Приемы мнемотехники и другие формы работы для создания "нескучных уроков". Из опыта работы.
статья
Педагоги-классики утверждают: «Смертельный грех учителя- быть скучным». Т.е. В идеале учение должно быть приятным и веселым занятием. Чтобы добиться этого, я постоянно ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы мнемотехники и другие формы работы для создания "нескучных уроков". Из опыта работы. | 532.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги. Я Легостаева Наталья Викторовна, учитель школы №4 города Красноярска.
Педагоги-классики утверждают: «Смертельный грех учителя- быть скучным». Т.е. В идеале учение должно быть приятным и веселым занятием. Чтобы добиться этого, я постоянно ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе.
В ходе своей работы в школе я убедилась, что удовольствие можно получать не только от результатов обучения, но и от самого процесса.
Мне часто приходится слышать от коллег жалобы, что после объяснения учителя «в одно ухо влетело в другое вылетело"! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли, как будто все! А через пять минут ничегошеньки не помнят.
Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают школьные истины, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?
Ничто так не привлекает внимание и не вызывает интерес у детей- как яркие веселые картинки. Это наблюдение я и взяла за основу моих уроков.
Девизом моей работы стали известные слова К.Д. Ушинского:
Существует множество приемов и методов запоминания. И называются они очень красивым словом «мнемотехника» - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Алгоритм мнемотехники прост: запомнил, сохранил, воспроизвел. Важным элементом здесь является- шаг «сохранил». Для этого есть много разнообразных методов и приемов.
Один из самых простых приемов мнемотехники, который мы все часто применяем на своих уроках - рифмизация. Для того, чтобы быстрее запомнить набор цифр или слов, между ними составляют рифмы. Кому посчастливилось услышать строки о Пифагоровых штанах, биссектрисе и медиане, тот никогда не забудет эти школьные истины.
Широко известен также прием мнемофразы. Смысл приема заключается в том, чтобы составить смысловую фразу из начальных букв определенного кода. Например, нам нужно запомнить порядок цветов в радуге. Порядок названий падежей, порядок планет в солнечной системе.
Надо помнить об этих помощниках, и тогда сложные правила или законы надолго сохранятся в памяти ваших учеников.
Знакомство моих учеников с приемами мнемотехники проходит постепенно.
На первых этапах создание простого символа, схематичного рисунка рассматриваем в виде примеров при разгадывании загадок, пересказе текста, составлении рассказа по мнемотаблице.
Уже в начале 2 класса дети сами легко могут нарисовать такую таблицу для пересказа текста. (диафильм).
Мнемодорожки, а затем и мнемотаблицы применяем для заучивания стихотворений.
Дети очень любят этот прием. Часто сами просят его для домашнего задания при изучении стихотворений.
Подходит для индивидуальной работы и для работы в парах, группах.
Рисунки схематичные, не требуют затраты большого количества времени.
Приёмы мнемотехники применяем и на уроках русского языка. Это позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
С 1 класса мы ведем картинный словарик.
Готовые слова в картинках сначала находила в интернете, потом сами дети предложили создавать ассоциации и, теперь на уроках или в виде творческого домашнего задания дети сами работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова.
Как результат - отличное знание словарных слов и победы в школьных конкурсах знатоков словарных слов.
Недавно на уроке при взаимопроверке словарного диктанта произошел интересный диалог, который мне еще раз помог убедиться, что этот метод действует. Мальчик, недавно пришедший к нам из другой школ, исправил соседу по парте слово профессия. Зачеркнул две сс и подписал вторую ф. На что его сосед громко заявил: «Ты что- там Айболит с двумя такими глазками!»
Со второго класса стали применять комбинированный метод - это использование при запоминании слова графических и звуковых ассоциаций, а также этимологии слова.
Для запоминания правил отлично зарекомендовал еще один прием мнемотехники пиктограммы изображение содержания текста с помощью рисунков.
