3.3. Диагностика уровня развития и обученности.
методическая разработка
Диагностика уровня развития и обученности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_razvitiya_i_obuchennosti_uchashchihsya.doc | 219 КБ |
Психолого-педагогические диагностики | 74.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня развития и обученности учащихся
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее:
особенности возраста учащихся класса;
степень сформированности детского коллектива;
особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.
Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
Работа учителя в 1 классе строится на основе взаимодействия с психологом, социальным педагогом, логопедом, родителями. Должное внимание на данном этапе уделяется индивидуальной работе с учащимися, изучению особенностей развития их личности, формированию межличностных взаимоотношений.
Диагностические методики в период адаптации учащихся 1 КЛАСС
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка
ЗАДАНИЯ
Задание «Продолжи узор»
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.
Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (Специалист показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите — продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.
При выполнения любого задания можно успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».
Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (оценка — 5 баллов) (рис. 1А). При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. В данном анализе приводится оценка предлагаемого образца программы. В каждом случае изменения того или иного задания требуется дополнительная оценка соотнесения уровня выполнения задания с балльной оценкой. Поэтому желательно, чтобы другие задания строились аналогичным образом, с соответствующей данному варианту логикой.
Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз . При большем «уходе» строки или увеличении масштаба узоров (но удержании программы) дается оценка 4,5 балла. При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения (копирования), его выполнение может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленького пика как Л (оценка — 5 баллов). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста, которая, как мы уже говорили, недопустима).
К числу правильного в целом выполнения можно отнести такую графическую деятельность ребенка, при которой элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша (оценка — 4,5 балла). При небольшом увеличении количества подобных неточностей дается оценка 4 балла .
Средне успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка — 3 балла).
Неуспешным считается вариант, когда ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика — упрощение графической программы и уподобление ее первому узору (оценка — 2,5 балла).
Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в 2 балла .
Невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1 балл).
Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, — оценка 0 баллов.
Задание «Сосчитай и сравни»
Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Инструкция. Все нашли задание номер 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.
Все задание можно спокойно повторить дважды (разумеется, всей группе детей).
По мере выполнения задания еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Так же как и в первом задании, при необходимости можно использовать так называемую стимулирующую помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».
Успешным выполнением считается правильный пересчет фигур в пределах «9», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше—меньше». Цифры «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах и в соответствующей половине листа, а метка, где больше, должна быть сделана цветным карандашом. В этом случае присваивается оценка 5 баллов.
Если метка сделана простым карандашом, оценка может быть снижена, но не более чем на 0,5 балла (оценка 4,5 балла). Такая же оценка (4,5 балла) дается в том случае, если решение правильное, цифры расположены на нужных местах, но изображены с поворотом на 1800 (инвертация в пространстве). Наличие одного-двух самостоятельных исправлений или одна ошибка в выполнении оцениваются в 4 балла.
Средне успешным выполнением считается наличие до трех ошибок в выполнении задания. Это могут быть: неправильный пересчет на одной из половин листа; неправильно выбранное место для написания цифр; метка простым, а не цветным карандашом и т.п. При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете, а другая — в месте написания цифры и/или инвертация в написании) дается оценка — 3 балла.
Неуспешным выполнением считается наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр, что оценивается в
2 балла. В 1 балл оценивается неправильный пересчет фигур (с обеих сторон от вертикальной черты на листе), неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.
Если при этом ребенок еще и не отмечает сторону листа, на которой фигур оказалось больше (то есть здесь можно говорить о несформированности понятия «больше–меньше» либо о невозможности удержать задание), оценка выполнения 0 баллов.
Задание «Слова»
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.
Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.
В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки).
Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).
Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.
Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Слова для задания подбираются специалистом по согласованию с учителем-логопедом и в соответствии с программой образовательного учреждения. Для того чтобы при каждом следующем скрининге (особенно при многоразовом ежегодном проведении подобной работы в данном образовательном учреждении) не происходило «натаскивание» детей педагогами или родителями, можно вместе с логопедом подобрать другие группы слов, но так, чтобы задание представляло для детей одинаковую сложность, в том числе и в написании букв.
Успешным выполнением (оценка 5 баллов) считается безошибочное заполнение квадратов буквами или замещение отдельных «сложных» букв галочками в необходимом количестве и без пропусков. Важно и отсутствие заполнения ребенком тех лишних квадратов, которые (в соответствии со звукобуквенным анализом слова) должны оставаться пустыми. При этом допустимы единичные самостоятельные исправления.
