Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._literaturnoe_chtenie_2021.docx448.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лиля\Desktop\Программы - 1 класс, 21\Скан_20210920 (2).bmpC:\Users\Лиля\Desktop\Программы - 1 класс, 21\литературное чтение.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на 2021/22 учебный год для обучающихся 1 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

• концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р;

• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе учебников:

  1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Азбука. 1 класс.Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020;
  2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 1 класс: учеб. для четырехлетней нач.шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020.

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. М: Просвещение, 2017г.;
  • Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2017;
  • Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. 2014г.

2. Для обучающихся:

  • Горецкий В. Г., Кирюшкин В А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Азбука. 1 класс.Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020;
  • Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 1 класс: учеб. для четырехлетней нач.шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по литературному чтению для 1 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение»

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Литературное чтение» и является обязательным для изучения.

Рабочая программа рассчитана на 33 недели, за год – 115 часов, в неделю – 4 часа (в 1 полугодии) и 3 часа (во втором полугодии).

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему

учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;

— понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;

— ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

— различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);

— анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;

— сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией:

— понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.);

— соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;

— участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

— пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;

— объяснять своими словами значение изученных понятий;

— описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;

— проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

— с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/ трудности в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность:

— проявлять желание работать в парах, небольших группах;

— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литературного чтения» на уровне начального общего образования

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;

— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;

— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса

на 2021-2022 учебный год

№п/п

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды и формы учебной деятельности

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1.  Добукварный период (19 ч)

«Азбука» - первая учебная книга

1

Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги

(обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой. Урок-путешествие

Устная и письменная речь. Предложение.

1

Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

Правила поведения на уроке. Правила работы в группе. Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Роль знаний в жизни человек Беседа, фронтальная работа

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово.

1

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии Беседа. Фронтальная работа

Люби все живое. Слово и слог.

1

Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных Урок-путешествие

Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. Л.С.  - Хантыйская народная сказка «Заяц»

1

Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Семья. Взаимоотношения в дружной семье Беседа. Работа в парах

Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи.

1

Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Игры и забавы детей Беседа. Работа в парах

Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки.

1

Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Природа родного края  Урок-игра

Век живи, век учись. Как образуется слог?

1

Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния.

Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Правила безопасного поведения в быту Беседа. Работа в парах

Повторение - мать учения. Л.С. -  Хантыйская сказка «Лось»

1

Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями.

Любимые сказки Беседа, фронтальная работа

Педагогическая диагностика готовности к обучению

1

Выполнение заданий диагностики. Индивидуальная работа

Азбука – к мудрости ступенька.  Звук [а]. Буквы А, а.  

1

Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а].

Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения Урок-путешествие

Гласный звук [а], буквы А, а.

1

Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а].

Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения Беседа. Дифференцированная работа

Кто скоро помог, тот дважды помог.  Звук [о]. Буквы О, о.

1

Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь Урок-игра

Гласный звук о, буквы О, о.

1

Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь Беседа. Работа в парах

Нет друга – ищи, а нашел – береги.  Звук [и]. Буквы И, и.

1

Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями Беседа, фронтальная работа

Звук [и]. Буквы И, и.

1

Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями Урок-путешествие

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы, ее функция в слоге-слиянии.

1

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Учение — это труд. Обязанности ученика Беседа. Работа в парах

Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии.

1

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика Беседа. Работа в парах

Гласный звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии.

1

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Беседа, фронтальная работа

Раздел 2.   Букварный период (53ч)

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).

Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения.

Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н,].  Буквы Н, н.  

1

Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Беседа. Дифференцированная работа

Чтение слов с буквой Н, н.

1

Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Любовь к Родине. Труд на благо Родины Беседа, фронтальная работа

Старый друг лучше новых двух.  Звуки [с], [с,]. Буква С, с.

1

Особенности артикуляции новых звуков. Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Беседа. Дифференцированная работа

Чтение слов с буквой С, с.

1

Чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над родственными словами. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе Беседа. Работа в парах

Каков мастер, такова и работа.  Звуки [к], [к,]. Буквы К, к.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Урок-игра

Чтение слов с буквой К, к.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа. Работа в парах

А.С.Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т,].

1

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников Беседа, фронтальная работа

Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников Урок-путешествие

К.И.Чуковский. Сказки.  Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.

1

Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Досуг первоклассников: чтение, прогулки, игры на свежем воздухе.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой. Правила поведения в гостях. Беседа, фронтальная работа

Чтение слов с буквой Л, л

1

Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Досуг первоклассников: чтение, прогулки, игры на свежем воздухе.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой. Правила поведения в гостях. Беседа. Дифференцированная работа

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р

1

Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Уход за комнатными растениями.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Урок-игра

Чтение слов с буквой Р, р

1

Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Уход за комнатными растениями.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа. Дифференцированная работа

Век живи – век учись. Звуки [в], [в,]. Буквы В, в

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа, фронтальная работа

Чтение слов с буквой В, в  Л.С. - В.Мазин. «Поздняя осень».