- Вместо заучивания правила, предлагаю изобразить его в виде рисунка, затем рассказать своими словами, используя свою пиктограмму.
Определения не задаю учить в текстовом варианте. Раздаю их в виде схем или изображений, либо дети сами изображают их для того, чтобы представить изображение и своими словами пересказать суть правила.
В математике этот прием тоже очень помогает. Кроме математических формул, правил и определений, применяем картинный алгоритм.
Любой алгоритм- это тоже прием мнемотехники.
Я использую разные виды работы с алгоритмом: использование готового, одевание схемы алгоритма, собрать рассыпавшийся, найти ошибку, самостоятельное составление алгоритма.
Все эти виды работы помогают запомнить последовательность нужного порядка действий для формирования необходимого навыка.
Карта понятий или кластер- тоже один из приемов мнемотехники, который мы используем при обобщении темы.
Мы называем ее картой понятий.
Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде “грозди”. Применяю его как на стадии вызова, рефлексии, так и делаю стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, дети интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. “Грозди” - графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. И надолго остаются в памяти.
Использование данных приемов мнемотехники на уроках позволило моим учащимся эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами, значительно сократить время обучения и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы, развитие связной устной речи. А также вносит в мои уроки разнообразие, творчество, красочность и положительные эмоции. А это именно то, что не дает детям скучать.
Но не только приемы мнемотехники делают мои уроки нескучными. С вашего позволения, я займу еще три минуты времени и покажу, что еще применяю в своей работе. Такое небольшое ассорти из моей практики))
В начале четверти каждый получает сертификат «Анти двойка». Дети дорожат им, берегут для самого критического момента. Анализируют причины своей неудачи и учатся контролировать свои эмоции. В первой четверти большая часть получив отметку ниже ожидаемой, хотели исправить ее сертификатом. Во второй четверти сертификатом воспользовались только 4 ученика. Берегли для более нужного момента).
Отметки за четверть- показатель работы каждого ученика! Они у нас тоже всегда повод для радости!
Любое проявление активности ученика надо фиксировать и оценивать!
Мы ведем «Дневник активности». Это блокнот, в который вклеиваются наклейки за разные формы проявления активности (участие в конкурсах, выполнение домашней работы «по желанию», добросовестное дежурство и т.д.)
В конце четверти подводим итоги и награждаем победителей.
В этой четверти решили дневники заменить на открытый экран активности, чтобы все видели успехи каждого.
Соревновательный момент- разогревает интерес!
Это- один из наших конкурсов- «Лучшая тетрадь».
За три подряд полученные в тетради отметки «5»- получаем наклейку. И переходим на следующий уровень. Первые три победителя- получают грамоты.
В этой четверти мы ведем сводную таблицу»5» а на стенде каждую неделю помещаем лидеров на пьедестале.
А так мы переходили из тетради в узкую линейку - в широкую. Победитель получает красивую тетрадь.
Борьба была очень активная, радость от победы- безграничная!
В 1 классе, когда отметок еще нет, но стремиться к чему-то детям уже хочется, на стенде в классе помещаю «Учебный городок».
Это сменный стенд, домики и жильцы в нем меняются.
За разные виды работы домики заселяются фотографиями учеников, которые преуспели в каком-либо виде работы.
Эффектное начало урока – залог успеха. Стараюсь всегда начинать свои уроки необычно, интересно. Девиз урока- хороший способ для постановки цели и задач урока.
Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме. Это всегда разогревает интерес и зажигает искру любопытства у детей.
Дети тоже умеют меня удивлять!
Довольно часто задаю на дом- найти интересные факты по изучаемым темам. Из жизни писателя, об органах чувств, о необычных животных и т.д. Это задание вызывает огромный интерес у детей, а урок по этой теме оживляется и приносит и детям, и мне кроме любопытных новых знаний, еще и много положительных эмоций!
