Методические рекомендации к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 4 классе
методическая разработка (4 класс)

Пеганова Ирина Александровна

Данный урок – путешествие рассчитан на повторение и закрепление пройденного материала по математике и изучение нового материала по окружающему миру по теме «Астрономия». На уроке используются задания разного уровня, где предлагается детям выбрать для решения либо лёгкое задание, либо задание труднее. Ответы у этих заданий одинаковые, поэтому учителю легко проверять правильность их решений. На этом уроке может быть предусмотрена система контроля знаний: самоконтроль по критериям – при проверке устного счёта, взаимоконтроль – в процессе работы, обучающий контроль (контроль учителя) – при самостоятельном выполнении некоторых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 4 классе

Данный урок – путешествие рассчитан на повторение и закрепление пройденного материала по математике и изучение нового материала по окружающему миру по теме «Астрономия». На уроке используются задания разного уровня, где предлагается детям выбрать для решения либо лёгкое задание, либо задание труднее. Ответы у этих заданий одинаковые, поэтому учителю легко проверять правильность их решений. На этом уроке может быть предусмотрена система контроля знаний: самоконтроль по критериям – при проверке устного счёта, взаимоконтроль – в процессе работы, обучающий контроль (контроль учителя) – при самостоятельном выполнении некоторых заданий.

        Самооценка устного счёта происходит по критериям, которые дети предлагают сами, используя опыт работы на уроках математики. Критерии самооценки для устного счёта:

  1. Вычислительные навыки.
  2. Отсутствие арифметических ошибок.
  3. Скорость счёта
  4. Аккуратность.
  5. Алгоритмичность (использование математических законов)

На этом же уроке можно предложить детям оценить свою работу в течении всего урока по следующим критериям:

  1. Я делал научный доклад по астрономии.
  2. Я много работал устно.
  3. Я правильно решил 5 любых заданий, выполняя расчёты по астрономии.
  4. Я узнал много нового по астрономии.
  5. Я хорошо трудился.

Так же можно предложить детям критерии, по которым оценивается коллективная работа:

  1. Уметь делать краткие научные доклады.
  2. Уметь производить математические расчёты.
  3. Уметь делать выводы.
  4. Узнать много нового из астрономии.
  5. Хорошо потрудиться.

Тогда в конце урока учитель, подводя итог, задаёт вопросы, а дети хором отвечают:

- Мы узнали много нового из астрономии? Да!

- Мы делали краткие научные доклады?     Да!

- Мы производили математические расчёты? Да!

- Мы делали выводы?                                        Да!

- Мы хорошо потрудились?                           Да!

Значит, мы – МОЛОДЦЫ?       ДА!!!

Интегрированный урок по окружающему миру и математике с использованием игровой технологии и технологии критериального оценивания в 4 классе.

Тема: «Путешествие по Солнечной системе на математическом корабле».

Учитель школы 266

Пеганова И.А.

Цели и задачи:

  • Формировать знания о Солнечной системе, её строении (составе)

- обобщить и систематизировать знания о небесных телах.

- повторить значение Солнца для всего живого на Земле.

  • Воспитывать чувство гордости и любви к своей планете, бережное    отношение ко всему живому.
  • Повторить и закрепить учебный материал по математике, изученный в 4 классе (приёмы устных и письменных вычислений, решение задач и уравнений (геометрический материал).
  • Развивать наблюдательность, мышление, речь, любознательность и интуицию.
  • Уметь оценивать устный счёт по  составленным критериям.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступление.
  3. Разминка.
  4. Строение Солнечной системы.
  5. Наша планета Земля.
  6. Путешествие в космос (инструктаж перед полётом)

- Посадка на Луну.

- Изучение планет земной группы.

- Пояс астероидов (физкультминутка).

- Планеты-гиганты.

- Плутон и его спутник.

- Кометы.

- Открытие новой планеты.

- Возвращение на Землю.

     7. Итог урока (повторение и закрепление пройденного).

