Развитие речи. Письмо
план-конспект урока (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок письма
Тема «Развитие речи. Письмо».
Цели: показать учащимся значение переписки в жизни людей, познакомить с историей возникновения и развития почты, письмом как разновидностью текста, раскрыть его структуру и стилистические особенности, рассказать о правилах и вежливых формах переписки;
развивать речеведческие знания учащихся, учить избегать в речи штампов и шаблонов; развивать речь и воображение детей, обогащать их словарный запас воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: индивидуальные конверты и листы бумаги для письма, конверт демонстрационный, индекс города, сумка, фуражка почтальона, надпись «урок письма», папка «История возникновения и развития почты», альбом с марками, мобильный телефон, «письмо» Ивана Семенова, схема написания письма.
- Организация внимания учащихся
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему урока
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой “5” на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он – джегутинский почтальон.
(Входит ученик в одежде почтальона).
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы –
Доставляю все их вам я!
- Что такое почта?
- Всегда ли она существовала?
- Как люди раньше отправляли письма?
- Проведем экскурс в историю почты.
- Вспомните “Сказку о царе Салтане…” Как царя известили о том, что у него родился сын? (Гонцы).
- Гонцы везли и приглашения. В 1147 г. князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: “Приди ко мне, брате, в Москов”.
- Шло время, расширялись связи между городами, княжествами, все дальше стали посылать в путь гонцов. Появились почтовые станции.
- Что такое ям? Кого называли ямщиками?
- Что вы знаете о голубиной почте?
- Что такое морская почта?
- Как в наше время письмо доставляется по назначению? (Почтамт). Почтамт – это учреждение, где находятся почта, телефон, телеграф.
Письмо само некуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути.
- А каков путь письма?
- Как называют того человека, которому пишут письма? (Адресат, получатель).
- Как называется человек, который написал письмо? (Отправитель).
- Сегодня нам предстоит научиться писать письма.
Казимир.
- Лариса Анатольевна, а я не хочу заниматься пустяками. Письма - это прошлый век! Сейчас у каждого человека есть мобильный телефон. Это очень удобная штука! Зачем писать письмо, если можно позвонить по телефону и все, что нужно передать. Вот я прямо сейчас могу позвонить своей сестре в Москву и сообщить ей важную новость:
- Алло, привет! Анюта! Как жизнь?
Да, у меня все круто… Алло! Алло! (…Уважаемый абонент, на вашем счете недостаточно средств для продолжения разговора…)
- Вот это да! Как же быть, ведь у меня нет возможности пополнить счет.
- Ребята, что вы посоветуете своему однокласснику?
- Да, ну! Я уже однажды писал бабушке из загородного лагеря. Но когда я прочитал из загородного лагеря. Но когда я прочитал его вслух, все ребята смеялись. Оно у меня и сейчас с собой.
Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Ну, вот и все. Твой внук Кирилл.
- Сначала научимся подписывать конверт.
- Герой повести Давыдычева – Иван Семенов не любил учиться. Однажды он решил бросить школу и попроситься на пенсию. Весь вечер он трудился над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал адрес.
- Можно ли эту запись назвать адресом?
- Научимся правильно подписывать конверт.
- Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?
- Кто из вас сам уже подписывал конверт? Что пишут на нем?
- Что обозначают цифры в левом нижнем углу конверта?
- Сколько цифр?
- Что они обозначают? Первые три цифры, вторые?
- Что написано на конверте?
- (Адрес)
- Как он написан? (Разборчиво, аккуратно).
- Какие правила надо соблюдать при заполнении адреса на конверте?
- Почему писать надо грамотно, разборчиво. Аккуратно?
- Что находится на конверте в правом верхнем углу?
- Что знаете о почтовых марках? (Билет.)
- Для чего они нужны? Когда появились? (1840г.)
- Где? А в России? (1845Г.)
- Чему посвящены марки, что на них бывает изображено?
- Работа по теме урока
- Как думаете, с какой целью люди пишут письма?
- Сохраняются ли в вашей семье чьи-либо письма?