В 4 балла оценивается такое выполнение, при котором ребенок допускает одну ошибку и/или несколько собственных исправлений, а также, если ребенок все выполняет правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики.
Средне успешным считается заполнение квадратиков и буквами, и галочками с наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допустимо одно-два самостоятельных исправления. Такое выполнение оценивается в 3 балла.
Неуспешным считается неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений (оценка — 2 балла).
В 1 балл оценивается неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа.
Недоступность выполнения задания в целом (галочки или буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т.п.) оценивается в 0 баллов.
Задание «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся месте листа (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка.
В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием вышеперечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в
5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела.
В 4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши .
По результатам анкет преобладает положительное отношение первоклассников к обучению: все идут в школу с радостью и переживают за школьные успехи. В целом родители считают, что их дети вполне приспособились к школьному режиму, принимают его как должное.
С первых дней обучения в школе психологом проводились развивающие психологические занятия с первоклассниками, направленные на улучшение микроклимата в классе, повышение учебной мотивации, познавательного интереса. Для изучения особенностей течения адаптационного периода психологом проводились исследования уровня учебной мотивации (опросник Лускановой). Психологом определены направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В целом результаты адаптации положительные: о% детей имеют высокий уровень адаптации, 58% - средний уровень, 42% - низкий. Условия, созданные в результате психолого-педагогического взаимодействия, обеспечили благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Общеучебные умения и навыки, воспитанность и социальное становление.
2012 – 2013г | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||
Слушать | ||||
Доводить дело до конца | ||||
Следить за развитием чужой мысли | ||||
Рассуждать | ||||
Проявлять любознательность | ||||
Задавать вопросы | ||||
Стремление к самообразованию | ||||
Самоконтроль в учебной деятельности | ||||
Уверенность в своих способностях | ||||
Склонность к обмену впечатлениями | ||||
Усидчивость | ||||
Независимость в рассуждениях | ||||
Умение говорить, выразить свою мысль | ||||
Умение проявлять воображение | ||||
Умение выслушать противоположное мнение | ||||
Умение вести себя в школе | ||||
Уважение к окружающим | ||||
Умение отвечать за свои поступки | ||||
Уверенность в своих силах | ||||
Готовность идти на контакт | ||||
Независимость в поведении | ||||
Умение работать со сверстниками | ||||
Способность положительно влиять на товарищей |
- 1 – навыка нет
0 – начинающийся навык
1 – начальный навык
2 – развивающийся навык
3 – развитый навык
Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала.
Диагностическое обследование в середине учебного года.
Задание 1. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
На рисунке ящик, лампа, гиря, пила, лист. Назовите каждый предмет и, если в названии предмета есть звук [а], поставьте около рисунка галочку.
Задание 2. Выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове( характеристика звуков).
Проведите звуковой анализ слова вишня. Составьте схему слова.
Задание 3. Умение найти в слове заданный звук.
Найдите среди рисунков (ложка, вилка, волк, звезда, слива) те, в названии которых есть тот же звук, с которого начинается слово вишня.
Задание 4. Выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
Рассмотрите внимательно пары картинок: кит – кот, палка – полка, белка – булка. Самостоятельно назовите каждую из картинок и отметьте на схеме только те звуки, которыми эти слова различаются.
Задание 5. Выявить умение соотносить слово с его слогоударной схемой.
Посмотрите на рисунки (роза, лампа, барабан, слон). Рядом с ними изображены слоговые схемы. Назовите каждую картинку, определите, сколько слогов в каждом слове, какой слог ударный, и соедините картинку с соответствующей слоговой схемой. Будьте внимательны – проверяйте не только количество слогов в слове, но и ударный слог.
Оценка выполнения каждого задания:
0 баллов – задание не выполнено;
1балл - допущено более одной ошибки;
2 балла – допущена одна ошибка;
3 балла – правильное выполнение задания.
Таблица предметных и метапредметных умений
Эту таблицу предметных и метапредметных умений предлагается заполнять так. Сначала родители или учитель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.
Главное, чему я научился в _1___-м классе
Умения | I (в октябре) | II (в декабре) | III (в марте) | IV (в мае) |
1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке. | ||||
2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке. | ||||
3. Я умею наблюдать и делать выводы. | ||||
4. Я могу запомнить важные сведения. | ||||
5. Я с уважением отношусь к другим людям. | ||||
6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе. | ||||
7. Я умею объяснять, что я чувствую. | ||||
8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я | ||||
9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл | ||||
10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й). | ||||
11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст. | ||||
12. Я могу сам составить и записать текст | ||||
13. Я умею слушать и слышать учителя | ||||
14. Я могу устно дать полный ответ | ||||
15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20. | ||||
16. Я умею решать задачи на сложение | ||||
17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние. |
Листок достижений
Ученика (цы) ____ 1 «___» класса начальной школы №2
Ф.И.О. _______________________ на ________ учебный год.
Учебные предметы | Период обучения | |||
1-ая четверть | 2-ая четверть | 3-ая четверть | 4-ая четверть | |
Чтение Осознанность Правильность Выразительность Скорость | ||||
Русский язык Каллиграфия Орфография Развитие устной речи | ||||
Математика Устные вычислительные навыки Письменные вычислительные навыки Решение задач Геометрический материал | ||||
Ознакомление с окружающим миром Общеучебные навыки Умение работать с книгой Умение спланировать свою работу Умение обосновать оценку своей деятельности Самооценка | ||||
Развитие познавательных миров и активности учащихся | ||||
Сформированность ценностных отношений Общественная активность Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям |
Примечание: красным цветом обозначен высокий уровень обученности и развития, зеленым цветом – средний уровень обученности и развития, синим цветом – низкий уровень обученности и развития.
Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи – составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
При определении уровня самооценки учащихся используются методика «Лесенка», наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности.
Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 7-10-ю ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, сразу берется за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи.
Среднему уровню самооценки соответствует показатели, при которых ученик поставил себя на 5-6-ю ступеньку, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, но при первой неудаче теряется, принимает новое задание с недоверием, берется за его выполнение с помощью учителя.
Низкому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5 ступеньки, не уверен в своих силах, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые легкие задания.
Определение уровня развития познавательных мотивов и активности учащихся производится по результатам наблюдений учителем за деятельностью учащихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. Определение уровня школьной мотивации и учебной активности производится по методике Н.Г.Лускановой, которая включает в схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение детей к школе, к учебному процессу.
Высокому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствует работа и ответы, за которые ученик набрал 25-30 баллов.
Среднему уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-24 балла.
Низкому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.
Определение уровня сформированности ценных отношений личности учащихся производится по следующим параметрам: общественная активность, отношение к учению, к труду, к людям. Выявляется на основе наблюдений учителя за учащимися в урочной, внеклассной деятельности и с помощью методики М.И.Шиловой.
Предварительный просмотр:
Раздел I. Мониторинг формирования универсальных учебных действий
(заполняется по результатам диагностической карты формирования УУД - приложение 1)
УУД | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
4 четверть (баллы/уровень) | 4 четверть (баллы/уровень) | 4 четверть (баллы/уровень) | 4 четверть (баллы/уровень) | |||||
Регулятивные УУД (умение организовать свою учебную деятельность) | ||||||||
Познавательные УУД (включают в себя общеучебные действия, логические действия, а также постановку и решение проблемы). | ||||||||
Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) | ||||||||
Личностные УУД (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) | ||||||||
Подпись родителей: ознакомлены |
Приложение 1
Диагностическая карта формирования УУД 1-2 класс.
