Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка"
рабочая программа (1 класс)
Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка обучающихся начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_uchitel_uchenik.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по наставничеству "Успех каждого ребенка" составлена на основе федерального национального проекта «Образование» № 8.1 в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в целях достижения результата регионального проекта «Современная школа (Ростовская область)», с приказами министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций», от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества» и в целях достижения результата
Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка обучающихся начальной школы с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивному обучающемуся».
Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
- создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации;
- улучшение результатов учебы, а также творческих и спортивных результатов;
- снижение числа школьников, состоящих в «группе риска»;
- укрепление связи школьника-будущего выпускника со школой.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и будущих выпускников к школе. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
- измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования;
- улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся;
- рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающихся;
- снижение показателей неуспеваемости обучающихся;
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
Портрет участников
Наставник.
Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Наставляемый.
Пассивный обучающийся. Низко мотивированный, дезориентированный
школьник начальных классов, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный об образовательных перспективах, безынициативный к процессам внутри школы.
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, сотрудничество со школьным педагогом-психологом и педагогом-логопедом, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.
Этапы реализации программы.
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | Создание благоприятных условий для запуска программы. Сбор предварительных данных от потенциальных наставляемых. Назначение наставника. | Дорожная карта реализации наставничества. |
Формирование базы наставников и наставляемых | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа пассивных учеников, их родителей, специалистов | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Формирование наставнической группы | Провести общую встречу с участием наставника, доп.специалистов, наставляемых в формате «пассивный ученик». Зафиксировать сложившуюся группу. | Сформированная наставническая группа, готовая продолжить работу в рамках программы |
Организация хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. | Мониторинг: сбор обратной связи от наставляемых – ля мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставника, наставляемых и доп. специалистов – для мониторинга эффективности реализации |
Завершение программы наставничества |
| Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. |
Срок реализации программы: 1 год
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Мониторинг направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
- оценка качества реализуемой программы наставничества;
- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
- сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
- контроль хода программы наставничества;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
- определение условий эффективной программы наставничества;
- контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества «Успех каждого ребенка».
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставляемых на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Основные мероприятия по реализации программы
Содержание | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
Работа с «пассивными обучающимися» | |||
Протестировать обучающихся с целью выявления причин неуспеваемости | Получить оперативную информацию | Октябрь, январь | Педагог психолог |
Провести индивидуальные консультации с обучающимися по результатам срезов | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины неусвоения | В течение года | Наставник |
Разработать индивидуальные образовательные траектории для «пассивных обучающихся» | Спланировать работу с обучающимися | В течение года | Наставник |
Помочь сформировать портфолио | Получить объективную информацию об успехах учащегося | В течение года | Наставник |
Организовать контроль усвоения знаний учащихся по отдельным темам, разделам | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их неусвоения | По плану | Наставник |
Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащихся | Выявить причины школьной тревожности | По плану | Педагог психолог |
Организовать воспитательную работу через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования | Выявить интересы учащихся с низкой учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по интересам | В течение года | Наставник Педагог - логопед |
Организовать отдых учащихся в каникулярное время | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Наставник |
Привлечь учащихся к подготовке коллективных мероприятий в классе, школе | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Заместитель директора по ВР, наставник |
Вовлечь в социальнозначимую деятельность учащихся «группы риска» | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Заместитель директора по ВР, наставник |
Работа с родителями обучающихся | |||
Провести консультации с родителями «пассивных обучающихся» | Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией | В течение года | Наставник |
Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Наставник |
Организовать систему открытых уроков для родителей | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Наставник |
Организовать участие родителей в разработке индивидуальной образовательной траектории для «пассивных обучающихся» | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Наставник |
Календарно – тематическое планирование программы работы с
«Пассивными обучающимися»
«Успех каждого ребенка» (66 часов)
№ п/п | Название раздела, тем | Количество часов | Основные виды действия |
1 четверть (16 часов) | |||
Раздел 1 | Официальное соглашение с самим собой | 3 | |
1 | Давайте познакомимся. Мое детство. Рисуем историю своей жизни. | 1 | Беседа. Творческая деятельность |
2 | Познай себя. | 1 | Тест. Беседа с психологом |
3 | Интервью «Значимый поступок» | 1 | Беседа. Развитие коммуникативных навыков |
Раздел 2. | Мое настроение и чувства | 6 | |
4 | Мои чувства. Эмоции. Что такое настроение? | 1 | Игра - викторина |
5 | То, что дарит мне радость. Подари радость ближнему. Тренинг «Коробка счастья» | 1 | Тренинг |
6 | Рисуем настроение и чувства. Гордость, грусть. Гнев. Тренинг «Чемодан со стрессами». | 1 | Работа с психологом. Тренинг |
7 | Как победить тревогу и страх? | 1 | Виртуальное путешествие |
8 | Обида. Понимаем чувства другого. | 1 | Диалог с участниками группы |
9 | Мы испытываем разные чувства. Рисуем лица. | 1 | Работа с логопедом. Мимика |
Раздел 3 | Самооценка | 5 | |
10 | Самооценка и оценивание. Знакомство со шкалами самооценки. | 1 | Игра |
11 | Учимся оценивать себя. | 1 | Интерактив «Зеркало» |
12 | Я и другие (рисование) | 1 | Работа с психологом. |
13 | Я и хороший ученик | 1 | Просмотр видеоролика |
14 | Я – лидер? Чтобы я изменил в себе? | 1 | Работа в группе. Применение разных ролей |
Раздел 4 | Чему я уже научился | 2 | |
15 | Я научился придумывать… Путешествие в мир фантазий. | 1 | Занятие - путешествие |
16 | Решение творческих, логических и арифметических задач | 2 | Викторина |
2 четверть (16 часов) | |||
17 | Еще я научился… Анализ гласных звуков, букв. Чтение слогов | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
18 | Пишу и рисую, какие умения я приобрел | 1 | Диагностика |
Раздел 5 | Я – школа. | 9 | |
19 | Мой класс. Ребята моего класса. Игра «Узнай по описанию» | 1 | Игра |
20 | Школьные правила. Рисование значками школьных правил. | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
21 | «Школа без правил» | 1 | Слушание объяснений наставника |
22 | Какой я ученик? Что такое лень? Как справиться с «Немогучками». | 1 | Наблюдение за демонстрациями наставника |
23 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Диагностика уровня школьной тревожности. | 1 | Диагностика |
24 | Сочиняем сказку про школьные предметы. Анализ сложноусвояемых тем | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
25 | Лидер группы. Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное» | 1 | Тест. Вывод и доказательство |
26 | Правовое воспитание | 1 | Слушание объяснений наставника |
27 | Творческая работа «Я в школе. Я в коллективе» | 1 | Психологический коллаж |
Раздел 6 | Я и моя Родина | 2 | |
28 | Я и моя Родина. Моя малая Родина | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
29 | Знакомство с символикой России, Ростовской области, г. Шахты | 1 | Слушание объяснений наставника |
Раздел 7 | Я и моя семья | 6 | |
30 | Моя идеальная семья. | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
31 | Поговорим о маме (бабушке, папе). | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
32 | Семейные праздники. Новый год и Рождество | 1 | Наблюдение за демонстрациями наставника |
3 четверть (18 часов) | |||
