Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ. Формирующее оценивание.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья-выступление на августовском совещании педагогических работников образовательных организаций города Когалыма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция №3 «Особенности образовательного процесса для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»
Тема выступления: Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.
Принятый стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и вырабатываются совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Заявленные в Стандарте и представленные основании полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего оценивания.
Что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?
Формирующее оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Формирующее оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели
В ходе своей работы я остановилась на следующих базовых элементах формирующего оценивания (таблица), сегодня я представлю опыт своей работы с критериальными рубриками, картой понятий, составлением тестов.
Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему “4”, а не “5”?». Они должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения КРИТЕРИАЛЬНЫЕ РУБРИКИ.
Критериальные рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Есть много путей к созданию критериальных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие шаги:
· определить цели курса в целом и ежедневных уроков;
· сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
· выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;
· дифференцировать уровни достижений, основываясь на хорошо прописанных критериях.
Рассмотрим на конкретном примере, как эти шаги реализуются на практике. Вот как были разработаны критериальные рубрики для уроков математики по теме «Дроби».
1 шаг. Сначала мы формируем стандарт достижения для каждой цели. В старших классах он может меняться в зависимости от цели и предмета. В начальной школе для уроков математики мы выводим единый стандарт и называем их просто «шкала». Попробуем вместе составить шкалу.
Итак, наивысшая степень для умений на уроках математики…
Получаем шкалу:
! – я справляюсь с заданием самостоятельно и без ошибок;
+ - я допускаю незначительное количество ошибок и/или мне время от времени требуется помощь учителя;
V – я справляюсь с заданием с помощью учителя;
- - я совсем не понимаю эту теме, мне требуются дополнительные объяснения.
2 шаг. Определяем цели курса для ежедневных уроков. Это очень важный шаг. Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Определяем как после знакомства с новой темой, так и в конце урока.
Теперь встает вопрос, где все это можно зафиксировать?
Для этого существует лист достижений, мы его называем «маршрутный лист». Лист заполняется постепенно, урок за уроком. Вот так он выглядит у учащихся (слайд с фото).
3 шаг. Выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям.
4 шаг. Дифференцировать уровни достижений, основываясь на хорошо прописанных критериях.
Для этого разрабатываются в течение изучения темы всего курса несколько дескрипторов, которые выстраиваются в зависимости от первоначально поставленных целей.
Напомню про уровни достижения, которые представлены методистами УМК «Школа 2100».
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации либо использование других, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.
Максимальный уровень (НЕобязательный) − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.
Итак, предлагаю Вашему вниманию дескриптор № 1. Задания этого дескриптора ученики выполняют после изучения подтемы «Нахождение части числа». Обратите внимание на задание № 3. Как вы считаете, почему оно относится к повышенному уровню? Верно, при решении этого задания потребовались другие знания, знания преобразования величин. Аналогично и задача б. А вот задача (в) демонстрирует максимальный уровень, ведь число по его части дети находить еще не умеют.
Аналогично рассмотрим дескриптор № 2. Задания этого дескриптора ученики выполняют уже после изучения подтемы «Нахождение числа по его части». Максимальный уровень задания направлен уже на изучение темы «Сложение и вычитание дробей».
Аналогично Дескриптор № 3. Написав дескрипторы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс.
Главный принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…
Следующая оценочная методика, применяемая мною на практике – это КАРТА ПОНЯТИЙ. Основная цель применения данной методики – определить насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы. (Пример: карта понятий по теме «Разделы языкознания»). Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамках, они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Составление карты понятий может проходить в форме, как индивидуальной, так и коллективной или групповой работы детей. Составление карты понятий – это продуктивная, творческая деятельность ребенка, имеющая мощную рефлексивную составляющую. Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить о чем шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ – универсальная процедура, ее можно использовать как в начальной школе, так и со старшими учениками. Суть метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую деятельность учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Для того чтобы самостоятельно составить вопросы по теме, ребенок должен выполнить множество действий: очертить ля себя границы темы, вспомнить, что он знает по теме, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Если учитель накладывает ограничения на форму вопроса, то ученик должен переформулировать свой вопрос так, чтобы он соответствовал этим ограничениям (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ (да-нет)). (В качестве примера рассматриваются тесты, составленные детьми к урокам окружающего мира).
Все перечисленные методики и инструменты позволяют повысить качество выполнения домашнего задания, выявить уровень понимания учащимися учебного материала и своевременно определить трудности, развить критическое мышление, формировать все группы УУД, помогает повысить активную роль детей в процессе обучения.
Применение формирующего оценивания – это не просто работа с какими-либо инструментами. Это, прежде всего, – профессиональная позиция педагога. В бельгийском департаменте образования анкета, разработанная для учителей, осваивающих новые образовательные инструменты, начинается с двух вопросов: вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался?
Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я, безусловно, верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...
Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов) даётся обоснование введения новой системы оценки дости...
ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ
Программа системы оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки: основные особенностиСистема оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школыПланируемые результаты:три основные группы результатов...
Презентация:"Система оценки планируемых результатов освоения ООП"
Требования к современной системе оценивания. Модель оценочной деятельности. Модель оценочной деятельности....