Проектная задача. Летняя мозаика Станция ЧИП
план-конспект

Чеченева Наталья Григорьевна

Подготовлены материалы для проведения проектной задачи "Летняя мозаика станция "Человек и Природа". Материал разработан в деятельностной технологии.

Туристическое  агентство обратилось к нам за помощью. Оно просит вас составить рекомендации для желающих отдохнуть на просторах нашей Родины. Сегодня мы проведём перекличку природных зон, и  вспомним разнообразие природы всех зон. Мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы   изучить природные зоны,  распределитесь на 5 групп.

- Подумайте и предложите, по какому плану должно идти изучения   природной зоны?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите природную зону

Слайд 2

Определите природную зону

Слайд 3

Определите природную зону

Слайд 4

Определите природную зону

Слайд 5

Определите природную зону

Слайд 6

Найдите лишнее растение: 1. Полярная ива, лишайники, клен, карликовая береза, голубика. 2. Лиственница, дуб, сосна, пихта, ель. 3. Липа, амурский бархат, вяз, бук, брусника .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Арктическая пустыня

Слайд 3

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ. Это самая северная природная зона России. Климат там очень суров. Острова покрыты снегом и льдом. Там, где снег летом успевает растаять, на каменистой поверхности растут мхи и лишайники. Жизнь большинства животных - белого медведя, тюленей, моржей, птиц - связано с морем.

Слайд 4

АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЗИМОЙ АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ ЛЕТОМ

Слайд 5

Животный мир арктических пустынь Самым крупным хищником на Земле является белый медведь, который достигает 2,5 м в длину и 450 кг веса. Он прекрасно плавает и, в отличие от своего бурого родственника, ведет активный образ жизни круглый год.

Слайд 6

Растительный мир арктических пустынь представлен мхами и лишайниками

Слайд 7

Тундра и лесотундра

Слайд 8

Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура достигает иногда — 52°С. В любой месяц в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования вечной мерзлоты.

Слайд 9

Тундра зимой Тундра летом

Слайд 10

Животный мир тундры и лесотундры

Слайд 11

Тундра — безлесная зона с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его образуют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения — травы, кустарнички и кустарники.

Слайд 12

Тайга

Слайд 13

Зона тайги занимает среди природных зон России наибольшую площадь. Температура летом от +10 до +20, а зимой доходит до – 45. В зоне тайги берут начало многие равнинные реки России — Волга, Онега, Северная Двина, Вятка, Кама, Васюган, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Вилюй и др. В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ.

Слайд 14

Тайга летом Тайга зимой

Слайд 15

Животный мир тайги Какого животного называют «хозяином тайги»?

Слайд 16

Растительный мир тайги представлен хвойными породами деревьев: ель, сосна, кедр, лиственница и некоторыми другими.

Слайд 17

Смешанные и широколиственные леса

Слайд 18

Зона смешанных и широколиственных лесов по сравнению с тайгой значительно теплее и влажнее. Заболоченность значительно меньше, чем в таежной зоне. Температуры лета составляют 18-20°С, зимой доходят до - 32°С. В этой зоне располагается много национальных парков и заповедников.

Слайд 19

Смешанные и широколиственные леса летом Смешанные и широколиственные леса зимой

Слайд 20

Животный мир смешанных и широколиственных лесов

Слайд 21

Леса образованы березой, дубом, кленом, липой, ясенем, орешником и др. Из хвойных пород растут ель и сосна.

Слайд 22

Лесостепь

Слайд 23

Лесостепь - это переходная зона между лесом и степью. Широколиственные, мелколиственные и сосновые леса здесь чередуются с разнотравными луговыми степями. Летом здесь тепло 20-22°С, а зимой достаточно холодно 22-24°С. Эта зона наиболее сильно изменена человеком.

Слайд 24

Животный мир лесостепи

Слайд 25

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ http://www.labirint.ru/screenshot/goods/243902/1 http://www.barneo.ru/foto2009.htm http://www.skitalets.ru/photogallery/2005/norway_beketov/ http://lepetitbraquet.free.fr/chron30_travine_gleb_2.html http://expert.com.ua/tag/tajga http://album.tomsk.ru/gallery/view_image.php?iid=280 http://zemlj.ru/smeshannye-lesa.html http://www.floranimal.ru/show_foto.php?foi=2202&ci=0&fli=405 http://blogs.privet.ru/community/yus_tatianayande?year=2008&page=2 http://www.proza.ru/2010/10/04/164 http://www.stihi.ru/2009/02/09/1620 http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=65988&lenta_type=4



Предварительный просмотр:

Станция «ЧИП»

(человек и природа)

Туристическое  агентство обратилось к нам за помощью. Оно просит вас составить рекомендации для желающих отдохнуть на просторах нашей Родины.

Сегодня мы проведём перекличку природных зон, и  вспомним разнообразие природы всех зон.

Мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы   изучить природные зоны,  распределитесь на 5 групп.

- Подумайте и предложите, по какому плану должно идти изучения   природной зоны?

