Формирование письменной речи младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Письменная речь развивается вместе с младшим школьником. Сперва он делает небольшие заметки, потом составляет предложение и наконец готовый продукт письменной речи – текст. Для корректного формирование письменной речи младших школьников, необходимо проводить этот процесс в правильной последовательности и систематичности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель английского языка, учитель начальных классов:

Богатырева Алёна Михайловна

Направление:

Педагогическое образование

Программа Начальное образование


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА        1.kТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

5

1.1. Письменная речь, её специфика

5

1.2. Особенности письменной речи младших школьников

8

1.3. Методы и приемы формирования письменной речи младших

 школьников

15

ГЛАВА        2.,,,,ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

24

2.1. Актуализация уровня сформированности письменной речи учащихся четвертого класса

24

2.2. Организация формирующего этапа эксперимента

32

2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

46

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

50

ПРИЛОЖЕНИЕ

51


ВВЕДЕНИЕ

Письменная речь развивается вместе с младшим школьником. Сперва он делает небольшие заметки, потом составляет предложение и наконец готовый продукт письменной речи – текст. Для корректного формирование письменной речи младших школьников, необходимо проводить этот процесс в правильной последовательности и систематичности.

Считается, что развитие языка происходит посредством обычных процессов обучения, в которых дети знакомятся с формой, значением и правилами использования слов и высказываний на основе лингвистического вклада. Исследователи считают, что разговорный язык детей влияет на их письменность. Когда ребенок учится писать, ему необходимо освоить формирование букв, орфографию, пунктуацию, а также понимание структуры и организацию письменного языка.

Реальная практика обучения письменной речи в школе имеет ряд недостатков. Известно, что не только учащиеся начального звена, но и многие выпускники основного общего образования не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина этого сводится к тому, что в существующих технологиях научения письму в начальном общем образовании школ, проблема мотивации письменной речи никак не представлена.

Таким образом, всё вышеперечисленное обосновывает актуальность темы «Формирование письменной речи младших школьников».

Цель исследования – разработать и практические обосновать серию заданий для уроков русского языка, направленную на формирование письменной речи младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы формирования письменной речи младших школьников.

Гипотеза: если постоянно организовывать работу с учащимися, такую как: написание сочинения, изложения и выполнения различных упражнений на развитие письменных способностей, то всё это, будет способствовать формированию письменной речи и обогащению лексикона младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу формирования письменной речи младших школьников.
  2.      Провести диагностику условий для эффективной реализации развития письменной речи младших школьников.
  3. Разработать задания для уроков русского языка, направленные на формирование письменной речи младших школьников.
  4. Описать результаты экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Педагогический эксперимент, анализ психолого-педагогической, методической литературы по исследуемому вопросу, наблюдение.

Апробация исследования проводилась на занятиях по методике обучения русскому языку и литературному чтению в СФБашГУ, отдельные положения были изложены в виде доклада на заседании секции научного фестиваля «Молодежь. Прогресс. Наука»  (г. Стерлитамак, 2019 г.).

База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа №21» Республика Башкортостан, город Стерлитамак.

Практическая значимость: разработанные конспекты уроков, которые могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов - практикантов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений и приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. . Письменная речь, её специфика

Письменная речь – это речь без конкретного собеседника, ее причина и идея полностью определяются автором. В отличие от устной речи, которая в основном спонтанна, не продолжительна и неизменна, и по этой причине не всегда поддается контролю со стороны говорящего, письменная речь разворачивается в статическом пространстве, обычно не ограниченном по времени, что дает возможность пишущему обдумать свою фразу; возвращаться к написанному, еще раз прочитать его и при необходимости изменить, внеся поправку. Поэтому о письменной речи принято говорить, что она более подконтрольна. Из этого и складываются ее особенности: как правило литературный характер, большая нормированность и регламентированность.

Письменной речи характерны усложнённые синтаксические конструкции, включающие причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, слова-связки, способствующие ясности повествования. Благодаря письменной речи осуществляется связь поколений, происходит обмен информацией, общество передает свои знания, мысли и умения в летописях, научной литературе, художественных произведениях, реализуются разные виды общения.  

Письменная речь находится в тесном взаимодействии с речью устной. Письменная речь и устная речь являются разновидностями «внешней речи». Существует также понятие «внутренняя речь».

Из внешней речи развивается внутренняя (мышление словесными образами), которая позволяет развиваться воображению на базе языкового материала. Психолингвистика утверждает, что школьник будет совершенствовать свою письменную речь в том случае, когда он обучен использовать «мысленный черновик письменной речи» – мышление [Винокурова, 2008, c. 362]. Отсюда следует что, письменная речь является не только средством коммуникации в обществе, но и формой человеческого мышления.

Для создания полного понимания понятия «письменная речь» мы выделили основные расхождения от устной речи.

Письменная речь имеет свою отличительную особенность как контекстная. В тексте содержится вся информация. Данная речь в основном бывает адресована к анонимному чтецу, и в данном случае нельзя рассчитывать на увеличение информации о деталях, которые в основном известны без слов при непосредственном общении. Вот почему письменная речь выступает в более развернутом виде. В ней в особенности глубоко раскрываются все существенные моменты, описываются тонкие различия, мелкие особенности.

Устная речь является звучащей речью, она прямо взаимосвязана с органами звукопроизношения. Она ценна всевозможными инновационными конструкциями, использованием акустических свойств речи.  Для передачи переживаний и эмоций произносящими широко используется всевозможные ее мелодика, ударение, тембр, пауза, темп речи. Устная речь в основном сопряжена с всевозможными способами выражения эмоций это: мимика, жестикуляция, взгляд, они в некоторых случаях значительно качественней передают отношение к объекту или происходящему, чем слова и фразы в тексте.

Особенностью письменной речи от устной заключается, в отсутствии возможности пишущего оказывать влияние на получателя средствами, которые есть в копилке у произносящего. Выразительность письменного текста гарантируется постановкой знаков пунктуации, изменением шрифта, умение пользоваться абзацами, колонтитулами.

Идеи в тексте должны излагаться в высшей степени в понятной форме. Так как в ходе разговора слушатель может задать вопрос переспросив, а говорящий – объясниться и придать большую точность, данное прямое регулирование письменной речи является невозможным [Луриа, 2003, c. 282].

Письменная речь должна выполнять синтаксические и орфографические правила. В ней имеется стилистический компонент. Приведем пример, в речи, обращенной к получателю информации, возможно применение неполных предложений, так как оставшуюся информацию поможет объяснить ситуация, а незаконченные конструкции в тексте в большинстве случаев являются ошибкой.  

Все обязательства за содержание письменного текста накладывается на автора текста. В его распоряжении имеется большее количество времени на построение продумывание фраз, их изменения, преобразования. В письменной речи отсутствие способности выражать свои мысли, отсутствие знаний того, что можно дальше написать, а также стремление рассказать все одномоментно, нехватка логики, нерасчлененность на абзацы, лишние повторения слов, ошибка логического ударения влечет к заметным ошибкам. В итоге содержание текста станет не до конца понятным [Выготский, 1982, c. 96].

