Проблема формирования и развития познавательного интереса
статья
Я. А. Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и
радостной обстановки обучения, а Ж – Ж. Руссо призывал строить доступное
и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский именно в интересе видел
основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение,
лишенного всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая
сделать учебу на сколько это возможно, интересной, К. Д. Ушинский
советовал не превращать учение в забаву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_formirovaniya_i_razvitiya_poznavatelnogo_interesa.docx | 29.33 КБ |
tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования и развития познавательного интереса
направлена:
- на развитие у детей познавательных интересов
- на развитие процессов анализа, синтеза и обобщения
- на формирование систематических знаний.
Я. А. Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и
радостной обстановки обучения, а Ж – Ж. Руссо призывал строить доступное
и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский именно в интересе видел
основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение,
лишенного всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая
сделать учебу на сколько это возможно, интересной, К. Д. Ушинский
советовал не превращать учение в забаву.
Важной особенностью познавательного интереса является познавательная
задача, требующая активной поисковой или творческой работы, а не
элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Практика
показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение
учиться, порой отсутствует интерес к учению. В связи с этим прежде всего,
на мой взгляд, необходимо изменить подход к самой учебной деятельности.
Это означает, что из объекта изучения (учитель учит – ученик усваивает)
учащийся превращается в субъект обучения, который сам осознает что
знания ему необходимы. Таким образом, учитель создает среду обучения,
способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их
работать творчески, самостоятельно.
В качестве активных приемов использую на уроках дидактические игры.
Приведу в качестве примера игру «Лови ошибку». Развивает активность
учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса:
например, ученик получает текст решенной задачи со специально
допущенной ошибкой. Задание: «Поработайте учителем, найдите ошибку».
Для развития познавательного интереса эффективна методика «Выбор» . она включает несколько заданий по одному учебному предмету, объединенных в четыре группы. Выполнение первой группы заданий требует от ученика репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт, пересказ). Вторая группа заданий сложнее. Она требует активного поиска догадки. Третья группа заданий рассчитана на активное использование знаний, применение их в новых условиях. Четвертая группа заданий носит творческий характер. Здесь многие учащиеся не справляются с заданиями: у одних не хватает усидчивости, у других пропадает интерес после первых же
трудностей. Здесь важно, чтобы каждый ученик довел работу до конца и
получил желаемый результат.
В качестве приема, активизирующего познавательный интерес, использую на
уроках загадки, в основе которой лежит сравнение (найти слова, которые
косвенно называют предмет, объяснить почему он так назван, какое сходство
он имеет с задуманным предметом). Например: Не человек, а думает; не
телевизор, а показывает; не книга, а учит; не учитель, а ошибки
исправляет. Что это? (компьютер).
Способствуют развитию интереса к учению ребусы. Например: в центре
листа я рисую гриб. По сторонам рисунка написаны суффиксы и окончания: -
ок, - очек, - ной, - ник. В процессе решения такого ребуса учащиеся 1класса
приобретают первичные знания о составе слова, знакомятся со значением
слов, узнают однокоренные слова. В качестве домашнего задания предлагаю
нарисовать лес, а затем самостоятельно образовать новые слова.
В учебно-воспитательном процессе широко использую элементы
развивающего обучения, проблемного обучения, технологию проектов и
информационно-компьютерных технологий.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на
личностно-ориентированное обучение особое место занимает проектная
деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся, их критического и творческого мышления, умения самостоятельно
добывать знания, ориентироваться в пространстве, видеть, формулировать и
решать проблему.
Мною разработан проект «Помощники» в 4 классе. Идея этого проекта
родилась после проведения анкетирования на тему добра и зла. На классном
часе мы обсудили название, цели и задачи предстоящей работы, составили
план мероприятий на год.
Цель проекта: «Спешим бескорыстно делать людям добро и дарить им
радость».
Задачи:
организация помощи детям из малообеспеченных семей
установление дружеских и доброжелательных отношений с
одноклассниками
забота о братьях наших меньших
Проект состоял из шести акций (разделов):
1) Акция «День матери от чистого сердца» посвящалась ко Дню
матери. К этому дню с детьми изготовили поздравительные открытки,
подготовили концерт, написали сочинения.
