Исследовательская работа и презентация "Особенности колядования в традициях русского народа"
проект (2 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Исследовательская работа может быть использована учителями и учениками на уроках литературного чтения, окружающего мира, основы светской этики, внеклассный мероприятиях, а так же помочь в организации и проведении  обряда колядования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ОСОБЕННОСТИ КОЛЯДОВАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА

исследовательская работа по окружающему миру

Работу выполнили:

ученики 2А класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Анисифорова А.В.

г.Нягань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………….  3
  2. Основная часть……………………………………………………….5
  1. Толкование понятия «Коляда»…………………………………..5
  2. История происхождения традиции колядования у

русского народа…………………………………………………..6

  1. Особенности обряда рождественского колядования…………..8
  2. Этапы обряда колядования и колядки………………………….10
  3. Практическая часть……………………………………………...13
  1. Заключение…………………………………………………………..14
  2. Список литературы………………………………………………….15

Приложение…………………………………………………………….......16

Введение

Собирайся, народ, разевай пошире рот!

В вашей горнице веселье – нынче Колядок представленье!

Бывает такое, что на зимних каникулах, после Нового года, к нам в квартиры  приходят разукрашенные ребята - колядовщики и читают стихи.  После чего им дают им угощение и колядовщики уходят.

Нам стало интересно, а что это такое колядовать? Что такое колядки?  Откуда пришла традиция колядования у русского народа?  Ведь традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну. И любой народ силен и непобедим до тех пор, пока у него есть свои традиции.

Тема нашей работы: «Особенности колядования в традициях русского народа».

Цель: узнать об особенностях  колядования русского народа.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Узнать  значение слова «Коляда».
  2.  Узнать историю традиции  колядования у русского народа.
  3. Выяснить особенности рождественского колядования.
  4. Рассмотреть этапы колядованияи колядки.
  5. Провести анкетирование «Обряд колядования в наши дни».
  6. Выпустить книжку-малышку «Колядки».
  7. Выступить с результатами своей работы перед сверстниками.

Предмет исследования: народная традиция - колядование.

Гипотеза:мы предполагаем, что обряд колядования можно проводить без определённых правил.

Основная часть

Толкование понятия «Коляда»

В толковом словаре С.И. Ожегова мы познакомились со значением слова «коляда».

КОЛЯДА́, -ы, ж. 1. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд - хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; 2. Песня, исполняемая во время такого обряда.3. Вознаграждение, сбор, получаемые лицами, совершающими этот обряд, от тех, кого они обходят.

История происхождения традиции колядования у русского народа

Изучив литературу, мы узнали, что история возникновения традиции «колядования» на Руси берет свое начало еще с давних времен, когда у наших предков, древних славян была языческая вера, жили они по солнечному календарю и праздники их были ориентированы на Солнце.http://svetlyi-mir.com/forum/uploads/attachment/2013-12/1387431239_kolyada0.jpg

Коляда – это  славянский Бог, название которого произошло от слова "коло", то есть "колесо" или "колесо солнца". Бог Коляда считался Солнцем-Младенцем и сменял старое Солнце - Бога Световита. Коляда - это сильный Бог, который начинает "противостояние" зиме. День его рождения  приходился на 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Ведь с этого дня солнце поворачивает на лето и каждый следующий день становится длиннее предыдущего«на воробьиный скок». В этот день наши предки  отмечали праздник «Коляда», который являлся одним из крупных славянских праздников.

Период рождения солнца-младенца Коляды считался у славян опасным, так как они думали, что в этот момент Колесо года  размыкалось и в трещину, на землю, проникали добрые и  злые духи из Иного Мира. В этот период  наши предки проводили  обряды,  которые должны были задобрить духов для того, чтобы уберечь и улучшить жизнь людей.http://cs618826.vk.me/v618826258/18584/bPp7G0fke3o.jpg

Самым важным обрядом этого периода было–колядование.

Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: колядовщики (называемые в народе также славцами, ряжеными) являлись своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: и они не просто веселили народ, а выполняли важные задачи. Во-первых – собирали дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с духами Предков). Во-вторых, желали хозяевам всяческих благ, плодородие, богатство и удачу.

Колядовщики наряжались стариком, старухой, чёртом – символизируя обитателей Иного мира.http://cs625823.vk.me/v625823828/f54e/mflQNhx7NC0.jpg

Вывод: обряд  колядования  возник с давних времен и имел важное значение в жизни древних славян.

Особенности обряда рождественского колядования

Из разных источников мы узнали, что после принятия на Руси христианской веры и введения новых религиозных праздников, обряд колядования был перенесен на христианский праздник Рождества Христова, стал называться Рождественски мколядованием и иметь другое значение.

Обряд рождественского колядования заключается в том, что по домам ходят группы наряженных людей –колядовщиков . Это могут быть как девочки и мальчики, как юноши и девушки, как мужчины и женщины, поздравляют с праздниками, поют особые обрядовые песни – колядки и собирают угощение.