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа. Работа в парах

Русская народная сказка.  Звуки [й,э][ ,э]. Буквы Е, е

1

Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. На реке. Речные обитатели Беседа. Работа в парах

Чтение слов с буквой Е, е.

1

Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. На реке. Речные обитатели Урок-путешествие

Красуйся, град Петров!  Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей Беседа. Работа в парах

Чтение слов с буквой П, п

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей Беседа, фронтальная работа

Москва – столица России. Звуки [м], [м,]. Буквы М, м.  

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Москва — столица России Беседа. Дифференцированная работа

Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Москва — столица России Беседа. Работа в парах

О братьях наших меньших. Звуки [з], [з,]. Буквы З, з.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Пересказ текста Урок-игра

Закрепление умения чтения предложений  с буквами З, з.  

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Пересказ текста Беседа. Дифференцированная работа

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Закрепление знаний о буквах Б, б Сопоставление букв Б-П.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа, фронтальная работа

Терпение и труд все перетрут. Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д.  

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Урок-путешествие

Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах.  

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Дифференцированная работа

Россия – Родина моя. Звуки [й, а], [,а]. Буквы Я, я

1

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я  Л.С. - Р.Ругин «Белый снег»

1

Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа, фронтальная работа

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа. Дифференцированная работа

Закрепление знаний  о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Сопоставление слов и слогов с буквами г – к

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа, фронтальная работа

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквосочетания ча,чу – закрепление. Беседа. Дифференцированная работа

Буква Ч (закрепление.) Чтение текстов с буквой Ч.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквосочетания ча,чу – закрепление. Урок-путешествие

Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.

1

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Буква Ь. Л.С. - Микуль Шульгин. «Весна».

1

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания  Урок-игра

Чтение текстов с буквой Ш.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Где дружбой [ж]. Буквы Ж, ж.  

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Беседа. Дифференцированная работа

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Урок-путешествие

Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё, ё.

1

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии Беседа. Работа в парах

Буква Ё (закрепление). Проверка читательских умений

1

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии Беседа, фронтальная работа

Жить – Родине служить. Звук [й,]. Буква Й.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Беседа. Работа в парах

Согласный звук [й,]. Букв Й, й.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами Беседа. Работа в парах

Чтение текстов о животных и морально-этического характера. Хх. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Беседа. Дифференцированная работа

Буквы Ю, ю (закрепление).

1

Буква Ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Буква Ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Беседа, фронтальная работа

Делу время – потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц. Л.С.-  Р.Ругин. «Рассвет над Ямалом»

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Беседа. Работа в парах

Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Урок-путешествие

Гласный Звук [э], буквы Э, э (закрепление).

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения Урок-игра

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,]. Буквы Щ, щ.. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Беседа. Работа в парах

Звук [щ,]. Буквы Щ, щ (закрепление).

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Беседа, фронтальная работа

Буквы Ф, ф (закрепление).

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Беседа. Работа в парах

Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ.

1

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения Беседа. Дифференцированная работа

Русский алфавит

1

Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Беседа. Работа в парах

Раздел 3.    Послебукварный период (13ч)

Как хорошо уметь читать.

1

С.Маршак «Ты эти буквы заучи» В.Берестов «Читалочка» Е.Чапушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Беседа. Дифференцированная работа

Одна у человека родная мать - одна у него и родина.

1

Развитие сознательности и выразительности на материале текста  К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Анализ содержания текста. Определение основной мысли текста. Активизация и рзширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине. Беседа. Работа в парах

История славянской азбуки.

1

В.Крупин «Первоучители словенские». Познакомить детей с Кириллом и Мефодием -  создателями славянской азбуки. Совершенствовать навык выразительного чтения. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления. Беседа, фронтальная работа

История первого русского букваря.

1

В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки Урок-игра

Рассказы Л.Н.Толстого  для детей.

1

Познакомить учащихся с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления. Беседа. Работа в парах

Произведения К.Д. Ушинского для детей.

1

Познакомить с творчеством К.Д. Ушинского. Развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное. Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления Беседа, фронтальная работа

Стихи К.И. Чуковского.

1

Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. Развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное. Развивать навык чтения по ролям. Создать условия для развития речи, памяти и логического мышления. Особенности стихотворения небылицы. Урок-путешествие

Стихи С.Я Маршака.

1

Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. Познакомить с жизнью и творчеством С. Я. Маршака. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. Беседа. Работа в парах

Рассказы М.М. Пришвина о природе.

1

Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. Познакомить с жизнью и творчеством М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. Беседа. Дифференцированная работа

Стихи А.Л. Барто.

1

Познакомить с жизнью и творчеством А.Л. Барто. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. Беседа, фронтальная работа

Веселые стихи Б.В. Заходера.

1

Познакомить с жизнью и творчеством Б.В.Заходера. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. Беседа. Работа в парах

Стихи В.Д. Берестова.

1

Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Берестова. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления. Беседа. Работа в парах

Презентация проекта «Живая азбука». Конкурс чтецов.

1

Вспомнить, чему учились с «Азбукой». Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений о школе и учебе Беседа. Дифференцированная работа

Литературное чтение

Раздел 5.    Жили-были буквы (5часов)

В. Данько «Загадочные буквы».

1

Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки по коллективно составленному плану. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Беседа. Работа в парах

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Урок-путешествие

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

Воспринимать на слух произведение. Читать стихи наизусть. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности Беседа, фронтальная работа

Обобщение по разделу «Жили-были буквы».  Л.С - Ю.Вэлла. «Отнята земля – отнята душа».

1

Создавать словесный портрет буквы. Придумывать небольшие сказки, героями которых являются буквы. Беседа. Дифференцированная работа

Раздел 6.    Сказки, загадки, небылицы (6 часов)

Е. Чарушин «Теремок».

1

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Беседа. Работа в парах

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Беседа. Дифференцированная работа

Загадки, небылицы, песенки.

1

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять

темп и интонационную выразительность чтения. Выразительно читать песенки, предложенные в учебнике. Объяснять, что такое потешка; приводить примеры потешек. Выразительно читать потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров. Доказывать, что прочитанное произведение – это небылица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения. Беседа. Работа в парах

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять

темп и интонационную выразительность чтения. Беседа, фронтальная работа

 А.С.Пушкин.

1

Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Беседа. Дифференцированная работа

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Читать слова, верно выделяя ударный слог. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Читать целыми словами. Подробно пересказывать текст. Урок-путешествие

Раздел 7.    Апрель апрель. Звенит капель …(3часа)

Т. Белозеров «Подснежники». А. Плещеев. С. Маршак «Апрель». Л.С -  Ю.Вэлла. «Лесные боли».

1

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Беседа. Работа в парах

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой Проект  «Составляем азбуку загадок»

1

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Урок-игра

Произведения из старинных книг. Стихотворения В.Берестова,  Р.Сефа.

1

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать с выражением небольшое стихотворение, выделяя голосом важные мысли и слова. Беседа. Дифференцированная работа

Раздел 8.    И в шутку и всерьёз…(7 часов)

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Беседа. Работа в парах

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Беседа, фронтальная работа

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Урок-путешествие

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К.Чуковский «Телефон»,

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Работа в парах

М. Пляцковский «Помощник».

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Беседа. Дифференцированная работа

Из старинных книг.

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Работа в парах

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез» Т.у по теме «И в шутку и всерьез»

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Заучивать наизусть небольшие тексты. Урок-игра

Раздел 9.    Я и мои друзья (6 часов)

Ю. Ермолаева «Лучший друг».  Е. Благинина «Подарок».

1

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки по коллективно составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Беседа, фронтальная работа

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», .Р. Сеф «Совет»

1

Сравнивать рассказы и стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Беседа. Дифференцированная работа

В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Работа в парах

С. Маршак «Хороший день». 

1

Называть произведения, их авторов. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Беседа. Дифференцированная работа

Проверка читательских умений

1

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Индивидуальная работа

Проект «Наш класс – дружная семья»

1

Рассказывать об интересных событиях, произошедших в течение года в классе. Понимать, что значит расположить события в хронологическом

Раздел 10.    О братьях наших меньших (3часа)

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

1

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки по коллективно составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Работа в парах

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Беседа, фронтальная работа

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый ёж».   Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо»

1

Определять основные особенности художественного и научно-популярного текста (с помощью учителя). Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Урок-игра


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ

предмета «Литературное чтение»

1. Программа предмета «Литературное чтение».

2. Учебники.

  • Горецкий В. Г., Кирюшкин В А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Азбука. 1 класс.Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020;
  • Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 1 класс: учеб. для четырехлетней нач.шк. В 2 ч. М.: Просвещение, 2020.

3.Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным различными медиаобъектами, в том числе интерактивными и функционалом, делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его несколько усовершенствовать.

4. Методические пособия, которые содержат описание воспитательного потенциала курса и методику его реализации, пример рабочей программы, методические рекомендации по организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и целостности современного мира, а также формирования основы системного мышления.

5. Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля: самостоятельные работы, тесты. Контрольно-измерительные материалы предназначены для формирования и закрепления у обучающихся предметных и универсальных учебных действий при работе с диагностическим материалом разного вида.

Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности:

∙ ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской Академии Образования» https://www.instrao.ru/

  • Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/

∙ Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/

∙ Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru

∙ Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» / база педагогических идей https://urok.lsept.ru/

∙ Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/

∙ Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/ Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/

∙ Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «Директ-Медиа»: https://biblioschool.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...