Внеурочная деятельность Мастерская поделок
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа курса "Мастерская поделок" (внеурочная деятельность) для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_podelok.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности учащихся
Мастерская поделок
Разработана для учащихся 3 класса.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Программа «Мастерская поделок » разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Рабочая программа создана на основе авторской программы Т.Н. Просняковой "Художественное творчество". Рабочая программа составлена из расчета 2часа в неделю (всего 68 часов за учебный год).
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы "Мастерская поделок" уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
• патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
• ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
• ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
• ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мастерская поделок» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных, навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мастерская поделок» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной средь; образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные гиды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируется внимание и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
№темы п/п | Количество часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») – 24 часа | |||
1 | 2 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаг | Журнальная бумага, картон |
2 | 1 | Аппликация из птичьих перьев | Перья, картон |
3 | 1 | Аппликация из кружев | Кружева, картон |
4 | 1 | Аппликация из ткани | Накрахмаленная ткань, картон |
5 | 2 | Аппликация из деталей оригами | Бумага, картон |
6 | 2 | Мозаика из ватных комочков | Вата, бумага, картон |
7 | 2 | Прорезная аппликация Картон, различные материалы | Картон, различные материалы |
8 | 2 | Гофрированные цепочки | Гофрированная бумага, картон |
9 | 1 | Складывание гармошкой | Журнальная бумага |
10 | 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги | Цветная бумага, картон |
11 | 2 | Моделирование из картона. Рамочка | Картон, цветная бумага |
12 | 2 | Моделирование объемного изделия из гофрокартона | Гофрированный картон |
13 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага |
14 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки | Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока |
15 | 1 | Многослойное торцевание на плоскости | Гофрированная бумага, картон |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов | |||
1 | 2 | Раскатывание и обрубовка пластилина | Пластилин |
2 | 2 | Выпуклая аппликация из пластилина | Пластилин |
3 | 2 | Торцевание на пластилине | Пластилин, гофрированная бумага |
4 | 2 | Разрезание слоеного пластилина | Пластилин, проволока |
5 | 2 | Лепка из теста | Соленое тесто |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов | |||
1 | 2 | Обрывная аппликация Бумага различная | Бумага различная |
2 | 1 | Скручивание в жгут. Аппликации | Бумага гофрированная |
3 | 2 | Скатывание в комок. Мозаика | Бумага гофрированная и цветная |
4 | 1 | Гофрированный конструктор | Гофрированный конструктор |
5 | 1 | Моделирование из полос Бумага цветная | Бумага цветная |
6 | 2 | Плетение из бумаги. Аппликация | Бумага цветная |
7 | 1 | Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа | Бумага белая и цветная |
8 | 2 | Мозаика из плоских деталей оригами | Фантики, цветная бумага |
9 | 2 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости | Картон, цветная бумага |
10 | 1 | Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа | Бумага различная |
11 | 1 | Оригами из кругов | Бумага различная |
12 | 2 | Соединение различных техник в одной работе | Бумага цветная |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов | |||
1 | 2 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу | Бумага белая, цветная, журнальная |
2 | 2 | Объемные цветы из модуля «Трилистник» | Бумага белая, цветная, гофрированная |
3 | 3 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша» | Бумага цветная |
4 | 2 | Игрушки объемной формы | Бумага цветная |
5 | 2 | Бумага белая и цветная | Бумага белая и цветная |
6 | 3 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа | Бумага цветная |
7 | 2 | Дополнительные материалы по выбору | Бумага различная |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Мастерская поделок»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
• Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
• Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
• Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
• Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
• Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
• Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• Достичь оптимального для каждого уровня развития;
• Сформировать систему универсальных учебных действий;
• Сформировать навыки работы с информацией.
Список учебных пособий:
1. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
2. . Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
3. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
4. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
5. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
6. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.
7. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. 104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
8. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Тематическое планирование по социальному направлению внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел", 3 класс....
Внеурочная деятельность. Мастерская речевого творчества. 2 класс
Пояснительная записка...
Внеурочная деятельность. Мастерская речевого творчества. 2 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...