2) Акция «Братья меньшие» связана с заботой о питомцах. Каждый
ученик рассказывал о своих домашних животных, смешные истории,
показывал их фотографии, рисунки.
3) Акция «Давайте жить дружно» ко Дню защиты детей. Учили стихи и
песни о дружбе, придумывали различные игры и конкурсы, рисовали.
4) Акция «Добро» организовали помощь детям из малообеспеченных
семей (сбор игрушек, книг)
5) Акция «Подари любимую книгу детскому саду» посетили
дошкольную группу детского сада, раздали подарки, познакомились с
будущими первоклассниками, поиграли.
6) Акция «Помощь ветеранам и пожилым людям»
В рамках проекта ученики подружились друг с другом, научились быть
терпимыми, почувствовали себя нужными и полезными людьми, настоящими
помощниками для своих родных и близких.
Мои ученики активные участники всероссийских конкурсов «Познание и
творчество», «Русский медвежонок», «Человек и Природа», «Компьютеры
Информатика Технологии», «Зимние интеллектуальные игры»;
республиканских конкурсов по родному языку «Бамбаруш», «Гуламта»;
международного конкурса по математике «Кенгуру» (см. приложение).
Ежегодно мои учащиеся становятся призерами и победителями районных
олимпиад (см.приложение).
Большое внимание в своей работе уделяю воспитанию учащихся на
традициях своего народа. Мною составлена и апробируется авторская
программа «Аман угын абдарhаа».
Мои достижения:
разработчик авторской программы «Аман угын абдарhаа».
победитель школьного конкурса «Лучшее внеклассное мероприятие
2009»
участник республиканской общественно-педагогической акции
«Олимпийский урок – привет Варкуверу» (2010 г.)
участник школьного конкурса разработок методических материалов
образовательного комплекса для учащихся начальной школы
«Байкальские кристаллики» (2010 г.)
участник республиканского конкурса исследовательских уроков (2010
г.)
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе.
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал
В.А.Сухомлинский.
По мнению специалистов-медиков, причины 75% болезней человека
возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее
благоприятен для сохранения будущего здоровья.
По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных
классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и
дома не менее 2,5-3 часов. К этому следует добавить время, проведенное
перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный
шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов , а также
неблагоприятные социально-экономические и экологический факторы
негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов
зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т.п.
Здоровье школьников год от гола ухудшается. Тревогу вызывает частота
заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая
утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему
проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для
приоритетной.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся
возможность сохранить здоровье в период школьного обучения,
сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа
жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. За
основу работы взята методика, разработанная ученым, врачом и педагогом
В.Ф.Базарным.
Формированию здорового образа жизни посвящаю воспитательные
мероприятия (классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия).
Родительский всеобуч включал темы «Режим дня школьника», «Беседа о
правильном питании», «Компьютер: за и против».
Медработники проводят практикум «Оказание первой помощи», беседы
«Личная гигиена», «Глаза – зеркало души» и т.д.
Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим.
Во время урока уделяю внимание правильной посадке учащихся, ежемесячно
меняю положение ученика по отношению к свету, провожу специальные
физ.минутки для снятия напряжения глаз, пальчиковую гимнастику,
используются массажные коврики.
Очень важным являются положительный эмоциональный настрой учащихся
на работу, атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический
комфорт.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроке использую специальные
приемы и методики:
Режим смены динамических поз. Во время урока учащийся работает то сидя,
то стоя, то передвигаясь по классу. Главное в этой технологии – не
продолжительность нахождения, а сам факт смены позы.
Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз.
Карточки с заданиями и ответами разнообразные по форме, цвету и размеру
располагается в любой точке класса. Учащиеся всматриваются в удаленные
наглядные материалы и так тренируют глазные мышцы.
Методика сенсорно-координаторных упражнений «4 угла». В углах кабинета
размещаются иллюстрации, схемы, карточки со словами, числами, фигурами,
правилами. Предлагается выбрать нужную карточку, составить пары, найти
«лишнее», восстановить последовательность. Эта методика развивает
зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. На
каждый вопрос учащиеся совершают десятки поисковых движений глазами,
головой, туловищем.
