Интегрированный урок литературное чтение-музыка
план-конспект урока (4 класс)

Бычихина Ольга Борисовна

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке. 4 класс. Тема:" Фольклор"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                        Технологическая карта урока

Бычихина Ольга Борисовна

ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтский р-н

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение-музыка

4-а класс

Тема:

Малые фольклорные жанры в литературе и музыке.

Тип: урок рефлексии, интегрированный, комбинированный

Цель урока: Проследить взаимосвязь между музыкой и литературой на примере фольклора.

Планируемые результаты

Предметные:

-закрепить понятие «фольклор»

-проследить взаимосвязь между литературой и музыкой

-повторить изученный материал по литературному чтению и музыке

-подготовиться к проверочной работе по литературному чтению

-

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

-отработка умения работать в группе;

- тренировка умения задавать вопросы по прочитанному тексту;

- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

-  навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Личностные:

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с фольклорными произведениями литературы и музыки

- осознание своей принадлежности к русскому народу

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к своей культуре

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

-развитие стремления к совершенствованию речевой культуры

- осознание себя как творческой личности

-осознание готовности выступать перед публикой, показать свои исполнительские умения

Ресурсы урока: компьютер, телевизор (экран), свирели, фортепиано, презентация, распечатанные тексты для каждой группы, тексты песни для вклеивания в тетрадь по музыке, цветные кружки для оценивания своей работы

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

-Сегодня мы продолжим разговор о фольклоре. Давайте вспомним, что обозначает это слово.

(слайд 1)

  Ответы детей (устное народное творчество). Проверка по слайду презентации.

Актуализация необходимых знаний

-Какие жанры фольклора вы знаете?

-А какие темы затрагивает фольклор?

                                                                         

 ответы детей (песни, потешки, сказки, загадки, былины, притчи, колыбельные и т.д.)

-ответы детей (окружающий  мир, природа, любовь к маме, семье)

                                                                                                           Постановка цели

-Как вы думаете, литература и музыка связаны между собой?

Вот об этой связи мы сегодня и поведём речь. Уточним, всегда ли так было, и продолжается ли эта связь в современном мире

 Ответы детей ( да, потому что есть песни, а для них нужны слова - это литература, поэзия очень музыкальна; былины читали в сопровождении гуслей или др. муз. инструментов)

Организация познавательной деятельности

( слайд 2) Определите инструмент. Для чего использовали?

-Прочитайте текст об этом инструменте (лист 1, текст 1)

-Задайте вопросы друг другу, чтобы проверить, как другие ребята поняли прочитанное.

-Можно ли где-то услышать сейчас  дудочку?А какой похожий музыкальный инструмент вы используете на музыке? Что вы знаете об этом инструменте? Прочитайте текст о свирели (лист 1, текст 2)

Задайте вопросы по тексту.

Учитель выслушивает ответы детей, корректирует их или помогает сформулировать вопросы.

- Кто может показать нам возможности этого инструмента?

-Что вы сейчас исполнили? Определите жанр произведения.

-Охарактеризуйте эту мелодию.

-Всегда ли народная музыка бывает такой? Какая может быть музыка?

-Давайте вспомним одну весёлую песенку, которую выучили в этом году.

-Эта песня авторская, а могла ли она быть народной? Почему?

- Охарактеризуйте эту песню.

Учитель корректирует ответы детей по необходимости.

-Вот видите, у музыки и у стихов есть настроение. Это тоже их роднит

-А какие песни человек слышит самыми первыми?

 –Давайте уточним значение слова «колыбельная».

 (слайды 3,4,5)

-Давайте прочитаем слова нескольких  народных колыбельных

  (лист 2)

-О чём пели мамы своим детям? Выберите понравившуюся колыбельную и прочитайте её или можете пропеть. О чём необходимо помнить, когда будете читать слова песен?

-Выскажите своё мнение о чтении друг друга. У кого получилось лучше? Кому и над чем надо ещё поработать?

Я знаю, что вы можете сыграть одну колыбельную. Как её нужно сыграть? Прошу  на сцену всех желающих показать свои умения.

После исполнения:

-Эту музыку сочинил для детей  латышский композитор Раймонд Паулс.

–А знаете ли вы, что у этой песни есть ещё и слова. Познакомьтесь с ними   (учитель раздаёт слова песни)  

- Давайте попробуем спеть эту песенку. Не забывайте, что это колыбельная и петь её нужно негромко, очень нежно.

-Как видите, колыбельные могут быть не только народными, но и авторскими. Несмотря на это, песни сохраняют все народные традиции.

