Психологические особенности младшего школьного возраста
консультация по теме
Психологические особенности младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с учеником.
Таким образом, ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. В школе в условиях новой жизни активно развивается способность к рефлексии, необходимость которой связана с выполнением умственных операций: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий.
В традиционной школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гиперактивность, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижающих волевую активность ребенка.
Общая восприимчивость к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и прочее, ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает под влияние сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает уменьшить воздействие негативных образований и развить принятые позитивные формы общения. В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.
В условиях ужесточения требований к ребенку возникает необходимость воздержания с его стороны от ситуативных импульсивных желаний, и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких.
Перед ним встает необходимость принятия ответственности за свою новую жизнь, а также организации своего дня. Таким образом, младший школьник учится управлять своей волей.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности младшего школьно возраста
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...
Контрольная работа по возрастной психологии "Психологическая характеристика младшего школьного возраста"
Крнтрольная работа для студентов педагогических ВУЗ-ов...
Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"
Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию или как беседу на родительских собраниях....
Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"
Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...
Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"
Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...
Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...
Статья "Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста"
В представленном материале выделены основные психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста...