Статья Использование методических разработок православных праздников во внеурочной деятельности школьников
план-конспект занятия (1 класс)
Прежде всего, следует уточнить что такое православие и с какой целью оно входит в нашу жизнь, работу, повседневность, в школу?
Православие - это образ мыслей, образ жизни, твердые и высоконравственные намерения человека, стремление к совершенству. Все это достигаемо только с помощью Творца - Бога. Все без исключения (!) великие одаренные люди осознавали, понимали и прославляли Его, Творца, Его могущество и совершенство природы, времена года, мыслительную активность человека, чувственную сторону нашей жизни... И признавались, что мы, люди, ничтожно малы, немощны, чтобы понять промысел Божий, что б объяснить законы природы... Мы можем только пользоваться, любоваться и радоваться тому, что наблюдаем вокруг себя. Все не случайно!
Наше воспитательное направление – дорога добра и истины. В будущем, хотелось бы укоренить эту ценную традицию не только для начальной школы, но и для старших учеников. Так, с Божьей помощью, мы имеем возможность дать хорошее начало новому поколению и не одному. Это наше призвание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 148.32 КБ |
konspekt_1_uroka.docx | 32.56 КБ |
tehnologich.karta_1.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методических разработок православных праздников во внеурочной деятельности школьников
Прежде всего, следует уточнить что такое православие и с какой целью оно входит в нашу жизнь, работу, повседневность, в школу?
Православие - это образ мыслей, образ жизни, твердые и высоконравственные намерения человека, стремление к совершенству. Все это достигаемо только с помощью Творца - Бога. Все без исключения (!) великие одаренные люди осознавали, понимали и прославляли Его, Творца, Его могущество и совершенство природы, времена года, мыслительную активность человека, чувственную сторону нашей жизни... И признавались, что мы, люди, ничтожно малы, немощны, чтобы понять промысел Божий, что б объяснить законы природы... Мы можем только пользоваться, любоваться и радоваться тому, что наблюдаем вокруг себя. Все не случайно!
Однако, не следует забывать, что мы - венец творения, и именно поэтому, Господь одарил человека - душой, чистым и пламенным сердцем, дал свободу воли, разум, таланты... А на что мы тратим свои силы и возможности? Чему мы учим своих детей и внуков? Какое будущее нас может ожидать, если сейчас творится полнейшее беззаконие, никто ни за что и ни за кого не в ответе, все оправдываются, что время такое, жестокое...Но если бы...если бы каждый смотрел и отвечал за себя, за свою семью, детей, родных и близких, ответственно и по закону Божьему жил, творя добро по собственной воле... не осуждая и не завидуя другим, помогая всем, любя всех и все... Это же все для нас! Вся природа подчинена человеку! Вот и было бы светлое будущее, и для нас, и для нашего потомства, будь мы умнее и добрее...
В IV веке раннехристианский мыслитель Августин утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умениях. «Всестороннее образование должно включать и духовное воспитание, осознание того, что духовная жизнь определяет бытие нашего сознания. Без духовной любви всякое обучение бесполезно»[1, с.303].
Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. абсолютно солидарны с Аврелием Августином в рассматриваемых вопросах. По их мнению, гуманитарные и естественные науки, а также духовные знания следует преподавать в рамках единой программы. К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. «Древняя православная религия с её всемирно-историческим значением, религия, превратившаяся в плоть и кровь народа, - вот что должно проявиться в народности русского воспитания» [2, с.86],- если мы не хотим быть растением без корня, народом без прошлого и без будущего, - не устает повторять в своих работах великий учитель.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наш современник, в своей книге "Несвятые святые" отмечает важный момент в своей жизни и в жизни своих одногрупников - товарищей: "Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни. Обсуждая вечные эти вопросы, события прошлых веков, проблемы семидесятых-восьмидесятых годов - в аудиториях, общежитиях....постепенно мы с удивлением обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории, с которыми мы духовно познакомились во время учебы, кому мы доверяли, кого любили и уважали, мыслили о Боге совершенно по-другому. Проще сказать, оказались людьми верующими. Достоевский, Кант, Пушкин, Есенин, Толстой, Гёте, Паскаль, Гегель, Лосев - всех не перечислишь... ученые: Ньютон, Планк, Линней, Менделеев..." [4, с. 10]
"А вот персонажи, не вызывавшие у нас никаких симпатий, с кем ассоциировалось все самое зловещее и отталкивающее в судьбе России и в мировой истории, - Маркс, Ленин, Троцкий, Гитлер, руководители нашего атеистического государства, разрушители-революционеры, - все как один были атеистами. И тогда перед нами встал еще один вопрос...:или Пушкины, Достоевские и Ньютоны оказались столь примитивны и не смогли разобраться в этой проблеме и попросту были дураками, или все же дураки - мы с нашей пионервожатой Мариной? Все это давало пищу для наших молодых умов." [4, с. 11]
Приведенные цитаты красноречиво доказывают нам значимость духовной культуры для человека. В школе, при встрече с "великими умами", я уверена, что нужно работать гораздо глубже и достовернее с их творчеством и жизнеописанием , чем описано во многих методичках... Учителю, который поставлен вести и развивать детские сердца и души, необходимо ясно представлять путь, по которому следует вести. Более того, этот путь должен исходить не из умственных заключений и доводов, а из самой жизни, от сердца. Это для многих современных учителей покажется пафосным и смешным, однако, это лишь часть общества, к сожалению большая и духовно-нравственно пораженная. Это факт. Сегодня, народ обеспокоен, в основном, заработком, как бы выглядеть по лучше, что бы люди не осудили, что бы от других не отставать... Стадное чувство, причем ведущее на данный период времени в погибель. Страшно, что многие осознанно так живут и, соответственно, учат этому же своих детей и внуков - сегодня, чтобы не пропасть, нужно иметь много денег, "мохнатую руку", быть "акулой", идти по головам и костям... (своих же родных и близких). Полнейший цинизм и разврат!
Духовно-нравственное воспитание давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования и кризиса внутреннего мира человека.
В своей работе я начала с первого класса ознакомление детей с православными традициями на примере проведения праздничных мероприятий, посвященных православным праздникам (Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение, Крещение, и др.). Как и ожидала, я столкнулась с полной или частичной неосведомленностью в простейших вопросах в духовной области и учеников, и даже их родителей. Изначально родители и дети неохотно соглашались на мероприятия подобного содержания, хотя, были и активные участники. Но, после проведения первого полноценного представления, посвященного Рождеству, на котором присутствовали не только родители учеников, но и другие классы и педагоги, стало ясным для всех, что это совсем нечто иное, необъяснимое и впечатляющее до глубины души не только ребенка, но и взрослого.
На следующий год обучения мы представили 2 мероприятия, посвященных Рождеству Христову и Пасхе. Здесь следует уточнить, что включает обычно наше мероприятие. Это театрализованный, костюмированный спектакль праздничной тематики, музыкальное сопровождение и музыкальные номера (песни, игры, танцы), а также декламация стихов. Обязательно подарки и чаепитие!
Изменения, произошедшие с детьми и их родителями за такой короткий период, а также активная заинтересованность в наших занятиях других школьников (среднего и старшего звена), подают надежду, что не все так плохо с нашим мироощущением и национальным самосознанием, как казалось на первый взгляд. Успех каждого мероприятия небывалый! Восторгу детей и вдохновению взрослых нет предела. Отрадно то, что уже на второй год обучения мои ученики самостоятельно, без родителей, целеустремленно и усердно работали над своими ролями в школе все свободное время. Я наблюдала за ними со стороны, лишь изредка подсказывая нужное направление или важную мысль, деталь, интонацию. В итоге, дети выступили не по моей инициативе, не по желанию родителей, а по своему огромному желанию!!! И получили огромное наслаждение и духовное удовлетворение (рис. 1).
