План работы по наставничеству
материал
План работы по наставничеству поможет наставнику составить рабочий план с молодым специалистом, Создать систему помощи молодому специалисту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_nastavnichestvu.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в «Гимназии «Альбертина» 1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
- Цели и задачи наставничества.
- Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
- Основными задачами школьного наставничества являются: привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
- Школьное наставничество организуется на основе решения заседания методического объединения учителей.
- Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
- Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
- Кандидатуры наставников согласовываются с директором.
- Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен решением методического объединения учителей с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
- Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях:
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
- выпускниками педагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и владения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
- Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
- За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
4. Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения.;
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с согласия директора (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
- Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается методическим объединением учителей и отражается в протоколе заседания МО.
- В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора.
8.2. Заместитель директора обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту.
9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение;
- планы работы методических объединений;
- протоколы заседаний методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.
ПЛАН РАБОТЫ
наставника Буниной Светланы Анатольевны
с молодым специалистом Киселёвой Ксенией Сергеевной
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении |
1. | -Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;
- Знакомство с нормативной документацией, правовыми актами в сфере образования (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, ФГОС ООО, Конвенция о правах ребенка, САНПиН и др.)
-Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов; индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий. | сентябрь | Календарно-тематическое планирование
Памятка по заполнению классного журнала |
|
2. | -Выбор темы по самообразованию;
-Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических материалов;
-Участие в оформлении учебного кабинета;
-Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей». | октябрь | Список учебно-дидактического материала
Паспорт кабинета
Памятка по ведению и оформлению тетрадей. |
|
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении | |
3. | -Участие в заседании методического объединения;
-Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.
-Подбор литературы по теме самообразования с использованием образовательных ресурсов Интернета;
-Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию. | ноябрь | Протокол ШМО
Выработка рекомендаций
Список литературы |
| |
4. | -Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися;
-Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предметам начальной школы;
-Анализ работы за первое полугодие. | декабрь | Выработка рекомендаций
Участие обучающихся в школьном этапе НПК
Промежуточный отчет |
| |
5. | - Участие в заседании методического объединения;
-Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе». | январь | Протокол МО
Видеозапись занятия с использованием современных образовательных технологий |
| |
6. | -Общие положения портфолио педагога;
-Структура содержания и порядок ведения портфолио;
-Оценивание материалов и портфолио. | февраль | Портфолио |
| |
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении | |
7. | -Участие в заседании МО (выступление по теме самообразования);
-Проведение внеклассного мероприятия по предмету с обучающимися; | март | Протокол МО
Презентация
Сценарий мероприятия |
| |
8. | -Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»; -Практикум различных стилей педагогического общения (авторитарный, попустительский, демократический)»; -Анализ стилей общения. |
| апрель | Памятка
Подбор примеров ситуаций (информационный лист) |
|
9. | -Отчет молодого специалиста о проделанной работе; -Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. | май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе |
| |
10. | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп | В течение года |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по наставничеству
План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...
Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.
Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Именно в этот момент начинающему учите...
Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...
План работы наставничества 2019-2020 учебный год
Наставничество 2019-2020учебный год Шабанова В.А....
План работы наставничества 2018-2019 учебный год
Наставничество 2018-2019 учебный год...
План работы наставничества 2020-2021 учебный год
Настаничество 2020-2021 учебный год...
План работы по Наставничеству (2022-2023уч.г.)
Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой ...