Статья «Внимание, инструкция!»
статья
Методические рекомендации по организации работы с инструкцией к проектной задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vnimanie_instruktsiya.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ гимназия№55 им.Е.Г.Вёрсткиной
Статья «Внимание, инструкция!»
Составила: Яшкина Е.В.,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории
МАОУ гимназии №55им.Е.Г.Вёрсткиной
г. Томск
2016-2017 учебный год
Внимание, инструкция!
Внимание, инструкция! Статья названа так не случайно . Не один год принимая участие в областном конкурсе «Компетентное решение – начальная школа» как эксперт, могу говорить о том, что наши дети не умеют работать с инструкцией. Наблюдая за работами команд , прослеживается то, что дети, читая компетентностную задачу, работая с ней, выполняют задания хаотично, без проверки полученного результата и тем более без его коррекции, сбиваются на поглощённость самим по себе процессом выполнения задания. Работая таким образом невозможно достичь необходимого результата.
Именно поэтому начну с самого главного : важности умения работать с инструкцией.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Один из блоков – регулятивный, в который входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
- Целеполагание,
- Планирование,
- Составление плана и последовательности действий,
- Прогнозирование,
- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коррекция,
- Оценка.
Так вот, действия из регулятивного блока компетенций у нового ученика не сформированы , нет в работе ребят чёткого порядка действий в ходе решения задачи, не следуют они этой универсальной инструкции, заложенной в ходе действий, а значит не получают качественный продукт своей работы – результат решения компетентностной задачи, а в учебном процессе –учебную задачу.
В ходе наблюдений за работой команд, могу отметить, что цель – решить задачу –дети ставят, умеют в команде распределить работу , а следующие этапы в ходе работы не соблюдаются. Причём самый провальный –самоконтроль за выполнением задания, коррекция выполнения, включающая выбор наиболее рационального способа и итоговый контроль.
Так как же помочь нашим детям, сформировать у них необходимость в контроле и самоконтроле при решении учебных задач?
Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что "собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения". В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-4 класса.
Как видно из исследований , самоконтроль не является необходимостью для ученика в процессе обучения.
Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога.
Для формирования самоконтроля необходимо знать его структуру. Ученые выделяют следующие звенья в структуре самоконтроля:
1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться;
2. сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;
3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);
4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.
Для начала перед младшими школьниками должны быть определены однозначные, предельно четкие критерии контроля, которые разрабатываются ими в процессе совместной деятельности с учителем. Только после этого можно приступать к формированию структурных звеньев самоконтроля у детей .
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективны для формирования навыка самоконтроля у младших школьников такие приемы, как :
- сверка с образцом;
- взаимопроверка с товарищем;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
- использование практических задач, имеющих несколько способов решения( разработаны в рамках УМК «Перспективная начальная школа»,
- использование творческих
Формированию самоконтроля способствует создание на уроках проблемных ситуаций и самостоятельный поиск их решений.
Формирование умения работать с инструкцией подразумевает отработку порядка действий из регулятивного блока компетенций, уделяя особое внимание самоконтролю, причём эффективность будет высокой , если использовать данную работу на всех уроках , начиная с 1 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Развиваем внимание.
Упражнения для развития внимания Рекомендации по коррекции внимания1.Развитие концентрации внимания2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.3. Тренировка распределения внимания....
Статья: "Внимание как необходимый фактор развития учащихся в начальной школе"
В данной статье собрана необходимая информация о внимании, способов диагностики и улучшения...
Инструкции по мешательству при поведении на привлечение внимания. при поведении на избегание неуспеха.при властном и мстительном поведении
Общая стратегия и методы...
Статья " Внимание первоклассников".
В этой статье говорится о внимании, как о пихологическом факторе, дается характеристика внимания первоклассников, о причинах нарушения внимания, рекомендуются игры для развития внима...
Статья "Внимание речь!"
Данная статья может быть использована воспитателями в детском саду, учителями-логопедами, учителями и родителями....
Статья "Внимание детей на уроке"
Что же нужно делать учителю при работе с первым классом для удерживания внимания детей на изучаемом материале? Важно знать, что шестилеткам сложно сосредотачиваться на однообразной, интеллектуально на...
Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"
В статье приводятся авторские разработки, игр, показавших эффективность в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...