Рис. 1. Это наши ведущие девочки, начинающие Рождественскую сказку…
Сейчас я зам.директора по УР, и работать гораздо труднее из-за тесного графика, но, на уроках литературы, на классных часах и мероприятиях я уделяю особое место духовно-нравственному просвещению нашей молодежи. В начальной школе планируется очередной праздничный концерт и спектакль рождественской тематики "Вифлеемская ночь". В школе планируется проведение конкурса на лучший рождественский рисунок и стихотворение.
Как говорит К.Д. Ушинский, воспитание, особенно в детстве, в первые годы жизни ребенка – задача приоритетная. Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения общественной пользы. А между тем, именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [3, с.6]. Воспитание должно, по мнению великого педагога, просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра.
Наше воспитательное направление – дорога добра и истины. В будущем, хотелось бы укоренить эту ценную традицию не только для начальной школы, но и для старших учеников. Так, с Божьей помощью, мы имеем возможность дать хорошее начало новому поколению и не одному. Это наше призвание!
Список использованной литературы:
- «Об истинной религии. Теологический трактат». - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Ст., произведения для детей/ К.Д. Ушинский; Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Изд. дом «Карапуз»: Изд. центр «Academia», 2000.-256c.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ К.Д. Ушинский; Сост. Н.Г. Ермолина.-Новосибирск: Мангазея: Дет.лит., 1999.-448с.
- Архимандрит Тихон (Шевкунов) "Несвятые святые" и другие рассказы. - 8-е изд. - М.: Изд.Сретенского монастыря, 2014. - 640 с.
© И.В. Анненкова, 2019
Предварительный просмотр:
Урок 1
В. Данько «Загадочные буквы»
Цели:
– познакомить учащихся с учебником;
– ввести понятия «писатель», «автор произведения»;
– совершенствовать навык чтения;
– научить создавать свои двустишия о буквах;
– развивать речевые умения, творческие способности и воображение;
– воспитывать читательский интерес.
Оборудование: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах.
Ход урока
I. Организационный момент.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Учитель демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
1. Знакомство с учебником.
Учитель предлагает рассмотреть обложку учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).
– Учитель у меня в портфеле…
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
2. Изучение правил обращения с книгами.
– Назовите правила обращения с книгой.
Учащиеся читают памятку о правилах обращения с книгой.
Правила обращения с книгой
- Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги на закрытых полках.
– Почему необходимо беречь книгу?
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:
> Испокон века книга растит человека.
> Дом без книги что изба без окон.
> С книгой жить – век не тужить.
3. Знакомство с темой I раздела.
– Прочтите название первого раздела учебника.
– Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
4. Чтение статьи-разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника.
– Чему посвящен первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка к чтению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».
– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
2. Отработка навыка чтения целыми словами.
– Прочтите записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:
про-гло-ти-ла – проглотила
от-кро-ем – откроем
вой-дем – войдем
жуж-жит – жужжит
при-ят-ный – приятный
спа-са-ет-ся – спасается
у-серд-но – усердно
от-клик-нет-ся – откликнется
по-гла-дим – погладим
за-вер-тит-ся – завертится
на ско-во-род-ке – на сковородке
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.
4. Анализ прочитанного произведения.
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «веселые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.
5. Чтение стихотворения в паре.
– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.
Физкультминутка
Аист
Учащиеся декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
IV. Закрепление нового материала.
1. Выборочное чтение.
– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.
2. Игра «На что похожи буквы?».
Учитель читает загадки, учащиеся узнают и называют буквы.
Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
С. Маршак
– Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит.
Е. Тарлапан
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Г. Виеру
Отгадки: Г, Ж, Р, Ф, А, В.
3. Развитие речевых и творческих способностей.
– Прочтите понравившееся двустишие.
– Обратите внимание на последние слова в каждой строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
– Что вы заметили?
– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма (гр. rhythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.
