Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "В чём красота русской осени?"
план-конспект
Интегрированный урок на тему "В чём красота русской осени?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chyom_krasota_russkoy_oseni.docx | 8.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок: (литературное чтение,русский язык, музыка)
Тема:" В чём красота русской осени?"
Цели: показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописаний падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формирование навыков самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации на тему осени (на доске); альбом П.Чайковского «Времена года», пьеса «Октябрь».
Рабочий материал (запись на доске):
Небо – серое, низкое, голубое прозрачное.
Листья – разноцветные, золотистые, шуршащие.
Ветер – порывистый, холодный, легкий, свежий.
Воздух – свежий, обжигающий, бодрит.
Дождь - мелкий, моросящий, частый.
Ход урока.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
I. Организационный момент.
- Улыбнемся друг другу. Располагайтесь удобно, начинаем урок.
II. Целевая установка. Сообщение темы урока.
Слово учителя.
- отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чем будем говорить на уроке. (Открыть запись на доске после того, как дети назовут отгадку.)
Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(осень)
III. Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.
Слово учителя.
- Да, дети, мы поговорим об осени. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание «В чем красота золотой осени». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
- Прочитайте предложения, записанные на доске:
На дворе стоит сень. Льют дожди. Подули ветры. Тропинки в лесу укрыл ковер из листьев. Ветер срывает листья с деревьев.
- Удачные ли предложения записаны на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?
- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.
- Какой текст получился у вас? Зачитайте. (2-3 пары.)
- У кого интереснее и почему?
Вывод: Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.
- Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
- Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи (работа учащихся у доски).
Русский лес осенью сияет яркими красками.
С берез падают легкие золотые листья.
Осень красива.
Вывод: имена прилагательные в предложении могут быть и определениями, и сказуемыми.
- Прочитайте предложения еще раз.
- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.
IV. Работа на содержанием стихотворения Б.Л. Пастернака «Золотая осень».
Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство Б. Пастернака, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. И в стихотворении «Золотая осень» поэт делится своими впечатлениями. (Иллюстрация). Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.
Чтение стихотворения «Золотая осень» учителем (с. 62 учебника).
- Понравилось ли вам это стихотворение?
Словарная работа.
- Как вы понимаете слова и выражения: чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», «сокровищ каталог»?
- О чем рассказал Пастернак в своем произведении?
- Что так сильно поразило поэта?
- А у вас было такое ощущение?
Физкультминутка
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как изменились деревья с наступлением осени.
- Как преобразился этот уголок природы, описанный поэтом? Прочитайте.
- Какую словесную картину можно нарисовать?
- Как вы думаете, нравится ли Пастернаку осень?
- Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?
Беседа о золотой осени.
- Золотая осень воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, осенние пейзажи. Мы любим осень. Нигде в мире нет такой осени, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках осень названа золотой.
- Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осеннего пейзажа. (Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)
- Я знаю, что ребята из нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.
- Какие еще замечательные слова об осени вы выписали?
- Какой частью речи они являются?
- На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?
Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».
- Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведения. (Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».)
- Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?
V. Работа над текстом сочинения.
Слово учителя.
- Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину золотой осени.
- Запишите тему сочинения.
- Перед нами стоит задача – описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в своем сочинении?
Что можно сказать:
а) об осени;
б) о небе;
в) о листьях;
г) о ветре, о воздухе, о дожде?
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?
- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)
- О чем вы напишите в 1-й части? Как можно ее назвать?
- О чем вы напишите во 2-й части? Как ее озаглавить?
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение.
Физкультминутка
- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. (Зачитать.) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.
- Я вас рекомендую свой план, но вы его можете изменить.
План
- Наступление осени.
2. Осенняя фантазия.
а) Небо
б) Ковер земли
в) Деревья осенью
3. За что я люблю осень.
VI. Итог урока.
Слово учителя.
- Так в чем же красота золотой осени? Прочтите сочинение.
- Слова какой части речи помогли Пастернаку и вам выразить эту красоту?
- Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.
Распределим роли следующим образом:
1-й ряд – редакторы журналов, отбирают работы для печати.
2-й ряд – писатели, представляют свои работы.
3-й ряд – критики, высказываю свое мнение о работе писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока литературного чтения и русского языка
Тема: Л. Толстой. «Прыжок». Орфограммы русского языка....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока "Первый снег"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)
Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег», Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (внеклассное чтение, музыка, технология).2 класс
Разработка интегрированного урока (внеклассное чтение, музыка, технология).2 класс...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)
Разработка интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство в 3 классе)...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в 2-х частях)
Разработка интегрированного урока (русского языка, изобразительного искусства в 2-х частях)...