интегрированный урок (литературное чтение, музыка), 3кл
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Творчество С. Есенина» (музыка и литературное чтение)
I. Организационный момент
Учитель начальных классов
-Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
(под музыку, слайд «Зима»)
- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.
-Давайте подарим тепло и добро друг другу.
-Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется –
Так красота на земле рождается.
II. Постановка цели урока. Актуализация знаний
- Так красота на земле рождается… У нас есть возможность прикоснуться к ней. Мы сегодня на уроке прикоснёмся к красоте поэтического слова и музыки, потому что у нас интегрированный урок.
Красота, волшебство зимы вдохновляли многих русских поэтов на творчество. Из предыдущих уроков мы знаем некоторых авторов, которые писали о зиме. Назовите их.
Сегодня мы познакомимся с поэтом Сергеем Есениным. (Слайд)
(Рассказывает учитель)
С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской области в селе Константиново. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но учителем не стал. Уже в 15 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены– Родине, Матери, Природе, России, Любви.
Стихотворение «Зима» он написал, когда ему было всего 15 лет. Давайте мы его послушаем.
- Первичное восприятие произведения. Прослушивание стихотворения учителем.
Беседа по первым впечатлениям.
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Какие картины вы нарисовали в своем воображении? (Зима в лесу, метелица на дворе, воробышки у окна, зимняя вьюга, сон воробышков)
- Какую зиму описывает поэт: мягкую или лютую?
- Что помогает нам это понять? (не только картины природы, но и озябшие воробьи)
2. Чтение стихотворения обучающимися про себя.
Словарная работа.
– Какие слова для вас непонятны? (Cлайд – объяснение значения слов, трудных для понимания обучающихся).
Стозвон – образ сильного мощного звона в сто колоколов.(Есенин сам придумал это слово)
Слайд стозвон сосняка (Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов, промерзших сосен, слова "СтоЗвоном СоСняка"). Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промёрзшего леса.
Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.
Сосняк – молодой сосновый лес.
Метелица – сильный ветер со снегом.
- Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег. С чем сравнивает снег поэт Сергей Есенин?
- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием? ("ковром шелковым стелется"- СРАВНЕНИЕ). Есть ли в этой строфе ещё сравнения? ("воробьи, как детки сиротливые").
- Почему именно такое сравнение подобрал поэт? (он хотел, чтобы мы пожалели воробьишков, потому что тревожится за них).
- Как автор называет воробышек? ("Воробушки игривые", как детки сиротливые)
- Как вы думаете, почему поэт не говорит "продрогшие", "замерзшие"? (Автор очень нежно относится к воробушкам). Таких слов не нашел бы человек равнодушный к птицам.
- Какие художественные приемы использует ещё автор?
-Как мы должны читать стихотворение? (грустно, неторопливо)
3. Выразительное чтение стихотворения вслух.
Учитель музыки
– Ребята, а меня интересует слово «баюкает». Зима баюкает…
-Кто в нашей жизни баюкает и кого?
- А зачем? ( успокоить ребенка, чтобы он видел хорошие сны)
(Пою колыбельную: « Баю – баюшки- баю»)
- Колыбельная может быть маршем? А танцем? А какая она должна быть?
- Значит, если бы вы были композиторами и нам надо было создать музыку на это стихотворение, то эта музыка была бы…( певучая, спокойная, напевная, с повторяющимися интонациями)
- Хорошо. А зима проходит только в нашем поселке? Только в Московской области? Только в нашей стране?
- Да, она на всей Земле. Это огромная сильная стихия. Может ли один инструмент передать мощь зимы?
- Да, нужен целый оркестр. Это будет достаточно? Наверное, надо добавить и голоса, целый хор с мужскими и женскими голосами.
- Ребята, а в стихотворении только один образ? Не переключается ли внимание автора на другой образ?
-Должна ли измениться музыка, когда станет рассказывать о воробышках?
- А как она должна будет звучать?
- Русский композитор Г. В. Свиридов написал целую кантату « Памяти Сергея Есенина». Мы сегодня услышим 2 часть « Поет зима аукает». Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в зрительный ряд - правильно ли мы определили музыкальный план стихотворения? (просмотр видеоролика)
- А мне понравилось, как внимательно вы сейчас слушали музыку.
Учитель начальных классов
Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов, знакомых с детства. Поэтому до глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых рязанских берёз.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза».
- Первичное восприятие текста
- Закройте глазки, можете прилечь на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту берёзу.
1) Выразительное чтение стихотворения учителем
2) Проверка первичного восприятия
- Откройте глазки. Понравилось вам стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось?
-Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом )
-Какой берёзу увидели вы?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования)
3) Вторичное восприятие текста ( Работа по учебнику )
- Прочитайте про себя стихотворение внимательно, не спеша. Подчеркните непонятные слова и выражения.
- Как вы понимаете слова: Кисти, кайма, бахрома?
Словарная работа (слайд)
Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь;
Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение;
Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей.
- Почему Есенин использует слова, которые обозначают украшения одежды?
- Какое время дня рисует поэт? (Утро)
- Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)
- Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне»)
- Прочитайте, как занимается заря зимой. ( Лениво)
- А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки.
- Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.
- Итак, ребята, что же хотел показать нам С. А. Есенин этим стихотворением? (Красоту и силу русской берёзы.) Это и есть главная мысль стихотворения.
- -В каком темпе и с каким настроением надо читать стихотворение? (Певуче, неторопливо.)
Читать неторопливо, певуче, негромко, чтобы не разбудить дремлющую березу, передавая чусвтва восхищения.
4. Чтение стихотворения вслух.
Учитель музыки
- А давайте попробуем сразу спеть это стихотворение (« Белая береза» - музыка А. Веснина) ( работа над чистым интонированием мелодии)
- А теперь встали, выпрямили спинки. Давайте исполним песню для наших гостей.
Вывод:
-Затронули ваши души стихи С.Есенина? Чем?
- А мы приготовили для вас сюрприз. Вы сегодня так старались, что заработали подарок
(просмотр видеоролика на музыку А. Вивальди «Зима»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс
Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....
Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова
Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"
Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"...
Интегрированный урок литературное чтение-музыка
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке. 4 класс. Тема:" Фольклор"...