"Школьная форма как залог успеха в учебе"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
«ШКОЛЬНАЯ ФОРМА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В УЧЁБЕ»
Автор: Ткаченко Полина,
4 Д класс МБОУ СОШ № 3
Руководитель: Куценко
Дина Камиловна
Ханты-Мансийск
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
- Исторический аспект российской школьной формы......................4
- Анализ влияния школьной формы на успеваемость учеников….6
- Мотивация для младших школьников.……………………………10
Заключение…………………………………………………………………13
Список источников информации…………………………………………14
Приложение………………………………………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
В 2013 году президент России Владимир Владимирович Путин поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных образовательных учебных учреждениях. Требования к внешнему виду учеников теперь определяют сами регионы. И, вот 14 июля 2019 года на сайте нашей школы № 3 были размещены рекомендуемые комплекты школьной формы. Каждая школа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предлагает не один вариант формы. Они разные, но с каким-то общим элементом. Но вопреки ожиданиям, не все приняли решение носить данную школьную форму, поэтому мы решили исследовать, на что же это решение может повлиять и повлияет ли. Нужна ли школьная форма ученикам и, что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Поэтому эта тема стала для нас актуальной.
Это и легло в основу нашего исследования.
Объектом исследования являются обучающиеся 4Д класса школы № 3.
Предметом исследования является школьная форма.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между ношением школьной формы учеником и его успеваемостью.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть исторические аспекты российской школьной формы и сопоставить с действительностью на основе опроса родственников;
- изучить взаимосвязь между ношением школьной формы учеником и его успеваемостью;
- предложить мотивационные методы влияния на успеваемость учеников младших классов с помощью школьной формы.
Гипотеза. При проведении исследования мы опирались на то, что если ученик носит школьную форму, то это помогает ему быть более дисциплинированным, определить для себя внутренние позиции школьника, в том числе и повысить успеваемость.
- ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ
История школьной формы берёт своё начало в далёком 1834 году. Именно в этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров и обязавший всех государственных служащих носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «таблицы о рангах». До 1917 года школьная форма была сословным признаком, так как обучаться в гимназии могли только дети богатых родителей. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились или, родители которых не могли обучать своих детей в гимназиях по материальным соображениям. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
По воспоминаниям моей прапрабабушки ….Агриппины Ивановны, 1905 года рождения, которой не удалось поучиться в гимназии: «На гимназистов в школьной форме все смотрели «с завистью».
После революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царского режима, в 1918 году был издан декрет, отменявший ношение формы. Так называемый период «бесформенности» длился до 1949 года. В 1949 году в СССР вновь вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастёрки с воротничком-стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с чёрным передником. Тогда же атрибутом у учащейся молодёжи стала символика: у пионеров – красный галстук, а у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
По воспоминаниям нашей прабабушки Валентины Фёдоровны, 1938 года рождения, форма была не только коричневого, но и тёмно-синего цвета, а чёрный передник был повседневной одеждой, нарядным был передник белого цвета.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенной эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами. Для девочек форма не поменялась.
Мой дедушка, Юрий Викторович, 1961 года рождения, и бабушка Людмила Игоревна, 1961 года рождения, подтверждают этот факт, замечая, что форма также оставалась неудобной, тяжёлой при носке, но её носили все без исключения.
С принятием закона об образовании введение школьной формы в 1992 году никакими нормативными документами не регламентировалось, и вопрос о необходимости введения формы для учащихся решался общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Если обратиться к старым фотографиям (см. Приложение 1) моей мамы Ткаченко Натальи Юрьевны, 1983 года рождения, то хорошо видно, что школьная форма, введённая ещё в 1973 году, оставалась той же вплоть до 1994 года. С 1 сентября 1994 года школьники пришли в свободной одежде, далёкой от общепринятых стандартов.
Если посмотреть статистику уровня образования в России (см. Приложение 2), то видно, что в 1990 году (как раз в этом году моя мама пошла в 1 класс) находился на самом высоком уровне за всю историю (2 место, по оценке ЮНЕСКО). В 1993 году, судя по фотографиям моей мамы, школьная форма была отменена. И тут же успеваемость стала снижаться, а в 2001 году она снизилась до 19 места. Отсюда, можно предположить, что школьная форма наряду с другими факторами развития влияет на успеваемость.
Споры о том, нужно ли вводить единую школьную форму, идут уже довольно давно. Новый закон «Об образовании», принятый в 2012 г., не стал вводить единую форму для школьников на федеральном уровне.