УУД | Критерии | 1 класс | 2 класс | |||
4 четверть (баллы) | 4 четверть (баллы) | |||||
Регулятивные УУД | ||||||
1 | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | Организует своё место в соответствии с требованиями учителя. | 2 | 2 | ||
Требуется повторное напоминание учителя. | 1 | 1 | ||||
Не может организовать своё место. | 0 | 0 | ||||
2 | Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. | Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя. | 2 | 2 | ||
Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем. | 1 | 1 | ||||
Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя. | 0 | 0 | ||||
3 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Определяет план выполнения заданий с помощью учителя. | 2 | 2 | ||
Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем. | 1 | 1 | ||||
Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя. | 0 | 0 | ||||
4 | Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | Может использовать в своей деятельности простейшие приборы. | 2 | 2 | ||
Необходима помощь учителя в использовании простейших приборов. | 1 | 1 | ||||
Не может пользоваться простейшими приборами даже после дополнительной помощи учителя. | 0 | 0 | ||||
5 | Оценка результатов своей работы. | Умеет объективно оценивать свою работу и соотносить с готовым результатом. | 2 | 2 | ||
При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке. | 1 | 1 | ||||
Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Познавательные УУД | ||||||
1 | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | Умеет ориентироваться в учебнике. | 2 | 2 | ||
Ориентируется в учебнике после повторного напоминания учителя. | 1 | 1 | ||||
Не умеет ориентироваться в учебнике. | 0 | 0 | ||||
2 | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника. | 2 | 2 | ||
Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике. | 1 | 1 | ||||
Не отвечает на вопросы учителя. | 0 | 0 | ||||
3 | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки) | 2 | 2 | ||
Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя. | 1 | 1 | ||||
Не может сравнить предметы. | 0 | 0 | ||||
4 | Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. | 2 | 2 | ||
Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков. | 1 | 1 | ||||
Не может сгруппировать предметы. | 0 | 0 | ||||
5 | Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 2 | 2 | ||
При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное. | 1 | 1 | ||||
Не может определить тему, не может пересказать прочитанное. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Коммуникативные УУД | ||||||
1 | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, совместно решает задачу (проблему). | 2 | 2 | ||
Участвует в диалоге по просьбе учителя, выборочно, когда уверен в знаниях. | 1 | 1 | ||||
Не участвует в диалоге. | 0 | 0 | ||||
2. | Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу. | 2 | 2 | ||
Испытывает трудности при ответах на вопросы. | 1 | 1 | ||||
Не отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу. | 0 | 0 | ||||
3 | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета. | 2 | 2 | ||
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя. | 1 | 1 | ||||
Не соблюдает простейшие нормы речевого этикета. | 0 | 0 | ||||
4 | Слушать и понимать речь других. | Слушает и понимет речь других. | 2 | 2 | ||
Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников. | 1 | 1 | ||||
Не слушает и не понимает речь других. | 0 | 0 | ||||
5 | Участвовать в работе в паре. | Может участвовать в работе в паре с любым учеником | 2 | 2 | ||
Участвует в работе в паре только избирательно. | 1 | 1 | ||||
Отказывается работать в паре. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Личностные УУД | ||||||
1 | Основы гражданской идентичности, толерантность | Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; проявляет уважительное отношение к культуре страны, в которой проживает, к представителям других народов, их культуре. | 2 | 2 | ||
Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; не в полной мере сформирована гражданская идентичность; не всегда проявляет уважительное отношение к представителям других народов. | 1 | 1 | ||||
Не знает государственную символику страны, города; негативно или безразлично относится к культуре и истории страны, в которой проживает; проявляет неуважительное отношение к другим народам. | 0 | 0 | ||||
2 | Самооценка | Имеет свою точку зрения, адекватное представление о себе как личности и своих способностях | 2 | 2 | ||
Проявляет точку зрения в отдельных вопросах, частично зависит от ситуации успеха. | 1 | 1 | ||||
Не имеет своей точки зрения, переоценивает или недооценивает свои результаты | 0 | 0 | ||||
3 | Мотивация | Стремится к получению высоких оценок, проявляет устойчивый интерес к новому | 2 | 2 | ||
Стремится к получению хороших оценок, проявляет частичный интерес к новому | 1 | 1 | ||||
К школе безразличен, учебные мотивы слабые или отсутствуют | 0 | 0 | ||||
4 | Личностный моральный выбор | Справедлив в отношениях с одноклассниками, правдив, имеет представление о нравственных нормах | 2 | 2 | ||
Не всегда справедлив в отношениях с одноклассниками, правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах | 1 | 1 | ||||
Неправильное представление о моральных нормах, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками | 0 | 0 | ||||
5 | Сформированность установки на здоровый образ жизни | Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья. Стремится вести здоровый образ жизни. | 2 | 2 | ||
Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья, не в полной мере осознает важность ведения здорового образа жизни. | 1 | 1 | ||||
Не сформированы культурно-гигиенические навыки. Не осознает важность ведения здорового образа жизни. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-6 баллов средний уровень, 0-5 балла низкий уровень. | ||||||
ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) 40-37 баллов - высокий уровень;36-21 балл - средний уровень; 0-20 баллов - низкий уровень. |
Диагностическая карта формирования УУД 3-4 класс.