33 | Я умею просить прощения. Трудно ли быть родителем? Почему родители наказывают детей? | 1 | Вывод и доказательство |
34 | Я - помощник. | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
35 | Самооценка поведения в семье. Методика «Изучение типа общения ребёнка с взрослыми». | 1 | Тренинг |
Раздел 8 | Профессии моих родителей | 3 | |
36 | «Все работы хороши - выбирай на вкус». чем полезна математика? | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
37 | Подари людям добро. Как я умею читать? | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
38 | Я б в учителя пошел. Практика письма слогов, слов | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
Раздел 9 | Кто такой Я. Мой автопортрет | 6 | |
39 | Мой внутренний мир. Тропинка к своему Я | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
40 | Рисование своего портрета | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
41 | Мои желания и увлечения. Участие в тематической олимпиаде | 1 | Решение текстовых количественных и качественных задач |
42 | Я – личность. Что меня беспокоит? Тренинг «Как понять самого себя?» | 1 | Вывод и доказательство |
43 | Что я люблю делать? Конкурс рисунков | 1 | Конкурс |
44 | «Рукотворный мир». Конкурс поделок из геометрических фигур | 1 | Конкурс |
Раздел 10 | Каким я был. Каким я стал. Каким я хочу стать | 10 | |
45 | Мне нравится в себе… сильные стороны в обучении | 1 | Вывод и доказательство |
46 | Мне не нравится в себе… слабые стороны в обении | 1 | Вывод и доказательство |
47 | Каким я был? | 1 | Вывод и доказательство |
48 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Какие качества нам нравятся друг в друге. | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
49 | Хорошие качества людей. Легко ли быть ответственным? Обратный урок чтения «Цветик-семиветик» | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
50 | Как преодолеть трудности. Тропинка терпения. Сочинение «Письмо в будущее» | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
4 четверть (16 часов) | |||
51 | Искусство спора. Ссора и драка. Как уйти от конфликта? | 1 | Наблюдение за демонстрациями наставника |
52 | Каким я стал. Комплексный анализ. | 1 | Анализ, синтез, сравнение |
53 | Мой выбор. Мой путь. Каким животным я хотел бы быть? | 1 | Тест |
54 | Жизнь, о которой я мечтаю. Тренинг «Прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Тренинг |
Раздел 11 | Мои успехи. Мои неудачи | 5 | |
55 | Мои успехи. Как достичь успеха. | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
56 | Чем я горжусь. Мои любимые задачи | 1 | Решение текстовых количественных и качественных задач |
57 | Мои недостатки. Избавляемся от слабостей. | 1 | Тренинг |
58 | Мои способности. Как развить способности? (что сложнее всего выполнить на уроках) | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
59 | Что изменилось во мне? Рейтинг успеха | 1 | Рейтинг |
Раздел 12 | Я вырасту здоровым и сильным | 2 | |
60 | Понятие о ЗОЖ. «Солнце, воздух и вода» | 1 | Слушание объяснений наставника |
61 | Проект «Безопасное детство» | 1 | Проект |
Раздел 13 | Я - фантазер | 5 | |
62 | Путешествия в мир фантазий. | 1 | Занятие-путешествие |
63 | Волшебный лес. Я умею фантазировать! Методика «Вербальная фантазия». Развиваем речь | 1 | Постановка опытов для демонстрации |
64 | Я умею сочинять! Развитие письменных навыков | 1 | Проведение исследовательского эксперимента |
65 | На каникулах я хочу прочитать… | 1 | Работа с научно-популярной литературой. |
66 | Итоговое занятие | 1 | Проект |
ИТОГО | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение коррекционно-развивающих программ, ориентированных на повышение уровня и развития каждого ребенка.
В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, для которых важным моментом в обучении является коррекция и развитие ручной моторик...
Каждый ребенок имеет право
Классный час посвященный правам ребенка...
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей ребенка»
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского - Б.Д.Эльконина....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Каждый день-доброе дело".
Программа составлена для обучающихся 4 класса....
Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего направления в начальной школе "Успех каждого ребенка"
Программа имеет общекультурное направление и создана на основе авторской программы "Празднично-событийного цикла жизни школы" УМК "Планета знаний" Э.С.Аскопова и Е.Ю.Иванова....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики буллинга «КАЖДЫЙ ВАЖЕН» 2021 – 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики буллинга «КАЖДЫЙ ВАЖЕН» 2021 – 2022 учебный год Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиб...
План работы МО по программе "Успех каждого ребенка"
План раблта МО по программе "Успех каждого ребёнка" (2019 г.)...