Программа миникурса "Алгоритм"
рабочая программа (4 класс)
Программа содержит 5 занятий по формированию у детей метапредметного понятия Алгоритм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_algoritm._nekipelova_i.a.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАИГРАЕВСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шпалозаводская СОШ»
Программа метапредметного курса
"Алгоритм"
для учащихся 4 класса
Составитель: Некипелова И.А.
учитель начальных классов
2019-2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса «Алгоритм» составлена на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 года), Концепции метапредметного образования.
Актуальность разработки данного метакурса и
внедрение его в образовательный процесс.
В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Актуальность разработки данного метакурса «Алгоритм» и внедрения его в образовательный процесс - социальная необходимость. Учащиеся должны обладать «надпредметными умениями» в применении полученных знаний и сформированных умственных действий.
Концептуальный замысел метапредметного курса "Алгоритм" направлен на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, предоставление больших возможностей для самореализации учащихся, овладение актуальной ключевой образовательной компетенцией целостного восприятия мира, более глубокого понимания определенной метапредметной проблемы моделирования, преобразования данных и др.
В системе внеурочной деятельности метакурс «Алгоритм» является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Метакурс «Алгоритм» позволяет отрабатывать приемы обработки информации, развивая логическое мышление учащихся.
Цель метакурса: формирование у учащихся умения работать с поставленными задачами и информацией, овладеть способами деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи метакурса:
1. Формировать у учащихся целостное восприятие системы знаний при помощи технологии составления алгоритма, её применения в разных процессах мыследеятельности.
2. Развивать у учащихся навыки использования алгоритма для решения различных учебных и практических задач.
3. Научить применять алгоритм в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, действия, мышления, рефлексии.
4. Развивать у учащихся критическое мышление, творческое мышление, познавательный интерес.
5. Содействовать усвоению учащимися межпредметных понятий: алгоритм, план, последовательность действий, модель
Общая характертиристика метапредметного курса
Метакурс «Алгоритм» обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся начальной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Метакурс «Алгоритм» направлен на освоение учащимися деятельностного содержания метапредметного образования, способствуют целенаправленному формированию когнитивной, деятельностной и аксиологической составляющих владения универсальными учебными действиями:
Когнитивный компонент – знания фундаментальных методологических понятий: закон, гипотеза, проблема, цель познания, рефлексия и т.д., представления о реальных объектах изучаемой действительности как фундаментальных образовательных объектах и т.д..
Деятельностный компонент – универсальные для многих школьных предметов учебно-познавательные способы приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. так называемые общеучебные умения; общенаучные способы познания и т.д. на основе применения разных способов работы с алгоритмом.
Креативный компонент – процедуры творческой деятельности как креативные умения постановки и решения проблем при анализе текста и составлении алгоритма.
Аксиологический компонент – ценностно-смысловые ориентации, убеждения о смыслах, целях, субъектах и результатах учебно- познавательной деятельности и т.д.
Метапредметная направленность курса "Алгоритм" осуществляется на основе интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования с предметной деятельностью, что позволяет качественно и количественно расширить традиционные рамки учебного процесса общеобразовательных дисциплин по формированию метапредметных умений: логических, аналитических, учебно-информационных, коммуникативно-речевых.
Курс «Алгоритм» позволяет освоить различные способы работы с текстом и любой информацией, научить преобразовывать информацию из одной формы в другую. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с информацией.
Курс рассчитан на 5 часов для учащихся 4 классов. Занятие проходит один раз в неделю.
Содержательный блок программы миникурса "Алгоритм"
№ | Тема | Содержание урока | Количество часов |
1. | Введение. Диагностика уровня сформированности у детей понятия алгоритм. Сущность и содержание понятия. | Тестирование с целью выявления уровня сформированности у детей понятия алгоритм и умения применить его на практике. Раскрыть понятие алгоритм. | 1 |
2. | Алгоритм в повседневной жизни. Принципы построения алгоритмы. | Анализ практических ситуаций. Необходимость применения алгоритма. Принципы и способы построения алгоритма. | 1 |
3. | Алгоритм в содержании учебных предметов | Рассмотреть применение алгоритма при изучении различных учебных предметов. | 1 |
4. | Алгоритм при решении математических задач и выражений. | Применение алгоритма при решении задач разного вида. | 1 |
5. | Защита проектов | Создание и защита самостоятельных проектов по применению алгоритма в различных сферах жизнедеятельности и изучении учебных дисциплин. | 1 |
Особенности метапредметного занятия:
- Это интегрированное занятие.
- Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
- Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что в рамках метакурса «алгоритм» у учащихся сформируется:
- способность к составлению последовательности действий с помощью алгоритма.
- способность моделировать данные.
- подбирать средства осуществления цели и применять их на практике, расценивать полученные данные;
- умения самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать ее, сохранять, передавать и представлять с помощью современных технических средств и информационных технологий;
- умение интерпретировать информацию в алгоритм.
К концу изучения метакурса «Алгоритм» учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- видеть преимущества использования метода создания алгоритма в деятельности ученика;
- уметь составлять алгоритм и использовать их в учебной деятельности;
- выбирать нужный вариант алгоритма при решении конкретных учебных задач;
- передавать важную для решаемой учебной задачи информацию в виде монологического высказывания по предложенной теме, заданному вопросу.
Использование в учебной деятельности алгоритмов позволяет учащимся начальных классов реализовывать предметные, метапредметные и личностные результаты, такие как:
1) учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные;
2) развивать математическую речь;
3) последовательно, грамотно излагать применяемые знания;
4) ускорить осознание изучаемого материала;
5) увеличить количество тренировочных упражнений;
6) больше времени уделять самостоятельной работе;
7) планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
8) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
9) адекватно воспринимать оценку учителя.
10) развитие рационально-логического мышления;
11) формирование уважительного отношения к иному мнению;
12) ориентация на результат и эффективность;
13) развитие навыков планирования;
14) умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать;
15) проявление гибкости перед лицом меняющихся обстоятельств, в ситуации изменений;
16) способность видеть и понимать разные точки зрения;
17) формирование умения к самоконтролю и проверке результата;
18) развитие творческого мышления.
Критерии оценивания деятельности учащихся
- Уровень знания о понятии «алгоритм» и применении его на практике
- Умения работать с алгоритмом и предписаниями алгоритмического типа.
- Умение анализировать процессы окружающего мира при помощи алгоритма.
Литература для учителя:
- Жевлакова Н.Г. Использование алгоритмов на уроках математики.
- Игнатова Л.В. Элементы алгоритмизации в начальном курсе математики.// Начальная школа. - 1989. - №7 - с 34-38 с.
- Козлова Е.Г. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизованными обучающими средствами // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С.99-112.
- Максименко О.В. Урок математики в 4-ом классе по теме: «Алгоритм. Линейный алгоритм». [Интернет ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/314295 (дата обращения 5.12.2019)
Приложения: разработки занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...