Адаптация ребенка к школе. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
статья (1 класс)
Адаптация ребенка к школе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуация развития ребенка связана с началом учебной деятельности. Гибкость личности младшего школьника позволяет выстраивать систему его воспитания с многообразием форм, методов воспитания, воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к школе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (7-11 лет) связан с важным событием в жизни человека – началом обучения в школе. Это обстоятельство определяет новую социальную ситуацию развития ребенка и новый социальный статус школьника. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта социальных отношений (свою принадлежность к социуму). Появляется потребность в новой жизненной позиции («я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни) и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Внутренняя позиция – личностное новообразование младшего школьного возраста. Принятие этой позиции школьником – это важный шаг для дальнейшего формирования личности ребенка и достижения им успеха в учебно-воспитательном процессе. Новые социальные роли («обучающийся», «одноклассник») требуют установления нового, более ответственного, нежели в дошкольном детстве, характера поведения (соблюдение требований педагога, адаптация к стандартизации условий жизни) и общения (деловые взаимоотношения с педагогом и одноклассниками). У детей появляется потребность, стремление в соблюдении общественных требований. И, усваивая нормы общественного поведения, ученик превращает их постепенно в свои собственные требования к самому себе.
Поступивший в школу первоклассник становится крайне зависимым от мнений и отношений окружающих его людей, в особенности от мнения учителя и сверстников. Новая структура отношений «учитель–ребенок» (педагог– обучающийся) формирует отношения «ребенок – общество» (в т.ч. отношения ребенка к сверстникам).
В учителе как авторитетной личности воплощены требования общества: в школе существует система эталонов, мер для оценки, которую учитель реализует на практике, к которой приобщает детей. Младшие школьники учатся понимать особенности чувств, эмоциональных проявлений других людей, они уже могут сопереживать к кому-либо.
Дети в возрасте 9-10 лет, по данным В. Н. Лозоцевой, оценивают людей главным образом с позиции нравственно-психологических особенностей личности, проявляющихся во взаимоотношениях с окружающими.
На основе учебной деятельности как совместной, у обучающихся формируются отношения друг с другом, появляются коллективные связи, общественная оценка и требовательность друг к другу. На основании принятых в коллективе правил и традиций формируется общественная направленность личности, нравственные представления, требования к людям, необходимость считаться с их мнением. Отношения со сверстниками развивают эмоциональный аспект принятия уникальности себя и другого. Совместное времяпровождение, деятельность помогают ребенку развиваться в социальном и личностном плане. Ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста – это учебная деятельность. И одной из задач начальной школы является сформировать у детей умение учиться. Активность в обучении – средство, условие и результат формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте.
В процессе учебной деятельности дифференцируются другие виды деятельности, а также формируются или изменяются психические процессы (к примеру, учебная деятельность способствует развитию воли, т.к. требует внутренней дисциплины), меняются мотивы поведения, которые дают толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка.
Основные психологические новообразования возраста, психические процессы и функции развиваются и совершенствуются: восприятие становится целенаправленным произвольным, позволяющим осуществлять наблюдение за объектом (на мало интересных вещах) для решения определенной задачи, память приобретает логический характер.
Также интенсивно развивается непроизвольное внимание, которое постепенно становится устойчивым и произвольным, мышление обретает форму размышления, мышление становится обобщенным и абстрактным. Научный тип мышления, который ребенок приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром.
Мыслит младший школьник в основном наглядными представлениями. Особенно это прослеживается при определении детьми абстрактных понятий, когда школьники стремятся представить понятия в виде наглядных конкретных образов (примеры из личного опыта).
У младшего школьника еще только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он еще только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он еще только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Поэтому взрослым важно формировать ориентиры и ценности у детей этого возраста. Также, согласно Л. С. Выготскому, в младшем школьном возрасте у детей появляется чувство самоуважения, переживание собственной значимости для других; поведение становится более произвольным (начальный уровень произвольности, позволяет детям действовать согласно своим намерениям).
В младшем школьном возрасте у обучающихся продолжается формирование социально-нравственных качеств личности на основе развития индивидуальных особенностей. А внутренняя позиция (система потребностей и стремлений, которая опосредует воздействия внешнего мира) становится движущей силой развития у человека новых качеств.
Младший школьный возраст является сензитивным в плане подготовки к саморазвитию и самоопределению личности (отношение к себе, другим, миру), поскольку дети младшего школьного возраста ориентируются на правильность, соответствие какому-либо образцу. Ребенка важно поддержать в его самоопределении для успешного развития его личности. Человек должен научиться положительно принимать себя и другого человека просто как уникальную личность, ценность. Это поможет ему понимать других людей, помогать им, это необходимо для построения адекватных взаимоотношений с людьми.
Положительная самооценка определяется чувством своей значимости, уверенности в импонировании другим людям, уверенности в способности к определенному виду деятельности (проживание успеха в деятельности, мотив достижений). Положительное самоотношение – важный фактор социально-личностного развития, эмоционального комфорта, необходимый для гармоничного развития личности. Социально-психологические особенности развития личности в данном возрасте: потребность ребенка в признании его учебных успехов (реализуется через учебную деятельность), широкие познавательные интересы (но неустойчивы), отзывчивость к познанию ценностей культуры, природы. Социализирующие факторы для детей этого возраста: интенсивное общение с взрослыми, интеллектуальная, эмоциональная и ценностная атмосфера окружающей среды ребенка, востребованность качеств и способностей ребенка, насыщенность пространства его жизни разнообразными впечатлениями, творчеством, особенности воспитания.
Особенности возраста: высокая активность в познании окружающего мира, склонность к расширению кругозора, к творчеству, к игровому моделированию жизненных ситуаций, у детей развито воображение, нет рационализма в мышлении. Гибкость личности младшего школьника позволяет выстраивать систему его воспитания с многообразием форм, методов воспитания, воздействия.
Вывод: младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуация развития ребенка связана с началом учебной деятельности. Новообразования, возникающие у детей младшего школьного возраста (в т.ч. появление общественной направленности поведения, развитие познавательной сферы, новый уровень произвольной регуляции поведения: рефлексия, внутренний план действий и др.), позволяют им перейти на новый этап возрастного развития.
Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками – формирование у детей первоначальных социально-ценностных представлений, убеждений (фундамент позитивной этической основы поведения), создание ситуации успеха в учебной деятельности, организация учебно - воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей детей. Учитывая эмоционально-положительное восприятие деятельности, характерное для младших школьников, их доверительность и открытость к педагогам и родителям, высокую активность в познании мира, гибкость личности на этой основе можно сформировать у детей важные социально значимые качества личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/21/picture-20230.jpg)
Психологические особенности младшего школьно возраста
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-261365-1441207396.jpg)
Психологические особенности младшего школьного возраста
Психологические особенности младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434176-1396978212.jpg)
Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"
Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию или как беседу на родительских собраниях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590520-1423554581.png)
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-623133-1429006057.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями.
Выступление на конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275021-1601891119.jpg)
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одна из актуальных проблем современности — проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/22/picture-1478332-1687416981.jpg)
«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...