Письмо есть основополагающая система закрепления речи, которая позволяет благодаря графическим элементам выдавать информацию на расстояние и сохранять ее во времени. Русское письмо часть алфавитной системы письма. Алфавит сделал понятным переход к символам высших порядков и положил начало развития абстрактного мышления, сделав объектами познания мышление и речь.

Письменная речь формируется исключительно в условиях адресного получения навыков письменности и комбинированного обучения, другими словами ее механизмы складываются во время знакомства с грамотой и развиваются во время всего дальнейшего обучения.  

Обучая письменной речью важно сочетать процесс чтения и процесс написания. Чтение – часть письменной речи и необходимое ее условие. Младшие школьники уделяют незначительное время на чтение, проводя большое количество времени за просмотром телевизора, играми за компьютером, находятся в социальных сетях благодаря смартфону. Данная тенденция влечет к появлению поколения ребят неспособных качественно выразить свои мысли, с не большим запасом слов.  

Известно, что письменная речь детей на много зависит от объёма его запаса слов. Чем больше словарный запас, тем точнее человек видит окружающий его мир, острее выделяет явления, качественнее воспринимает услышанное и прочитанное, точно формулирует и выражает свои идеи. Как мы знаем, через удачно подобранные слова мы можем передать интонацию, жесты, мимику лица [Малкина, 2001, c. 79].

Для нас в данной работе имеет большое значение, что письменная речь – речь подготовленная, существует возможность ее исправить, усовершенствовать. Развитие письменной речи способствует повышению общей языковой и речевой культуры ребят.

Таким образом, формирование письменной речи мы рассматриваем как психическое новшество, с которым связано интеллектуальное и личностное развитие младших школьников.

Исходя из выше перечисленного нам становится ясно, что проблема становления письменной речи является не ее странность и противоречивость самого процесса, а позиция взрослого поколения в создании условий его развития.

  1. Особенности письменной речи младших школьников

Речь является одним из важнейших качеств уровня культуры человека наравне с мышлением и интеллектом. Появившись впервые в раннем детстве в виде отдельных словосочетаний, имеющие еще размытое грамматическое оформления, речь со временем пополняется и усложняется. Взрослея круг общения ребенка увеличивается и жизненные задачи усложняются. На момент прихода в 1 первый класс запас слов школьника увеличивается так, что он может свободно объясниться с другим ребенком на свободную тему, которая касается интересующие его вопросы. Словарный запас учащихся начальной школы в среднем составляет от трех с половиной тысяч до девяти тысячи слов. Словарь школьника в начальных классах строится из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, числительных и соединительных союзов. Беседы детей как правило относятся уже не к воспринимаемым в данный момент обстоятельствам, а к тому, что было воспринято ими в прошлом или же рассказано родственниками или товарищами.

Становясь сложнее из-за новых видов учебных, коллективных занятий, трудовых работ, общение со сверстниками приводит к обогащению словаря ребенка и способностью пользоваться новыми грамматическими формами языка.

Самообогащение опыта школьника, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, что равным образом способствует его владеть новыми, более сложными формами языка. Увеличение речевого общения приводит к изменению строения речи ребенка.

Вместе с названиями предметов, их свойств и действий дети начинают пользоваться всевозможными определениями. В младших классах ребенок по сути овладевает грамматической структурой родного языка. Обширно используются младшими школьниками слова, характеризующие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями.

Организация письменной речи младших школьников проходит на основе взаимодействия всевозможных психических функций (предметных действий, речи, памяти и др.), которые образовывают нужные для реализации письма процессы звукоразличения, актуализации образов представлений буквенных знаков и перекодирование их в систему движений руки [Колшанский, 1975, c. 162].

Среди физиологических и психических предпосылок формирования письменной речи Л.С. Цветкова называет:

1) сформированность (или сохранность) устной речи, непринуждённое владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;

2) формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»;

3) формирование двигательной сферы –  движений, предметных действий, а именно разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.;

4) формирование у ребят абстрактных способов деятельности, что может быть при постепенном переводе их от действий с определенными предметами к абстрактным действиям;

5) сформированность общего поведения – регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения [Буслаев, 1992, c. 156]. Не так давно в практике школьного обучения, вне зависимости от сложности письма, последнее занимало очень малое место и сводилось к умению писать буквы без ошибок в словах и предложениях. Лишь со временем с участием психологии структура письменной речи понемногу стала рассматриваться как многокомпонентная, а формирование письменной речи как тяжелый и глубокий процесс творческого характера [Киселева, 2007, c. 23].

Школьники выполняют незначительное количество упражнений творческого характера. Да бы избежать ошибок педагоги некоторых школ подменяют творческие работы контрольными диктантами, снижают тем самым количество изложений. Автор пришла к следующим заключения в результате анализа письменных работ учащихся начальной школы в ходе контрольного среза по определению состояния владения учащимися качеством письменной речью, оказались печальными:

– в письменной речи мы часто видим нарушение логики и точности, мысль не получает не достаточного развита, часто обрывается;

– в рамках одной основной темы школьники не способны выделять микротемы, определять их количество;

– не верно выделяют или не выделяют во все абзацы в тексте;

– не могут правильно использовать вступление и заключение к собственному тексту;

– часто встречается нарушение связи между частями текста, из чего следует к прерывистости речи;

– в качестве средств межфразовой связи используются в общем лексические повторы или местоименные замены, считанные разы – другие средства межфразовой связи;

– не способны использовать синонимические замены;

– заметно большое количество грамматических ошибок, из-за слабой подготовки школьников в области морфологии и синтаксиса;

– неверная последовательность изложения мыслей, недостаток ее логической последовательности;

– в изложениях ребята делают много орфографических ошибок [Айвазян, 2010, c. 88].

Мотивация. Л.С. Выготский также говорил по этому поводу: «Школьников обучают не письменной речи, а написанию слов, и в значительной степени, поэтому обучение письменной речи не поднялось выше уровня традиционного право и чистописания.

Обучение письму до сих пор еще не основывается на естественно развивающихся потребностях ребенка и на его самодеятельности, а дается ему извне, из рук учителя и напоминает выработку какого-нибудь технического навыка, например, навыка игры на рояле» [Выготский, 1996, c. 450].

«Обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то нужны были ребенку … письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненно необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» [Выготский, 1982, c. 152].

И.Г. Айнетдинова и Н.М. Трубникова показывают на неразрывное единство осмысленного чтения и письма при формировании письменной речи школьника: «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения букв и слов. Лишь на много позднее предметом осознанных действий ребенка становится выражение мыслей» [Кобякова, 2013, c.18].  

Этапы становления письменной речи. Согласно концепции М.М. Безруких, формирование навыка письма проходит несколько уровней:

1 уровень. Элементарное письмо. На этом этапе формируются зрительные и двигательные образы букв, их различие и дифференцирование. Ребята научаются анализировать звуки и буквы, переводу фонемы в графему; непринуждённому и правильному выполнению всех графических элементов, букв, буквосочетаний; связанному письму букв в словах, написанию слов, целых предложений; учатся выполнять графические нормы и характеристики письма (ширины, высоты, наклон букв, соотношению элементов); осваивают способность списывать слова (перешифровывать письменные и печатные буквы).