Таким образом, исторический аспект приводит нас к выводу о том, что необходимость введения школьной формы существует. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, даёт возможность осознать себя учеником и членом коллектива школы. Также школьная форма стимулирует ребёнка выделяться из всех не по внешним признакам, а благодаря каким-либо успехам в различных сферах деятельности (в учёбе, творчестве, спорте и т.д.).
Верно ли это мнение, проанализируем методом наблюдения.
- АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ
На фото (см. Приложение 3) с первого учебного дня нашего 4 Д класса видно, что из 20 человек в рекомендуемой школьной форме пришли лишь 13 человек, это 65% от всего класса.
Далее я проанализировала посещаемость в рекомендуемой школьной форме в октябре месяце 2019 года (см.табл.1).
Таблица 1.
Процент посещаемости учеников 4 Д класса в рекомендуемой школьной форме в октябре 2019 года
Дата (день недели) | кол-во учеников | из них пришли в ШФ | % пришедших в ШФ |
01.10.2019 (вторник) | 25 | 19 | 76,00 |
02.10.2019 (среда) | 23 | 12 | 52,17 |
03.10.2019 (четверг) | 24 | 12 | 50,00 |
04.10.2019 (пятница) | 24 | 13 | 54,17 |
07.10.2019 (понедельник) | 24 | 13 | 54,17 |
08.10.2019 (вторник) | 25 | 13 | 52,00 |
09.10.2019 (среда) | 25 | 13 | 52,00 |
10.10.2019 (четверг) | 26 | 12 | 46,15 |
11.10.2019 (пятница) | 26 | 12 | 46,15 |
14.10.2019 (понедельник) | 26 | 10 | 38,46 |
15.10.2019 (вторник) | 26 | 12 | 46,15 |
16.10.2019 (среда) | 25 | 10 | 40,00 |
17.10.2019 (четверг) | 25 | 11 | 44,00 |
18.10.2019 (пятница) | 25 | 11 | 44,00 |
21.10.2019 (понедельник) | 25 | 11 | 44,00 |
22.10.2019 (вторник) | 23 | 10 | 43,48 |
23.10.2019 (среда) | 23 | 11 | 47,83 |
24.10.2019 (четверг) | 23 | 12 | 52,17 |
25.10.2019 (пятница) | 23 | 10 | 43,48 |
28.10.2019 (суббота) | 22 | 5 | 22,73 |
Среднее значение |
| 47,46 |
Таким образом, из расчетных данных таблицы 1 видно, что в среднем меньше половины, а точнее – 47% учеников, приходят в школу в школьной форме. Далее проанализируем, связано ли это с расписанием уроков, например, с днями, когда есть физическая культура. По расписанию 4Д класса урок физической культуры есть в понедельник, среду и пятницу. Построим график посещения в школьной форме учениками 4 Д класса по дням неделям (см. рис.1).
Рис. 1. График посещения учениками 4 Д класса школы в школьной форме по дням недели за 4 недели октября 2019 г.
По графику видно, что больше всего учеников приходят в школьной форме во вторник. Это день, когда нет физической культуры по расписанию. Но тогда должен быть и четверг. То есть наше предположение, что школьную форму ученики не носят из-за физической культуры в расписании, подтверждается лишь на 50%.
Далее проанализируем влияние ношения школьной формы на успеваемость учеников. Для этого были выбраны 6 учеников 4Д класса (3 девочки и 3 мальчика) для наблюдения и анализа. Также в октябре 2019 года на уроках математики, иностранного языка, ИЗО и окружающего мира проведены наблюдения и записаны в таблицу (см.табл.2, 3).
