Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_detey.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование детей

в условиях реализации ФГОС второго поколения

  1. Проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования.
  2. Что может дать дополнительное образование для реализации ФГОС общего образования?
  3. Новые условия в дополнительном образовании для участия в реализации новых стандартов

Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) – возможность перейти  

на более высокий уровень образования. Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранения всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

             В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия

 (по Е.Б. Евладовой):

 - пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы, совместная проектная деятельность и др.;

- пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

- пространства взаимодействия  дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

       Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.

      Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

      - личностные результаты;

      - метапредметные результаты;

      - предметные результаты.

     Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.

        Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

       - не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их положения при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;

       - нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;

      - отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

       - имеют место перегрузки детей;

       - реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;

      - взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;

      - организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

        - не определены условия финансирования внеурочной деятельности.

      Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего  и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечивает его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет.

     При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов.

     Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. В системе дополнительного образования детей необходимо создать следующие дополнительные условия:

    - широкое обсуждение ФГОС общего образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержание общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков образованию;

   - организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;

  - развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);

  - совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и др.), в т.ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;

    - новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов, программ дистанционного обучения и др.;

    - создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирование универсальных учебных действий;

    - изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания технологиям интеграции;

    - обеспечение большей гласности и открытости  в системе дополнительного образования детей.

       Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требует разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...