Развитие речи. Письмо
план-конспект урока (2 класс)

Урок обучения написанию писем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc610 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма

Тема  «Развитие речи. Письмо».

Цели: показать учащимся значение переписки в жизни людей, познакомить с историей возникновения и развития почты, письмом как разновидностью текста, раскрыть его структуру и стилистические особенности, рассказать о правилах и вежливых формах переписки;

развивать речеведческие знания учащихся, учить избегать в речи штампов и шаблонов; развивать речь и воображение детей, обогащать их словарный запас воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: индивидуальные конверты и листы бумаги для письма, конверт демонстрационный, индекс города, сумка, фуражка почтальона, надпись «урок письма», папка «История возникновения и развития почты», альбом с марками, мобильный телефон, «письмо» Ивана Семенова, схема написания письма.

  1. Организация внимания учащихся

         

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку. 

       

  1. Введение в тему урока

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой “5” на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он – джегутинский почтальон.

(Входит ученик в одежде почтальона).

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

Разноцветные конверты,

И открытки, и пакеты,

И посылки, телеграммы –

Доставляю все их вам я!

  • Что такое почта?
  • Всегда ли она существовала?
  • Как люди раньше отправляли письма?
  • Проведем экскурс в историю почты.
  • Вспомните “Сказку о царе Салтане…” Как царя известили о том, что у него родился сын?  (Гонцы).
  • Гонцы везли и приглашения. В 1147 г. князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: “Приди ко мне, брате, в Москов”.
  • Шло время, расширялись связи между городами, княжествами, все дальше стали посылать в путь гонцов. Появились почтовые станции.
  • Что такое ям? Кого называли ямщиками?
  • Что вы знаете о голубиной почте?
  • Что такое морская почта?
  • Как в наше время письмо доставляется по назначению? (Почтамт). Почтамт – это учреждение, где находятся почта, телефон, телеграф.

                            Письмо само некуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

  • А каков путь письма?
  • Как называют того человека, которому пишут письма? (Адресат, получатель).
  • Как называется человек, который написал письмо?   (Отправитель).
  • Сегодня нам предстоит научиться писать письма.

Казимир.

  • Лариса Анатольевна, а я не хочу заниматься пустяками. Письма - это прошлый век! Сейчас у каждого человека есть мобильный телефон. Это очень удобная штука! Зачем писать письмо, если можно позвонить по телефону и все, что нужно передать. Вот я прямо сейчас могу позвонить своей сестре в Москву и сообщить ей важную новость:

-     Алло, привет! Анюта! Как жизнь?

Да, у меня все круто… Алло! Алло! (…Уважаемый абонент, на вашем счете недостаточно средств для продолжения разговора…)

  • Вот это да! Как же быть, ведь у меня нет возможности пополнить счет.

-     Ребята, что вы посоветуете своему однокласснику?

  • Да, ну! Я уже однажды писал бабушке из загородного лагеря. Но когда я прочитал из загородного лагеря. Но когда я прочитал его вслух, все ребята смеялись. Оно у меня и сейчас с собой.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Ну, вот и все. Твой внук Кирилл.

  • Сначала научимся подписывать конверт.
  • Герой повести Давыдычева – Иван Семенов не любил учиться. Однажды он решил бросить школу и попроситься на пенсию. Весь вечер он трудился над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал адрес.
  •  Можно ли эту запись назвать адресом?
  • Научимся правильно подписывать конверт.
  • Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?
  • Кто из вас сам уже подписывал конверт? Что пишут на нем?
  • Что обозначают цифры в левом нижнем углу конверта?
  • Сколько цифр?
  • Что они обозначают? Первые три цифры, вторые?
  • Что написано на конверте?
  • (Адрес)
  • Как он написан? (Разборчиво, аккуратно).
  • Какие правила надо соблюдать при заполнении адреса на конверте?
  • Почему писать надо грамотно, разборчиво. Аккуратно?
  • Что находится на конверте в правом верхнем углу?
  • Что знаете о почтовых марках? (Билет.)
  • Для чего они нужны? Когда появились? (1840г.)
  • Где? А в России? (1845Г.)
  • Чему посвящены марки, что на них бывает изображено?

