" Развитие одаренности обучающихся в начальных классах"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие одаренности обучающихся в начальной школе»
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
особого внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.
Слайд 3
Но все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и
большая работа с одаренными проводится именно на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.
Используем индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируем школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации.
При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
- учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
- необходимо самостоятельное добывание информации;
- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
- поощрение настойчивости, активности;
- не снижать самооценку ученика.
Задания, предлагаемые ученикам, должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
Слайды 4, 5, 6
Д ля формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин проводим Предметные недели в начальной школе для учеников 1-4 классов. При проведении мероприятий каждый учитель использует творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Слайды 7,8
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру, «Человек и Природа», «Золотое Руно». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Слайды 10, 11
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, , когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические, художественно – изобразительные
Слайды 12, 13, 14
Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового раздела «Внеурочная деятельность обучающихся».
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.
Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, , не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Слайды 17, 18
На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования.
Слайд 19
На этом кружке решают задачи на смекалку, на логическое мышление, нестандартные задачи, что является хорошей подготовкой к олимпиадам. Всё это позволяет развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
Слайд 20
Кружок «Волшебное слово». Все ученики вовлечены в творческую работу. Всем, кто неплохо сочиняет, предлагаем составить загадки, ребусы, сказки, викторины.
Ребятам предлагаем составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактируем и используем в своей работе, как разноуровневый дидактический материал, а также отправляем на конкурсы.
Слайд 21
На кружке «Театр-творчество- дети» ребята учатся актерскому мастерству, сами и с помощью родителей изготавливают театральные костюмы, готовят различные театрализованные представления и выступают с ними перед всей начальной школой.
Слайд 23
Кружок «Шахматная азбука». С первого класса в школе работает этот кружок.
Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.
Слайд 25
Кружок «Играем в шашки»
Проводим шашечные турниры внутри класса, на параллель, общешкольные.
Слайд 26
Кружок «Акварельные фантазии»
Те, кто любит рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.
Слайд 28, 29
Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.
Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие одаренных детей в начальной школе"
laquo;Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельно...
Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность
Выступление на городском семинаре-практикуме по теме: «Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность»....
"Развитие одаренности детей в начальной школе в свете ФГОС"
Выступление на педсовете "Развитие одаренности дете в начальной школе в свете ФГОС". Буклет "Игры при организации внеурочной деятельности"...
План работы с одаренными обучающимися в начальной школе
В плане работы с одаренными обучающимися в начальной школе представлены: цели,задачи,принципы работы,направления деятельности и формы работы с одаренными обучающимися...
Выявление и развитие способностей обучающихся учитель начальных классов
Выявление и развитие способностей обучающихся начальных классов...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...