2 уровень. Грамотное осмысленное письмо. На данном уровне в полне возможно написание текста под диктовку (осознанное использование звукобуквенного анализа);может быть изложение не сложных собственных мыслей в письменном виде; применение основных очевидных правил правописания, орфографии, пунктуации; осознанность и использование всевозможной лексики; создание собственных письменных текстов (изложение на основе прослушанного или прочитанного текста); формирование образной грамотной письменной речи; понимание нюансов и применение разнообразных форм письменной речи; описание; повествование; рассуждение.

3 уровень. Грамотная осмысленная письменная речь. На данном этапе формируется представление особенностей и использование разных жанров письменной речи; становится реальным структурированное, последовательное, грамотное составление письменного текста в соответствии с заданной темой (сочинение); применение в письменной речи выразительных средств языка; эффективное использование словарей; осознание особенностей и грамотное составление не больших письменных сообщений (SMS, gmail, whatsapp) [Безруких, 2013, c. 38]. К.Д. Ушинский говорил следящее, развивать детское творчество на уроках языка – значит развивать ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и добиваться усвоения ими логики этого языка, а именно ее грамматических законов в их логической системе [Иванова, 1966, с. 157].  

Анализ педагогической источников дает возможность увидеть, что одним из основных показателей владения письменной речью является высоко развитые творческие способности младших школьников, а фундаментом логичности письменного текста составит связь между речью и мышлением. Во время периода обучения в младших классах у детей развивается отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление, образование которого значительно перестраивает все психические процессы ребёнка – память становится «мыслящей», восприятие – «думающим» [Жинкин, 1958, c. 194]. Это позволит проходить к выводам, создавать обобщения, выстраивать простейшие умозаключения, проводить аналогии.

Не просто так среди народа говорят: прежде, чем сказать, следует подумать. Это правило направляет говорящего на то, чтобы ни семантика слова, ни смысловые связи языковых единиц (слов и частей сложных предложений) не противоречили логике, так сказать внутренней закономерности связи слов или предикативных частей в сложных предложениях, и чтобы обоснование излагаемого основывалось на причинно-следственные отношения.  Нам интересны результаты гендерных исследований с точки зрения интересующей нас проблемы. Большое количество исследователей отмечают, что речевое развитие женской половины по всем направлениям значительно лучше речевого развития мужской половины этого же возраста, что определяет их лучшую успеваемость в начальных классах. В числе возможных версий превосходства вербальных способностей девочек: особенности воспитания на ранних уровнях онтогенеза; девочки более чаще вступают  в диалог по сравнению с мальчиками, что, в свою очередь, приводит к развитию коммуникативной стороны речи, увеличению запаса слов, энергичному применению развернутых словесных оборотов; различия игровой деятельности в дошкольном периоде (для девочек более характерны игры, в которых ведущая роль отводится взаимоотношениям между людьми, животными, исследованию чувств, эмоций окружающих, для большинства сверстников мальчиков – характерны более подвижные, спортивные игры).  Изучив степень и особенности сформированности навыков письма у младших школьников с учетом гендерной принадлежности, О.Ю. Крещенко приходит к следующим выводам:

– во время окончания начальных классов грамотное оформление письменной речи у мальчиков сформировано гораздо хуже, чем у одноклассниц;

–   мальчики формируют почерк с большим количеством ошибок, чем у одноклассниц (это можно объяснить более качественным развитием мелкой моторики рук у девочек, поэтому они без затруднений лепят, рисуют, вырезают, шьют…);

–  сформированности навыка письма у мальчиков во многом определяется уровнем развития зрительно-моторного компонента письменной речи, а также на каком уровне находится его грамматический строй речи и словарный запас;

– комплексное сравнение взаимосвязей различных компонентов речевого развития и сформированности навыков письма у детей девяти-десяти лет указывает, что при окончании начальных классов их количество и скученность более выражена у девочек, чем у мальчиков, что может раскрывать нам лучшую успеваемость девочек по сравнению с мальчиками [Айвазян, 2011, c. 25].

По этой причине основываясь на вышеупомянутые отличительные черты письменной речи младших школьников можно сформулировать положение о неизбежности обучения письменной речи детей, которое должно отражать:

– мотивацию ребенка, в основе которой лежит его целенаправленный интерес к общению;

–    взаимосвязь осознанного письма и чтения;

– развитие логического мышления, способности к обобщать информацию, абстрагировать ее;

– обучение детей для выработки принципиально новых знаний, приемов умственной деятельности для присоединения его в процесс творческого поиска;

– формирование личностных, прежде всего духовно-нравственных и интеллектуальных качеств ребенка;

– принадлежность формирования навыков письма как у мальчиков, так и у девочек [Луриа, 2003, c. 260].

1.3. Методы и приемы формирования письменной речи

младших школьников

Формировать письменную речь младших школьников во время уроков русского языка возможно с помощью следующих групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования.  

Имитативные методы так же можно назвать методами «по образцу». В имитационных методах имеет место анализ образцовых текстов, синтез личных языковых конструкций, поисковая деятельность – выбор слов и других средств языка, моделирование примерных текстов и построение по этим моделям предложений и текста, обобщение, вывод правил и так же творчество – пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, изображениями, преувеличениями, художественное чтение и рассказывание, несамостоятельное и собственное литературное творчество [Львов, 2011, c. 140].

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой широкий ряд приемов, типов школьных работ: это всевозможные виды пересказа изученных текстов, письменные изложения различных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрациями, и изменениями жанра. В запасе методов «по образцу» входят и гораздо более мелкие, частные упражнения: составление предложений или частей текста по типу данного или по модели, она так же, может быть составлена учащимися; проработка произношения, интонации, пауз, ударений повторяя деятельность учителя, а именно – по пониманию идеи автора – писателя или на основе художественного исполнения, различные произведения и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих секциях – перевод текста, имитация. «По примерам» учащиеся работают над типами речи и над всевозможными жанрами: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилем, композицией, содержанием особенностей рассказа, статьи, журнальной колонки, отзыва о прочитанном произведении или о театральной постановке, характеристики, а также над составлением так называемых «деловых бумаг» – объявления, заявления, делового письма, сообщения, записей в дневник [Гражданцева, 2017, c. 47].

Имитативный метод более чем развит в начальных классах, однако он не может быть полным: обучение «по образцам» всего лишь подготавливает школьников к другим методам развития речи. Коммуникативные методы основываются на теорию речевой деятельности, в основном на оценку речевого акта: метод считает все его этапы – и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий: организация речевых ситуаций или выбор их из множества этапов жизни; труд, туристические походы, экскурсии, изображения, исключительно для это организованные обзоры, различные способы увеличения количества материала, эмоций; различные виды деятельности, которые вызывают необходимость высказываний; написание картин, ведение журналов и дневников; организация сюжетов по воображению, а именно фольклорных; выбор разнообразных жанров – выступлений на телевидении, радиопередачах, рекламных роликах. Этот способ предполагает систему умений школьников, создаваемые в процессе различного рода письменных и устных речевых заданий – сочинений и многого другого.

