Адаптация ребенка к школе. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
статья (1 класс)

Олейникова Галина Александровна

Адаптация ребенка к школе.

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуация развития ребенка связана с началом учебной деятельности. Гибкость личности младшего школьника позволяет выстраивать систему его воспитания с многообразием форм, методов воспитания, воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_shkole.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к школе.

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

 Младший школьный возраст (7-11 лет) связан с важным событием в жизни человека – началом обучения в школе. Это обстоятельство определяет новую социальную ситуацию развития ребенка и новый социальный статус школьника. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта социальных отношений (свою принадлежность к социуму). Появляется потребность в новой жизненной позиции («я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни) и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Внутренняя позиция – личностное новообразование младшего школьного возраста. Принятие этой позиции школьником – это важный шаг для дальнейшего формирования личности ребенка и достижения им успеха в учебно-воспитательном процессе. Новые социальные роли («обучающийся», «одноклассник») требуют установления нового, более ответственного, нежели в дошкольном детстве, характера поведения (соблюдение требований педагога, адаптация к стандартизации условий жизни) и общения (деловые взаимоотношения с педагогом и одноклассниками). У детей появляется потребность, стремление в соблюдении общественных требований. И, усваивая нормы общественного поведения, ученик превращает их постепенно в свои собственные требования к самому себе.

Поступивший в школу первоклассник становится крайне зависимым от мнений и отношений окружающих его людей, в особенности от мнения учителя и сверстников. Новая структура отношений «учитель–ребенок» (педагог– обучающийся) формирует отношения «ребенок – общество» (в т.ч. отношения ребенка к сверстникам).

В учителе как авторитетной личности воплощены требования общества: в школе существует система эталонов, мер для оценки, которую учитель реализует на практике, к которой приобщает детей. Младшие школьники учатся понимать особенности чувств, эмоциональных проявлений других людей, они уже могут сопереживать к кому-либо.

Дети в возрасте 9-10 лет, по данным В. Н. Лозоцевой, оценивают людей главным образом с позиции нравственно-психологических особенностей личности, проявляющихся во взаимоотношениях с окружающими.

На основе учебной деятельности как совместной, у обучающихся формируются отношения друг с другом, появляются коллективные связи, общественная оценка и требовательность друг к другу. На основании принятых в коллективе правил и традиций формируется общественная направленность личности, нравственные представления, требования к людям, необходимость считаться с их мнением. Отношения со сверстниками развивают эмоциональный аспект принятия уникальности себя и другого. Совместное времяпровождение, деятельность помогают ребенку развиваться в социальном и личностном плане. Ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста – это учебная деятельность. И одной из задач начальной школы является сформировать у детей умение учиться. Активность в обучении – средство, условие и результат формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте.

В процессе учебной деятельности дифференцируются другие виды деятельности, а также формируются или изменяются психические процессы (к примеру, учебная деятельность способствует развитию воли, т.к. требует внутренней дисциплины), меняются мотивы поведения, которые дают толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка.

Основные психологические новообразования возраста, психические процессы и функции развиваются и совершенствуются: восприятие становится целенаправленным произвольным, позволяющим осуществлять наблюдение за объектом (на мало интересных вещах) для решения определенной задачи, память приобретает логический характер.

Также интенсивно развивается непроизвольное внимание, которое постепенно становится устойчивым и произвольным, мышление обретает форму размышления, мышление становится обобщенным и абстрактным. Научный тип мышления, который ребенок приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром.

 Мыслит младший школьник в основном наглядными представлениями. Особенно это прослеживается при определении детьми абстрактных понятий, когда школьники стремятся представить понятия в виде наглядных конкретных образов (примеры из личного опыта).

У младшего школьника еще только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он еще только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он еще только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Поэтому взрослым важно формировать ориентиры и ценности у детей этого возраста. Также, согласно Л. С. Выготскому, в младшем школьном возрасте у детей появляется чувство самоуважения, переживание собственной значимости для других; поведение становится более произвольным (начальный уровень произвольности, позволяет детям действовать согласно своим намерениям).

 В младшем школьном возрасте у обучающихся продолжается формирование социально-нравственных качеств личности на основе развития индивидуальных особенностей. А внутренняя позиция (система потребностей и стремлений, которая опосредует воздействия внешнего мира) становится движущей силой развития у человека новых качеств.

Младший школьный возраст является сензитивным в плане подготовки к саморазвитию и самоопределению личности (отношение к себе, другим, миру), поскольку дети младшего школьного возраста ориентируются на правильность, соответствие какому-либо образцу. Ребенка важно поддержать в его самоопределении для успешного развития его личности. Человек должен научиться положительно принимать себя и другого человека просто как уникальную личность, ценность. Это поможет ему понимать других людей, помогать им, это необходимо для построения адекватных взаимоотношений с людьми.

Положительная самооценка определяется чувством своей значимости, уверенности в импонировании другим людям, уверенности в способности к определенному виду деятельности (проживание успеха в деятельности, мотив достижений). Положительное самоотношение – важный фактор социально-личностного развития, эмоционального комфорта, необходимый для гармоничного развития личности. Социально-психологические особенности развития личности в данном возрасте: потребность ребенка в признании его учебных успехов (реализуется через учебную деятельность), широкие познавательные интересы (но неустойчивы), отзывчивость к познанию ценностей культуры, природы. Социализирующие факторы для детей этого возраста: интенсивное общение с взрослыми, интеллектуальная, эмоциональная и ценностная атмосфера окружающей среды ребенка, востребованность качеств и способностей ребенка, насыщенность пространства его жизни разнообразными впечатлениями, творчеством, особенности воспитания.

Особенности возраста: высокая активность в познании окружающего мира, склонность к расширению кругозора, к творчеству, к игровому моделированию жизненных ситуаций, у детей развито воображение, нет рационализма в мышлении. Гибкость личности младшего школьника позволяет выстраивать систему его воспитания с многообразием форм, методов воспитания, воздействия.

Вывод: младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуация развития ребенка связана с началом учебной деятельности. Новообразования, возникающие у детей младшего школьного возраста (в т.ч. появление общественной направленности поведения, развитие познавательной сферы, новый уровень произвольной регуляции поведения: рефлексия, внутренний план действий и др.), позволяют им перейти на новый этап возрастного развития.

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками – формирование у детей первоначальных социально-ценностных представлений, убеждений (фундамент позитивной этической основы поведения), создание ситуации успеха в учебной деятельности, организация учебно - воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей детей. Учитывая эмоционально-положительное восприятие деятельности, характерное для младших школьников, их доверительность и открытость к педагогам и родителям, высокую активность в познании мира, гибкость личности на этой основе можно сформировать у детей важные социально значимые качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности младшего школьно возраста

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...

Психологические особенности младшего школьного возраста

Психологические особенности младшего школьного возраста...

Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"

Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию  или как беседу на родительских собраниях....

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из актуальных проблем современности — проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития...

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...