  1. Работа по теме урока

-     Как думаете, с какой целью люди пишут письма?

-     Сохраняются ли в вашей семье чьи-либо письма?

  • Письмо – это текст, имеющий 3 части: Начало, основная часть, концовка.
  • Что пишется в  самом начале письма?
  • Что – в конце?

                                                Части текста письма.

1.   Обращение

 

    Родной, родная, родные, милый, милая, милые, любимый, любимая, любимые, уважаемый, здравствуйте, привет, добрый день.

2.   Начальная фраза о состоянии переписки

 

     Получил ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать.  

   

3.   Основное содержание письма.

     Опишу тебе, как идет моя жизнь в школе и дома… Я хочу рассказать тебе… У нас много новостей, расскажу обо всем.

4.    Вопросы адресату.

     Как живешь? Чем занимаешься? Как твое здоровье? Какие у тебя новости?

5.    Благодарности.

     Спасибо, что ты прислала…

Спасибо за внимание…

6.    Просьба писать письма.

     Я прошу тебя ответить на мое письмо… Прошу писать мне… Жду ответа…

7.     Прощание.

      До свидания. До скорой встречи.  

8.     Концовка и подпись.

      Крепко жму твою руку. Крепко обнимаю. Помню и благодарю, целую. С дружеским приветом.

9.   Дата, место написания.  

  • Важно знать и такие правила:
  1. нельзя читать письма, адресованные другим людям;
  2. невежливо не отвечать на полученное письмо, это необходимо сделать не позднее

       3 – 5 дней после получения;

  1. бумага и конверт должны быть безупречно чистыми, письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений;
  2. складывают письмо текстом внутрь;
  3. письма нельзя писать сплошным текстом.

  1. Написание писем

  1. Итог урока

  • Кто хочет прочитать свое письмо?
  • Чье письмо понравилось больше? Почему?
  • Какие правила составления письма узнали на уроке?

 1.    Для письма используй  …   лист бумаги.

  1.  Письмо – это текст. Назовите его части.
  2.  Отвечать на письмо нужно …
  3. Письмо складывается текстом…
  4. Адрес нужно писать …
  5. Не забывай указывать на конверте…

Речь пойдет сейчас о почтальонах.

Да, о тех, “кто с толстой сумкой на ремне”

Армией многомиллионной

Ежедневно ходит по земле.

И вот так шагает по дороге

Каждый день, неделю, месяц, год.

Радости, тревоги и печали.

Вместе с вами почтальон переживет.

Дождь ли, снег, мороз иль зной палящий,

Град иль ветер, выбивающий слезу,  

Он пройдет, как воин настоящий,

Если где-то переждет грозу.

Профессиональный праздник почтальонов – Всемирный день почты –

отмечают 9 октября.

  • Совсем скоро мы будем отмечать два замечательных праздника – день Защитника Отечества и Международный женский день 8 Марта. Родных, близких, знакомых принято поздравлять. Для этого используют открытки. Их нужно отправлять заранее, чтобы адресат успел получить открытку к празднику. Ведь накануне праздников почта бывает очень сильно загружена.
  • Как правильно подписать поздравительную открытку?

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он был чрезвычайно популярен в прошлом веке. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытеснили письма, деловые и личные. Но не следует забывать об этом способе общения людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Письмо бабушке"

Конспект урока в 3 классе школы глухих по развитию связной речи...

Урок русского языка в 4 классе "Развитие речи.Письмо"

Урок русского языка. Тема: Развитие речи. Письмо.Цели:1.     Познакомить детей с структурой письма и его стилистическими особенностями.2.     Развивать письменн...

Развитие речи. Письмо по памяти Г.Скребицкий "Синичка"

Конспект урока русского языка по развитию речи для учащихся 3 класса ФГООС "Школа России"...

Урок развития речи " Письмо Деду Морозу"

Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий....

Урок развития речи "Письмо ветерану"

Интегрированный урок русского языка, краеведения....

Развитие речи. Письмо

План-конспекты на курс "Логопедическая коррекция" для обучающихся с ОВЗ. Данный курс разаработан на основе тетрадей-помощниц Ишимовой Ольги Анатольевны и Алмазовой Анны Алексеевны....