– Найдите слова, которые рифмуются, и прочтите их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
– Давайте попробуем сочинить свое двустишие о буквах. Выберите любые две буквы, например Б и К.
– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
4. Развитие фонематического слуха.
– Послушайте стихи А. Максакова, найдите в них ошибку и назовите слово, которое подходит по смыслу:
Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
V. Итог урока.
– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
Домашнее задание:
1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;
2) попробовать сочинить свое двустишие.
Владимир Данько - Детский поэт и художник-иллюстратор.
Автор более 40 книг, вошедших в золотой фонд российской литературы для детей.
Наставниками поэта были корифеи российской детской поэзии: Агния Барто, Яков Аким и Валентин Берестов.
Одна из самых известных песен на стихи Владимира Яковлевича Данько – «Сколько у ромашки лепестков», написана композитором Марком Минковым и прозвучала впервые на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985) в исполнении Валентины Толкуновой.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 1
Тема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ…
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»
Педагогические | Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития наблюдательности, внимания |
Тип, вид урока | Комбинированный |
Планируемые | Обучающийся знает: что изучает наука «Математика»; умеет: ориентироваться по учебнику и печатной тетради; находить в учебнике и объяснять условные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий или отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов) |
Универсальные | Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике: определять умения, которыми овладеет на основе изучения раздела. |
Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях | |
Формы и методы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Основное | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) |
Основные | 1. Бененсон, Е. П. Математика. 1 класс [Текст] : тетрадь № 1, 2 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – М. : Корпорация «Федоров», 1998. 2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993. 3. Гейдман, Б. П. Считаем до 10 [Текст] : рабочая тетрадь / Б. П. Гейдман [и др.]. – М. : Гимназия «Открытый мир», 1995. 4. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012. 5. Моро, М. И. Тетрадь по математике № 1, 2. 1 класс [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012 |
Образовательные (цифровые) | Учебник, печатная тетрадь, счетный материал, сюжетные картинки, магнитная доска, фланелеграф, геометрические фигуры |
Сценарий урока
Этап (элемент) урока | Методический | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Проверим готовность к уроку. – Фиксирование отсутствующих | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность | Наблюдение учителя |
II. Знакомство с предметом и учебным комплектом «Математика» | Фронтальная беседа. Работа | Рассказывает о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики. – Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»? – В овладении математикой нам поможет учебник, состоящий из двух книг. Его написали М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова. Нужны будут две тетради, в которых можно рисовать, раскрашивать, писать, но только на специально отведённых для этого местах. – Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание? | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Самостоятельно рассматривают учебник и тетради более подробно | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Работа с учебником, печатными тетрадями |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
III. Составление рассказа по сюжетной картинке | Фронтальная работа по сюжетной картинке | – Рассмотрите сюжетную картинку на доске, используйте в своём рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. д. – Посчитайте отдельные предметы. – Сколько берёз растёт около школы? – Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? – Как идут дети? Пара – это сколько? – Сколько пар детей мы видим на рисунке? | По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом школьном дне. Отвечают на вопросы учителя. – Парами. Два | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют сюжетную картинку для решения учебной задачи. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Работа с сюжетной картинкой и ответы на вопросы |
IV. Упражнение в счёте предметов | Дидактические упражнения в счете предметов | Задает вопросы: – Как вы думаете, нужно ли людям уметь считать? Для чего? Умеете ли вы считать? Тогда посчитаем хором до 10 | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Счет пред- метов с ис- пользованием наглядного материала и ответы на вопросы |
Работа | – Сколько зайчиков вы видите? – Сколько медвежат? – Сколько белочек? И т. д. – Задайте друг другу похожие вопросы. – Давайте сравним предметы по какому-либо заданному признаку. – Задайте вопросы друг другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, ч. 1) | Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу вопросы со словом «сколько». – Сколько жёлтых? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат? – Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков? | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проводит физкультминутку. Летели две птички, собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились | Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения | Выполняют упражнения для профилактики утомления | Наблюдение учителя | ||