Таблица 2. Успеваемость учеников 4Д класса в дни октября, когда они пришли в школу в школьной форме
(Ученица 1) |
|
|
|
| ср | (Ученик 1) |
|
|
|
|
|
|
| ср |
Математика | 5 | 3 | 5 | 4 | 4,25 | Математика | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,71 |
Ин.яз. | 5 | 3 |
|
| 4 | Ин.яз. | 5 | 5 | 5 | 5 |
|
|
| 5 |
ИЗО | 5 | 5 | 5 |
| 5 | ИЗО | 5 | 4 | 5 |
|
|
|
| 4,67 |
Окруж.мир. | 4 | 4 |
|
| 4 | Окруж.мир. | 4 | 5 | 4 |
|
|
|
| 4,33 |
|
|
|
|
| 4,31 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4,68 |
(Ученица 2) |
|
|
|
|
| (Ученик 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика | 5 | 5 |
|
| 5 | Математика | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4,29 |
Ин.яз. | 3 |
|
|
| 3 | Ин.яз. | 4 |
|
|
|
|
|
| 4 |
ИЗО | 5 |
|
|
| 5 | ИЗО | 5 |
|
|
|
|
|
| 5 |
Окруж.мир. | нет оценок |
|
|
|
| Окруж.мир. | 4 | 3 | 5 | 2 | 3 |
|
| 3,4 |
|
|
|
|
| 4,33 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4,17 |
(Ученица 3) |
|
|
|
|
| (Ученик 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,5 | Математика | 4 | 4 | 3 |
|
|
|
| 3,67 |
Ин.яз. | 5 | 5 |
|
| 5 | Ин.яз. | 3 |
|
|
|
|
|
| 3 |
ИЗО | 5 | 5 |
|
| 5 | ИЗО | 4 |
|
|
|
|
|
| 4 |
Окруж.мир. | 5 | 5 |
|
| 5 | Окруж.мир. | 4 | 3 |
|
|
|
|
| 3,5 |
|
|
|
|
| 4,88 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3,54 |
Таблица 3. Успеваемость учеников 4Д класса в дни октября, когда они пришли в школу в свободной форме
(Ученица 1) |
|
|
|
| ср | (Ученик 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,5 | Математика | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 |
|
| 4,2 |
Ин.яз. | 2 |
|
|
| 2 | Ин.яз. | 2 | 5 |
|
|
|
|
| 3,5 |
ИЗО | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,75 | ИЗО | 4 |
|
|
|
|
|
| 4 |
Окруж.мир. | 4 | 3 |
|
| 3,5 | Окруж.мир. | 2 | 4 | 3 | 5 |
|
|
| 3,5 |
|
|
|
|
| 3,44 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3,8 |
(Ученица 2) |
|
|
|
|
| (Ученик 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика | 2 | 5 | 5 | 2 | 3,5 | Математика | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
|
| 4,8 |
Ин.яз. | 3 | 3 |
|
| 3 | Ин.яз. | 5 | 4 |
|
|
|
|
| 4,5 |
ИЗО | 5 | 5 |
|
| 5 | ИЗО | 5 | 4 | 5 | 5 |
|
|
| 4,75 |
Окруж.мир. | 3 |
|
|
| 3 | Окруж.мир. | 4 | 4 | 4 | 3 |
|
|
| 3,75 |
|
|
|
|
| 3,63 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4,45 |
(Ученица 3) |
|
|
|
|
| (Ученик 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | Математика | 3 | 3 | 2 | 4 |
|
|
| 3 |
Ин.яз. | 4 |
|
|
| 4 | Ин.яз. | 4 | 3 | 3 | 4 |
|
|
| 3,5 |
ИЗО | 4 |
|
|
| 4 | ИЗО | 4 | 4 | 3 |
|
|
|
| 3,67 |
Окруж.мир. | 4 |
|
|
| 4 | Окруж.мир. | 3 | 3 | 2 | 4 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3,29 |
На основе данных таблиц составим графики влияния школьной формы на успеваемость (см. рис. 2).
Рис. 2. График влияния школьной формы на успеваемость
учеников 4Д класса
Построенный нами график полностью подтверждает гипотезу о том, что школьная форма влияет на успеваемость. У большинства наблюдаемых мною учеников (5 учеников из 6) в дни, когда они посещали школу в школьной форме, успеваемость повысилась. Хочется обратить особое внимание на ученицу № 3, у которой средний балл резко и качественно отличается: в школьной форме – 4,88 (то есть оценка 5), не в школьной форме – оценка 4. Данные результаты заставляют задуматься о том, стоит ли придерживаться рекомендаций ходить в школу в рекомендуемой школьной форме.
- МОТИВАЦИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мотивация – это то, что заставляет нас что-то делать. Повысить свою успеваемость – задача не из лёгких, но вполне реальная, как показали результаты нашего наблюдения.
Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учёбе, многие школьники не ощущают ответственности за собственное будущее.
Хочется выделить несколько положительных моментов ношения школьной формы.
Во-первых, это гигиенично, так как в школе ребёнок носит форму, а после школы он надевает другую одежду.
Во-вторых, дети в одинаковой форме не проявляют свою социальную значимость, т.е. происходит стирание социальных границ: все семьи разные, с разным уровнем достатка, но в школе дети должны быть едино.
В-третьих, форма не будет отвлекать детей от занятий на уроках, что очень важно.
В-четвертых, школьная форма формирует нравственно-патриотические ценности у детей, дисциплинирует и организует, является предметом гордости.
В-пятых, школьный стандарт одежды приучает детей к существованию дресс-кода, воспитывает представление о том, какая одежда какому роду занятий соответствует.
В-шестых, школьная форма помогает воспитать вкус в одежде. И хотелось бы добавить ещё один положительный момент, доказанный в нашей работе.