УУД | Критерии | 3 класс | 4 класс | |||
4 четверть (баллы) | 4 четверть (баллы) | |||||
Регулятивные УУД | ||||||
1 | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | Организует своё место в соответствии с требованиями учителя. | 2 | 2 | ||
Требуется повторное напоминание учителя. | 1 | 1 | ||||
Не может организовать своё место. | 0 | 0 | ||||
2 | Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях самостоятельно. | Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | 2 | 2 | ||
Четко выполняет требование задания. Самостоятельно формулирует цели выполнения. | 1 | 1 | ||||
Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя. Включаясь в работу, быстро отвлекается. | 0 | 0 | ||||
3 | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы. | 2 | 2 | ||
Четко выполняет требование задания. Осуществляет решение задания, не изменяя его и не выходя за его требования, сверяя план выполнения с целью. | 1 | 1 | ||||
Не может составить полный план выполнения задания, осознает только частичные шаги по достижению цели. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов. | 0 | 0 | ||||
4 | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем | Ошибки исправляет самостоятельно. Контролирует процесс решения задачи другими учениками. Контролирует соответствие выполняемых действий способу. | 2 | 2 | ||
Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. | 1 | 1 | ||||
Без помощи учителя не может обнаружить свои ошибки. Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. | 0 | 0 | ||||
5 | Оценка результатов своей работы. | Умеет самостоятельно оценить свои действия и соотнести с готовым результатом. Может оценить действия других учеников. | 2 | 2 | ||
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. | 1 | 1 | ||||
Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Познавательные УУД | ||||||
1 | Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | Самостоятельно предлагает информацию не только среди предложенных источников, но и предлагая свои источники. | 2 | 2 | ||
Самостоятельно предлагает информацию, но допускает ошибки в отборе источников. | 1 | 1 | ||||
Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом. Не может правильно отобрать информацию из предложенных источников. | 0 | 0 | ||||
2 | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Сам задаёт вопросы, отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника. | 2 | 2 | ||
Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике, затрудняется сам задавать вопросы к тексту. | 1 | 1 | ||||
Не отвечает на вопросы учителя, не может сам задавать вопросы. | 0 | 0 | ||||
3 | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | Умеет представить результаты работы (исследования) в виде текста, таблицы, схемы, составить текст и презентацию с использованием ИКТ. | 2 | 2 | ||
Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. | 1 | 1 | ||||
Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | 0 | 0 | ||||
4 | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно. | 2 | 2 | ||
Умеет анализировать, устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. | 1 | 1 | ||||
Логические связи устанавливать не может. Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей. | 0 | 0 | ||||
5 | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Владеет навыками осмысленного чтения. | 2 | 2 | ||
Не всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | 1 | 1 | ||||
Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Коммуникативные УУД | ||||||
1 | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь. | 2 | 2 | ||
Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность. Предоставляет помощь только близким, знакомым. | 1 | 1 | ||||
Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь. | 0 | 0 | ||||
2 | Читать вслух и про себя тексты учебников, художественной литературы, понимает прочитанное. | Читает много, часто посещает библиотеку, делится впечатлениями от прочитанного. | 2 | 2 | ||
Читает, но в основном в школе по команде учителя. | 1 | 1 | ||||
Читает, но не понимает прочитанного. | 0 | 0 | ||||
3 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. | Имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает, усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ). | 2 | 2 | ||
Читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, высказывает свои мысли по алгоритму. | 1 | 1 | ||||
Молчит, не может оформить свои мысли, читает, но ни понимает прочитанного. | 0 | 0 | ||||
4 | Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. | Различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность. | 2 | 2 | ||
Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях. | 1 | 1 | ||||
Редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным. | 0 | 0 | ||||
5 | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета. | 2 | 2 | ||
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя. | 1 | 1 | ||||
Не соблюдает простейшие нормы речевого этикета. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
Личностные УУД | ||||||
1 | Основы гражданской идентичности, толерантность | Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; проявляет уважительное отношение к культуре страны, в которой проживает, к представителям других народов, их культуре. | 2 | 2 | ||
Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; не в полной мере сформирована гражданская идентичность; не всегда проявляет уважительное отношение к представителям других народов. | 1 | 1 | ||||
Не знает государственную символику страны, города; негативно или безразлично относится к культуре и истории страны, в которой проживает; проявляет неуважительное отношение к другим народам. | 0 | 0 | ||||
2 | Самооценка | Имеет свою точку зрения, адекватное представление о себе как личности и своих способностях | 2 | 2 | ||
Проявляет точку зрения в отдельных вопросах, частично зависит от ситуации успеха. | 1 | 1 | ||||
Не имеет своей точки зрения, переоценивает или недооценивает свои результаты. | 0 | 0 | ||||