 В основном 7 групп данных умений, которые друг за другом создают данную методику:

– умения, объединенные с темой сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, иерархией тем, разворачиванием темы;

– умение подчинить свое сочинение определенному смыслу, показать в нем свою идею, свою позицию, свои переживания, отношение к людям, их поведению и др.;

– умения вбирать, приобретать материал, выделять важное, главное и второстепенное в зависимости от темы и замысла;

– умение группировать информацию, использовать его, продумывать его и составлять план, работать над композицией – началом, завершением;  

– умения в рамках языковой подготовки текста: готовить словарь в соответствии с темой, вычленять слова, словосочетания, фразеологию, о6разы; подготовка частей будущего текста, в устном варианте – продумывание интонаций, обращений и др.;

– умение составлять текст – в устной речи – выдумывать, в письменной – вести записи без ошибок, располагать текст на листах, разделять его на абзацы;

– умение совершенствовать то что написал, изменять, проверять орфографические и пунктуационные ошибки.

Метод конструирования – синтетический метод. Он соотносится с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста рассматриваются и моделируются, и в дальнейшем конструирование своих текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, так как он гарантирует мотивацию речи, ее эффективность, отражает социальные и личностные функции речи [Вождаева, 2015, c. 253].

Метод конструирования текста имеет большой набор приемов и типов речевых упражнений; большое количество из них как правило выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они попадают в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Данная словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и создание их определений, сравнение предметов, природных явлений по их признакам, упражнения, основывающиеся на теории текста: моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, изменение данного текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов всевозможных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, наряду с тем разных жанров: рассказа, зарисовки пейзажа, описания картины, очерка, статьи в журнал, письма, театральной постановки; передача сюжета в диалогической форме. Развивать связную письменную речь школьников – означает прививать конкретные умения:

 1) осмысление темы;

 2) сбор материала;

 3) расположение материала;

 4) использование средств языка;

 5) исправление, совершенствование, улучшение написанного [Айнетдинова, 2008, c. 64].

Письменные упражнения, например, сочинения и изложения, изучаются в начальной школе недавно, но письменные речевые упражнения мелких форм и устные упражнения по развитию речи необходимо организовывать регулярно. Достижение цели обучения достигается только тогда, когда каждое упражнение представляет собой нужное звено в цепи упражнений и выполняется систематически.

Выполнение упражнений, в частности творческих, по всей видимости должно стать для школьников обычным делом.

Взглянем на виды упражнений по развитию письменной речи школьников, которые позволят нам увеличить уровень речевой культуры детей в младших классах.

Можно выделить две группы:

1 группа – упражнения, связанные с работой над предложением;

2 группа – это упражнения при непосредственной работой с текстом.

Виды работ над предложением:

1. Ответы на вопросы (обязательно полные ответы).

2. Формулировка вопроса к предложению.

3. Передача предложения по вопросам и без вопросов.

4.Создание словосочетаний разных типов и их добавление в предложения.

5. Составление предложений на различные темы (о быте, о окружающем мире, о книгах, о Родной земле и пр.).

6. Составление предложений основываясь на изображения, прочитанный текст; наблюдение за природой или изменением погодных условий.

7. Объединение двух-трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

8. Изменение данных предложений с заменой некоторых слов на другие, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: школьники – ребята – они; глаголов пр. времени глаголами настоящего времени; глаголы первого лица глаголами третьего лица).

9.Реконструкция измененного предложения (имеются слова в хаотичном порядке или в начальной форме, которые нужно расположить в правильном порядке и согласовать между собой).

Средний размер предложений у учащихся начальной школы – не менее шести слов. Виды работ над текстом:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Такое упражнение способствует нахождению границы предложения и в своей речи.

2. Деление сплошного текста на абзацы.  Данное упражнение нацелено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную благодаря лексических средств (однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путём правильного разделения с помощью абзацев.

3. Деление сплошного текста на абзацы  это подготовительная работа при обучении детей составлять план рассказа [Винокурова, 2010, c.255].

4. Составление связного текста из указанных абзацев – является тренировочным упражнением при подготовке к работе над изложением. Цель данной работы – подготовить школьников тщательней понимать содержание произведения и связь между частями, а потом укрепить навык последовательного изложения текста.

5. Составление связного текста из данных предложений – подготовительное упражнение к изложению. Создавая текст из отдельных предложений, школьники усваивают главные требования к связной речи – последовательное изложение своих мыслей.

6. Составление связного текста из искажённых предложений. Главная цель этих упражнений – усвоение школьниками порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения предполагают выработку у учащихся навыка «строить» предложения так, чтобы каждое слово выражало мысль четко и как можно просто.

7. Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Данные диктанты способствуют совершенствованию речевых навыков школьников, развивают умение подчеркивать основное в содержании, увеличивают объём внимания. Подготовка начинается со знакомства школьников со всем текстом целиком. Далее педагог воспроизводит отдельные абзацы текста два раза, а дети читают текст свободно, делая все возможное для правильной и последовательной передачи содержания.

8. Такие упражнения способствуют формированию навыка запоминания; у детей повышается внимание, сообразительность, развивается логическая память [Мессеняшина, 2007, c. 174].

9. Рассказ с элементами описания –  самое главное описания состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предмета и явлений. При анализе текстов с элементами описания необходимо уделять большее внимание на значение данного описания для выражения основной мысли рассказа, т.к. дети в основном упускают описания, не всегда используют их в своих сочинениях и изложениях.

10. Выборочное выписывание из текста по заданию – является работой над отдельной темой. Имеется в виду запись не всего текста, а некоторые слова, словосочетания или предложения в соответствии с заданием. Скажем так, в рассказе С. Иванова «Каким бывает снег?» необходимо найти слова, которые автор использует для описания снега. Для текста рассказа В. Бианки «Лесной праздник», необходимо найти в тексте часть отрывка, где показывается, каким образом лесные звери веселятся [Кобякова, 2013, c.23].

11. Ответ на вопрос в письменной форме. Такое упражнение сможет научить школьников правильно выстраивать предложения для точной и ясной передачи содержания текста.

12. Составление краткого рассказа. Вопрос обучения составления краткого изложения является сложной задачей в работе над изложением. Данная работа должна идти параллельно с обучением краткому пересказу во время уроков чтения. Труднее всего пересказать и кратко записать, чем передать содержание в большом объёме. Уменьшение текста не способно происходить из-за простого удаления некоторых слов, предложений и абзацев. Это незамедлительно приводит к логическим разрывам в передаче содержания. Школьник должен высказаться об основной информации своими словами [Махмудов, 2012, c. 354].

13. Замена в тексте лица рассказчика. Данное упражнение имеет грамматический характер. Однако замена 1-го лица приводит к потребности некоторых изменений в тексте. Да бы успешно выполнить данное упражнение, ребенок должен поставить себя на место главного персонажа. Определить его характеристики, особенности, сколько ему лет, понять темперамент, увидеть происходящее его глазами.

14. Творческий диктант. Данном упражнении необходимо изменить грамматические формы слов, добавить в предложение второстепенные члены, которые подойдут по смыслу, убрать не нужные слова или заменить их другими, более подходящими по смыслу.

15. Составление текста, по опорным словам, составление рассказа по данному началу или по его концу – один из видов творческой работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью увеличения речевых «заготовок», деталей для будущего рассказа или сочинения [Иванов, 2012, c. 256].

16. Творческие изложения создают у детей умение самостоятельно излагать свои мысли, становятся основными ступенями к сочинению.

