учащихся. (5 мин)

- Каждая советская семья хранит память о тех днях. Какие вещи хранятся у вас дома, которые могут рассказать нам о войне?

- Как можно назвать эти вещи?

    Работа в группах (группы работают со Словарями Ожегова С. И. Словарь русского языка, Даля В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, получают информацию с помощью интернета). Что обозначает слово «Советский»? Как вы понимаете выражение «Отечественная война»? Что обозначает слово «Реликвия»? Ответы учащихся групп. Слайд 6.

Советский  - принадлежащий стране Советов. Советский житель – житель Союза Советских Социалистических республик. Так называлась наша страна в то время.

Отечественная война — война во спасении Отчизны, Отечества.

Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения.

    Слово учителя. Не прошла война мимо моей семьи. Мой дедушка Коробов Алексей Иванович родился в селе Бушариха Ивановской области. Рано остался сиротой. Воспитывала Алексея тетя. Дедушка закончил Ивановский хлопчато-бумажный техникум. Работал заведующим прядильно-ткацкой фабрики. Призван на войну в звании старшина. Принял военную присягу при истребительном артиллерийском полку. Прошел всю войну, был ранен. Всю войну писал нежные, трогательные письма своей жене Марии Александровне и двум детям: дочке Валентине (это моя мама) и сыну Адику.

    Рассказ Баева Игоря, ученика класса. Веселов Дмитрий Николаевич – мой прадедушка. Родился в деревне Солонино Ростовского уезда в крестьянской семье. Учился в Ленинграде, закончил Строительный институт. Прошел всю войну от Ленинградского фронта до Берлина. Писал письма своей сестре Марии Николаевне и ее дочери Лидии. Артиллерист, закончил войну в звании капитана.

    Рассказ ученика класса. Я хочу рассказать о Дунаевском Вениамине Юрьевиче. Перед войной учился в институте,  был разработчиком первой поливальной машины. Когда началась война, был вызван повесткой в военкомат и в тот же день ушел на фронт. Тяжело раненый вернулся после войны и вскоре умер. Всю войну писал письма горячо любимой жене Алевтине Дмитриевне и дочери Татьяне. Его военные письма, фотографии, карточки хранятся в школьном музее. А дочь Татьяна Дунаевская стала известным режиссером и другом нашей школы. (Полный рассказ о Дунаевском В. Ю. в Приложении №2)

  1. Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа в группах сменного состава. (15 мин)

     Учащиеся заранее разделились на 3 группы по желанию. В каждой группе есть лингвисты, историки, картографы, литераторы.

    1 группа работает с письмом, удостоверениями наград, фотографией Коробова Алексея Ивановича.

    2 группа работает с письмом, фотографией Веселова Дмитрия Николаевича.

    3 группа работает с письмом, фотографией Дунаевского Вениамина Юрьевича.

    Лингвисты находят в письме незнакомые слова, ищут в Толковом словаре или интернете значение этих слов.

    Историки ищут информацию о сражениях, в которых участвовал герой письма.

    Картографы находят на карте места сражений, в которых участвовал герой письма.

   Литераторы составляют рассказ о герое письма, используя наводящие вопросы:

Как автор обращается к своим родным?

О чем беспокоится автор?

Как относится к исполнению своего воинского долга?

Каким представляется автор? (заботливый, равнодушный, мужественный, смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, колеблющийся, трусливый, верный, преданный, решительный)

    Подготовить выступление от группы по плану:

1.Как зовут героя письма.

2.В каких сражениях участвовал, показать места сражений на карте.

3.Как относился к своим родным.

4.Какой автор письма по характеру.

5.С помощью театрализации показать момент написания письма или моменты отдыха бойца. Слайд 7.

    Письмо Коробова Алексея Ивановича (в сокращении)

    4 октября 1943 года

   Здравствуй, дорогая жена Маруся и родные детки дочка Валя и сынок Адик! Шлю я вам свой пламенный фронтовой привет и массу наилучших пожеланий! Сообщаю вам, что я вчера получил от вас письмо.

   Дорогая Маруся, письму твоему рад, но что ты расстроилась, это меня беспокоит. Маруся, нужно набраться мужества, переносить все тяжести и одиночества военного времени. Нам частенько приходится смотреть смерти в глаза, это дело хуже, но что поделаешь, на то мы и призваны.

Маруся, а из-за ребятишек расстраиваться не советую, нужно радоваться, когда они проявляют свою резвость, только эту молодую детскую резвость нужно направить правильно. Маруся, Вале и Адику передай, чтобы они тебя слушались.

   Обо мне не беспокойся. Я жив и здоров, живу хорошо. До свидания.

   У меня еще осталась память:  твое полотенце и  красивый, белый платочек.

Ивановская обл., Тейковский р-н, ст. Нерль ф-ка «Серп и Молот»

Коробовой Марии Александровне

Полевая почта № 43046-И Коробов А. И.

    Письмо Веселова Дмитрия Николаевича (в сокращении)

    20 октября 1941 года. Привет из окопа!

