Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "В чём красота русской осени?"
план-конспект

Губанова Надежда Петровна

Интегрированный урок на тему "В чём красота русской осени?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chyom_krasota_russkoy_oseni.docx8.15 КБ

Предварительный просмотр:

   Интегрированный урок: (литературное чтение,русский язык, музыка)

Тема:" В чём красота русской осени?"

Цели: показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописаний падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формирование навыков самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации на тему осени (на доске); альбом П.Чайковского «Времена года», пьеса «Октябрь».

Рабочий материал (запись на доске):

Небо – серое, низкое, голубое прозрачное.

Листья – разноцветные, золотистые, шуршащие.

Ветер – порывистый, холодный, легкий, свежий.

Воздух – свежий, обжигающий, бодрит.

Дождь -  мелкий, моросящий, частый.

Ход урока.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

I. Организационный момент.

- Улыбнемся друг другу. Располагайтесь удобно, начинаем урок.

II. Целевая установка. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

- отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чем будем говорить на уроке. (Открыть запись на доске после того, как дети назовут отгадку.)

Прошла по лугам, по лесам и полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима».

                                          (осень)

III. Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.

Слово учителя.

- Да, дети, мы поговорим об осени. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание «В чем красота золотой осени». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

- Прочитайте предложения, записанные на доске:

    На дворе стоит сень. Льют дожди. Подули ветры. Тропинки в лесу укрыл ковер из листьев. Ветер срывает листья с деревьев.

- Удачные ли  предложения записаны на доске?

-  Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?

-  Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.

- Какой текст получился у вас? Зачитайте. (2-3 пары.)

- У кого интереснее и почему?

Вывод: Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.

- Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

- Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи (работа учащихся у доски).

Русский лес осенью сияет яркими красками.

С берез падают легкие золотые листья.

Осень красива.

Вывод: имена прилагательные в предложении могут быть и определениями, и сказуемыми.

- Прочитайте предложения еще раз.

- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

IV. Работа на содержанием стихотворения Б.Л. Пастернака «Золотая осень».

Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство Б. Пастернака, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. И в стихотворении «Золотая осень» поэт делится своими впечатлениями. (Иллюстрация). Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.

Чтение стихотворения «Золотая осень» учителем (с. 62 учебника).

- Понравилось ли вам это стихотворение?

Словарная работа.

- Как вы понимаете слова и выражения: чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», «сокровищ каталог»?

-  О чем рассказал Пастернак в своем произведении?

- Что так сильно поразило поэта?

- А у вас было такое ощущение?

Физкультминутка

Выборочное чтение.

- Прочитайте, как изменились деревья с наступлением осени.

- Как преобразился этот уголок природы, описанный поэтом? Прочитайте.

- Какую словесную картину можно нарисовать?

- Как вы думаете, нравится ли Пастернаку осень?

- Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?

Беседа о золотой осени.

- Золотая осень воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, осенние пейзажи. Мы любим осень. Нигде в мире нет такой осени, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках осень названа золотой.

- Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осеннего пейзажа. (Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)

- Я знаю, что ребята из нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.

- Какие еще замечательные слова об осени вы выписали?

- Какой частью речи они являются?

- На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?  

Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».

- Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведения. (Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».)

- Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?

V. Работа над текстом сочинения.

Слово учителя.

- Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину золотой осени.

- Запишите тему сочинения.

- Перед нами стоит задача – описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в своем сочинении?

Что можно сказать:

а) об осени;

б) о небе;

в) о листьях;

г) о ветре, о воздухе,  о дожде?

- Что вам нравится в ясную погоду?

- Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?

- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)

- О чем вы напишите в 1-й части? Как можно ее назвать?

- О чем вы напишите во 2-й части? Как ее озаглавить?

- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение.

Физкультминутка

- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. (Зачитать.) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.

- Я вас рекомендую свой план, но вы его можете изменить.

План

  • Наступление осени.

2. Осенняя фантазия.

     а) Небо          

     б) Ковер земли

     в) Деревья осенью

3. За что я люблю осень.

VI. Итог урока.

Слово учителя.

- Так в чем же красота золотой осени? Прочтите сочинение.

-  Слова какой части речи помогли Пастернаку и вам выразить эту красоту?

- Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.

Распределим роли следующим образом:

1-й ряд – редакторы журналов, отбирают работы для печати.

2-й ряд – писатели, представляют свои работы.

3-й ряд – критики, высказываю свое мнение о работе писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)

Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......