Урок в музее Скрябина
методическая разработка
Разработка урока в музее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 15.08 КБ |
literatura.docx | 13.7 КБ |
ssylki.docx | 15.1 КБ |
spravochnyy_material_dlya_uchitelya.docx | 137.49 КБ |
biografiya_skryabina.docx | 77.12 КБ |
gostinaya.doc | 1.71 МБ |
rabochiy_kabinet.doc | 229.5 КБ |
praktiko_-_orientirovannoe_zadanie_1.docx | 12.31 КБ |
praktiko_-_orientirovannoe_zadanie.docx | 13.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
1. Ознакомительный этап.
До посещения Мемориального музея А. Н. Скрябина учащимся необходимо ознакомиться с материалами к уроку и прослушать произведения композитора.
В музее учитель проводит инструктаж по правилам поведения в музее и работе с рабочими листами.
2. Планирование работы.
Учащиеся получают рабочие листы и знакомятся с заданием. Их задача – составить хронологическую ленту жизни и творчества А. Н. Скрябина. Ученикам необходимо определить цель работы и спланировать её выполнение (особенности составления хронологической последовательности, обобщение фактов, анализ событий). Выполнение заданий рабочего листа может быть организовано в группах или индивидуально.
3. Выполнение заданий.
Учащиеся выполняют задания в соответствии с рабочим листом, изучая представленные в музее предметы, а также извлекая информацию из предложенных текстов.
Учащимся необходимо заполнить «ленту времени», записывая все даты и ключевые слова (например, 1872 год – рождение; 1873–1879 – смерть матери, назначение отца, воспитание у бабушки).
4. Заключительный этап.
После выполнения всех заданий рабочего листа учащимся предлагается обсудить и сравнить полученные результаты (даты и события). После обсуждения и корректировки ответов учащиеся получают хронологию жизни великого композитора как продукт урока. Данную хронологию можно использовать в качестве опорного материала для рассказа о выдающейся личности и эпохе Серебряного века в искусстве, выражения своего отношения к творчеству композитора.
Схема хронологической последовательности для заполнения представлена в материалах для учеников.
Предварительный просмотр:
Список литературы
1. Официальный сайт Мемориального музея А. Н. Скрябина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scriabinmuseum.ru/ (дата обращения: 12.12.2018).
2. Martineau K., Alexаndre Scriabine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bu.u-bourgogne.fr/EXPLOITATION/basicfilesdownload.ashx?repositoryId=1&itemId=5919 (дата обращения: 12.12.2018).
Предварительный просмотр:
Полезные ссылки
№ п/п | Название файла | Ссылка в сети «Интернет» |
1 | Официальный сайт Мемориального музея А. Н. Скрябина | |
2 | Martineau K., Alexаndre Scriabine | https://bu.u-bourgogne.fr/EXPLOITATION/basicfilesdownload.ashx?repositoryId=1&itemId=5919 |
3 | Ссылка на иллюстрацию | https://drive.google.com/open?id=1lwXgQWCcjyRKLZPLJAcWYt9VQQJwjgSD |
4 | Ссылка на иллюстрацию | https://drive.google.com/open?id=1Zy7D7VDoGWWHyIoUvCmZXODijCCLc_P5 |
5 | Ссылка на иллюстрацию | https://drive.google.com/open?id=12JxkKUbcrsdd9sTOZaIgzfP9DGBzNnu4 |
6 | Ссылка на иллюстрацию | https://drive.google.com/open?id=1KrKfvJ5JPCwtCqR1GzV7iWMTlEPU4ddj |
Предварительный просмотр:
Справочный материал для учителя
Александр Николаевич Скрябин (1872–1915)
Современники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цветозвука: визуализировал мелодию с помощью цвета.
В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств: музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчёт времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.
Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец служил дипломатом в Константинополе, поэтому сына видел редко.
Мать умерла, когда ребёнку был год. Воспитывали Александра Скрябина бабушка и тётя, которая и стала его первой учительницей музыки. Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии, а в восемь начал сочинять собственную музыку (в семилетнем возрасте сочинил оперу «Лиза в 5-ти актах»).
Тётя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну.
Тот был так поражён музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.
В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй Московский кадетский корпус в Лефортово. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты – в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.
В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. К моменту поступления в консерваторию он написал более семидесяти музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал».
Александр Скрябин стремился к исполнительскому совершенству, поэтому много репетировал. Однажды он «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьёзным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился.
Старшие курсы свободного сочинения вёл профессор гармонии и контрапункта Антон Аренский, ему была близка лирическая камерная музыка. Его же ученик, Скрябин, напротив, не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885–1889 годы Скрябин написал более пятидесяти различных пьес – большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы.
Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почёта у входа в Малый зал Московской консерватории.
После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки Скрябин пережил тяжёлый период в своей жизни, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат М. П. Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в турне по Европе. Во втором турне, организацией которого занимался также Сафонов, Скрябин выступил с серией концертов, завоевав признание как превосходный композитор и пианист. Александр Скрябин играл практически только собственные сочинения, покоряя слушателей романтической утончённостью и одухотворённостью пианистического стиля.
В 1898 году Сафонов пригласил Скрябина преподавать специальное фортепиано в Московской консерватории. Педагогическую деятельность Скрябин совмещал с интенсивным композиторским творчеством.