Дети отправляются на «Мечтолёте» в путешествие по Солнечной системе. На протяжении всего урока идёт обобщение и систематизация знаний о небесных телах, формируются знания о строении Солнечной системы, производятся математические расчёты. На всех этапах урока дети получают новые знания о космосе и закрепляют пройденный учебный материал по математике; тренируют вычислительные навыки, мыслительные операции и развивают интуицию; отрабатывают умения по самооценке устного счёта.

  1. Организационный момент.

«Мы дети Галактики,

Но, самое главное,

Мы дети твои

Дорогая Земля».  (Р. Рождественский

  1. Вступление.

Мы начинаем урок окружающего мира и математики. На котором будем говорить о планетах нашей солнечной системы и производить математические расчёты, закрепляя пройденное на уроках математики. Мы совершаем необычное путешествие во времени по космическому пространству, побываем в будущем.

        Вчера 12 апреля наша страна отмечала День космонавтики. 21 марта человечество праздновало День Земли, а 23 апреля – международный День Астрономии. Прежде чем подняться в космос, космонавты долго тренируются, преодолевая физические и умственные нагрузки. Вот и мы проведём такую тренировочную разминку перед полётом.

  1. Разминка  (устный счёт и проверка знаний по теме «Солнце – звезда».)

Прежде чем выполнять устный счёт, давайте подумаем по каким критериям вы его оцените. Ваши предложения… (дети называют критерии из опыта предыдущей работы.)

Критерии для самооценки:

  1. Вычислительные навыки.
  2. Отсутствие арифметических ошибок.
  3. Скорость счёта
  4. Аккуратность.
  5. Алгоритмичность.

Итак, для зрительного устного счёта время отводится 2 минуты. Начинайте…

1 часть разминки – зрительная.

Запишите только ответы:

234×3=704                (834+295)-343=795                325+67+175+233=800

276:6=46                915-(399+115)=401                4×897×25=89700

43×15=645                624-167-233=224                        2×69×5×5×20=6900

2 часть разминки – слуховая

Записываем только решение и ответ с наименованием:

  • Итак, запуск 1-го искусственного спутника земли был произведён в 1957 году. Он открыл эпоху космической эры. Сколько лет продолжается освоение космоса?       2013г-1957г=56 лет
  • Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил 1-ый полёт на космическом корабле «Восток». Запуск с космодрома Байконур был осуществлён в 9 час.07 мин. Утра, приземлился Гагарин в 10час. 55 мин. Сколько минут длился первый полёт?

10ч.55мин.- 9ч.07мин.=1ч.48 мин.=108 минут.

  • Высота летающих спутников над поверхностью Земли 6400 км. Скорость спутника, выводимого на орбиту, 8 км/сек (это 1-ая космическая скорость). Какое время потребуется, чтобы спутник вывести на орбиту? 6400:8=800 сек.=13 мин.20 сек.
  • Ежедневно на Землю падает 2000 тонн пыли и пепла от сгоревших метеоритов (метеориты – это обломки космических тел (комет, астероидов), упавших на Землю. Они сгорают, пролетая слои атмосферы, и на Землю падают пепел и пыль). Сколько это тонн?

2000×365=730000(т.)

Подведём итог (проверка результатов):

  • Оцените свою работу по критериям.
  • Поставьте себе оценку на полях.

3 часть разминки:

- А теперь поговорим о нашем Солнце. Вспомним, что мы знаем о Солнце?

Слайд 1. «Солнце» (с музыкой).

- Заполним кроссворд: Слайд 2.

1. Что Солнце даёт необходимого для жизни?

2. Какое химическое вещество, взрываясь и сгорая, заставляет солнышко светить?

3. Солнце светит, а кроме света, что ещё оно нам дарит?

4. Солнечная оболочка в виде лучистого сияния (как называется?)

5. В солнечной короне грандиозные по размерам вспышки?