    Мурочка, сообщаю, что жив и здоров, нахожусь сейчас недалеко от дома, но, к сожалению, быть дома сейчас не могу. Мура, сегодня получил от Мамы массу твоих писем, очень рад, что ты и Лидочка здоровы. Вчера около нас работали Ленинградские рабочие, и я попросил одну гражданку отнести письма Маме, а сегодня утром получил все письма и  Лидочкины рисунки. Мура, мне очень тяжело, что я не могу видеть вас в данный момент.

    Мурочка, убедительно прошу тебя, не расстраивайся, чувствуй себя спокойней, а главное, у тебя дочь, которую ты должна сберечь и воспитать. Мура, прости, что мало пишу.

    Всего наилучшего. Крепко целую, целуй Лидочку. Пиши на адрес мамы. Я использую все возможности, чтобы сообщить тебе основные события.

    Мурочка, в отношении посылки не беспокойся. Мне обещают дать увольнительную, тогда я схожу домой и возьму шарф, перчатки,  теплые вещи. 20 октября 1941 года.

    Письмо Дунаевского Вениамина Юрьевича.

21 мая 1943 года.

    Любимая моя доченька!

    Получил твое письмецо с описанием подробностей смерти Ирочки. Мне еще раз стало больно, что не увижу больше эту славную, добрую девочку. Будем вместе помнить ее и в память о ней будем хорошо учиться, с тем чтобы делать добрые дела.

    Очевидно, у тебя сейчас занятия в школе подходят к концу. Напиши мне, какие ты получила годовые оценки. Ведь только подумать, Танюша, уже в 4 классе!

   Наташа писала мне, что ты выступала на районном школьном собрании. Я очень жалею, что не присутствовал там.

    Мне очень хочется получить твою фотографию, пришли мне ее.

    Жду твоих частых весточек. Крепко, крепко целую. Твой папа.

Каждая группа работает с информацией.

Затем за первым столом собираются лингвисты из всех групп, за вторым столом - историки, за третьим столом - картографы, за четвертым столом — литераторы, помогают друг другу в работе, помогают найти нужную информацию в военных документах, места сражений на карте. После этого возвращаются в свои группы.

  1. Физкультминутка. (5 мин) Слайд 8.

    Во время войны песня всегда помогала солдатам, поднимала дух, придавала силы. Во время отдыха кто-то из солдат брал гармонь, баян, балалайку, пели песни. Мы сейчас тоже отдохнем, споем песню. Сядьте удобнее, как садились бойцы после боя.

    Автор текста: Дементьев А., Усманов Д. Композитор: Мартынов Е.

«Письмо отца»

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти

В свой последний

Решительный бой.

Припев

Дорогая моя,

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья,

Тишина на крутом берегу.

Дорогая моя, поцелуй

Ты крепче сынишку,

Знай, что вас от беды

Я всегда сберегу.

  1. Выступление учащихся каждой группы  (10 мин). Слайды 9-13.

- Почему так ценилась возможность получить весточку с фронта или из дома?

- Почему фронтовые письма бережно хранятся по сей день?

- Вы сегодня попробовали представить, как жилось защитникам нашей Родины во время войны. Несмотря на то, что война разрушает всё, что дорого каждому человеку:  семью, дом, город, сам боец находится далеко от дома, рядом война, смерть, защитник думает о своей семье, сохраняет любовь к родным, заботится, переживает, волнуется, пишет письма домой.

  1. Рефлексия. Итоги урока (5 мин). Слайд 14.

- Используя данные слова, напишите 2-3 предложения о чувствах, которые возникли у вас при выполнении данной работы.

(Благодарность, гордость, сожаление, волнение, интерес, восхищение,

напряженность, страх, ужас, усталость).

- Что вы решили узнать, предпринять, поискать какую-то информацию?

Литература:

1.Печерская А. Н. Всё для Победы. М., 2020.

2.Дунаевская Т. В. Судьба режиссера. СПб., 2008

3.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1961

4.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2005

Интернет-источники:

https://infourok.ru/proekt-pesni-velikoj-vojny-4455406.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Дарю тебе свое доброе слово".

Методическая разработка : « Дарю тебе свое доброе слово» в 1 классе. Автор: Виноградова Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 147...

Методическая разработка праздничного мероприятия "Мамочка родная " (для воспитанников группы продленного дня)

Даная методическая разработка ориентирована на учащихся 1- 4 классов. Мероприятие направлено на воспитание уважения и любви к родителям, а также на развитие коммуникативных и творческих навыков младши...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Методическая разработка предназначена для педагогов начальной школы, направлена на формирование бережного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомл...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...

Методическая разработка. Проект "Разнообразие природы родного края".

Разнообразие природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Методическая разработка на тему "Наш родной край"

Расширить знания детей о природе родного края, закреплять знания детей...

Методическая разработка "Заочная экскурсия по родному селу Кильдюшево"

В сценарии представлено знакомство  с достопримечательностями и народными традициями села Кильдюшево....