Интегрированный урок литературное чтение-музыка
план-конспект урока (4 класс)
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке. 4 класс. Тема:" Фольклор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 22.84 КБ |
приложение к уроку | 2.26 МБ |
распечатка слов песни (приложение к уроку) | 12.19 КБ |
раздаточный материал для урока | 14.72 КБ |
раздаточный материал для урока | 16.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Бычихина Ольга Борисовна
ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтский р-н
УМК «Перспектива»
Предмет: литературное чтение-музыка
4-а класс
Тема: Малые фольклорные жанры в литературе и музыке. | Тип: урок рефлексии, интегрированный, комбинированный | ||
Цель урока: Проследить взаимосвязь между музыкой и литературой на примере фольклора. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: -закрепить понятие «фольклор» -проследить взаимосвязь между литературой и музыкой -повторить изученный материал по литературному чтению и музыке -подготовиться к проверочной работе по литературному чтению - | Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности -отработка умения работать в группе; - тренировка умения задавать вопросы по прочитанному тексту; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации - навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; | Личностные: - развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с фольклорными произведениями литературы и музыки - осознание своей принадлежности к русскому народу - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к своей культуре - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания -развитие стремления к совершенствованию речевой культуры - осознание себя как творческой личности -осознание готовности выступать перед публикой, показать свои исполнительские умения | |
Ресурсы урока: компьютер, телевизор (экран), свирели, фортепиано, презентация, распечатанные тексты для каждой группы, тексты песни для вклеивания в тетрадь по музыке, цветные кружки для оценивания своей работы | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
-Сегодня мы продолжим разговор о фольклоре. Давайте вспомним, что обозначает это слово. (слайд 1) | Ответы детей (устное народное творчество). Проверка по слайду презентации. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
-Какие жанры фольклора вы знаете? -А какие темы затрагивает фольклор?
| ответы детей (песни, потешки, сказки, загадки, былины, притчи, колыбельные и т.д.) -ответы детей (окружающий мир, природа, любовь к маме, семье) | ||
Постановка цели | |||
-Как вы думаете, литература и музыка связаны между собой? Вот об этой связи мы сегодня и поведём речь. Уточним, всегда ли так было, и продолжается ли эта связь в современном мире | Ответы детей ( да, потому что есть песни, а для них нужны слова - это литература, поэзия очень музыкальна; былины читали в сопровождении гуслей или др. муз. инструментов) | ||
Организация познавательной деятельности | |||
( слайд 2) Определите инструмент. Для чего использовали? -Прочитайте текст об этом инструменте (лист 1, текст 1) -Задайте вопросы друг другу, чтобы проверить, как другие ребята поняли прочитанное. -Можно ли где-то услышать сейчас дудочку?А какой похожий музыкальный инструмент вы используете на музыке? Что вы знаете об этом инструменте? Прочитайте текст о свирели (лист 1, текст 2) Задайте вопросы по тексту. Учитель выслушивает ответы детей, корректирует их или помогает сформулировать вопросы. - Кто может показать нам возможности этого инструмента? -Что вы сейчас исполнили? Определите жанр произведения. -Охарактеризуйте эту мелодию. -Всегда ли народная музыка бывает такой? Какая может быть музыка? -Давайте вспомним одну весёлую песенку, которую выучили в этом году. -Эта песня авторская, а могла ли она быть народной? Почему? - Охарактеризуйте эту песню. Учитель корректирует ответы детей по необходимости. -Вот видите, у музыки и у стихов есть настроение. Это тоже их роднит -А какие песни человек слышит самыми первыми? –Давайте уточним значение слова «колыбельная». (слайды 3,4,5) -Давайте прочитаем слова нескольких народных колыбельных (лист 2) -О чём пели мамы своим детям? Выберите понравившуюся колыбельную и прочитайте её или можете пропеть. О чём необходимо помнить, когда будете читать слова песен? -Выскажите своё мнение о чтении друг друга. У кого получилось лучше? Кому и над чем надо ещё поработать? –Я знаю, что вы можете сыграть одну колыбельную. Как её нужно сыграть? Прошу на сцену всех желающих показать свои умения. После исполнения: -Эту музыку сочинил для детей латышский композитор Раймонд Паулс. –А знаете ли вы, что у этой песни есть ещё и слова. Познакомьтесь с ними (учитель раздаёт слова песни) - Давайте попробуем спеть эту песенку. Не забывайте, что это колыбельная и петь её нужно негромко, очень нежно. -Как видите, колыбельные могут быть не только народными, но и авторскими. Несмотря на это, песни сохраняют все народные традиции. (слайд 6) | -дети читают по группам -дети задают вопрос от своей группы(блиц-опрос на понимание текста) -ответы - дети читают, потом задают вопросы по группам
