"Да здравствует вода"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Орехова Лидия Гавриловна

Интегрированный урок музыка- окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.31.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                      « Да здравствует вода!»

                       4 класс                                учитель Орехова Л.Г.

Интеграция предметов: Музыки, литературы, окружающего мира, изобразительного искусства.

Тема:  «Образ воды в музыке, поэзии, живописи,  роль   воды в жизни человека»

Цели:                  

Образовательные: Познакомить с пьесой «Игра воды»  М. Равеля, «Баркарола»

П.И. Чайковского, познакомить со свойствами воды и её ролью  в жизни человека, проследить отражение образа воды в произведениях музыки, поэзии, живописи.

Развивающие:  Развивать навыки самостоятельного высказывания в процессе анализа  музыкального произведения, развивать способность  эмоционально откликаться на музыкальные и литературные произведения,  развивать певческие, творческие способности  учащихся.

Воспитательные: Воспитывать умение вслушиваться в музыку на протяжении звучания музыкального произведения, воспитывать  бережное отношение к природе.

Оборудование: Портреты П.И.  Чайковского, М. Равеля,  лист  для рисования на доске, диски с музыкальным материалом.

Плакаты:  «Вода – это жизнь»

                 « Всегда  и везде вечная слава воде!»

Раздаточный материал:  Кисти, краски, лист бумаги с корабликом.

                                                         Ход урока.

1.Оргмомент

Звучит музыка Мориса Равеля «Игра воды» 

 Ребята,  что вы услышали в этой музыке? О чём рассказала нам  она? Что вам представляется, слушая такую музыку? (Ответы детей) Давайте обозначим тему нашего урока. О чём пойдёт у нас сегодня речь? (Ответы детей)   Конечно, речь у нас сегодня пойдёт о воде. Но поскольку у нас  урок музыки, то и тема воды будет звучать в искусстве музыки,  поэзии и живописи.

Вода – самое полезное ископаемое, без  которого человек не может прожить на  Земле.  Человек может достаточно долго прожить без пищи  до двух месяцев, но без воды человек  может прожить не более семи дней.    У нас есть два плаката о воде, давайте прочтём их вместе.

 «  Вода  - это жизнь»  (слайды)

 « Всегда и везде вечная слава воде»

Ребята,  а как вы думаете, кто ещё не может обойтись без воды?        Ответы: звери, птицы, насекомые, рыбы, растения.  Давайте с вами посмотрим на глобус.  Как  много воды на нашей планете. Как называются самые крупные водоёмы? (Моря) Но пригодна ли морская вода для питья?  (Нет, она солёная)  А где же мы можем брать пресную воду? (В реках, озёрах, ручьях)

Слушаем звуки  природы (Презентация «Морской прибой, журчание ручья»)

2.Равель «Игра воды». В  начале нашего урока звучала удивительно красивая музыка. Это   пьеса французского композитора Мориса Равеля   «Игра воды»  (показ портрета, краткий рассказ).  А теперь  ещё раз внимательно прослушаем пьесу «Игра воды».  Обратите внимание, с помощью  каких средств музыкальной выразительности  композитор добивается такого эффекта?  

Вопрос: Какой инструмент звучал?  Что слышится в музыке?  (Журчание воды, искрящиеся брызги, переливание, ведь вода живая).

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использует Равель?

Мелодия – мягкая, нежная, темп – неторопливый, ритм – равномерный, динамика – негромкая.  Тембр инструмента фортепиано наиболее, похоже, передаёт журчание воды, лад – мажорный.

Ребята, вам хотелось бы знать, откуда к нам пришла вода?  (Да) На этот вопрос нам ответят дети стихами.

3. «Откуда к нам пришла вода» (Читают дети)

                     Спросил на днях малыш-сосед

                     У струйки, льющейся из крана

                     Откуда ты?

                     Вода в ответ:

                   - Издалека! Из океана!

                     Потом малыш гулял в лесу,

                     Росой искрилась вся поляна.

                     Откуда ты? – спросил росу.

                      Поверь – и я из океана!

                      На поле лёг туман седой.

                      Малыш спросил и у тумана:

                      Откуда ты? Ты кто такой?

                      И я, дружок, из Океана.

                      В супе, в море, в каждой капле,

                      В звонкой льдинке,

                      И в слезинке, и в дождинке, и в росинке    

                      Нам откликнется всегда  

                      Океанская вода.    

4.Исполнение песни «Капли и море»   Я. Дубравина

1.Мы спросили море:                                        2.Мы спросили хором,

  Ты взялось, откуда,                                           Стоя над рекою

  Звонкое, большое                                              Кто тебя наполнил

  Голубое чудо?                                                    Быстрою водою?

  Море зашумело,                                                 А река смеётся,

  Весело сверкая:                                                  И поёт и пляшет

  А в меня, ребята                                                 Лучше вам об этом

  Много рек впадает.                                             Ручеёк расскажет.

3.Ручеек ответил:

Вам запомнить нужно:

Я рождён из капель,

Маленьких и дружных.