3 | Мотивация | Стремится к приобретению новых знаний и умений, проявляет желание учиться, устанавливает связи между учением и будущей деятельностью. | 2 | 2 | ||
Стремится к получению хороших оценок. Склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность. | 1 | 1 | ||||
Слабо ориентирован на процесс обучения, фиксируется на неуспешности. | 0 | 0 | ||||
4 | Личностный моральный выбор | Сформированы представления о моральных нормах поведения, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм. | 2 | 2 | ||
Положительное отношение к моральным нормам поведения, но не всегда им следует, иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм. | 1 | 1 | ||||
Нравственные нормы не стали нормой поведения ребенка, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками | 0 | 0 | ||||
5 | Сформированность установки на здоровый образ жизни | Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья. Стремится вести здоровый образ жизни. | 2 | 2 | ||
Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья, не в полной мере осознает важность ведения здорового образа жизни. | 1 | 1 | ||||
Не сформированы культурно-гигиенические навыки. Не осознает важность ведения здорового образа жизни. | 0 | 0 | ||||
ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. | ||||||
ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) 40-37 баллов - высокий уровень;36-21 балл - средний уровень; 0-20 баллов - низкий уровень. |
Раздел II. Результаты муниципальных диагностических работ
№ п\п | Название комплексной диагностической работы | Цель/направленность диагностической работы | Сроки проведения | Результаты учащегося (количественные и качественные) |
Например: «Диагностическая работа по изучению готовности первоклассников к обучению на уровне начального образования» | ||||
Дата, подпись родителей: ознакомлены _______ | ||||
Дата, подпись родителей: ознакомлены ________ | ||||
Дата, подпись родителей: ознакомлены ________ | ||||
Дата, подпись родителей: ознакомлены ________ |
Раздел III. Выявление задатков и наклонностей учащегося
(таблица результатов заполняется по материалам авторской карты О.Г. Волкова - приложение 2)
№ | Задатки и наклонности учащегося | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
(знаком «+» отмечаются преобладающие направления) | |||||
1 | Интеллектуальные | ||||
2 | Логико - математические | ||||
3 | Естественно-технические | ||||
4 | Творческое мышление | ||||
5 | Двигательно – спортивные | ||||
6 | Музыкально – исполнительские | ||||
7 | Художественно – изобразительные | ||||
8 | Лидерско – коммуникативные | ||||
9 | Лингвистическо – филологические | ||||
10 | Театрально – артистические | ||||
Подпись родителей: ознакомлены |
Информация об участии ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах
1 класс ____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 класс ____________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 класс _____________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 класс _____________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Выявление задатков и наклонностей учащегося (по материалам авторской карты О.Г. Волкова)
№ | Задатки и наклонности учащегося | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Наблюдения педагогов | Наблюдения педагогов | Наблюдения педагогов | Наблюдения педагогов | ||
1 | Интеллектуальные: | ||||
- склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными но и абстрактными понятиями | |||||
- проявляет большой интерес и способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой либо группе | |||||
- умеет хорошо и по-взрослому излагать свои мысли, имеет большой словарный запас | |||||
- хорошо улавливает связь между одним событием и другим, причиной и следствием | |||||
- любит решать сложные задачи требующие умственного усилия | |||||
- особо наблюдателен, любит анализировать события и явления | |||||
- способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова | |||||
- имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении вещей | |||||
2 | Логико - математические: | ||||
- способность к особому восприятию математического материала, пониманию структуры задачи | |||||
- способность к логическому мышлению в количественных и пространственных понятиях, числах, знаках и символах | |||||
- быстрое обобщение математических объектов, отношений и действий | |||||
- быстрые и точные вычисления, часто в уме | |||||
- математическая память на отношения типовые характеристики, доказательства, методы решения задач | |||||
- наглядные представления абстрактных математических отношений и их связей | |||||
- гибкое мышление и свобода принятия решений в математической деятельности | |||||
- стремление к ясности, простоте и рациональности решений | |||||
3 | Естественно-технические: | ||||
- любопытство и интерес к общению с природой и полевым исследованиям | |||||
- глубокая наблюдательность, страсть к коллекционированию и систематизации природных образцов | |||||
- понимание «языка» и контакт с животными, чуткое отношение к каждой «травинке» | |||||
- интерес к механизмам и машинам, любит конструировать, особенно из деталей Lego | |||||
- может использовать различные детали конструктора для создания новых игрушек | |||||
- любит разбираться, исправлять причины поломок и улучшать старые механизмы | |||||
- любит рисовать чертежи, схемы и планы | |||||
- быстро и легко осваивает новые программы на компьютере | |||||
- творчески и активно использует различные возможности ИКТ в обучении и саморазвитии | |||||
4 | Творческое мышление: | ||||
- не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий | |||||
- весьма изобретателен в использовании различных предметов быта, мебели для организации игры | |||||
- любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов | |||||
- нестандартно мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные решения | |||||
