" Развитие одаренности обучающихся в начальных классах"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

 

Краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие одаренности обучающихся в начальной школе»

«Одаренность человека — это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

 особого внимания. Необходимо холить и лелеять,

 ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы

 он вырос и дал обильный плод».

                                   В. А. Сухомлинский

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Слайд 3

Но  все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках,  и

большая работа с одаренными проводится именно  на уроке.   Именно  на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают  на  вопросы  и  сами  задают  нестандартные  вопросы.

  Используем индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируем школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации.

        При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

-  использовать в своей работе большое количество творческих  заданий;

-  учёба должна приносить ребёнку удовольствие;

-  необходимо самостоятельное добывание информации;

-  уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

-  поощрение настойчивости, активности;

-  не снижать самооценку ученика.

      Задания, предлагаемые ученикам,  должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.  

Уроки-исследования позволяют решать  серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.                                                      

Эффективным  будет использование  на уроках в начальной школе следующих приемов  работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Применение  дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

Слайды 4, 5, 6

Д ля формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин проводим Предметные недели в начальной школе для учеников 1-4 классов. При проведении мероприятий каждый учитель использует  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

     Слайды 7,8

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися   являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру, «Человек и Природа», «Золотое Руно». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Слайды 10, 11

     

 Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, , когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические, художественно – изобразительные

       Слайды 12, 13, 14

Большую роль  для  развития  творческих  способностей  учащихся играет  введение  совершенно нового раздела «Внеурочная деятельность обучающихся».

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.

Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, , не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

     

 Слайды 17, 18    

   На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования.

Слайд 19

На этом кружке решают задачи на смекалку, на логическое мышление, нестандартные задачи, что является хорошей подготовкой к олимпиадам. Всё это позволяет развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

Слайд 20

         Кружок «Волшебное слово». Все ученики вовлечены в творческую работу. Всем, кто неплохо сочиняет, предлагаем составить загадки, ребусы, сказки, викторины.

Ребятам предлагаем составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактируем и используем в своей работе, как разноуровневый дидактический материал, а также отправляем на конкурсы.

Слайд 21

На кружке «Театр-творчество- дети» ребята учатся актерскому мастерству, сами и с помощью родителей изготавливают театральные костюмы, готовят различные театрализованные представления и выступают с ними перед всей начальной школой.

              Слайд 23

Кружок «Шахматная азбука». С первого класса в школе работает этот кружок.

Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Слайд 25

   Кружок «Играем в шашки»

 Проводим шашечные турниры внутри класса,  на параллель, общешкольные.

Слайд 26

Кружок «Акварельные фантазии»

Те, кто любит  рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. 

Слайд 28, 29

        Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое). 

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.

Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие одаренных детей в начальной школе"

laquo;Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельно...

Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность

Выступление на городском семинаре-практикуме  по теме: «Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность»....

"Развитие одаренности детей в начальной школе в свете ФГОС"

Выступление на педсовете "Развитие одаренности дете в начальной школе в свете ФГОС". Буклет "Игры при организации внеурочной деятельности"...

План работы с одаренными обучающимися в начальной школе

В плане работы с одаренными обучающимися в начальной школе представлены: цели,задачи,принципы работы,направления деятельности и формы работы с одаренными обучающимися...

Выявление и развитие способностей обучающихся учитель начальных классов

Выявление и развитие способностей обучающихся начальных классов...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...