17. Сочинение – это вид письменной работы школьника, который представляет собой изложение своих мыслей, знаний на данную тему. Сочинение требует самостоятельности ребенка, активности, увлечённости, способности добавить что-то свое, приватного в текст. Это способствует становлению личности школьника [Измайлова, 2012, c. 164].

В данном параграфе мы рассмотрели имитативные, коммуникативные методы и метод конструирования для совершенствования письменной речи; приёмы и типы упражнений, все они прививают в начальной школе ряд конкретных умений.

Мы привели классификацию видов упражнений по развитию письменной речи учащихся.

Подводя итоги разбора основного теоретического материала по вопросу формирования письменной речи младших школьников, мы можем с уверенностью выделить основные положения:

– письменная речь формируется исключительно в условиях целенаправленного, специально организованного процесса и представляет собой один из главных видов речевой деятельности ребят младшего школьного возраста;

– письменная речь имеет конкретную специфику, ее сложность и неоднородность имеется благодаря взаимосвязи речи и мышления, развитие письменной речи получается во время уроков русского языка с использованием метода конструирования и метода имитативных и коммуникативных воздействий;

– не последнее значение имеет стратегия правильного мотивирования, с целью возникновения у детей желания делится своими мыслями и эмоциями.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Диагностика письменной речи младших школьников

Опытно экспериментальная работа по формированию письменной речи младших школьников, была проведена на базе «СОШ №21». В эксперименте приняли участие ребята из 4Б класса в количестве 15 человек, класс обучается по программе «Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Цель диагностики – выявить уровень развития письменной речи учеников 4 класса.

Педагогический эксперимент состоял из 3 этапов:

  1. Констатирующий
  2. Формирующий
  3. Контрольный.

На начальном этапе нам нужно сформулировать критерии для оценки уровня развития речи. В нашем исследовании затронем только те умениями письменной речи, которые представляются нам наиболее важными на данном этапе работы с учащимися. Затем опишем показатели каждого уровня

  1. Умения, связанные с пониманием темы изложения или сочинения; раскрытием темы, а также определением подтем; смысловая цельность, логика: речевая связность и последовательность изложения, умение выразить в нем свою мысль, эмоции, отношение к героям, их поступками.
  1. Уметь систематизировать материал, логически верно располагать, анализировать и составлять план, работать с текстом над его началом, основной частью и завершением. Оформление текста в письменном виде, деление на абзацы и аккуратность написания.
  2. Уметь подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию и прочие средства художественной выразительности.

По каждому критерию были определены показатели сформированности умения на определенном уровне. Критерии и показатели сформированности диагностируемых умений письменной речи представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Критерии и показатели сформированности умений письменной речи

Критерии

Показатели

Баллы

А. Умения, связанные с темой изложения или сочинения

1.Определение главной  мысли и раскрытие темы:

а) главная мысль раскрыта

б) главная мысль раскрыта не полностью

в) главная мысль не раскрыта или ошибочно определена

2. Смысловая цельность, логика:

а) смысл передан верно, логические ошибки отсутствуют;

б) смысловая цельность, связность не нарушены, но допущена 1 логическая ошибка

в) в работе нарушена смысловая цельность или допущено 2 и более логических ошибок

3. Речевая связность и последовательность

изложения:

а) связность и последовательность изложения не нарушена;

б) нарушение последовательности изложения, утрата связности текста

4. Умение выразить свою позицию, отношение к лицам и их поступкам (формулировать вывод):

а) в выводе отражён смысл текста, передано личное понимание

б) не полностью передан смысл текста или личное понимание

в) нет вывода или не передали смысл текста и личное понимание

2

1

0

2

1

0

1

0

2

1

0

В.Умение систематизировать материал

1. Заглавие

а) Оглавление соответствует основной мысли текста

б) Оглавление не соответствует основной мысли текста

2. Составление плана

а) план составлен в соответствии с текстом, присутствуют все необходимые пункты,

б) ошибки в одном из пунктов плана,

в) 2 и более ошибок в пунктах или отсутствие плана

3. Абзацное членение

а) количество абзацев определено верно

б) допущена 1 ошибка в абзацном членении

в) допущено 2 и более ошибок в абзацном членении, или оно отсутствует

1

0

2

1

0

2

1

0

С. Умения в области языковой подготовки текста

Выразительность речи

а) речь выразительна, богата эпитетами и другими средствами выразительности, отсутствие лексических повторов,

б) бедность, скудность словаря и однообразие грамматического строя речи, наличие лексических повторов

Объём изложения:

а) 70-80 слов

б) менее 70 слов

1

0

1

0

Методика диагностики. Для выявления уровня развития письменной речи у учащихся 4 класса нами была разработана группа заданий, которые в свою очередь усложняются для достижения объективности при определении степени овладения письменной речью.

Задание 1.

Из предложенных слов составьте три предложения.

Задание 1.1

«Наступила на деревьях в воздухе почки летняя начинают царит пора набухать атмосфера праздника»

Задание 1.2

«Зимой должны заботится о них мы тонкая шерсть животные у которых поэтому очень мерзнут»

Задание 1.3

«Зимой – очень необычное рыбалка занятие и не простое богатым улов бывает однако»

Здесь оценивается смысловая цельность и логика (критерий А1):

а) верно составлены 3 предложения – 1балл

б) составлены 3 предложения, но нарушен порядок слов в них или составлено менее 3х предложений – 0 баллов.

Задание 2.

Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности.

Задание 2.1

«Он был рыжий длинноухий. Однажды Катя со своей мамой встретили щенка на детской площадке. Катя взяла его на руки, погладила по голове и сразу же придумала ему имя. И мама с радостью согласилась забрать Рыжика. Девочка очень хотела забрать его домой, чтобы любить и заботится о нем. Его блестящие глаза никого, не могли оставить равнодушным, а игривый хвост мигом поднимал настроение».

Задание 2.2

«Его любимым занятием был серфинг и поиск необычных ракушек. Пете было 10 лет, и он очень любил море. Они жили в небольшом домике на берегу моря, который принадлежал его тете, но все свободное время Петя проводил у моря, ведь у него было любимое дело. Мальчик был заботливым и очень добрым. Он был рад провести летние каникулы у своей любимой тетушки, которая присматривала за ним».

Задание 2.3

«Вся наша семья любит бабушкино какао. Она добавляет 2 ложки сахара, 1 ложку корицы и 5 ложек самого настоящего какао. Какао-это очень вкусный напиток. Моя бабушка варит самое вкусное какао в мире. Его любят все, даже взрослые. Варит его в течение двух минут и постепенно вливает молоко, ждет одну минуту и разливает по кружкам».

В этом задании проверяем уровень связности речи и последовательность изложения (критерий А2):

а) все предложения распределены в правильной последовательности – 2 балла

б) допущена одна ошибка – 1 балл.

          в) допущено две и более ошибок – 0 баллов.

Задание 3  Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.

Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение.

Выпишите трудные для написания слова.

Напишите изложение. Проверьте себя.

«Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа».

Написанное изложение оценивается по всем критериям и показателям, отраженным в таблице 1.

Результаты выполнения учащимися диагностических заданий представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2

Результаты выполнения учащимися диагностических заданий

Учащийся

Количество баллов по критериям

                                Задание

№1

№2

№3

А2

А3

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

Алена С.

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Евгений К.

2

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

Екатерина Б.

2

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

Илья Г.

