Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов.Цель программы: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно-исследовательской деятельности, создание условий организации этой деятельности и получения ее результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektaya_na_4_goda.docx | 70.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
« ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектную деятельность» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) и методического пособия «Учусь создавать проект» Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой М.: Издательство РОСТ 2012г
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы , ориентируемая на работу с интересами учащихся и осуществляемая во второй половине дня, согласно новому Базисному плану предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по нескольким направлениям. Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
- ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
- Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Программа предназначена для работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности учителей начальной школы по направлению « Проектная деятельность»,
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Все выше перечисленное -это и есть, так называемые, универсальные учебные действия (УДД).
Именно начальная школа- важнейший и наиболее удачный период для формирования этих УУД. По данным психологов, названные УДД начинают хорошо и на осознанном уровне усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития самых младших школьников.
Возможность внедрения программы «Введение в проектную деятельность в начальной школе» в практику обучения в начальной школе определяется ещё и тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер, и при достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе учитель может активно внедрять в практику своей деятельности новые информационные технологии.
Цель рабочей программы«Введение в проектную деятельность» и ее задачи.
Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся совместно с учителем и под его руководством выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;
3.непрерывность ,углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)
Вариативность Программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе:
- выбирать или менять предложенное Программой содержание , исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач;
- сам решать , какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения;
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов ( индивидуальных, коллективных или групповых);
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.
По мере работы с учащимися над тем или иным видом проекта или исследовательской работы и в результате поступления от учащихся вопросов о ходе первого этапа проектирования и исследования, учитель добавляет материалы в существующие разделы или формирует новые.
Содержание программы
1 класс
Вводное занятие( 1ч)
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч)
Этапы работы над проектом( 6 часов)
Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Библиотечное занятие (2ч)
Выбор темы, постановка цели и задач (8ч)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (9 ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт .Таблицы, схемы, чертежи
Проведения самостоятельных исследований ( 7 ч)
Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
2 класс
Вводное занятие( 1ч)
Этапы работы над проектом (6 ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Библиотечное занятие (2ч)
Обоснованный выбор способа выполнения задания (8 ч)
Этапы работы над групповым проектом (9 ч)
Проведение самостоятельных исследований (8 ч)
3 класс
Вводное занятие (1 ч)
Этапы работы над проектом (7 ч)
Закрепление
Паспорт проекта (2 ч)
Составления анкет, опросников, интервью (2ч)
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Постер (4 ч) Что такое постер. Знакомимся с новым термином
Программа МРР (10 ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Фотография на слайдах (2 ч)
Требования к компьютерной презентации (2 ч)
Закрепление умений (4 ч)
Тестовая проверка. Первая презентация. Проектная документация.
4 класс
Вводное занятие 1 час
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч)
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (2ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (7ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Оформление работы на компьютере (10 ч)
Работа с компьютером. Презентация. Построение диаграмм.
Подготовка текста защиты проекта (4ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Подготовка презентации (2ч)
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (4ч)
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, что способствует лучшему усвоению знаний.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя (методические пособия, сборники проверочных и контрольных работ, рабочие тетради) | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
1-4 | 1 | Методическое пособие Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. | Рабочая тетрадь в 2-х частях Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2011г. . | Методическое пособие Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. Пособие для учителя «Проектная деятельность» К.Н.Поливанова М.: Просвещение 2011г |
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер;
- Проектор;
- Интерактивная доска;
- Электронный микроскоп;
- Магнитная доска;
После изучения курса ученик научится:
- Видеть проблемы;
- Ставить вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Готовить тексты собственных докладов;
- Составлять план действий по своей работе;
- Объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- Презентовать свою работу.
- Научиться работать с информацией:
- Структурировать материал;
- Под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
- проводить самоконтроль;
Тематическое планирование для 1 класса.
№п/п | № темы | Тема урока | Содержание урока | Универсальные Учебные Действия | Информационно-методическое обеспечение, включая ЦОРы) | дата | ||||||
план | факт | |||||||||||
Вводное занятие 1 час | ||||||||||||
1. | 1 | Круг твоих интересов | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся задавать вопросы учителю и себе. |
Фотоаппарат видеокамера, компьютер | |||||||
Этапы работы над проектом (6 часов) | ||||||||||||
2 | 1 | Что такое исследование? | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. | ||||||||
3. | 2 | Как задавать вопросы? | Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. И выстраиванию задач урока Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования | интерактивная доска; | |||||||
4. | 3 | Как задавать вопросы? | Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования | Учимся целеполаганию Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. | интерактивная доска; | |||||||
5. | 4 | Как выбрать тему исследования? | Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся высказывать предположения о неизвестном | ||||||||
6. | 5 | Как выбрать тему исследования? | Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока | ||||||||
7 | 6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | Научить выбирать литературу на тему. | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. | Экскурсия в библиотеку. | |||||||
Библиотечное занятие (2часа) | ||||||||||||
8. | 1 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | Теоретическое знакомство с реализацией задуманного плана | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Научить выбирать литературу на тему. | Справочники | |||||||
9. | 2 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | Знакомство с информационными справочниками | Учимся пользоваться дополнительной литературой | Справочники | |||||||
Выбор темы, постановка цели и задач (8 часов) | ||||||||||||