6. Как называется раскалённый газовый шар, который излучает тепло и свет?

- Какое ключевое слово получилось?  (СОЛНЦЕ)

- Что ещё мы знаем о Солнце?

* Солнце – это звезда, раскалённый газовый шар, в центре которого идут ядерные реакции.

* Существует приблизительно 5 млрд. лет и ещё столько же будет излучать неизменный поток энергии.

* Каждую секунду в нём сгорает 4 млн. тонн водородного топлива. Поэтому Солнце светит и с его поверхности в космос вырываются струи раскалённого газа.

  1. Строение Солнечной системы.

Солнце – это звезда. Вокруг него вращаются планеты. Планета – греческое слово, обозначающее «странник». Планеты – это не звёзды, а тела, движущиеся вокруг звёзд. Каждая планета движется по собственной орбите. Если планета – это не звезда, то почему же она излучает свет? Ваши предположения?

- Атмосфера отражает солнечные лучи, а следовательно планеты светятся отражённым светом, а цвет зависит от того вещества, которое преобладает в атмосфере.

        Как же устроена наша Солнечная система? Слайд 3. Планеты.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Астрономы считают, что планеты образовались из огромных облаков газа и пыли, вращающихся вокруг Солнца. Постепенно сжимаясь, частицы пыли и газа слипались в плотную массу и превратились в планеты. Ближе к солнцу планеты как твёрдые шары. Это 4 маленькие планеты, состоящие из горных пород и минералов – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они называются планетами земной группы. Далее расположены 4 планеты-гиганты, состоящие в основном из газов. У них нет твёрдой поверхности, зато они имеют мощную атмосферу. Это – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все они имеют много спутников и кольца.

        Итак, в Солнечную систему входят:

  • Солнце – это звезда – раскалённый газовый шар, который излучает тепло и свет.
  • Планеты – это огромные шары из твёрдых пород или газа, которые обращаются вокруг своей звезды, светят отражённым солнечным светом.
  • Группа планет со своей звездой называется Солнечной системой.
  • Спутники планет – это маленькие планеты, вращающиеся вокруг своих планет и удерживающиеся на орбите, благодаря силе притяжения.
  • Астероиды – это планеты-крошки, размеры которых не менее 1 км, а самый большой из известных имеет диаметр 770 км.
  • Тела меньших размеров – это метеороиды.
  • Метеориты – обломки комет, астероидов, упавшие на землю
  • Яркие искорки, вспыхивающие на небе, пролетающие и оставляющие тонкий след – это метеоры. Это песчинки и камешки, прилетающие из космоса, а от трения о воздух, раскаляются и светят.
  • Комета – это ядро с длинным хвостом из газа и пыли. При встрече с Землёй даёт метеорный поток.

  1. Наша планета Земля. Слайд 4. Земля.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

Планета Земля образовалась примерно 4,5 млрд. лет назад. Единственная, где есть жизнь, благодаря атмосфере богатой кислородом и большим водным пространством, т.к. 2/3 поверхности – это Мировой океан. Газовая оболочка – атмосфера, состоит из кислорода, углекислого газа, азота и других примесей. Диаметр Земли 12742 км.

Период обращения по орбите 365 суток 5 час. 56 минут. На Земле 800 действующих вулканов, которые доказывают, что внутри планеты происходят сложные химические процессы. Земля, подобна большому шару, разделённому на слои. В центре крепкое ядро, состоящее большей частью из железа. Далее мантия, состоящая из раскалённых каменных пород. Затем поверхностный слой – твёрдая кора.

Работа с экологическим словарём.

- Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 98. Найдите и прочитайте, что такое кора Земли?

- Верхний слой, содержащий много полезных ископаемых.

- Решите задачу:

Радиус Земли – 6300 км.

Ядро составляет – 3/9 от радиуса,

Мантия – 66%,

А остальное – кора.

Толщина коры -?

Ядро                мантия        кора

3/9 -?                66% - ?        ?