V. Формирование порядковых представлений. 1. Подготовка к восприятию порядковых числительных | Эвристическая беседа, игровой момент | Читает загадку: В снег упал Серёжка, а за ним – Алёшка, А за ним – Иринка, а за ней – Маринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? – Кто упал в снег первым? Кто за ним? – Кто оказался на снегу самым последним? – Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег. – А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе на каждом ряду. | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя. Считают хором под руководством учителя: Первый – Серёжка, второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат. Считают хором | Понимают смысл загадки. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи | Ответы на вопросы с использованием порядковых числительных |
2. Формирование умения считать предметы по порядку | Игровой момент. Фронтальная работа с наборным полотном | Читает отрывок из стихотворения Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперёд. А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. | Слушают стихотворение, понимают его смысл. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Работа с наборным полотном (магнитной доской, фланелеграфом) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
и по сюжетной картинке | Волки на кобыле, Львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле… – Поставьте на наборное полотно фигурки зверей в той последовательности, в которой они ехали. – Посчитайте всех зверей по порядку. – А теперь посчитайе их в обратном порядке: справа налево. | Выставляют по одной фигурке каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба. Считают хором в прямом и обратном порядке под руководством учителя. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный и счетный материал для решения | ||
Работа по учебнику | – Что изображено на рисунке? – Паровозик какого цвета везёт поезд? – Кто едет в первом вагоне? Кто во втором? – Сколько всего вагончиков тянет паровозик? – Посчитаем всех пассажиров по порядку. – Изменится ли что-нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз? – Какой вагончик станет первым? – Кто в нём едет? Кто будет ехать за ним? – А кто окажется в последнем вагоне? – Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку | Рассматривают рисунок в учебнике и отвечают на вопросы учителя | учебной задачи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Работа по сюжетной картинке | Вывешивает на доску сюжетную картинку и просит учеников посчитать на ней различные предметы по порядку. (Если подходящей картинки нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную доску выставляются по очереди фигурки зверей, птиц и т. д. Учитель просит детей составить небольшой рассказ, а затем посчитать различные предметы по порядку) | Считают по сюжетной картинке различные предметы по порядку | |||
Проводит физкультминутку. Вот мы руки развели, словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись | Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения | Выполняют упражнения для профилактики утомления | Наблюдение учителя | ||
VI. Работа | Эвристическая беседа, игровой момент | На доске: геометрические фигуры (см. учебник, с. 5), фигурка Незнайки. – Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он выполнил эту работу так… (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные убирает, но так, чтобы убранные с доски фигуры дети могли видеть.) | Наблюдают за действиями учителя и отвечают на его вопросы | Используют наглядный геометрический материал для решения учебной задачи. Осуществляют взаимопроверку | Работа с геометрическим материалом (магнитной доской, фланелеграфом) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
– Правильно Незнайка выполнил задание? – Почему так считаете? – По какому признаку он объединил фигуры? – Как нужно было выполнить задание? Помогите Незнайке. – Назовите фигуры, которые вы убрали. – Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник. – Проверьте работу друг друга | – По цвету. Убирают квадрат, треугольник и выставляют на доску круг жёлтого цвета. Выполняют взаимопроверку | ||||
V. Подведение итогов | Обобщающая беседа | Анализирует и оценивает успешность – Чему учились на уроке? – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? – Что особенно запомнилось? – Какую работу хотели бы выполнить ещё? | Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения | Высказывают собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Развернутые ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками
В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода....
Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....
Сборник методических разработок "Фольклорные праздники"
Село и сегодня продолжает быть охранителем и продолжителем вековых устоев жизни человека, его народных традиций. Жизнь, прежде всего деревенского школьника, и сегодня естественным образом вписана в жи...
Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...
«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».
В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...
Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в...
Статья "Внеурочная деятельность школьников"
Внеурочная деятельность школьников...