2

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Игорь К.

      2

      1

1

2

 1

0

1

1

1

 1

 1

Кирилл Ш.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

Мария Б.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

  Марк С.

      2

      1

1

2

 1

0

1

1

1

 1

 1

 Роберт Х.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

 Регина Т.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

 Тагир Х.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

Ульяна И.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

Шамиль Б.

      2

      1

1

2

 1

0

1

1

1

 1

 1

Шамиль Ш.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

Яна Б.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

Путем нахождения суммы баллов, полученных за выполнение всех диагностических заданий, мы определили уровень письменной речи:

Низкий уровень– 6-9 баллов;

Средний уровень– 10-13 баллов;

Высокий  уровень– 14-16 баллов;

Максимальный балл – 16.

Результаты уровня сформированности умений письменной речи обучающихся представлены в таблице 2. 3.

Таблица 2. 3.

Результаты выявления уровня развития письменной речи учащихся

Учащийся

Количество баллов

Уровень сформированности

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Сумма

письменной речи

Алена С.

8

3

2

13

Средний

Евгений К.

6

3

2

11

Средний

Екатерина Б.

6

0

0

6

Низкий

Илья Г.

6

2

2

10

Средний

Игорь К.

7

3

2

12

Средний

Кирилл Ш.

10

4

2

14

Высокий

Мария Б.

7

1

2

10

Средний

  Марк С.

7

3

2

12

Средний

 Роберт Х.

10

4

2

16

Высокий

 Регина Т.

7

1

2

10

Средний

 Тагир Х.

10

4

2

14

Высокий

Ульяна И.

7

1

2

10

Средний

 Шамиль Б.

7

3

2

12

Средний

 Шамиль Ш.

10

4

2

16

Высокий

 Яна Б.

7

1

2

10

Средний

Таким образом, мы пришли к заключению, что большинство учащихся 4Б класса МАОУ «СОШ №21» – обладают средним уровнем развития письменной речи.

Проанализировав письменные работы учащихся, мы смогли увидеть, что на низком уровне развития находятся: умение систематизировать материал,  выражать свою позицию, делать обобщение написанного и формулировать вывод. Требуют значительной доработки такие умения как: составление плана текста и соблюдение абзацного членения. Не стоит оставлять без внимания такие важные умения, в реализации которых были допущены ошибки, как  умение подбирать лексику для выражения своих мыслей, а также логичность и последовательность в изложении мыслей.

Для решения этих проблем необходимо последовательно формировать умения письменной речи на уроках русского языка.

2.2. Организация формирующего этапа эксперимента

         Развивать речь детей – значит, постоянно работать над её содержанием на всех уроках, учить построению предложений, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога, перед которым постоянно встаёт вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.

На констатирующем этапе эксперимента нами были выявлены ошибки в работах учащихся, мы увидели, какие умения недостаточно сформированы и, проанализировав типы ошибок, смогли подобрать упражнения, и разработали на их основе задания, позволяющие повысить уровень письменной речи с учетом диагностируемых умений.

Сочинение по картинам.

Этот вид сочинений позволяет реализовать межпредметную связь русского языка с учебным предметом "Изобразительное искусство". Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции), иллюстрации, представленные в учебниках разных учебных предметов, т.к. картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

        Фрагмент урока написания сочинения по картине.

Планируемые предметные УУД:

         знакомство с национальной культурой на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников;

          умение делить текст на логически законченные части, выделять главную мысль и составлять план текста, выделять ключевые слова, словосочетания и предложения, пользоваться лексическим, синтаксическим богатством языка;

        На подготовительном этапе на доске была представлена картина Салавата Ахметшина «Всадник». Проведена речевая разминка с целью актуализации лексики для написания сочинения. Формулирование цели написания сочинения, его основной мысли. Создание коллективного плана. Запись на доске и в тетради.

        1. Вступление. Первое впечатление детей при просмотре картины. Затем они придумывают заголовок  к данной картине.

        2. Основная часть. Пейзаж картины. Учащиеся описывают что изображено (какие краски и цвета использовал художник).

        3.  Заключение. Выводы по картине и рефлексия.

        Практический этап. Создание учащимися текста сочинения. Учитель помогает подбирать слова для передачи своих впечатлений.

        Заключительный этап. Редактирование черновика сочинения.

        Домашнее задание – переписать сочинение на чистовик.

        Сочинение по наблюдениям.

Сочинения такого типа позволяют устанавливать межпредметную связь русского языка с "Окружающим миром" и задействовать различные ЗУН. Наблюдательность очень важна для развития речи, работая над развернутым описанием, учащиеся выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний [Приводится по: Андреевой, 2013].

Фрагмент урока написания сочинения «По знаковым местам».

 Планируемые предметные УУД:

 понимание темы текста и умение определять её границы; отбор и систематизирование материала в соответствии с темой или основной мыслью;

 умение делить текст на логически законченные части, выделять главную мысль и составлять план текста, выделять ключевые слова, словосочетания и предложения, пользоваться лексическим, синтаксическим богатством языка;

На подготовительном этапе на доске были представлены фотографии достопримечательностей родного города. Проведена речевая разминка с целью актуализации лексики для написания сочинения. Формулирование цели написания сочинения, его основной мысли. Создание коллективного плана. Запись на доске и в тетради.

  1. Вступление. Кто, когда, с какой целью совершил осмотр достопримечательностей.
  2. Основная часть. Посещение краеведческого музея.
  3. Заключение. Мои впечатления от экскурсии.

Практический этап. Создание учащимися текста сочинения. Учитель помогает подбирать слова для передачи своих впечатлений.

Заключительный этап. Редактирование черновика сочинения.

Домашнее задание – переписать сочинение на чистовик.

Сочинение загадок.

Данный тип сочинений задействует логическое и образное мышление младшего школьника, развивает фантазию и воображение, а также обогащает словарный запас учащегося. Для развития речи следует возможно использование отрывков из художественных произведений, и различных иллюстраций.

Фрагмент урока написания сочинения загадки.

Планируемые предметные УУД:

  развитие письменной речи, мышления, памяти и наблюдательности у учащихся четвёртого класса;

 расширение кругозора, формирование навыка выделения ключевых слов;

        На подготовительном этапе на доске были представлены вспомогательные картинки по теме урока. Салавата Ахметшина «Всадник». Проведена речевая разминка с целью актуализации знаний для сочинения загадок. Формулирование цели сочинения загадок, знакомство со структурой загадки. Создание коллективного плана. Запись на доске и в тетради.

        1. Вступление. Пробное составление загадки на основе прослушанного стихотворения Агнии Барто «Наступили холода».

        2. Основная часть. Ознакомление с устройством загадки. Ребята выделяют признаки загадки, описывают основные правила составления загадки и работает с предложенным текстом.

        3.  Заключение. Составление загадки по образцу и рефлексия.

        Практический этап. Самостоятельное сочинение загадки по теме урока. С опорой на вспомогательный материал на доске.

        Заключительный этап. Редактирование собственных загадок под контролем учителя.

        Домашнее задание – переписать загадки на чистовик.

Написание изложения по прослушанному тексту.