1). 6300:9×3=2100 (км) – толщина ядра.

2). 6300:100×66=4158 (км) – толщина мантии.

3). 6300 – (2100+4158)=42 (км).

Ответ: 42 км толщина коры.

  1. Путешествие в космос.

Инструктаж перед полётом.

- С разминкой справились, но прежде чем отправляться в путешествие, прослушайте инструктаж перед полётом:

- Ваша тетрадь – это журнал пилота.

- Эту работу  вы  будете оценивать  снова сами. Напротив верно выполненных заданий поставьте -       ;

-  В конце путешествия подсчитайте количество звёздочек и оцените свою работу.

- Поставьте ?, если задания покажутся очень сложными.

- Поставьте !, если выполняли задания легко, с удовольствием.

- А теперь, представьте, что сейчас не 2013 год и не 21 век, а 22 век, 2106 год 13 апреля. Наша школа. Урок окружающего мира. Мы отправляемся в межпланетное путешествие изучать планеты нашей Солнечной системы на школьном «Мечтолёте»! Выбирайте любой из них и в путь! (на стене рисунки детей с изображением  космических кораблей). Слайд 5. Звёздное небо. Музыка.

  • Посадка на Луну. Слайд 6. Луна.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Луна – единственный естественный спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы привязана к Земле, вращается вокруг нашей планеты. Поверхность – горы, кратеры, воронки. Постоянные бомбардировки Луны крошечными метеоритами. Атмосфера практически отсутствует, поэтому резкие перепады температур: днём +130 С, а ночью до – 170 С. Нет ни воздуха, ни воды, ни жизни. Масса в 80 раз меньше Земли. Луна вокруг Земли делает полный оборот за 28 суток. От Земли до Луны 380000 км.

Учитель: Яблоко падает вниз. Земля его притягивает. Вода льётся вниз. Земля её притягивает. Земля держит Луну (притягивает её). ЭТО ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ.

- НА странице 96 в экологическом словаре, прочитайте как звучит этот закон. Именно из-за Всемирного тяготения, планеты не разлетаются в разные стороны, а вращаются вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли.

-Решите задачи:

1. Вес любого предмета связан с силой притяжения. Чем больше эта сила, тем тяжелее предмет. Все планеты имеют разные размеры, поэтому один и тот же предмет будет весить по-разному на разных планетах.

- Узнайте, во сколько раз вес на Луне меньше, чем на Земле? Если на Земле человек весит 60 кг, то на Луне всего 10 кг. Во сколько раз легче?

60 кг:10кг=6 раз

2. В высоту человек прыгает на 50 см, на Луне это будет прыжок на 3 метра. Во сколько раз выше?  3м=300см                300см:50см=6 раз.

На Луне маленькая сила притяжения, в 6 раз меньше, чем на Земле. Если спортсмен решится прыгнуть с шестом, то может улететь в космос. Кстати, американский астронавт Нейл Армстронг 20 июля 1969 года продемонстрировал эти прыжки в скафандре.

  • Изучение планет земной группы.

-Летим на Венеру. Слайд 7. Венера.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Венера –самая близкая планета к Земле и носит имя богини Любви. Планета без спутников. Сутки длятся 116 земных суток. Расстояние до Солнца примерно 108 млн. км. Средняя скорость движения по орбите 35 км/сек. Период обращения вокруг Солнца по орбите 225 земных суток. Атмосфера – углекислый газ – 96% и 3% азота, обнаружены следы кислорода и воды. Небо имеет яркий жёлто-зелёный оттенок. Максимальная температура +480 С. Над экватором дует краганный ветер со скоростью более 100м/сек. Жидкое железное ядро. Зарегистрировано около 150 крупных вулканов. А общее их число приблизительно 1600, плюс тысячи древних вулканов, что свидетельствует об активности её недр.

Учитель: Планета вращается по часовой стрелке, а не против, как все остальные. И только ещё одна планета – Уран, тоже вращается по часовой стрелке.