- часто предлагает разные решения одной и той же проблемы | |||||
- продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество разных идей и решений | |||||
- способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь | |||||
5 | Двигательно – спортивные: | ||||
- физически более развит, чем его сверстники | |||||
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений | |||||
- движется легко, грациозно; имеет хорошую координацию движений | |||||
- предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные спортивные игры | |||||
- любит физические упражнения, заниматься на открытых спортивных площадках | |||||
- любит участвовать в любых спортивных состязаниях | |||||
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников | |||||
6 | Музыкально – исполнительские: | ||||
- проявляет интерес и активное участие в музыкальных занятиях | |||||
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям | |||||
- чутко реагирует на характер и настроение музыки | |||||
- хорошее чувство музыкального ритма, такта и слуха | |||||
- любит музыкальные записи, стремится пойти на концерт или туда, где играет музыка | |||||
- быстро обучается игре на различных музыкальных инструментах | |||||
- хорошо поет; в пении стремится выразить свои чувства и настроение | |||||
- в игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств | |||||
- сочиняет собственные оригинальные мелодии | |||||
7 | Художественно – изобразительные: | ||||
- охотно рисует, лепит, создает композиции в свободное время, без побуждения взрослых | |||||
- становится вдумчивым и серьезным, когда видит необычную скульптуру, красивую вещь | |||||
- способен составлять разные композиции из цветов, камней, открыток, картинок | |||||
- обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроение | |||||
- оригинален в выборе сюжетов, в рисунках обычно изображает много разных предметов | |||||
- любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков | |||||
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, тканью, деревом, проволокой, клеем и др. | |||||
- дает свою оценку производителям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось | |||||
8 | Лидерско – коммуникативные: | ||||
- инициативнее в общении со сверстниками | |||||
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей | |||||
- легко общается как со сверстниками, так и с взрослыми | |||||
- улавливает причины поступков людей, мотивы поведения, понимает мимику, жесты | |||||
- часто руководит играми и верховодит в занятиях с детьми | |||||
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям | |||||
- склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста | |||||
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим | |||||
9 | Лингвистическо – филологические: | ||||
- хорошо и быстро запоминает новые слова | |||||
- обладает слуховой чувствительностью, т.е. различает звуки и их оттенки, узнает их в потоке речи и имитирует их | |||||
- обладает словесно-логическим мышлением | |||||
- рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основную мысль | |||||
- легкое восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений | |||||
- способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке | |||||
- хорошая ассоциативная память для усвоения связей между словами и их значениями | |||||
- богатство словаря и грамматических форм, адекватный выбор слов для синтеза текста | |||||
- языковая и речевая готовность и активность в коммуникациях | |||||
10 | Театрально – артистические: | ||||
- легко входит в роль какого- либо персонажа: человека, животного и др. | |||||
- интересуется актерской игрой | |||||
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека | |||||
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев | |||||
- склонен передавать чувства через мимику жесты движения | |||||
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда с увлечением рассказывает | |||||
- с большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания | |||||
- склонен фантазировать, старается добавить что-нибудь необычное, рассказывая о привычном | |||||
- любит игры-драматизации |
Раздел IV. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть)
(в пункты 1, 2 вносятся количественные показатели, уровень развития; в пункты 3,4,5 - качественные показатели)
- Адаптация к обучению в школе (заполняет классный руководитель)
(для 1 классов и вновь поступивших в школу)
Показатели | 1 класс (баллы) | Прибыл в ____ класс (баллы) | Прибыл в ____ класс (баллы) |
Учебная активность | |||
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно. | |||
Усвоение программных материалов | |||
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий. | |||
Поведение на уроке | |||
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность. | |||
Поведение на перемене | |||
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах. | |||
Отношения с одноклассниками | |||
5 – общителен, легко контактирует с детьми. | |||
Отношения с учителем | |||
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. | |||
Общий уровень адаптации к школе (баллы, уровень) 16-30 баллов — адаптация произошла полностью. |
- Познавательная сфера (заполняет педагог-психолог)
Показатели | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Используемые методы диагностики |
Сформированность мыслительных операций:
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Уровень развития памяти: - зрительная | |||||
- слуховая | |||||
- логическая | |||||
- механическая | |||||
Уровень развития внимания: - концентрация | |||||
- произвольность | |||||
- распределение | |||||
| |||||
Особенности учебной мотивации | |||||
| |||||
Типичные эмоциональные реакции, особенности поведения | Наблюдение, беседа с классным руководителем | ||||
Эмоциональное состояние в школе | |||||
Социометрический статус | |||||
| |||||
Особенности развития речи |
Раздел V. Готовность младшего школьника к обучению в основной школе.