Бойко покатились капли на просторе,

Вот и получились

И  река и море

5.Физминутка: (Музыка «Игра воды»)

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.   (Проводят ученики)

Ребята, вода нас окружает везде: в ручьях, реках, морях, океанах. Она всегда привлекала внимание художников. (Рассматриваем картины художников и детские рисунки)

А теперь давайте посмотрим на воду пристальней.

- вода жидкая (переливаем её из стакана в стакан), это первое состояние, в котором   она может находиться;

- вода прозрачная (смотрим через стакан);

- вода не имеет запаха (нюхаем);

-вода бесцветная  (приставим полоски цветной бумаги)

Ребята, если вода превратилась в лед, как вы думаете, в каком состоянии она находится?  (Лёд)  Это твёрдое состояние воды.  

(Презентация)   Что ещё можно считать  твёрдым состоянием воды? (Снег, град)      

Вода имеет еще и третье состояние.

Утром кругом лежит роса, а к обеду её уже нет, прошёл дождик, кругом лужи, а через несколько дней их уже нет. Куда они подевались? (Испарились) При высыхании вода превратилась в пар, а пар это газообразное состояние воды. Куда же девается испарившаяся вода?  

Она собирается в капельки, а капельки образуют тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми и капелькам станет трудно держаться друг за друга,  они проливаются на землю дождём.

 6.Исполнение группой детей  песни «Виноватая тучка» Д. Тухманова

Зачем нужен дождик, дождевая вода? (Поливать леса, поля, луга). Пополнять водой реки, озёра, моря. Сегодня в мире не хватает пресной питьевой воды. Вода – это природное богатство, а  богатство  необходимо беречь.

7.Дети инсценируют стихотворение С. Михалкова «Прогулка».

Мы приехали на речку

воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там, пустые банки

И, как – будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли.

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

-Эй, ребята! - крикнул Дима

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Правильно ли поступили школьники?

Как бы вы поступили с костром, с мусором?   (Ответы детей)

Ребята, вы рассказали о воде стихами, песнями.

 А сейчас прозвучит пьеса  П. И. Чайковского «Баркарола». Название пьесы произошло от слова  «барка», что в переводе с итальянского языка  означает  лодка, а песня лодочника на воде  называется  «баркарола».  Пётр Ильич Чайковский  (Показ портрета) долго жил в Петербурге, сказочно красивом городе, где много маленьких рек, мостов и фонтанов. Сейчас мы будем слушать музыку, и смотреть, как хорош Петербург. Музыка наполнена поэзией тихой летней ночи, в ней слышится журчание, и всплески воды. Я раздам вам листочки.   Что вы на них видите? (Кораблики)   Но наши кораблики не поплывут без воды. Вы сейчас будете слушать музыку, и дорисовывать рисунок.  Итак, слушаем музыку и смотрим, а когда я скажу, дорисуете рисунок, чтобы ваш кораблик поплыл.  

(На повторение 1 части рисуют)

 Какая музыка? Помогла ли рисовать?

9.Соревнования детей  по рядам:

 Загадки о воде из книги А.А. Леонтьевой «По стране воды» (Слайды)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.           (Вода)

                                             

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет

И. о камни разбиваясь.

Пеною встает.                            (Водопад)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.                               (Речка)

По морю идет, идет.

А до берега дойдет

Тут и пропадет.    (Волна)

)

 Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.         (Роса)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.                        (Снег)

С неба крупа падает.                 (Град)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко. Весело, светло.       (Лёд)

Итак, ребята, мы сегодня много говорили о воде. Какую роль играет вода в жизни человека?

Ответы:  Вода необходима для нашего здоровья. Постоянное общение с водой имеет большое значение для нашего организма. Вы купаетесь, плаваете в бассейне, принимаете душ, ванну. Обливаете ноги, моете уши, лицо, шею, руки каждый день. Вода - важное лечебное средство, она закаливает наш организм. Вода нужна нам всегда и везде. Кто  и где сказал такие замечательные слова «Всегда и везде вечная слава воде!»  (Корней Иванович Чуковский «Мойдодыр»)

10.Рефлексия: Звучит фоном «Игра воды»

Вам было сегодня интересно на нашем уроке?  Что вам понравилось?   (Ответы детей)  

Что нового вы узнали на уроке?

Я  узнал………………………………………………………….

Я узнала…………………………………………………………

А закончим наш урок песней  «Я рисую море» Музыка Тугаринова.

1.Я рисую, я рисую море,

Голубые  дали.

Вы такого, вы такого моря

Просто не видали.

Припев:

Я рисую море, голубые  дали,

Вы такого, вы такого моря,

Просто не видали,

2.И  такая,  у меня такая

Краска голубая,

Что любая, что волна любая

Словно, как живая.

Припев:

3.И тихонько, я сижу тихонько

Около прибоя.

И макаю, кисточкой  макаю

В море голубое.

Припев;

(Во время пения две ученицы на плакатах рисуют рисунки на тему песни)

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Вода, вода, кругом вода...

Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность,  умение работать в команде...

Интегрированный урок " Да здравствует вода!"

Роль воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...