Для формирования грамотной и связной письменной речи у учащихся четвёртого класса, невозможно игнорирование изложения. Формулируя своими словами, прослушанный текст или художественное произведение, ребята обогащают свою устную и письменную речь, развивают логическое мышление, учатся высказывать собственные мысли строго по содержанию услышанного.

      Основная задача письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речи тренировать учащихся младших классов составлять такие тексты, которые будут с лёгкостью поняты учеником, а также закрепить уже имеющиеся навыки и сформировать новые умения.

Фрагмент урока написания изложения.

Планируемые предметные УУД:

 развитие письменной речи, памяти и внимательности у учащихся четвёртого класса;

 сформировать умение передавать содержание текста с опорой на план, формирование навыка выделения ключевых слов;

        На подготовительном этапе на доске был представлен примерный план оформления изложения. В основу нашего урока лег тест И. Надеждиной «Северный олень». Проведена речевая разминка с целью актуализации знаний, умений и навыков написания текста. Формулирование цели написания изложения, знакомство с его структурой и групповая работа по составлению плана изложения. Создание коллективного плана. Запись на доске и в тетради.

  1. Вступление. Слуховое восприятие текста И. Надеждиной «Северный олень».

«По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет».

        2. Основная часть. Групповая работа, учащиеся составляют план изложения в процессе анализа текста с опорой на воображаемые картины ребят при прослушивании. Образец плана изложения представлен на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Образец составления плана для сжатого изложения.

3.  Заключение. Написание изложения и рефлексия.

        Практический этап. Самостоятельное работа по написанию изложения, с опорой на план.

        Заключительный этап. Редактирование собственных текстов под контролем учителя.

        Домашнее задание – переписать изложение на чистовик.

Для развития письменной речи нами были разработаны задания, направленные на формирование связной письменной речи у учащихся 4 класса. В комплекс заданий включены сочинения разных видов и изложение. Сочинение по картине, сочинение загадок, сочинение по теме увиденного и сжатое изложение.

Подготовка к упражнения такого характера, обеспечивает формирование таких умений письменной речи, как:

 умение понять тему изложения или сочинения, определить ее границы, раскрыть ее в тексте, подчинить его определенному замыслу;

 умение отбирать и систематизировать материал для раскрытия темы, обдумывать и составлять план;

 умение подготавливать словарь в соответствии с темой.

Целью данного этапа эксперимента являлось повышение качества и уровня сформированности письменной речи, у учащихся 4Б класса МАОУ «СОШ №21».

Выявить положительную динамику или ее отсутствие мы сможем при повторном проведении упражнений в параграфе 2.3, которые направленны на выявление уровня сформированности письменной речи, аналогичные тем, что были использованы на первом этапе эксперимента, но с повышенной сложностью.

2.3. Ход и результаты контрольного этапа эксперимента

Заключительный этап нашей исследовательской работы – проведение контрольного эксперимента.

Цель последнего этапа – выявить изменения, произошедшие в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 4-го класса. Для выявления уровня сформированности навыка письменной речи, мы повторно использовали группу упражнений, представленную в параграфе 2.1.

Задание 1.

Из предложенных слов составьте три предложения.

Задание 1.1

«бабушке с дедушкой, вырасту, то, буду помогать, маме с папой и, когда я, обязательно»

Задание 1.2

«Мы, на выходных, любим, выезжать, с семьей, за город»

Задание 1.3

«Про животных, я, сказки, мультфильмы, и кино, люблю, очень, читать, смотреть»

Здесь оценивается смысловая цельность и логика (критерий А1):

а) верно составлены 3 предложения – 1балл

б) составлены 3 предложения, но нарушен порядок слов в них или составлено менее 3х предложений – 0 баллов.

Задание 2.

Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности.

Задание 2.1

«Это был теплый осенний вечер. Вот такая история приключилась с нами этой осенью. Мы с другом Марком сидели в парке и наблюдали за белками. Другая белка, у которой было белое пятно на ушке, прибежала к нам и мы смогли угостить ее орехами. Три белки прятали орехи в деревья. Вернувшись, белка тоже принялась делать запасы, пряча семечки в дубле».

Задание 2.2

«Тишина. Подъем на эту гору, и свое первое впечатление о ней останется со мной на всегда. Мне кажется, что время остановилось, деревья будто замерли и неподвижны стали листья, а животные вообще словно покинула лес. Первое что мы услышали, когда добрались до вершины горы-это всепоглощающая и освобождающая тишина. Нам казалось, что тихо на столько, что даже звук собственного дыхания казался чем-то новым».

Задание 2.3

«Да, лето – самое любимое время года, и не только для Ани. Раскрасить все стены в кукольном домике, который для нее сделал папа, во время новогодних каникул. Летом девочка наконец-то сможет сшить платье для своей куклы. Летние каникулы самое любимое время в году для маленькой Ани, она ждет этого весь учебный год. Аня с радостью навестит бабушку в деревне, прокатится на коне, которого зовут Вихрь, покормит коров и козлят и насладиться жизнью в деревне на свежем воздухе.»

В этом задании проверяем уровень связности речи и последовательность изложения (критерий А2):

а) все предложения распределены в правильной последовательности – 2 балла

б) допущена одна ошибка – 1 балл.

          в) допущено две и более ошибок – 0 баллов.

Задание 3  

«Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа».

Написанное изложение оценивается по всем критериям и показателям, отраженным в таблице 1.

Результаты выполнения учащимися диагностических заданий представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Результаты выполнения учащимися диагностических заданий

Ученик

Баллы по критериям

Задание

Задание

Задание 3

1

2

А2

А3

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

Алена С.

2

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

Евгений К.

2

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

Екатерина Б.

2

1

1

2

1

1

0

1

0

0

1

Илья Г.

2

1

1

2

1

1

0

2

1

1

1

Игорь К.

      2

      1

1

 2

 1

0

1

1

1

 1

 1

Кирилл Ш.

      2

      1

2

 2

 1

2

1

2

2

 1

 1

Мария Б.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

 Марк С.

      2

      1

1

2

 1

0

1

1

1

 1

 1

Роберт Х.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

Регина Т.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

Тагир Х.

      2

      1

2

 2

 1

2

1

2

2

 1

 1

Ульяна И.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

Шамиль Б.

      2

      1

1

2

 1

0

1

1

1

 1

 1

Шамиль Ш.

      2

      1

2

2

 1

2

1

2

1

 1

 1

Яна Б.

      2

      1

2

1

 1

0

1

0

0

 0

 1

Путем сложения суммы баллов, полученных за выполнение всех диагностических заданий, мы определили уровень письменной речи:

Низкий уровень– 6-9 баллов;

Средний уровень– 10-13 баллов;

Высокий  уровень– 14-16 баллов;

Максимальный балл – 16.

Результаты уровня сформированности умений письменной речи обучающихся представлены в таблице 2. 5.

Таблица 2. 5.

Результаты выявления уровня развития письменной речи учащихся

Ученик

Количество баллов

Уровень развития

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Общее

письменной речи

Алена С.

8

4

2

14

Высокий

Евгений К.

6

3

2

11

Средний

Екатерина Б.

6

2

2

10

Средний

Илья Г.

6

2

2

13

Средний

Игорь К.

7

3

2

12

Средний

Кирилл Ш.

10

4

3

15

Высокий

Мария Б.

7

1

2

10

Средний

 Марк С.