Методика зрительно-координационных упражнений. На стене находится
схема-тренажер: красный наружный овал, зеленый внутренний, коричнево –
золотистый крест и ярко – голубая восьмерка. Учащиеся несколько раз
пробегают по тренажеру глазами. Регулярное использование этого тренажера
восстанавливает зрение за учебный год.
Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов
дыхания и развития голосового аппарата использую дыхательную
гимнастику, успокаивающее (вдох – выдох – пауза) и мобилизующее
дыхание (вдох – пауза – выдох).
Самомассаж, в том числе точечный, улучшает кровообращение, снимает
мышечное напряжение, способствует профилактике простудных
заболеваний. Проводится массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.
Элементы цветотерапии и музыкотерапии. Оформляются таблицы и схемы
разных цветов. На доске школьники пишут мелом разного цвета. Известно,
что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память,
желтый – стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает
умственные способности, зеленый – лечит простудные заболевания, снимает
нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий – успокаивает
утомленные глаза и нервы.
Прослушивание музыки благоприятно воздействует на организм: человек
меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка
избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка
В.А.Моцарта. Ее рекомендуют прослушивать при стрессе, головной боли,
для эффективного усвоения учебного материала (должна звучать тихо).
Мною ведется по индивидуальной программе факультативное занятие
«Познайка» (окружающий мир).
Данная программа предусматривает углубленное изучение некоторых тем по
одному часу в неделю в течение учебного года. Факультатив посещают 12
учащихся.
Факультатив «Познайка» имеет такие цели:
накопление, обогащение и систематизация представлений детей о
предметах и явлениях окружающей жизни и природы, обогащение
социально-нравственного опыта;
воспитание внимательного и заботливого отношения к животным, к
окружающему миру, воспитание любви к родному краю;
развитие устной речи, памяти, интереса к предмету, умения излагать
мысли, желания познавать законы природы;
Успешное решение данных целей позволит учащимся приобрести опыт:
публичных выступлений;
ведения дискуссии;
стратегического и тактического поведения личности и команды в
меняющихся условиях
Ожидаемые результаты:
рост личностных достижений;
накопление опыта творческой деятельности;
участие в турах олимпиад в 3 – 4 классах;
участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся;
активное участие в проведении предметных недель;
активное участие в проведении «книжкиной недели»
Обучающиеся должны знать:
роль природных богатств в экономике;
названия городов России и их достопримечательности;
названия соседних стран
Обучающиеся должны уметь:
владеть элементарными приемами чтения карты;
объяснять взаимосвязи всего живого и неживого в природе и между
природой и человеком
Результатом факультативных занятий стал образовательно-
исследовательский проект «Страницы Красной книги Кижинги».
Публичная презентация проекта была осуществлена на школьном
НПК «Первые шаги в науку». Проект награжден грамотой участника.
Предварительный просмотр:
Технологии проблемно-диалогового
обучения
Исходя из новых целей и задач современного образования - ФГОС, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями. Для реализации данной цели большое внимание уделяю технологии проблемно- диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.
Суть проблемно-диалогового обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала я в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая интерес к новому материалу, формирую познавательную мотивацию. Затем я организовываю поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигаю подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Область применения – уроки «открытия» новых знаний и их воспроизведения.
У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.
Работу с использованием этой пед.технологии стала применять с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Так на уроке по теме «Слова-названия. Схемы слов» я создаю проблемную ситуацию с затруднением, приём практическое задание, не выполнимое вообще.
- Посмотрите на картинки на с. 6-7. Что здесь изображено?
(Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)
- Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)
- Мы ещё не умеем писать.
- Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.
- Тема нашего урока – схемы слов.
Ещё пример – урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в природе».
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь?
(У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»).
Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить растаявший снег).
- Тема урока - …
Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением, противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом, приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.
Что же такое технология проблемного обучения?
Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
Таблица 1
Классификация методов обучения Методы | Проблемно-диалогические | ||
постановки проблемы | побуждающий от проблемной ситуации диалог | подводящий к теме диалог | сообщение темы с мотивирующим приемом |
поиска решения | побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | подводящий от проблемы диалог | подводящий без проблемы диалог |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
- Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
- Поиск решения (это этап формулирования нового знания).
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога:
- Побуждающий
- Подводящий.
Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками..
Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1)
представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Таблица 2
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы | |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на | -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? |
Примеры:
Урок окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе ПРИЕМ 1. Таблица 2.