План изучения природной зоны

 

1.Географическое положение, климат. (карта)

 2.Растительный мир. (Таблицы)

 3.Животный мир. (Таблицы)

 4.Деятельность человека. (Таблицы)

Вопросы для работы по карте:

 1.Южнее какой зоны и вдоль берегов, каких морей протянулась зона тундры?

 2.Какая зима в тундре?

 3.Какое лето?

 4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого океана).

4.Назовите растения тундры и расскажите о некоторых из них (карликовая берёзка, голубика, морошка, ягель).

Задание: найдите животных, обитающих в тундре. Расскажите о некоторых из них (олень, песец, полярная сова, лемминг)

 Вопросы:

Как животные тундры приспособились к суровым условиям?

Чем занимается коренное население тундры?

Поиски каких полезных ископаемых ведутся в тундре?

Какой вред наносит человек своей деятельностью?

Первое задание:

На  ИА  доске иллюстрации животных: северный олень, морж, песец, белая сова.

У. Какое из этих животных лишнее? Почему?

Покажите на карте зону тундры и расскажите, что вы знаете о ней.

Второе задание:

Какие ещё природные зоны встречаются на территории нашей страны?

 Покажите эти природные зоны на карте.

Работа по карте.

Впишите в таблицу названия природных зон России (с севера на юг)

ВЫВОД:   в пределах России выделяют следующие  природные зоны (с севера на юг):

арктические пустыни, тундра, леса, степь, пустыни.

предели порядок расположения природных зон России с юга на север:

(А)

(Б)

(В)

(Г)

(Д)

пустыня

тундра

степь

пустыня

 степь

степь

лес

пустыня

лес

лес

лес

степь

лес

степь

пустыня

тундра

пустыня

тундра

тундра

тундра

Животные какой зоны изображены на картинке.

Найди и подчеркни  лишнее29

Составьте кроссворд  с природными зонами

а

р

к

т

и

ч

е

с

к

а

я

Работа в группах.

Познакомиться с описанием природной зоны,  найти на карте.

Предъявление результатов.

Здесь долгая холодная зима и короткое лето. Растительность – мхи и лишайники. Живут моржи, тюлени, белые медведи. В холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север.

Лето здесь короткое и холодное, хотя солнце не заходит за горизонт. Оттаивает только верхний слой, глубже – вечная мерзлота. Растения низкорослые, прижаты к земле. Это помогает им выжить при сильных ветрах.

Главное занятие населения – оленеводство. Олень для жителя  это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.

В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.

“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других.

Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.

“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.

Блиц-турнир.

Ответить на вопросы:

Сколько природных зон на карте нашей страны?

По какой природной зоне проходит Северный морской путь?

Каким цветом на карте изображена лесная зона?

О каких природных зонах идет речь?

 а) Царство деревьев – ... (зона лесов)

б) царство льда и снега – ... (Арктика)

в) море трав – ... (степь)

г) земля солнечного огня – ... (пустыня)

д) царство мхов и лишайников – ... (тундра)

Какая это природная зона?

1) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 и более градусов мороза. (Пустыня)

2) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами выше 50 градусов. Длится 8–9 месяцев в году. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)

3) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, особенно летом. (Степь)

Растительный мир природных зон.

(таблицы с изображением растений, карточки– задания)

1) назвать растения и зону, в которой они растут (по два для каждой группы)

2) Какое растение лишнее? Что здесь не растет?

Животный мир природных зон.

Отгадать   загадки, определить из какой природной зоны эти животные.

а) Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)

б) Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра)

в) В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

г) Я – хозяин Арктики. (Белый медведь)

д) Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет.  (Комар)

е) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Жалобы обитателей природных зон.  Придумать

Вырубка лесных полос        

Браконьерство        

Неумеренный выпас животных на пастбищах тундры и степи        

Работа в группах.

Составить для туристов  указатель для активного отдыха в выбранной природной зоне.

Заполнить таблицу

Природная зона

Виды отдыха

Города природной зоны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя здоровья. Игра по станциям. Станция «Питание»

Методическая разработка занятия по правильному питанию....

Проектная задача на тему: Техника - мозаика

Учащимся 2 класса на уроке технологии была предложена проектная задача: «Помочь учащимся 1 класса украсить спальную комнату».Разбившись на группы, учащиеся выбрали тему панно, используя технику ...

Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »

Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...

Урок технологии 1 класс.Мозаика.Выполняем обрывную мозаику.

1.Учить детей приёмам выполнения мозаики,   Учить выражать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения.2.Развивать воображение, пространственные представления детей;3.Формир...

Проектная деятельность. "Мозаика". 3 класс.

Предлагаю материалы проектной деятельности "Мозаика" в 3 классе; урок в 5 классе и творческую работу ученицы 8 класса.Работали под девизом: «Ломоносовской мозаике посвящаем…», поставив цель: «Проект -...

Конспект урока на тему "Путешествие по техническим станциям "Станция загадочная""

Станция « Загадочная»Загадки для юных техниковЗагадки знакомят с инструментами ручного труда, различными машинами и...

Названия и оформление станций к игре по станциям "Осенняя пора"

Данная разработка поможет в оформлении кабинетов, которые будут использоваться для проведения испытаний к игре по станциям "Осення пора"...