Желающие ребята выходят на «сцену» со свирелями и играют «Во поле берёза стояла» (учили на музыке) -ответы детей (это песня народная, она нежная, спокойная, мелодичная) -ответы детей (народная музыка бывает разной: и грустной, и весёлой, как настроение у людей) -дети исполняют песню «Лягушата» - ответы детей (да, потому что её герои животные, которые живут рядом, дети их хорошо знали, даже могли играть с ними, а народные песни слагались о том, что было рядом, что любимо, например, берёза, калина, лягушки тоже могли быть героям народной песни) - ответы детей (весёлая, озорная, шуточная, поднимает настроение) -ответ детей (колыбельные) -дети рассматривают старинные колыбельки (слово «колыбельная» произошло от слова «колыбель») -дети работают в группе -ответы детей (об окруж.мире, о животных, надо скорее засыпать, чтобы вырасти большим и сильным) - читать негромко, слегка нараспев, ласково - высказывания детей -ответы детей (нежно, негромко, плавно) - желающие играют на свирелях «Сонную песенку» Р.Паулса -разучивание колыбельной, а затем её исполнение | ||
Рефлексия деятельности | |||
- Давайте вернёмся в начало урока и вспомним, какую цель перед собой ставили. Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели? Учитель при необходимости помогает формулировать выводы. -Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха (нарисована на доске), используя условные обозначения (написаны на доске) (жёл. круг – отлично, всё понятно и интересно, син.круг- интересно, но были сложности, хорошо, крас. круг- ничего не понял, не интересно, плохо получается) - Кто бы хотел высказать мнение о сегодняшнем уроке? - Кому понравились колыбельные, рассказы об инструментах, можете их забрать и вклеить в тетрадь по чтению или музыке. | -Мы должны были доказать, что литература и музыка тесно связаны между собой. Цели достигли, потому что…(высказывания детей) -чтобы получилась песня, нужны слова -слова песни определяют характер мелодии -человек сочиняет музыку и стихи, когда ему хорошо или грустно, передает своё настроение - эта связь была раньше, остаётся и в современном мире -дети прикрепляют круг на лестницу (чем выше, тем лучше) -высказывания детей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дудочка свирель
колыбель
Предварительный просмотр:
СОННАЯ ПЕСЕНКА | СОННАЯ ПЕСЕНКА | СОННАЯ ПЕСЕНКА |
СОННАЯ ПЕСЕНКА | СОННАЯ ПЕСЕНКА | СОННАЯ ПЕСЕНКА |
Предварительный просмотр:
1.
Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента. Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки.
раструб*- расширение на конце трубы
2.
Когда и как свирель появилась на Руси, об этом сейчас никто точно сказать не может. Искусствоведы предполагают, что инструмент на русскую землю попал из Древней Греции. Существование свирели у русичей насчитывает многие сотни лет, но первые сведения о музыкальных инструментах мы получили только из «Повести временных лет», самой ранней дошедшей до нас русской летописи, составленной Нестором, монахом Киевско - Печерского монастыря в двенадцатом веке. А более точное представление о древней свирели, на которой играли наши предки, мы приобрели только в результате находок научной археологической экспедиции, проводимой в районе древних городов Новгорода и Пскова в середине прошлого века. Было найдено два инструмента: один, относящийся к концу одиннадцатого века, имел 22,5 см в длину и четыре звуковых отверстия. Второй, несколько меньший по размеру и датируемый 15 веком, имел всего три звуковых отверстия и длину 19 см.
Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов. Скоморохи в 17 веке из-за своих нападок на церковную и светскую власть попали под опалу и по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона отправлялись в ссылку, а их инструменты, в том числе и свирели, безжалостно уничтожались. В результате такой расправы инструмент сохранился только в глухих деревнях у пастухов, и за ней даже закрепилось название «пастушья свирель».
Предварительный просмотр:
"Месяц взошел..."
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
"Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…"
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
"Уж ты, котинька-коток»
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу Машу не пугай.
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди.
А прийди к нам ночевать -
Нашу Машеньку качать.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Машу не буди.
Ночка темная, не спится,
Наша Машенька боится.
Ты, собачка, не лай,
Ты мне Машу не пугай!
Баю-баю,баю-бай!
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
***
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котёнок рядом с кошкой
Спит под лавкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва.
Спит осока у реки,
Спят сома и окуньки.
Баю-бай, крадётся Дрёма,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь...
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок/лит.чтение,музыка,ИЗО/ Поэзия К.Д.Бальмонта
Урок был проведён по программе "Начальная школа 21 века", после изучения всех произведений К,Д,Бальмонта....
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс
Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....
интегрированный урок (литературное чтение, музыка), 3кл
Творчесвто С.Есенина...
Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова
Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...
Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"
Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"...
Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»
laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) + « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...