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постановка проблемы | Предъявление противоречивых мнений | -Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним | Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | ||
Побуждение к осознанию | -Что вас удивило? Что интересного заметили? | Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ) | |||
Побуждение к проблеме | -Какой возникает вопрос? | -Кто из ученых прав? (ВОПРОС) | |||
Вопрос | Фиксирует на доске |
Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»
ПРИЕМ 2. Таблица 2.
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постановка проблемы | Актуализация изученного | -Прочитайте слова на доске? | -Соль, Анна, майка, объявил | ||
-Объясните орфограммы | Объясняют | ||||
-Что это? (Читает загадку о березе) | -Это береза! | ||||
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). | Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||||
-Что же мне делать, ребята? | -Надо перенести. | ||||
-А что значит перенести? | -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||||
-Какой знак нам нужен? | -Знак переноса. | ||||
Задание на новый материал. | -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. | Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. | |||
Проверка задания. | -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). | Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
ПРИЕМ 3. Таблица 2.
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постановка проблемы | Актуализация знаний | -Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради) | Легко выполняют задание. | ||
Задание на новый материал. | На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см. | Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация) | |||
Побуждение к осознанию проблемы | -Смогли выполнить задание? | -Нет, не смогли. | |||
-В чем затруднение? | -Это новое умножение. | ||||
-Чем это задание не похоже на предыдущее? | -Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы). | ||||
Побуждение к проблеме | -Какова сегодня тема урока? | Умножение на двузначное |
Подводящий к теме диалог (Таблица 1)
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||||||
Поста | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске | На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь | ||||||
Постановка проблемы | -Что заметили общего? | -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | |||||||
-В чем различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||||||||
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). | Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
Сообщение темы с мотивирующим приемом. (Таблица 1)
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения | -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | |
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? | -О дательном | ||
Тема | -Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) | -Дательный падеж |
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (Таблица 1)
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе),при необходимости продолжается.
Подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |||
устной | практической | ||||
Общее побуждение | -Какие есть гипотезы? | -Согласны с этой гипотезой? Почему? | -Как можно проверить эту гипотезу? |
на двузначное число». АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постановка проблемы | Материал для выдвижения гипотез | Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? | Разбиваются по группам, начинают работу. | ||
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. | Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! | Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. | |||
Представление гипотез группами. | Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. | Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) | |||
Побуждение к проверке. | -Как проверить, какой из двух способов верный? | Молчат. | |||
Подсказка к плану. | -Может быть, воспользуемся каким-то прибором? | Можно проверить на калькуляторе! | |||
-Проверьте! Что получилось? | -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). | ||||
Вывод | -Значит, как надо умножать на двузначное число? | Формулируют правило (Открытие нового знания) | |||
Учебник | -Сравните свой вывод с учебником. | -Все верно. |
Пример: рассмотрим продолжение урока математики в 3-м классе по теме
«Умножение на двузначное число»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постановка проблемы | Материал для выдвижения гипотез | Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? | Разбиваются по группам, начинают работу. | ||
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. | Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! | Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. | |||
Представление гипотез группами. | Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. | Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) | |||
Побуждение к проверке. | -Как проверить, какой из двух способов верный? | Молчат. | |||
Подсказка к плану. | -Может быть, воспользуемся каким-то прибором? | Можно проверить на калькуляторе! | |||
-Проверьте! Что получилось? | -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). | ||||
Вывод | -Значит, как надо умножать на двузначное число? | Формулируют правило (Открытие нового знания) |
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример: урок русского языка в 3-м классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |||
Постанов | Подводящий без проблемы диалог. | -Прочитайте стихотворение по учебнику. | Читают | ||
-Определите, какой частью речи является каждое слово. | Определяют | ||||
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). | -Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги.союзы,наречия | ||||
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). | -Междометия и местоимения. | ||||
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). | -В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют). | ||||
Вывод | Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске). Дайте определение. | Формулируют определение. (Открытие нового знания) | |||
Учебник | -Сверимся с учебником. Что заметили интересного? | -Междометия не относятся к служебным частям речи. | |||
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). | |||||
Задание на формулирование темы | -Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? | -Самостоятельные и служебные части речи |
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5 на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...
«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...
"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".
Мотивы являются психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация. Что нужно сдел...