7

3

2

12

Средний

 Роберт Х.

10

4

2

16

Высокий

 Регина Т.

7

1

2

10

Средний

Тагир Х.

10

4

3

15

Высокий

Ульяна И.

7

1

2

10

Средний

 Шамиль Б.

7

3

2

12

Средний

 Шамиль Ш.

10

4

2

16

Высокий

 Яна Б.

7

1

2

10

Средний

Полученные в ходе исследования данные указывают нам на то, что уровень сформированности письменной речи у учащихся повысился по сравнению с началом исследовательской работы. Упражнения, которые мы использовали на формирующем этапе нашего эксперимента зарекомендовали себя как высоко эффективные и применения аналогичных заданий в практической деятельности считаем целесообразным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование письменной речи – это продолжительный процесс, успешность которого напрямую зависит от учителя. Диагностика недостатков на раннем этапе формирования письменной речи помогает избегать ошибок в дальнейшем, и исправлять их. На наш взгляд, первостепенной целью анализа ошибок и недостатков письменной речи учащихся младшего школьного звена является подбор соответствующего методического материала, который в свою очередь будет отвечает всем требованиям ФГОС. Речевые и письменные упражнения, как правило, не дают значительного эффекта в короткий срок, однако систематическая работа по формированию и развитию письменной речи младших школьников обязательно приведёт к успеху.

Нами была выявлена необходимость обучения письменной речи школьника при одновременном развитии его логического мышления и способности к обобщению, абстрагированию. Обучения учащегося приемам умственной деятельности с целью включения его в процесс творческого поиска, выработки нового для него знания, развития личностных, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.

В результате теоретического анализа литературы по вопросу формирования письменной речи младших школьников был получен материал, который помог осветить проблему формирования письменной речи младших школьников, позволил выявить её сложную многоуровневую структуру и создать методические рекомендации, определить, что необходимым компонентом успешного развития письменной речи является – высокая мотивация, как самих школьников, так и учителя.

При рассмотрении учебника программы «Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого за 4 класс выявлено, что задания учебника целенаправленно формируют письменную речь учащихся на уровне слова, предложения, текста. После проведения анализа результатов диагностики установлено, что у большинства детей в 4 классе МАОУ «СОШ№ 21» г. Стерлитамак РБ развитие письменной речи находится на среднем уровне.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

 до проведения формирующего этапа эксперимента было выявлено, что 1 учащийся имеет низкий уровень сформированности коммуникативных УУД, у 7 учеников установили средний уровень и только у 2 ребят высокий уровень. После проведения формирующего этапа мы получили следующие результаты: учащихся с низким уровнем сформированности письменной речи не обнаружено, количество учащихся со средним уровнем осталось неизменным, однако теперь 3 учеников обладают высоким уровнем коммуникативных УУД.

 На наш взгляд, именно систематическое и целенаправленное применение специально подобранных упражнений, а также организации групповой работы в классе и позволило нам добиться таких результатов. Таким образом, наше исследование на данном этапе можно считать завершенным.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айвазян О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов: // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 88-92
  1. Айвазян О.О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов:// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 2. – С. 145-148
  2. Андреева И. Б. Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной // Журнал «Начальная школа». – 2013. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/25/priyomy-razvitiya-pismennoy-rechi-uchashchikhsya-v (дата обращения: 14.04.2019)
  1. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника: // Молодой ученый. – 2014. – №14 (73). – С. 243-244
  2. Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Спецвыпуск   №27. – URL:https://e-koncept.ru/2015/75359.htm   (дата обращения: 01.11.2018).
  3. Безруких М.М. Обучение письму: – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. – 607 с.
  4. Безруких М. М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет: // Новые исследования. – 2013. – Вып. 4 (37). – С. 4-19
  1. Бунаков Н. И. Родной язык как предмет изучения в начальной школе. – М.: АПН РФ, 1993. – 412 с.
  2. Бунеева Е.В. Программа по русскому языку: Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев // Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100». – URL: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php (дата обращения: 29.11.2018).
  1.    Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Русский язык и литература» / сост. И. Ф. Протченко, Л.Л. Ходякова, вступ. ст. И. Ф. Протченко, ком. Л. А. Ходяковой. – М.: Просвещение, 1992. – 512 с.
  1. Винокурова О.С. К проблеме психологии письменной речи: // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 67. –  362-364 с. 
  2. Вождаева Е.О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе: // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – С.  252-255
  3.     Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1992. – Т. 2: Проблемы общей психологии. – 504 с.
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 415 с.
  2. Гражданцева ВА. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе: В.А. Гражданцева, Е.Н. Вальтер // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (08). – С. 46-48
  3.     Жинкин Н.И. Механизмы речи: – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1998. – 352 с. 
  1. Иванов С.В. Русский язык. 1–4 классы: программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. – М: Вентана-Граф, 2015. – 382 c.
  1. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: учеб. пособие для студ. филол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1996. – 256 с.
  2. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развития речи младших школьников: /Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. – 2012. – № 1 – С. 164-166
  3. Каляева Ю.А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных. – Магнитогорск, 2002. – 144 с.
  1. Канакина В.П. Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы Школа России. 1-4 классы: пособие для учителей / В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.
  2.     Киселева С.В. Языковая система и речевая деятельность: // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – Т. 8. – 2007. – № 34. – С. 43 – 51.
  1. Кобякова Г.Н. Особенности развития речевой коммуникации младших школьников: // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2013. – № 2. – С. 18 – 24
  2. Колшанский Г.В. Соотношение субъектных и объективных факторов в языке: монография. – М.: Наука, 1995. – 232 с.
  3. Красавина Ю.В. Особенности формирования каллиграфических навыков обучения письму у младших школьников: // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48-1. – С. 19
  4. Крещенко О.Ю. Гендерные особенности речевого развития и сформированность навыков письма и чтения у детей 9 – 10 лет: О.Ю. Крещенко, С.К. Хромова // Новые исследования. – 2011. – Вып. 4 (29). – С. 14
  5. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1998. – 240 с.
  6. Лурия А. Р. Язык и сознание: под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.
  7. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся: М. Р. Львов // Русский язык: научно-педагогический журнал. – 2011. – №4. – С. 24 - 28.
  8. Малкина Е.В. К вопросу о подготовке детей к обучению грамоте: Е. В. Малкина // VI Державинские чтения: Молодые ученые, аспиранты. – Тамбов: ТГУ, 2001. – С. 79 - 80.
  9. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для вузов по специальности «Филология». – М.: Высшая школа, 1997. – 272 с.
  10. Махмудов Ш.А. Письменная речь как форма речетворческой деятельности: Ш. А. Махмудов, Т. Г. Никулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14. – 2012. – №2 (6). – С. 140
  11. Месеняшина Л.А. Письменная речь: обучение или освоение // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 22. – С. 83 - 89.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Список сокращений, используемых в выпускной квалификационной работе:

МАОУ «СОШ №21» – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»;

СФБашГУ – Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета;

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

РБ – Республика Башкортостан;

ЗУН – знания, умения, навыки;

УУД – универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие «качество образования». Определяя идеи подхода к понятию «качество начального общего образования», следует отметить, что о...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Особенности формирования письменной речи младших школьников.

В статье представлены основные виды нарушений письменной речи и способы их преодоления....