(заполняется классным руководителем на выпускника начальной школы с учетом развития УУД, психолого-педагогической диагностики)
Фамилия Имя обучается в данной школе с __________ года.
У ребенка (I/II/III) группа здоровья, хронических заболеваний не имеет (имеет хронические заболевания: _______).
Ведет себя спокойно (сдержанно, проявляет излишнюю подвижность, непоседливость и т.д.). Ярко выражены черты характера (доброта, чуткость, эгоизм, черствость, скромность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.). С одноклассниками отношения доброжелательные (нейтральные, конфликтные), в коллективе является (лидером, принимаемым, изолированным). Ребенок соблюдает правила поведения в школе (часто нарушает дисциплину, правила поведения). Требования взрослых охотно выполняет (отказывается выполнять).
Ребенок успевает по всем предметам (не успевает по предметам ________). Преобладающие отметки: _______.
Отмечается (высокий, средний, низкий) уровень развития универсальных учебных действий.
На высоком уровне развиты регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД. Далее пишется характеристика на основе карты УУД. Например: Ребенок может самостоятельно организовать свое рабочее место, поставить цель и составить план действий для выполнения задания, выполняет задания в соответствии с требованиями учителя, может сам оценить свои действия. может самостоятельно работать с текстом, анализировать, определять главную и второстепенную информацию. Имеет свою точку зрения, стремится вести ЗОЖ. Стремится к получению хороших оценок.
Возникают затруднения в овладении регулятивными, познавательными, коммуникативными, личностными УУД. Далее указываются основные затруднения на основе карты УУД. Например: не всегда может договориться, сохранять доброжелательность, принять позицию другого, не всегда соблюдает нормы этикета, возникают проблемы нравственно-этического характера в общении с одноклассниками.
Развитие познавательных процессов соответствует (не соответствует) возрасту. Например: Слабо развита способность к запоминанию, низкий уровень концентрации внимания, недостаточно развиты умение анализировать, делать логические выводы. Речевое развитие без нарушений (имеются нарушения речевого развития: ____________). Учится с интересом (без интереса). Основной мотив учебной деятельности _____________________.
Проявляет задатки и наклонности___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Успешен в следующих видах деятельности: __________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата __________ Дата __________
Подпись классного руководителя_______________ Подпись родителей:_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики рук и координации движения рук, способствующая выявлению группы детей, нуждающихся в коррекционной пом...
Диагностика уровня развития у учащихся мыслительных процессов
Данная диагностика предлагается автором программы "Умники и умницы" О.Холодовой...
Диагностика уровня развития познавательных процессов
Диагностические материалы...
Диагностика уровня развития устной речи
В данной статье говорится о том, как проходило исследование уровня развития связной речи у учащихся 2 класса. Дан комплекс упражнений на развитие связной речи, а также методические приёмы ...
Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)
Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу....
Диагностика уровня развития и обученности учащихся
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учеб...
Определение готовности ребёнка к обучению в школе и диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 1 классов МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»
Школа России» — надёжный инструмент реализации нового стандарта начального общего образованияФедеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к резу...