Задача:

3. На Венере есть гигантский разлом в коре длиной 1500 км, ширина его 150 км, а глубина 2 км. Найдём объём этого разлома?

а=1500км

в=150км

с=2км

V=?                V=а×в×с=1500×150×2=45000 (км.кв.0

  • Летим на Меркурий. Слайд 8. Меркурий.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Меркурий – самая близкая к \солнцу планета, видна невооружённым глазом. У древних римлян – покровитель торговли. Период обращения вокруг Солнца равен 88 суткам. Спутников не имеет. Масса в 20 раз меньше Земли. Поверхность (по снимкам) усеена сеткой из кратеров разного размера, совсем как на Луне. Есть горы до 2-4 км. Есть атмосфера (водород и углекислый газ). Максимальная температура, зарегистрированная датчиками +410 С днём и _162 С ночью.

Учитель: Меркурий быстро мчится по орбите, но лениво поворачивается вокруг своей оси. Если у Венеры – жидкое железное ядро, то у Меркурия – ядро плотное, металлическое, 80% массы.

Задача:

4. Радиус ядра Меркурия = 1800 км. Это составляет 75% от радиуса планеты. Найдём радиус планеты.

1800км – 75%

?км           - 100%                 1800 : 75×100 = 2400 (км).

  • Летим на Марс. Слайд 9. Марс.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Как и Венера, Марс тоже близкая планета к Земле. Поверхность каменисто-пылевая пустыня. Назван так в честь бога войны, за свой кроваво-красный цвет. Температура от -100 С ночью, до +25 С днём. Есть полярные снеговые шапки – это замёрзший углекислый газ с примесью водяного льда. Но воды нет!

Учитель: В атмосфере очень мало кислорода. Она в основном состоит из углекислого 95% газа, как на высоте 20 км в горах над Землёй – атмосфера разряженная.

(продолжение доклада ученика) Продолжительность суток 24 с половиной часа. Период обращения вокруг Солнца приблизительно 2 года. Средняя скорость движения 24 км/сек. Есть климатические пояса, подобные земным. Ядро всего 9% от массы всей планеты, жидкое, состоит из железа и сплавов. Нет ни одного действующего вулкана. Продолжительные пылевые бури, скорость ветра 80 м/сек, а их продолжительность по 50-100 суток.

Задача (не решая, произведём только прикидку):

5. Год на Марсе 687 земных суток. Во сколько раз он отличается от земного?        687:365=2 раза, почти вдвое длиннее.

6.  Есть 2 спутника.  Слайд 10. «Фобос и Деймос» (страх и ужас).

Один на расстоянии 9380 км от центра планеты, другой – 27160 км. Во сколько раз Деймос дальше?               27160 : 9380= (30000:10000)=3 раза.

  • Пояс астероидов. Слайд 11. Пояс астероидов.

Учитель: Мы подлетаем к поясу астероидов. Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Астероиды – это планеты-крошки, по-гречески «звездоподобные». Принято считать астероидами все тела, размеры которых не менее 1 км. Самый яркий астероид Веста. Самый маленький 1991 ВА  d=780км. Их более 12000. Формы и размеры разнообразны. Существует знаменитая гипотеза о разорвавшейся планете Фаэтон (между Марсом и Юпитером) и образовавшихся астероидов из её обломков.

Учитель: Сейчас учёные утверждают, что возможно это не одна, а две-три планеты, распавшиеся на кусочки по какой-то причине, т.к. астероиды разные по составу.

- На всех космических станциях существует время отдыха, чтобы не было перегрузок. Давайте и мы немного отдохнём, послушав приятную космическую музыку. А чтобы благополучно пролететь пояс астероидов, можно закрыть глаза, а можно смотреть в иллюминатор на звёздное небо.

Физкультминутка. Музыка.

  • Планеты – гиганты.  Слайд 12. Юпитер.