Колядуют в период с вечера 6 января и по 19 января. Колядовщики останавливаются под окнами или заходят в дом и просят у хозяев разрешения спеть колядки. Как правило, в каждом доме колядовщиков встречают радушно и гостеприимно, заранее готовят угощение, которыми их одаривают.

После обхода нескольких домов, колядовщики собираются у кого-то дома, делят между собой все принесенные дары и устраивают чаепитие.

По давней традиции, колядовщиков должно быть не меньше трех. Глава колядующих - звездарь. Это человек, который идет первым, несет  Рождественскую восьмиконечную звезду и ведет разговор с хозяевами. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек тоже неотъемлемая часть колядующего “коллектива”. Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.Третьим, важным колядующим, является мехоноша. Судя по всему, этот человек должен быть сильным, так как ему приходится носить мешок и всё то, что хозяева домов набросают в него: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.http://upk31.minsk.edu.by/sm.aspx?guid=10963

Колядовщики одевались в праздничную одежду и обязательно кто-то наряжался медведем -  символ богатство и достатка, козой - символ жизненной силы. А если была возможность, то во время обряда колядования колядовщики водили с собой этих животных.

Вывод: обряд рождественского колядования заключается в том, что по домам ходят группы наряженных людей (среди которых обязательно должены быть звездарь, звонарь, мехоноша), поют песни-колядки и собирают угощение.

Этапы обряда колядования и колядки

Колядка - это народная, обрядовая песня, которая исполнялась колядовщиками во время обряда колядования.

Выделяются три основных  этапа обряда колядования, для которых имеются свои песни-колядки.

На 1 этапе колядования -  колядующие под окнами, исполняют «надворные» или «подоконные» колядки, в которых содержится обращение к хозяину и хозяйке с просьбой разрешить поколядовать:

Пришла коляда, накануне Рождества,
Коляда-коляда!  Отворяй ворота!

Святый вечер, добрый вечер.
Добрым людям на здоровье!

После получения разрешения от хозяина дома поколядовать,  начинается 2 этап  колядования – основной.  Колядующие при  этом заходят в дом, а иногда поют песни-колядки это под окнами:

Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

После чего поются колядки -пожелания, где славят хозяев дома и всех членов семьи, желают им здоровья и достатка:

А дай Бог тому,

Кто в это дому!

Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом! 

Так же колядовщики совершают обряд «зерносып»: посыпание зерном на счастье, плодородие, богатство и удачу в новом году, сопровождаемый обрядовой песней:
Сею, вею, посеваю, 
Я пшеницей посыпаю, 
С Колядой вас поздравляю! 
Сею, вею, посеваю, 
Овёс, ячмень посыпаю, 
Счастья, радости желаю! 
Чтобы в поле уродило, 
Чтобы хлеба удвоило, 
Чтобы детки подрастали, 
Чтобы девок замуж взяли! 

В 3 этапе обряда колядования - заключительном, колядовщики требовали платы, угощения:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

По копеечке давайте Колядовщикам!

Часто в колядках содержались и угрозы в адрес жадных, неприветливых хозяев:

Коляда, Моляда, уродилась Коляда!
Кто не даст ни копейки –
Завалим все лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим все окошки
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда!
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!

Если хозяйка выносила угощение, благодарили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Если угощение казалось малым у семьи, которая не была бедной, могли пропеть и такое:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа! 

Вывод: обрядколядования содержит три основных этапа для каждого из которых исполняются свои песни-колядки.

Практическая часть

Анализ анкетирования на тему: «Обряд колядования в наши дни»

Нам очень захотелось узнать, что знают ребята и взрослые об обряде колядования. Для этого мы провели анкету «Обряд колядования в наши дни»среди учащихся начальной школы и их родителей, в котором приняли участие 86 человек.(Приложение №1).

Результаты анкетирования следующие:

- 10 человек знают, что такое обряд колядования;

- 35 человек когда-то участвовали в обряде колядования;

- никто не ответил верно, что нужно  для обряда колядования;

- 8 человекзнаютдни, когда можно колядовать.

Вывод:  внастоящее время сохранился обряд колядования, но он проходит без соблюдения основных правилпроведения этого обряда.

Узнав много интересного об обряде колядования, мы:

1.Выпустили книжку-малышку «Колядки».

2.Провели обряд колядования среди жителей микрорайона «Геология».

3. Составили памятку «Как правильно колядовать?»(Приложение №2).

4. Выступили перед учениками начальной школы.

Заключение

Гипотеза, выдвинутая нами, не подтвердилась. Чтобы совершать обряд колядования нужно соблюдать определенные правила.

Итак, цель поставленная нами достигнута, задачи выполнены.

  1. Узнали  значение слова «Коляда» и историю традиции  колядования у    русского народа.
  2. Выяснили особенности рождественского колядования.
  3. Рассмотрели этапы колядования и колядки.
  4. Провели анкетирование «Обряд колядования в наши дни».
  5. Выпустить книжку-малышку «Колядки», в которой содержатся песни-колядки и памятка «Как правильно колядовать?».
  6. Выступили с результатами своей работы перед сверстниками.

