Проблемы адаптации младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Любка Елена Ивановна

Выступление на педагогическом совете (2019)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

 «Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста»

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей,  от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
     Школьная адаптация трактуется как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации  относятся затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
     Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.
     Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
     Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
     Эти способности говорят о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально - волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов. Последнее, прежде всего, проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.

       Следует обратить внимание на тот факт, что в начальной школе учатся 9 детей с ОВЗ. Они имеют заключение ЦПМПК, на основании которого получают помощь педагога-психолога и учителя-логопеда. Среди детей с ОВЗ 2 чел. – ЗПР, 4 чел. –ТНР, 3 чел. – слабовидящие.

В нашей школе в начале учебного года педагогом-психологом проводилось диагностическое обследование первоклассников, позволяющее определить  уровень сформированности познавательных процессов, степень  психологического благополучия и как следствие, успешность адаптации.  Обследование проходило во всех первых классах, фронтально. Также проводились индивидуальные и групповые беседы, использовался метод наблюдения. Оценивалось умение ориентироваться во времени по звонку, атмосфера в классе, произвольность обучающихся, умение отслеживать работу группы, а также ответ детей через поднятие руки.

По результатам диагностики 92% первоклассников успешно преодолели этот сложный период, определенные трудности  могут испытывать порядка 8% школьников в основном, в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. Выявлено 3% одаренных детей. В апреле 2019 года планируется проведение повторной психологической  диагностики в первых классах для определения динамики изменений и прогноза успешности обучения.

                Педагог-психолог                                        Любка Елена Ивановна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Основные проблемы неуспеваемости младших школьников

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения...

Проблема адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская

Презентация практического опыта по адаптации детей с моторной алалией в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы (представили учителя-логопеды Елена Николаевн...

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...