Цветные уроки- любимые в нашем классе!
Задания печатаются на карточках с разным цветом.
Назначается эксперт каждого цвета, который проверяет карточки своего цвета. Данные по результатам фиксируются в общую цветную таблицу. Проводим в конце четверти и при обобщении темы.
Каждый ученик хочет быть замеченным!
При проведении устного счета или фронтального опроса используем планшет знаний- индивидуальную маркерную доску.
Используем ее и для рефлексии на разных этапах урока. Очень рекомендую тем, кто еще не делает это!
Групповая работа, работа в парах, взаимопроверка, коллективное творчество, совместные проекты и т.д. – это обязательно присутствует в работе с моими учениками.
Обобщающий урок по теме или разделу заканчивается, как правило итоговой проектной работой или составлением карты понятий.
Защита проекта записывается на видео, сразу отправляется по вайберу в общую родительскую группу, т.е. проходит почти в прямой трансляции. Родители смотрят, комментируют, оценивают. Искренне переживают за своих деток и гордятся их успехами.
Подарки для родителей тоже готовим все вместе! А что может быть лучшим подарком для родителей, чем повод для гордости за своего ребенка.
С этого года мы ведем в классе журнал «Форбс». Название выбрано не случайно. Как вы знаете, Журнал публикует оценки событий, а также различные списки и рейтинги. И наиболее популярный среди них- список миллиардеров мира. Главное богатство, которое дети приобретают в стенах школы- это знания. Поэтому наш журнал задумывался первоначально сообщать об учениках, прославившихся в какой-то области. А на обложку каждого номера попадает ученик, который по итогу месяца в рейтинге успеваемости набирает наибольшее количество баллов. Или побеждает в каком-то конкурсе.
В этом номере журнала печатается интервью с победителем, где тот рассказывает о своих успехах, увлечениях и т.д.
Журнал публикуется на сайте класса, а обложка победителя и статья о нем помещается в портфолио ученика.
Написание статей для журнала оказалось очень интересным делом для ребят и родителей, поэтому мы решили освещать в нем и все события, которые происходят в нашей школьной жизни.
Детям очень хочется поделиться своими успехами, поэтому они предложили вывешивать странички на стенде в коридоре около нашего кабинета.
Подарки на день рождения дарю необычные.
Дети называют меня в шутку волшебником за то, что даю каждому возможность представить себя в роли специалиста той профессии, которую они хотят выбрать, когда вырастут. Моя задача поддержать их на первом этапе, вдохнуть в каждого желание учиться и идти к своей цели с тем багажом знания, который они получат на моих нескучных уроках.
Один из крупнейших французских писателей конца XIX — начала XX века. Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Это, конечно, далеко не все, что я предлагаю детям в качестве меню. Потому что знаю, что однообразная пища приедается, кажется уже не такой вкусной и приходится каждый раз изобретать новый кулинарный шедевр.
Но одно могу сказать точно- у моих учеников отличный аппетит на знания! Они бегут в школу даже в сильный мороз, боятся опоздать на урок, чтобы не пропустить ничего интересного. А после уроков не спешат покидать кабинет! Это самая большая награда для меня!
Приятного аппетита и Вам, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и виды контроля учащихся на уроке( из опыта работы)
Контроль и оценка достижений младших школьников является важной составной частью процесса обучения и одной из...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроке (из опыта работы). Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории
Доклад из опыта работы...
Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....
Приемы работы по формированию ЗОЖ из опыта работы учителей школы
Выступление на заседании МО по теме "Технологии обучения здоровому образу жизни"...
« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...
Притчи для детей начальных классов как эффективный инструмент при решении конфликтных ситуаций, для использования на уроках ОРКСЭ, для проведения классных часов, как материал для театрализованных представлений и других формах работы с детьми.
Сборник притч для работы с детьми в начальной школе (классные часы, уроки ОРКСЭ, театрализованные представления и др.)...