 (слайд 6)

-дети читают по группам

-дети задают вопрос от своей группы(блиц-опрос на понимание текста)

-ответы

- дети читают, потом задают вопросы по группам

 

Желающие ребята выходят на «сцену» со свирелями и играют

«Во поле берёза стояла» (учили на музыке)

-ответы детей (это песня народная, она нежная, спокойная, мелодичная)

-ответы детей (народная музыка бывает разной: и грустной, и весёлой, как настроение у людей)

-дети исполняют песню «Лягушата»

- ответы детей (да, потому что её герои животные, которые живут рядом, дети их хорошо знали, даже могли играть с ними, а народные песни слагались о том, что было рядом, что любимо, например, берёза, калина, лягушки тоже могли быть героям народной песни)

- ответы детей (весёлая, озорная, шуточная, поднимает настроение)

-ответ детей (колыбельные)

-дети рассматривают старинные колыбельки (слово «колыбельная» произошло от слова «колыбель»)

-дети работают в группе

-ответы детей (об окруж.мире, о животных, надо скорее засыпать, чтобы вырасти большим и сильным)

- читать негромко, слегка нараспев, ласково

- высказывания детей

-ответы детей (нежно, негромко, плавно)

-  желающие играют на свирелях «Сонную песенку» Р.Паулса

-разучивание колыбельной, а затем её исполнение

Рефлексия деятельности

- Давайте вернёмся  в начало урока и вспомним, какую цель перед собой ставили. Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели?

Учитель при необходимости помогает формулировать выводы.

-Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха (нарисована на доске), используя условные обозначения (написаны на доске)

 (жёл. круг – отлично, всё понятно и интересно,

 син.круг-  интересно, но были сложности, хорошо,

 крас. круг-  ничего не понял, не интересно, плохо получается)

- Кто бы хотел высказать мнение о сегодняшнем уроке?

- Кому понравились колыбельные, рассказы об инструментах, можете их забрать и вклеить в тетрадь по чтению или музыке.

-Мы должны были доказать, что литература и музыка тесно связаны между собой. Цели достигли, потому что…(высказывания детей)

-чтобы  получилась песня, нужны слова

-слова песни определяют характер мелодии

-человек сочиняет музыку и стихи, когда ему хорошо или грустно, передает своё настроение

- эта связь была раньше, остаётся и в современном мире

-дети прикрепляют круг на лестницу (чем выше, тем лучше)

-высказывания детей



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф ольклор Устное народное творчество Фолькло́р (англ. folk-lore — « народная мудрость»)

Слайд 2

Дудочка свирель

Слайд 3

колыбель



Предварительный просмотр:

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.

СОННАЯ ПЕСЕНКА

Русский текст О. Петерсон
Музыка Р. Паулса

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

Он вокруг раскинет полог
Звездно-голубой
И рассыплет пестрый ворох
Сказок предо мной.

Сказку слушая украдкой,
Замурлычет кот,
И до света от кроватки
Дрёма не уйдет.



Предварительный просмотр:

                                                          1.

Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента. Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки.

раструб*- расширение на конце трубы

                                                              2.

    Когда и как свирель появилась на Руси, об этом сейчас никто точно сказать не может. Искусствоведы предполагают, что инструмент на русскую землю попал из Древней Греции. Существование свирели у русичей насчитывает многие сотни лет, но первые сведения о музыкальных инструментах мы получили только из «Повести временных лет», самой ранней дошедшей до нас русской летописи, составленной Нестором, монахом Киевско - Печерского монастыря в двенадцатом веке. А более точное представление о древней свирели, на которой играли наши предки, мы приобрели только в результате находок научной археологической экспедиции, проводимой в районе древних городов Новгорода и Пскова в середине прошлого века. Было найдено два инструмента: один, относящийся к концу одиннадцатого века, имел 22,5 см в длину и четыре звуковых отверстия. Второй, несколько меньший по размеру и датируемый 15 веком, имел всего три звуковых отверстия и длину 19 см.

Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов. Скоморохи в 17 веке из-за своих нападок на церковную и светскую власть попали под опалу и по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона отправлялись в ссылку, а их инструменты, в том числе и свирели, безжалостно уничтожались. В результате такой расправы инструмент сохранился только в глухих деревнях у пастухов, и за ней даже закрепилось название «пастушья свирель».



Предварительный просмотр:

"Месяц взошел..." 
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"

"Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…"
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

"Уж ты, котинька-коток»

Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу Машу не пугай.

И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди.
А прийди к нам ночевать -
Нашу Машеньку качать.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,
Наша Машенька боится.
Ты, собачка, не лай,
Ты мне Машу не пугай!

Баю-баю,баю-бай!
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.

         

                         ***

Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котёнок рядом с кошкой
Спит под лавкою в лукошке.

На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва.
Спит осока у реки,
Спят сома и окуньки.


Баю-бай, крадётся Дрёма,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь...
 

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок/лит.чтение,музыка,ИЗО/ Поэзия К.Д.Бальмонта

Урок был проведён по программе "Начальная школа 21 века", после  изучения всех произведений К,Д,Бальмонта....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс

Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....

Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"...

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...