Пояснительная записка к программе «Проектная деятельность» Тема: «Все краски русского языка»
рабочая программа

Чеченева Наталья Григорьевна

     Программа «Проектная  деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной, интересующихся  проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proekt_vse_kraski_russkoy_rechi.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе

«Проектная деятельность»

Тема:  «Все краски русского языка»

    Данная программа составлена на основе методических рекомендации для обучающихся начального звена под руководством А.В. Горячева, практического пособия для работников общеобразовательных   учреждений «Как организовать проектную деятельность учащихся». Программа разработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010.

     Программа «Проектная  деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной, интересующихся  проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе

 

  Цель программы: 

создание  условий для развития  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности (учиться быть, учиться жить, учиться узнавать, учиться делать)

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить

   

Задачи:

        -приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

         -овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

        - освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

    

  Продолжительность программы:

 данная программа рассчитана  на 1 год.

   

 Объем программы-

 66 часов, которые  распределяются следующим образом.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

Содержание

Учимся познавать

1.Умеет уточнить, проговорить формулировку  учебной задачи.

Отвечает на вопросы:  что знаю? Что хочу узнать? Где найти? Каков продукт?

2.Знает и использует различные способы познания:

- книгу: знает  условные обозначения, находит нужную страницу, тему урока задает и отвечает на вопросы;

-практические опыты;

- проектная деятельность.

3.Может выбрать необходимую информацию и сохранить её в знаковых системах по образцу учителя (модели, рис, схемы).

Учимся делать

1.Различает цель (что хочу сделать? и результат (что получил в результате действия?).

Понимает, что и для чего делает он.

Различает  цель (что хочу получить?) и средство (как буду получать?)

Различение понятий материал (то, с чем буду работать), продукт – образ результата работы

2.Планирует с помощью взрослого свои действия. Может изобразить план в рисунке.

3.Выполняет под руководством учителя с выбором материала, инструментов.

4.Оценивает результативность с помощью взрослого по наводящим вопросам.

5.Описывает и представляет конечный продукт деятельности по наводящим вопросам.

Учимся быть

1.Определяет границы собственного знания/незнания с помощью наводящих вопросов.

2.Выбирает  самостоятельно центры  активности, способ действия, партнера, обосновывая свой выбор.

3.Предлагает варианты выхода из простейших ситуаций.

4.Заявляет о своих планах, потребностях по наводящим вопросам: что? зачем?

5.Оценивает свои действия и действия других по наводящим вопросам.

6.Занимает позицию «Хочу быть учеником».

Учимся жить вместе

1.Умение слушать и слышать, соблюдать правила слушания.

2.Умение взаимодействовать по правилам.

 3.Проявляет  интерес к различным точкам зрения.

4.Распределяет действия, с учетом запроса каждого.

Действует согласованно для достижения общего результата.

5.Выделяет достижения сверстников, радуется за успехи других.

1.Личностно-ориентированный подход (признание самобытности и уникальности каждого занимающегося).

2. Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации.

3.Сотрудничество и ответственность.

4.Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.

5.Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.

  В соответствии с целями и задачами образовательного учреждения осуществляется деятельность по  формированию у обучающихся:

-  ключевых компетентностей («Учимся познавать», «Учимся делать», «Учимся быть», «Учимся жить вместе»);

-  языковых компетентностей на основе отечественных ценностей и традиций.

Ключевые компетентности

  В процессе обучения используются следующие методы:

-объяснительно- иллюстративный;

-репродуктивный;

-деятельностный;

-исследовательский;

-эвристический.

  Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися.

   

 Виды контроля:

1.Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков пройденной темы.

2. Рубежный , который  проводится после каждого блока и  в середине года.

3. Итоговый контроль проводится после завершения всего учебного года.

Контроль осуществляется в виде выступлений на конференциях, участие в конкурсах «Шаг в будущие», «Защита проекта» ( на школьном уровне) и т.д.

 

  Возраст обучающихся – 7-11 лет.

 

  Наполняемость  групп-7-12 человек

            Предполагаемые результаты освоение программы

Должны знать

Должны уметь

1.Термины обязательных элементов проектной деятельности.

2.Структуру проектной деятельности.

3. Алгоритм работы над проектом.

4.Алгоритм, формы выступления .

5. Материалы,с которыми работали в течение проекта

1. Уметь осознанно осуществлять выбор: выбор проекта;

Конечного продукта;

Вида деятельности по  теме проекта.

2. Уметь самостоятельно: Находить способ действий;

Находить недостающую информацию;

Запросить недостающую информацию;

Работать с информацией;

Изготовить конечный продукт;

Планировать деятельность;

Проектировать;

Контролировать собственные действия.