В-седьмых, школьная форма влияет на успеваемость учеников младших классов.
Но как же отметить учеников младших классов, которые учились отлично и постоянно носят рекомендуемую школьную форму?
Раньше, а в некоторых школах и сейчас, существовала доска почёта. Мы определяем доску почёта как форму визуализации и публикации общественного признания школой заслуг отдельного ученика перед данным классом, стимулирования других учеников класса к повышению успеваемости, в которой не последнюю роль, как было сказано ранее, играет школьная форма.
Но для нынешних учеников доски почёта – это прошлый век! Для формирования системы мотивации учеников потребуется фантазия. Сегодня востребованным среди наших учеников являются селфи-презентации, фотосессии.
Поэтому мы предложили устроить конкурс селфи-презентаций «Я - в школьной форме». Некоторые психологи не согласны с тем, что «селфи – зависимость» – это болезнь. Они предпочитают говорить о ней, как о способе личности как-то себя проявить, то есть самовыражение. Ведь сегодня это довольно мощное течение, а значит, это и способ в нашем случае призвать учеников носить школьную форму. После проведенного селфи-конкурса всё больше детей приходят в школу в рекомендованной школьной форме после проведенного селфи-конкурса (см. Приложение 4). Теперь из 20 учеников в школьной форме пришли 16 человек (а это 80% от всего класса). Напомню, что этот показатель в первый день учебного года составлял 65%.
А на смену «Доске Почёта» решили устраивать фотосессии с учениками, которые проявили себя в учёбе: показали отличные знания и носили школьную форму под названием «Учись на отлично!». Плакат с фотосессии (как альтернативную Доску Почёта) можно разместить в классе.
На наш взгляд, индивидуальность ребёнка должна выражаться не во внешних атрибутах, как одежда или её элементы, а прежде всего в проявлениях внутреннего мира, пылкости ума, знаний и личностных качеств ребёнка. Может быть, введение школьной формы будет первой попыткой к проявлению у детей истинной духовно-нравственной индивидуальности и в нашей стране снова появятся новые Пушкины, Чайковские, Шишкины, Гагарины, Калашниковы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного исследования можно сформулировать такие выводы.
Во-первых, исторический аспект приводят нас к выводу о том, что необходимость введения школьной формы существует. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, даёт возможность осознать себя учеником и членом коллектива школы.
Во-вторых, меньше половины учеников приходят в школу в школьной форме. Возможно, это связано с расписанием занятий, где есть уроки физической культуры.
В-третьих, гипотеза о том, что школьная форма влияет на успеваемость. У большинства наблюдаемых мною учеников (5 учеников из 6) успеваемость в дни, когда они посещали школу в рекомендуемой школьной форме повысилась - подтверждена.
В-четвёртых, школьная форма стимулирует ребёнка выделяться из всех не по внешним признакам, а благодаря каким-либо успехам в различных сферах деятельности (в учёбе, творчестве, спорте и т.д.).
В-пятых, с целью мотивации для учеников младших классов устроили конкурс селфи-презентаций «Я - в школьной форме» и фотосессии для учеников, которые проявили себя в учёбе: показали отличные знания и носили школьную форму под названием «Учись на отлично!». Плакат с фотосессии разместили в классе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета № 303 о 31.12.2012г.
- Дюльдина Ж.Н., Скоробогатова А.Ю. Школьная форма в России и её влияние на формирование нравственных ценностей у детей // Воспитание школьников. – 2014. - № 2.
- Кон И.С. О школьной форме // Семья и школа. – 2010. - № 2.
- Сиразиева Т. Е. Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 386-388. — URL https://moluch.ru/archive/118/32789/ (дата обращения: 16.02.2020).
- СССР «На закате». Рожденным в СССР посвящается…: концептуальное подарочное издание / авт.-сост. В.П.Терехова; под ред. Е.Б.Потёмкиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 59 с.
- Хомякова К. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды // История. – 2011. – 1-7 июля (№25). – С. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"
В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Час общения с психологом "Секреты успеха в учебе"
1. Формировать у учащихся желания улучшить свои учебные достижения .2. Освоение учениками приемом самоанализа и самоо...
Секреты успеха в учебе
В материале раскрываются секреты успешности в обучении....
Письменная речь -залог успеха школьной успеваемости.
Презентация может быть использована на родительском собрании начальных классов....
Практические рекомендации для родителей на тему: "Секреты успеха в учебе. Как быстро и качественно выполнять домашнее задание"
Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает домашнее задание — закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще,...
Секреты успеха в учебе. Как быстро и качественно выполнять домашнее задание
Памятка для родителей...