Пролетев пояс астероидов, отдохнув, мы подлетаем к планете – гиганту Юпитеру. Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Самая большая планета из группы планет-гигантов – это Юпитер. Его масса намного превышает массу всех других планет, вместе взятых, 2/3 от всей массы планет солнечной системы. Диаметр равен 11 диаметрам Земли. В ней уместилось бы 1300 земных шаров. Это не твёрдый шар, а состоит из газа и жидкости. Атмосфера – 89% из водорода и 11% гелия. По химическому составу напоминает Солнце, но внутри нет термоядерных реакций. Оранжевый  свет атмосферы (фосфор и сера). Имеет 30 спутников. Период обращения по орбите почти 12 лет. Средняя скорость движения по орбите 13км/час. Период вращения вокруг оси 9ч55мин. Один из 30 спутников самый большой – Ганимед, по диаметру больше Меркурия и на нём ледяная корка.

Учитель: Да, ребятки, Юпитер всего в 10 раз меньше Солнца и состоит из водорода, как звезда. Будь он побольше, то в солнечной системе сияло бы 2 солнца.

Блиц-турнир:

  1. Юпитер весит … а тонн, все остальные планеты вместе взятые … в тонн, а все их спутники … с тонн. Во сколько раз Юпитер весит больше, чем все планеты со спутниками?                а : (в+с)
  2. Если площадь развёртки поверхности Юпитера схематически изобразить в виде прямоугольника с длиной х и шириной у, а площадь всех планет – за прямоугольник с длиной m и шириной n, то как узнать на сколько площадь поверхности Юпитера больше площади поверхности всех планет.                                x×у-m×n
  3. Пусть площадь развёртки площади площади Юпитера остаётся x на  y, а площадь развёртки площади всех его спутников  r на z. Какова площадь Юпитера с его спутниками вместе взятыми?        x×у+r×z
  • Итак, летим на Сатурн. Слайд 13. Сатурн.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Сатурн  второй по величине после Юпитера. Сатурн светит тусклым белым светом. Шар состоит из газов и жидкости. У планеты внутри массивное железо – каменное ядро. Атмосфера состоит из гелия и азота. Период вращения по орбите равен почти 30 годам. Период вращения вокруг оси 10 часов 30 минут. Сильные ветры на экваторе достигают скорости 500 м/сек. Имеет 30 спутников. Пан – радиус 10 км – самый близкий, Япет – радиус 730 км – самый дальний. А ещё Сатурн называют Властелином Колец. Кольца состоят из тысячи небольших твёрдых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты. Ширина всех колец приблизительно 400000 км. Они очень тоненькие, всего по 100-200 м толщиной каждый.

Учитель: а ещё ребятки, есть интересная особенность: Сатурн – очень лёгкий, даже легче воды. Если бы было возможно создать огромный океан из воды, Сатурн мог бы в нём плавать.

Задача:

  1. Вращающиеся вокруг Сатурна кольца за 5 сек перемещаются на 50 км. А с какой скоростью вращаются кольца? 

V=S : t                50:5=10км/сек.

Совершенно верно, 10км/сек – скорость вращения колец.

(из рук учителя падают таблички)

Учитель: Ах, какая я рассеянная, упали таблички и мы не можем дальше лететь. Помогите мне, пожалуйста, расположите дроби в порядке возрастания:

У                  Р                А                Н

1/100     15%          50/100        21/100

- Как сравниваются дроби с одинаковыми знаменателями?   (с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше, или есть целая часть).

- Проверим, если верно расположили дроби, то получится слово УРАН (на карточках с обратной стороны).

  • Мы подлетаем к Урану. Слайд 14. Уран.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Уран – голубая планета. Старинное греческое божество неба. От Солнца до Урана 2869 млн. км. Твёрдое железно-каменное ядро и сразу начинается плотная атмосфера (водород, гелий, метан). Масса в 14,5 раз больше массы земли, радиус в 4 раза больше радиуса Земли. Звёздные сутки 17 час.14 мин. Период обращения по орбите вокруг Солнца 84 года. Скорость движения по орбите почти 7 км/сек. Имеет 21 спутник. Уран вращается, лёжа на боку. Наклон экватора к плоскости орбиты 97 градусов.