Исследовательская работа может быть использована учителями и учениками на уроках литературного чтения, окружающего мира, основы светской этики, внеклассный мероприятиях, а так же помочь в организации и проведении  обряда колядования.

Мы решили продолжить работу по данной теме и узнать, как колядовали люди в других странах.

Список использованной литературы и других источников

  1. Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1997. - 994 с.
  2. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.- 768 с.: ил.
  3. Шапарова Н.С. Энциклопедия славянских праздников. Календарные поверья и обычаи славян. -  М.: Астрель: АСТ, 2010.- 508 [4] с.
  4. http://eti-deti.com/kolyadovat-i-shhedrovat-kogda-i-kak-pravilno/
  5. http://toast.ladycity.ru/subdoc/1037
  6. http://www.dazzle.ru/spec/kolyada2.shtml
  7. http://www.astromeridian.ru/poetry/
  8. http://pozitivno.in.ua/kolyadki-na-rozhdestvo/
  9. http://www.ostrovlubvi.com/sms-lubov/rozhdestvenskie-kolyadki.html 
  10. www.ostrovlubvi.com

 

Приложение

Приложение №1

Памятка «Как правильно колядовать?»

  1. Определиться с кем и когда пойдете колядовать.
  2. Сделать восьмиконечную звезду из картона, украсить ее и прикрепить к палке.
  3. Сшить мешок для подарков из любой плотной ткани, желательно яркой расцветки.
  4. Надо выбрать Звездаря. Это человек, будет идти первым, нестиРождественскую звезду и вести переговоры с хозяевами. На роль звездарянужно выбрать человека, который имеет громкий красивый голос и лучше других знает колядки.
  5. Надо выбрать Звонаря, который будет идти следующим по старшинству. Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
  6. Нужно выбрать Мехоношу - третий, важным колядующий. Этот человек должен  быть сильным, так как ему придется носить мешок и все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Не забывайте — даже Мехоноша не имеет права трогать подарки!
  7. Выучить колядки согласно этапам обряда колядования.
  8. Нарядиться.
  9. Лучшее время для колядования с 16.00. до 19.00.

Колядуют с вечера 6 января до 19-го января. Следует сначала колядовать по родственникам, затем уже у друзей и соседей.

Приложение № 2

Анкета «Обряд колядования в наши дни»

Дорогие ребята и родители!

Мы просим вас ответить на наши вопросы.

  1. Что такое колядование?___________________________________
  2. Принимали вы когда-нибудь участие в обряде колядования? (подчеркните нужный ответ)

Ребенок   –   да,    нет.   Родитель   –   да,    нет.

  1. Что нужно для обряда колядования?  Напишите. __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В какие дни ходят колядовать?__________________________________

Спасибо за ответы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4» Особенности колядования в традициях русского народа Работу выполнили ученики 2а класса:

Слайд 2

Цель работы: узнать об особенностях колядования русского народа

Слайд 3

Задачи: 1. Узнать значение слова «Коляда ». 2. Узнать историю традиции колядования у русского народа. 3. Выяснить особенности рождественского колядования . 4. Рассмотреть этапы колядования и колядки. 5. Провести анкетирование «Обряд колядования в наши дни ». 6. Выпустить книжку-малышку «Колядки». 7 .Выступить с результатами своей работы перед сверстниками.

Слайд 4

КОЛЯДА́ - 1. Старинный рождественский крестьянский обряд - хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; 2 . Песня, исполняемая во время такого обряда . 3 . Вознаграждение, сбор, получаемые лицами, совершающими этот обряд, от тех, кого они обходят.

Слайд 5

История возникновения традиции колядования

Слайд 6

Коляда – славянский Бог –Солнце-младенец

Слайд 7

Колесо года

Слайд 8

Колядование у славян

Слайд 9

Особенности обряда рождественского колядования

Слайд 10

Особенности обряда рождественского колядования

Слайд 11

I этап колядования

Слайд 12

II этап колядования ( основной)

Слайд 13

II этап колядования ( основной)

Слайд 14

III этап колядования (заключительный)

Слайд 15

Анкетирование

Слайд 16

Результаты анкетирования

Слайд 18

Заключение Узнали значение слова «Коляда » и историю традиции колядования русского народа; Выяснили особенности рождественского колядования ; Рассмотрели этапы колядования и колядки; Провели анкетирование «Обряд колядования в наши дни »; Выпустили книжку-малышку «Колядки » ; Выступили с результатами своей работы перед сверстниками.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Интернет-ресурсы http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/305/95305163_180.png - еловая ветка

Слайд 21

Вы можете использовать данный шаблон для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ключинская Светлана Васильевна учитель начальных классов ГБОУ школы №411 «Гармония» Санкт-Петербург сайт « http://pedsovet.su/»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Проект "Возрождение традиций русского народа"

Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус­ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение трад...

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....