3.Уметь проявлять инициативу.

4.Уметь рефлексировать.

5.Уметь сотрудничать:

Взаимодействовать с партнёром;

Вести диалог, дискуссию;

Находить компромисс;

Отстаивать свою точку зрения.

6.Уметь презентовать:

 Рассказывать о своей работе по требованиям;

Уверенно держать себя во время выступления;

Использовать различные виды наглядности;

Отвечать на вопросы и делать вывод.

Учебно – тематический план.

Содержание программы

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (5 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Публицистический стиль. Его структура.

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.

5.Занимательный русский язык (9 ч.)

История моей фамилии.

Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).

Фразеологические обороты. Крылатые слова.

Биографию имеют не только люди, но и слова.

Диалектизмы рядом с нами.

Как придумать рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»).

Что такое десница?

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

Откроем шкатулку с богатствами русского языка.

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).

6. Письмо (4 ч)

История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Формулы приветствия и прощания в зависимости от адресата. Вежливые вопросы в письме. Уместность этикетных форм обращения, приветствия, прощания. Письма — поздравления, приглашения. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.

7. Из чего строятся слова. (7 ч.)

Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. Роль суффикса в “строительной” работе.

Много ли на свете приставок? Для разных приставок – разные законы. Игры с приставками. Коварная приставка с. Самые трудные приставки (пре-, при-)

 Смотри в корень!

Секреты родственных слов. Кто командует корнями. Приведём наши знания в порядок

Слово – это тоже поступок. Что значит быть вежливым? Тон вежливой речи.

Способы выражения просьбы. Вежливый отказ. Общение в форме спора.

Какую речь хочется слушать.

8. История письменности.  (4 ч.)

Как обходились без письма. Понятно без слов. Ручное письмо. Немного о пересказе. Древние письмена. Договор между читающим и пишущим. “Священные знаки”.

9. Замечательный русский язык. (21 ч.)

Меня зовут фонема. Поиграем с фонемами. Фонетика. Скороговорки и чистоговорки.

Превращения слов. Шарады.   Метаграммы. Викторина «В мире слов».

Состав слова и словообразование. Слова «растут» из корня

Связная речь. Виды текстов. Стили речи.

Превращения слов. Синонимы, антонимы. Многозначные слова.

Фольклор: пословицы, поговорки. Фразеологизмы. Народные загадки и пословицы с числительными.

Смысловые значения прилагательных. Оттенки значений глаголов. Задачи-шутки с разными частями речи.

Согласование в предложении.

Викторина «Занимательная грамматика».

КВН «Ты наш друг, родной язык».

10. Как люди научились говорить? (3ч.)

Почему люди говорят на разных языках? Русский язык на земном шаре. Языки и народы.

Учебно- тематический план

Первый год обучения.

Календарно- тематический план

Первый год обучения.

Содержание

Дата по плану

Дата по факту

Язык и речь (5ч.)

1.

Язык и речь, или почему мы умеем говорить?

2.

Русский язык среди других языков мира.

3.

Выразительные возможности русского языка.

4.

Речь устная и письменная.

5.

Монолог. Диалог. Полилог.

Язык и его единицы (3ч.)

6.

Слово как универсальная единица языка.

7.

Слово в контексте.

8.

Предложение как единица языка.

Текст и его основные понятия (7 ч.)

9.

Текст.

10.

Микротема и абзац.

11.

Контекст. Подтекст. Затекст.

12.

Средства связи предложений в тексте.

13.

Типы связи

14.

Основная мысль текста.

15.

Текст как целостное композиционное единство.

Стили речи (5ч.)

16.

Стили речи.

17.

Разговорный стиль.

18.

Официально-деловой стиль.

19.

Публицистический стиль.

20.

Изобразительно-выразительные средства языка

Занимательный русский язык (9 ч.)

21

Биографию имеют не только люди, но и слова.

22.

Фразеологические обороты.

23

Диалектизмы рядом с нами.

24.

Как придумать рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»). Что такое десница?

25

История моей фамилии.

26

Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).

27.

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

28

Откроем шкатулку с богатствами русского языка. Крылатые слова.

29.

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).

Письмо (4 ч)

30.

История письма. Письмо и технические средства связи.

31.

Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания.

32.

Формулы приветствия и прощания в зависимости от адресата. Вежливые вопросы в письме. Уместность этикетных форм обращения, приветствия, прощания.

33.

Письма — поздравления, приглашения. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.

Из чего строятся слова. 7 ч

34.

Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. Роль суффикса в “строительной” работе.

35

Много ли на свете приставок? Игры с приставками. Коварная приставка

36

Смотри в корень!

37

Секреты родственных слов. Кто командует корнями

38

Что значит быть вежливым? Тон вежливой речи.

39

Способы выражения просьбы. Вежливый отказ.

40

Какую речь хочется слушать.

История письменности.  4 ч

41

Как обходились без письма. Понятно без слов.

42

Ручное письмо. Немного о пересказе.

43

Древние письмена

44

Договор между читающим и пишущим. “Священные знаки”.

Замечательный русский язык. 21 ч

45

Меня зовут фонема. Поиграем с фонемами.

46

Фонетика. Скороговорки и чистоговорки.

47

Превращения слов. Шарады.

48

Превращения слов. Метаграммы.

49

Состав слова и словообразование. Слова «растут» из корня

50

Связная речь. Виды текстов.

51

Стили речи.

52

Викторина «В мире слов».

53

Превращения слов

54

Синонимы, антонимы.

55

Фольклор: пословицы, поговорки.

56

Фразеологизмы.

57

Многозначные слова.

58

Состав слова. Корневые «гнезда».

59

Смысловые значения прилагательных.

60

Оттенки значений глаголов.

61

Народные загадки и пословицы с числительными.

62

Задачи-шутки с разными частями речи.

63

Согласование в предложении.

64

Викторина «Занимательная грамматика».

65

КВН «Ты наш друг, родной язык».

Как люди научились говорить? 3ч

66

Почему люди говорят на разных языках?

67

Русский язык на земном шаре.

68

Языки и народы.

Ожидаемый результат:

40-50% - дети могут осуществлять -              

  • Выбор
  • Контроль
  • Рефлексия
  • Определения области своего знания-незнания, могу сам- не могу.
  • Запрос о помощи

Тема:  «Все краски русского языка»

   Цель: Развитие компетентностей.

Умения:  Выбор

               Контроль

               Рефлексия

               Определения области своего знания-незнания, могу сам не могу.

               Запрос о помощи

           

сроки

этапы          

Конечный продукт

Действия в школе

Действия вне школы

     

роли

материалы

Источники информации

Привлечение других

09

Зашита темы проекта

Титульный лист для портфолио.

Посещение ШБ

 Условия оформления странички.

Оформление странички.

Журналисты.

Художники.

Бумага, фломастеры, краски.

Энциклопедии, , Интернет.

справочники

Родители,

педагоги,

библиотекари.

10

Книга «Все краски русского языка»

(макет)

Выставка страниц книги

Организация места и оформление.

Подбор материалов и рисунков.

Оформители  и  экскурсоводы

Книги, бумага, маркеры.

Энциклопедии, тематические альманахи , рассказы, вырезки

родители

11

12

Фразеологические обороты.

Сборник сказок.

Просмотр материалов в книгах.

Взаимодействие с другими классами.

Исторические справки –сообщения, изготовление макетов.

Журналисты, художники, оформители, скульпторы, конструкторы.

Энциклопедии, тематические альманахи , рассказы, вырезки

Родители, педагоги.

01

 

Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).

Слайд-шоу

Сбор фотографий  и домашних фильмов.

Презентация.

Поиск фотографий и домашних фильмов

Режиссеры и продюсеры

Домашний архив

02

 

Все краски руского языка

Выставка собранных материалов, предметов.

Поиск информации по направлениям

Рассказы родителей , выбор и сбор предметов

Историки  и  артисты

Справочники, книги, интернет

03

 

Все краски руского языка

Выпуск  книги открытий.

Изучение материалов и оформление книги

Подбор материалов.

Историки,

Журналисты,

корреспонденты

Книги, домашние архивы,

Рассказы родителей

04

Фестиваль проектов

выступление

Изучение материалов и оформление книги

Подбор материалов.

Историки,

Журналисты,

корреспонденты

Книги, домашние архивы,

Рассказы родителей

05

Подведение итогов

Изучение материалов и оформление книги

Подбор материалов.

Историки,

Журналисты,

корреспонденты

Книги, домашние архивы,

Рассказы родителей

Приложение№1 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА   ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Критерии оценивания проекта

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к программе по русскому языку

Пояснительная записка к программе по русскому языку...

Пояснительная записка к программе по математике

Пояснительная записка к программе по математике...

Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).

Пояснительная записка  "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...

пояснительная записка к программе по русскому языку для учащегося с ОВЗ

в пояснительной записке даётся полное обоснование принципов обучения ребёнка с ОВЗ...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...