Учитель: уран вращается в обратную сторону, как Венера по часовой стрелке.

  • Продолжаем полёт. Приближаемся к Нептуну. Слайд 14. Нептун.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Нептун – самая удалённая планета. В римской мифологии Бог моря. Масса планеты в 17 раз больше массы Земли. Атмосфера – водород и гелий. Период обращения по орбите 165 лет и движение по орбите со скоростью 5,4 км/сек. Период вращения вокруг оси почти 16 часов. Имеет 8 спутников. Самые быстрые в Солнечной системе ураганные ветры дуют против часовой стрелки.

Задача: давайте найдём их скорость.

- Выбирайте уравнения по силам:

325 – (а – 1580) : 3=50+15×9                        х : 500+28=100 – 68

325 – (а – 1580) : 3=185                                х : 500+28=32

(а – 1580) : 3=325 – 185                                х : 500=32-28

(а – 1580) : 3 =140                                х : 500=4

а – 1580= 140×3                                        х=500×4

а – 1580=420                                        х=2000

а=1580+420

а=2000 (км/час) – V ветра.

- Чему равен корень уравнения? Ветры на Нептуне достигают скорости до 2000 км/сек.

  • Планета Плутон. Слайд 15. Плутон.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Крошечная планета, расположенная в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Плутон – бог подземного царства в античной мифологии. Самый долгий период обращения по орбите почти 250 лет. Скорость движения по орбите  почти 5 км/сек. Период вращения вокруг оси почти 6,5 суток. Масса 1/500 от массы Земли. Плутон меньше многих спутников других планет. Спутник Харон, ровно в 2 раза меньше.

Учитель: часто их называют двойной планетой, т.к. даже в телескоп нельзя увидеть их раздельно. Они как два брата.

Задача: Я загадала число. Если вы его верно найдёте, то узнаете, что оно обозначает.

- Итак, к неизвестному числу прибавьте 19, умножьте на 4, затем нужно вычесть 34 и разделить на 6. Получится 11.

Х                        1. 11× 6=66

+19        - 19                2. 66+34=100

×4        : 4                3. 100 : 4=25

- 34        +34                4. 25 – 19=6

- Используется один приём – «обратная операция». Получилось число 6.

1). 6 млрд. км – расстояние до Плутона.

2). В 6 раз Плутон легче Луны.

  • Кометы. Слайд 16. Комета.

Учитель:  Ребятки, посмотрите, что это за небесное тело с хвостом? Верно, это знаменитая комета Галлея, одна из самых известных, она носит имя английского астронома. Она возвращается к Земле каждые 76 лет. Каждую секунду она выбрасывает 45 тонн газа и 8 тонн пыли. Ядро её медленно вращается за 53 часа. При встрече с Землёй комета даёт метеорный поток.

Минутка Любознайчика! (доклад ученика):

        Комета – это движущееся через Солнечную систему небесное тело. В переводе с греческого «волосатая, длинноволосая». Комета состоит из твёрдого ядра, в котором замёрзший газ, лёд, пыль и магний. Ядро выбрасывает газ, пыль при полёте – это хвост, направленный в сторону – против Солнца. Диаметр ядра самой большой кометы – всего несколько км, но её огромный светящийся хвост может быть длиной во много миллионов километров. Их миллиарды.

Учитель: почему же эти быстрые кометы ещё не всё смели на своём пути? Ваше мнение? (у них есть свои орбиты).

- Да, верно, они движутся по Солнечной системе по своим собственным орбитам. Одни проходят свою орбиту за несколько лет, а другие за несколько столетий, улетая далеко за пределы нашей Солнечной системы. При каждом витке комета теряет своё вещество, и в конце концов она либо рассыпается, лишившись льда, либо сталкивается с Солнцем или планетой. Поэтому иногда всё-таки происходит столкновение.