- Письмо – это текст, имеющий 3 части: Начало, основная часть, концовка.
- Что пишется в самом начале письма?
- Что – в конце?
Части текста письма.
1. Обращение |
Родной, родная, родные, милый, милая, милые, любимый, любимая, любимые, уважаемый, здравствуйте, привет, добрый день. |
2. Начальная фраза о состоянии переписки |
Получил ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать.
|
3. Основное содержание письма. | Опишу тебе, как идет моя жизнь в школе и дома… Я хочу рассказать тебе… У нас много новостей, расскажу обо всем. |
4. Вопросы адресату. | Как живешь? Чем занимаешься? Как твое здоровье? Какие у тебя новости? |
5. Благодарности. | Спасибо, что ты прислала… Спасибо за внимание… |
6. Просьба писать письма. | Я прошу тебя ответить на мое письмо… Прошу писать мне… Жду ответа… |
7. Прощание. | До свидания. До скорой встречи. |
8. Концовка и подпись. | Крепко жму твою руку. Крепко обнимаю. Помню и благодарю, целую. С дружеским приветом. |
9. Дата, место написания. |
- Важно знать и такие правила:
- нельзя читать письма, адресованные другим людям;
- невежливо не отвечать на полученное письмо, это необходимо сделать не позднее
3 – 5 дней после получения;
- бумага и конверт должны быть безупречно чистыми, письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений;
- складывают письмо текстом внутрь;
- письма нельзя писать сплошным текстом.
- Написание писем
- Итог урока
- Кто хочет прочитать свое письмо?
- Чье письмо понравилось больше? Почему?
- Какие правила составления письма узнали на уроке?
1. Для письма используй … лист бумаги.
- Письмо – это текст. Назовите его части.
- Отвечать на письмо нужно …
- Письмо складывается текстом…
- Адрес нужно писать …
- Не забывай указывать на конверте…
Речь пойдет сейчас о почтальонах.
Да, о тех, “кто с толстой сумкой на ремне”
Армией многомиллионной
Ежедневно ходит по земле.
И вот так шагает по дороге
Каждый день, неделю, месяц, год.
Радости, тревоги и печали.
Вместе с вами почтальон переживет.
Дождь ли, снег, мороз иль зной палящий,
Град иль ветер, выбивающий слезу,
Он пройдет, как воин настоящий,
Если где-то переждет грозу.
Профессиональный праздник почтальонов – Всемирный день почты –
отмечают 9 октября.
- Совсем скоро мы будем отмечать два замечательных праздника – день Защитника Отечества и Международный женский день 8 Марта. Родных, близких, знакомых принято поздравлять. Для этого используют открытки. Их нужно отправлять заранее, чтобы адресат успел получить открытку к празднику. Ведь накануне праздников почта бывает очень сильно загружена.
- Как правильно подписать поздравительную открытку?
На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он был чрезвычайно популярен в прошлом веке. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытеснили письма, деловые и личные. Но не следует забывать об этом способе общения людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи "Письмо бабушке"
Конспект урока в 3 классе школы глухих по развитию связной речи...
Урок русского языка в 4 классе "Развитие речи.Письмо"
Урок русского языка. Тема: Развитие речи. Письмо.Цели:1. Познакомить детей с структурой письма и его стилистическими особенностями.2. Развивать письменн...
Развитие речи. Письмо по памяти Г.Скребицкий "Синичка"
Конспект урока русского языка по развитию речи для учащихся 3 класса ФГООС "Школа России"...
1 класс – Русский язык (комбинированный урок развития речи + письмо)
Письмо строчной и заглавной букв Х,х....
Урок развития речи " Письмо Деду Морозу"
Урок развития речи с использованием ИКТ, проектной и здоровьесберегающей технологий....
Урок развития речи "Письмо ветерану"
Интегрированный урок русского языка, краеведения....
Развитие речи. Письмо
План-конспекты на курс "Логопедическая коррекция" для обучающихся с ОВЗ. Данный курс разаработан на основе тетрадей-помощниц Ишимовой Ольги Анатольевны и Алмазовой Анны Алексеевны....