интегрированный урок (литературное чтение, музыка), 3кл
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Вазинкина Альбина Анатольевна

Творчесвто С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.urok_.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Творчество С. Есенина» (музыка и литературное чтение)

I. Организационный момент

Учитель начальных классов

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

(под музыку, слайд «Зима»)

- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.

-Давайте подарим тепло и добро друг другу.

 -Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется –

Так красота на земле рождается.

 II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

- Так красота на земле рождается… У нас есть возможность прикоснуться к ней. Мы сегодня на уроке прикоснёмся к  красоте поэтического слова и музыки, потому что у нас интегрированный урок.

Красота, волшебство зимы вдохновляли многих русских поэтов на творчество. Из предыдущих уроков мы знаем некоторых авторов, которые писали о зиме. Назовите их.

Сегодня мы познакомимся с поэтом Сергеем Есениным. (Слайд)

(Рассказывает учитель)

С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской области в селе Константиново. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но учителем не стал. Уже в 15 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены– Родине, Матери, Природе, России, Любви.

Стихотворение «Зима» он написал, когда ему было всего 15 лет. Давайте мы его послушаем.

  1. Первичное восприятие произведения. Прослушивание стихотворения учителем.

Беседа по первым впечатлениям.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?

 - Какие картины вы нарисовали в своем воображении? (Зима в лесу, метелица на дворе, воробышки у окна, зимняя вьюга, сон воробышков)

- Какую зиму описывает поэт: мягкую или лютую?

- Что помогает нам это понять? (не только картины природы, но и озябшие воробьи)

2. Чтение  стихотворения обучающимися про себя.

Словарная работа.

 – Какие слова для вас непонятны? (Cлайд – объяснение значения слов, трудных для понимания обучающихся).

Стозвон – образ сильного мощного звона в сто колоколов.(Есенин сам придумал это слово)

Слайд стозвон сосняка  (Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов, промерзших сосен, слова "СтоЗвоном СоСняка"). Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промёрзшего леса.

Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.

Сосняк – молодой сосновый лес.

Метелица – сильный ветер со снегом.

 - Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег. С чем сравнивает снег поэт Сергей Есенин?

 - Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием? ("ковром шелковым стелется"- СРАВНЕНИЕ). Есть ли в этой строфе ещё сравнения? ("воробьи, как детки сиротливые").

 - Почему именно такое сравнение подобрал поэт? (он хотел, чтобы мы пожалели воробьишков, потому что тревожится за них).

  - Как автор называет воробышек? ("Воробушки игривые", как детки сиротливые)

 - Как вы думаете, почему поэт не говорит "продрогшие", "замерзшие"? (Автор очень нежно относится к воробушкам). Таких слов не нашел бы человек равнодушный к птицам.

- Какие художественные приемы использует ещё автор?

-Как мы должны читать стихотворение? (грустно, неторопливо)

3.     Выразительное чтение стихотворения вслух.  

 Учитель музыки

– Ребята, а меня интересует слово «баюкает». Зима баюкает…

-Кто в нашей жизни баюкает и кого?  

- А зачем? ( успокоить ребенка, чтобы он видел хорошие сны)

(Пою колыбельную:  « Баю – баюшки- баю»)

- Колыбельная может быть маршем? А танцем? А какая она должна быть?

- Значит, если бы вы были композиторами и нам надо было создать музыку на это стихотворение, то эта музыка была бы…( певучая, спокойная, напевная, с повторяющимися интонациями)

- Хорошо. А зима проходит только в нашем поселке? Только в Московской области? Только в нашей стране?

- Да, она на всей Земле. Это огромная сильная стихия. Может ли один инструмент передать мощь зимы?

- Да, нужен целый оркестр. Это будет достаточно? Наверное, надо добавить и голоса, целый хор с мужскими и женскими голосами.

- Ребята, а в стихотворении только один образ? Не переключается ли внимание автора на другой образ?

-Должна ли измениться  музыка, когда станет рассказывать о воробышках?

- А как она должна будет звучать?

-  Русский композитор Г. В. Свиридов написал целую кантату « Памяти Сергея Есенина». Мы сегодня услышим 2 часть « Поет зима аукает».  Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в зрительный ряд - правильно ли мы определили музыкальный план стихотворения? (просмотр видеоролика)

- А мне понравилось, как внимательно вы сейчас слушали  музыку.                                                                                                                                                                    

Учитель начальных классов

Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов, знакомых с детства. Поэтому  до глубины души волновала поэта красота  русских раздолий,  любимых рязанских берёз.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза».

  1. Первичное восприятие текста

- Закройте глазки, можете прилечь на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы  постарайтесь увидеть эту берёзу.

1) Выразительное чтение стихотворения учителем

2) Проверка первичного восприятия

- Откройте глазки. Понравилось вам стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось?

-Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом )

-Какой берёзу увидели вы?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования)

3) Вторичное восприятие текста ( Работа по учебнику )

- Прочитайте про себя стихотворение внимательно, не спеша. Подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова:  Кисти, кайма, бахрома?

Словарная работа (слайд)

Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь;

Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение;

Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей.

- Почему Есенин использует слова, которые обозначают украшения одежды?

- Какое время дня рисует поэт? (Утро)

 - Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)

 - Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне»)

- Прочитайте, как занимается заря зимой. ( Лениво)

- А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки.

- Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

- Итак, ребята, что же хотел показать нам С. А. Есенин этим стихотворением? (Красоту и силу русской берёзы.) Это и есть главная мысль стихотворения.

- -В каком темпе и с каким настроением надо читать стихотворение? (Певуче, неторопливо.)

Читать неторопливо, певуче, негромко, чтобы не разбудить дремлющую березу, передавая чусвтва восхищения.

4. Чтение стихотворения вслух.

Учитель музыки

- А давайте попробуем сразу спеть это стихотворение (« Белая береза» - музыка       А. Веснина) ( работа над чистым интонированием мелодии)

- А теперь встали, выпрямили спинки. Давайте исполним песню для наших гостей.

Вывод:

-Затронули ваши души стихи С.Есенина? Чем?

- А мы приготовили для вас сюрприз. Вы сегодня так старались, что заработали подарок

 (просмотр видеоролика на музыку А. Вивальди «Зима»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс

Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....

Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"...

Интегрированный урок литературное чтение-музыка

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке. 4 класс. Тема:" Фольклор"...