Задача: Итак, внимание, метеорный поток от её хвоста может нанести вред нашему «Мечтолёту». Нам нужно срочно изменить траекторию полёта.

  1. Найдём, на сколько градусов?
  2. Начертите этот угол.
  3. Вычислите 2/9 от развёрнутого угла: 180 : 9×2=40 градусов.
  • Открытие новой планеты.

Учитель: На последней лекции в планетарии мы узнали о том, что учёные утверждают: за Плутоном существуют, как минимум, ещё 2-3 небесных тела, похожих на планеты. Но они находятся так далеко, что мы о них пока ничего не знаем. На уроке русского языка мы написали сочинение на тему «Открытие неизвестной планеты». Все сочинения получились очень интересные, но я хочу зачитать вам отрывок одного из них (отрывок из сочинения Насти Быковой «10-я планета»):

        …«Эта 10-я планета, открытая нами, детьми, «Планета Счастья» - так мы её назвали. Ребята прилетают сюда на каникулы, а взрослые в отпуска. На счастливой планете царят только мир, добро, радость, забота, любовь, здоровье, понимание, уважение и благодарность. Здесь люди творят. Тут никто никого и никогда не обижает: ни слабых, ни маленьких, ни пожилых. Люди сюда отправляются отдохнуть от проблем и суеты, а поскольку правят на этой планете дети, то по их законам завистливым, злым и жестоким сюда вход закрыт! А ещё здесь есть маленький ларёчек, где всем гостям в крошечных мешочках раздают счастье. Так давайте же увезём с собой на Землю его столько, чтобы хватило на всех земных жителей!»…

  • Возвращение на Землю. Слайд 17. Небо. Земля (музыка).

Учитель: Наше путешествие, ребята, подходит к концу. Нам нужно возвращаться на Землю. Давайте же привезём с собой частичку добра, любви и заботы.

- Мы – хозяева нашей планеты и должны заботиться и о братьях наших меньших и о растениях. Ведь Земля – наш общий дом и только от нас зависит, какой она будет, и какими будем мы! Как сказал С. Экзюпери: «У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – задача, которую надо решить. Для кого-то они немые, а для кого-то умеют смеяться… Но планета одна для каждого – своя. Мы в ответе за свою планету, за тех, кого приручили. Мы должны стараться, чтобы она процветала и была чистой и радужной.

  • Итог урока (повторение и закрепление пройденного)

- Итак, давайте повторим то, что сегодня узнали на уроке.

  • Что же входит в Солнечную систему?  Слайд 18. Строение Солнечной системы. 

        

  • Каких 2-х типов бывают планеты?      (твёрдые шары и газовые)
  • Какая самая большая планета?            (Юпитер)
  • Какая самая маленькая планета ?         (Плутон)
  • Что такое звезда?
  • Что такое планета?
  • Чем они отличаются?

Итак, наша Солнечная система представляет собой большую семью, состоящую из Солнца – звезды, планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли и газа. Размеры нашей Солнечной системы не менее 60 млрд. км, а возраст её примерно 5 млрд. лет.

- Сегодня мы много узнали о нашей Солнечной системе;

- Произвели много математических расчётов;

- Совершили путешествие к новой, открытой нами, 10-ой планете.

        А помогали нам в этом – наша любимая математика, знания и умения, полученные нами за 4 года. Посчитайте, сколько звёздочек вы собрали, что для вас было трудным и что для вас было самым интересным. Оцените себя.   Поставьте оценку себе за урок. А я соберу ваши «журналы полёта» и согласую свою оценку с вашей самооценкой.

        В следующий раз  мы поговорим о том, что такое Галактика, Вселенная, вакуум и вообще, космос.

Домашнее задание: выучите все определения и составьте кроссворд по Солнечной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

      Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль

Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев...

Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...