В 1904–1909 годах композитор жил за границей. Давал концерты в Америке с оркестром под управлением А. Никиша (под управлением Никиша прошла премьера «Божественной поэмы» в Париже, в Америке же Скрябин давал концерты под управлением М. Альтшулера и В. Сафонова), В 1908 году в Европе Скрябин знакомился с С. А. Кусевицким, с которым в 1909 году выступил в Москве с триумфальным успехом. В 1910 году окончательно вернулся на родину. Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Тогда же сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ века (усложнение гармонической вертикали, снимающее необходимость разрешения диссонанса, появление диссонантной тоники, расширение тональности, охватывающей все 12 ступеней, образование новых ладовых структур, возникновение «гармониемелодии» – так называемый прометеев аккорд, в котором гармонический комплекс становится свёрнутым в вертикаль звукорядом). В 1910 году молодой С. С. Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».
В 1910 (летом 1910 года, а в марте 1911 прошли Московская и Петербуржская премьеры «Прометея») году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений – симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить своё визуальное восприятие в своей поэме.
Композитор сконструировал цветовой круг (Скрябин не конструировал круг, а только сделал эскизы. Сам же аппарат создал Александр Эдмундович Мозер по эскизам Скрябина) и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой – «Luce». В то время технически осуществить свето-цветосимфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без светового сопровождения. «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в которой должен был использовался синтез искусств.
Скрябина всё более захватывала идея будущей «Мистерии».
Её контуры композитор выстраивал более десяти лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга (очень спорное – про Ганг, может быть, лучше аккуратно сказать: «В Индии на берегу священного озера»). По задумке Скрябина, произведение должно было объединить всё человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчёт времени для обновлённого мира.
Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось.
Смерть Скрябина в 43 года произошла из-за внезапно возникшего заражения крови и вызвала большое потрясение в российском обществе. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.
Источники: https://www.culture.ru/persons/8303/aleksandr-skryabin
http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=123586
Предварительный просмотр:
Александр Николаевич Скрябин (1872–1915)
А. Н. Скрябин вошёл в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одарённая личность. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX века.
Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света (музыкальная поэма «Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху. Известно, что Скрябин, как и
Н. А. Римский-Корсаков, обладал так называемым цветным слухом: тональности воспринимались им окрашенными в определённые тона.
Так, например, ре мажор он «видел» ярко жёлтым, ля мажор – зелёным,
ре-бемоль мажор (фа-диез мажор) – фиолетовым.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепьянную и симфоническую музыку XX века. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922-м в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист группы № 1
(Зал «Рабочий кабинет»)
Перед началом работы учащиеся делятся на две группы.
1. Состав группы: _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 1. (Рекомендуется выполнить дома, перед посещением музея).
Прочитайте текст:
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьёз.
Причина звука – колебания тел; вокруг колеблющегося тела возникают колебания частичек среды, и эти колебания распространяются в пространстве. Человеческое ухо способно различать колебания от 16 до 20 000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твёрдым, например, струна, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах, или жидким, например, волны на воде.
Чем сильнее размах колебаний тела (амплитуда), тем громче звук.
За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). На практике громкость измеряют в децибелах.
1 дБ = 0,1 Б.
Звук может быть низким и высоким. Чем чаще колеблется тело, тем выше тон. У звука есть ещё одно свойство – тембр. Это индивидуальная окраска звука, благодаря которой мы отличаем звук скрипки от звука фортепиано, даже если он одинаковой громкости и частоты.
- Дайте определение звука.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чём причина возникновения звука?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Звуки какой частоты воспринимает ухо человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выберите верные утверждения.
Чтобы услышать звук, необходимы…
а) музыкальный инструмент;
б) колеблющееся тело;
в) упругая среда;
г) воздух и твёрдое тело;
д) определённый диапазон частот;
е) любая частота.
- Чем звук отличается от шума?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- От чего зависит громкость звука?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- От чего зависит высота тона?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Светомузыка (или цветомузыка) – вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. Это сопровождение музыки последовательностью цветов, определяемых однозначным соотношением «звукоряд – цветоряд».
Одним из экспонатов музея является цветосветовой аппарат, изготовленный по эскизам А. Н. Скрябина его другом, профессором А. Мозером для сопровождения симфонической поэмы «Прометей» – первого
цвето-светомузыкального произведения.
Найдите в экспозиции музея световой аппарат. Ответьте на вопросы:
- Что представляет собой аппарат?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите известные вам физические явления, которые вы наблюдаете в световом аппарате.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Прочитайте цитату А.Н. Скрябина:
«У меня в "Прометее" будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите, как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности».
Александр Скрябин
Выскажите своё мнение, каким образом идея А. Н. Скрябина повлияла на развитие современных светомузыкальных технологий.
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированное задание
Дед великого натуралиста Ч. Дарвина Эразм Дарвин в книге «Храм природы», вышедшей в 1803 году, указывает уже на возможность создания практического цветомузыкального устройства. В нём свет от мощной лампы проходит через цветные стёкла и падает на белую стену. Перед стёклами помещают подвижные решётки, соединённые с клавишами клавикордов, и «…производят одновременно слышимую и видимую музыку в унисон друг с другом».
Задание: предложите свой вариант создания цветомузыкального устройства.
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированное задание
Рояли «Вельте-Миньон» обладают удивительной точностью и реагируют на тончайшие оттенки движения и удара. Однако из-за строжайшей секретности производства принцип работы Вельте-Миньон долго был неизвестен.
Задание: представьте себя конкурентами фирмы «Вельте-Миньон» и попробуйте объяснить, как рояль воспроизводил все нюансы игры музыкантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в музее
Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....
"На урок в музей"
статья по музейной педагогике...
Урок в музее "Полезные ископаемые"
Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...
Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.
Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...
Урок в музее "Русские народные песни".
Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....
Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"
Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....