10 | 1 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Выявляем проблемы | Развиваем наблюдательность через игру «Поиск». Развиваем умение находить предметы по их описанию, назначению, др | ||||||||
11 | 2 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Выявляем проблемы | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования | ||||||||
12 | 3 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Планирование задания | Учимся составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развиваем речь учащихся. Формируем умение работать самостоятельно и в коллективе | Памятка | |||||||
13. | 4 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Планирование задания | Формируем умение работать самостоятельно и в коллективе | Памятка | |||||||
14. | 5 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). | Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения видеть проблемы | Развиваем речь, умение видеть проблему. | Плакат, маркеры | |||||||
15 | 6 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). | Развитие умения видеть проблемы | Развитие умения видеть проблемы | Плакат, маркеры | |||||||
16 | 7 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Постановка вопроса | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Картон, маркер | |||||||
17 | 8 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | |||||||||
Выбор путей решения. Составление плана работы (9 часов) | ||||||||||||
18 | 1 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Постановка вопроса | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | ||||||||
19 | 2 | Выдвижение гипотез. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Развиваем умения задавать вопросы. | ||||||||
20 | 3 | Выдвижение гипотез. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Развиваем умения задавать вопросы. | ||||||||
21 | 4 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | Развиваем наблюдательность | Экскурсия | |||||||
22 | 5 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Мотивация своего выбора. | Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы | ||||||||
23 | 6 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Мотивация своего выбора | Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы | ||||||||
24 | 7 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. | Учимся составлять карточки по прочитанной книге. | Карточки | |||||||
25 | 8 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. | Учимся составлять карточки по прочитанной книге. | Карточки | |||||||
26 | 9 | Как делать схемы? | Построение схем | Учимся строить схемы «Дерево Паук». | Ватман, маркер | |||||||
Проведение самостоятельных исследований (7 часов) | ||||||||||||
27 | 1 | Как делать схемы? | Построение схем | Учимся строить схемы «Дерево Паук». | Ватман, маркер | |||||||
28 | 2 | Проведение самостоятельных исследований. | Коллективная игра-исследование. | Учимся самостоятельно исследовать | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | |||||||
29 | 3 | Проведение самостоятельных исследований. | Коллективная игра-исследование. | Учимся самостоятельно исследовать | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | |||||||
30 | 4 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | Выбор темы | Учимся работать индивидуально | Творческие работы | |||||||
31 | 5 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | Выбор темы | Учимся работать индивидуально | Творческие работы | |||||||
32 | 6 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. | Учимся применять полученные знания и умения | Выставка работ | |||||||
33 | 7 | Анализ исследовательской деятельности. | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы | Учимся анализировать свою деятельность | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. |
Тематическое планирование 2 класс (1 час в неделю 34 часа)
№п/п | № темы | Тема урока | Содержание урока | Универсальные Учебные Действия | Информационно-методическое обеспечение, включая ЦОРы) | дата | |||||
план | факт | ||||||||||
IВводное занятие 1 час | |||||||||||
1. | 1 | Роль исследовательской деятельности. Учимся видеть проблемы. | Исследовательская деятельность. | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся задавать вопросы учителю и себе. |
Фотоаппарат видеокамера, компьютер | ||||||
Этапы работы над проектом 6 часов | |||||||||||
2 | 1 | Методы исследования. Как провести эксперимент | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. | |||||||
3. | 2 | Учимся выделять главное и второстепенное. | Схема исследования. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. И выстраиванию задач урока Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования | интерактивная доска; | ||||||
4. | 3 | Как задавать вопросы? | Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования | Учимся целеполаганию Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. | интерактивная доска; | ||||||
5. | 4 | Как выбрать тему исследования? | Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся высказывать предположения о неизвестном | |||||||
6. | 5 | Как выбрать тему исследования? | Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока | |||||||
7 | 6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | Научить выбирать литературу на тему. | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. | Экскурсия в библиотеку. | ||||||
Библиотечное занятие (2часа) | |||||||||||
8. | 1 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | Теоретическое знакомство с реализацией задуманного плана | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Научить выбирать литературу на тему. | Справочники | ||||||
9. | 2 | Выполняем логические операции. Творческое воображение.. | Знакомство с информационными справочниками | Учимся пользоваться дополнительной литературой | Справочники | ||||||
Обоснованный выбор способа выполнения задания (8 часов) | |||||||||||
10 | 1 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Выявляем проблемы | Развиваем наблюдательность через игру «Поиск». Развиваем умение находить предметы по их описанию, назначению, др | |||||||
11 | 2 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Выявляем проблемы | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования | |||||||
12 | 3 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Планирование задания | Учимся составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развиваем речь учащихся. Формируем умение работать самостоятельно и в коллективе | Памятка | ||||||
13. | 4 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Планирование задания | Формируем умение работать самостоятельно и в коллективе | Памятка | ||||||
14. | 5 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). | Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения видеть проблемы | Развиваем речь, умение видеть проблему. | Плакат, маркеры | ||||||
15 | 6 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. | Развитие умения видеть проблемы | Развитие умения видеть проблемы | Плакат, маркеры | ||||||
16 | 7 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). | Создание групп по интересам | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно работать в группе. | Картон, маркер | ||||||
17 | 8 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Постановка вопроса | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Картон, маркер | ||||||
Этапы работы над групповым проектом (9 часов) | |||||||||||
18 | 1 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Постановка вопроса | Учимся в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Магнитная доска | ||||||
19 | 2 | Выдвижение гипотез. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Развиваем умения задавать вопросы. | |||||||
20 | 3 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. | Развиваем умения задавать вопросы. | Магнитная доска | ||||||
21 | 4 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | Выполнение творческих работ | Учимся работать в группе | Ватман, маркеры | ||||||
22 | 5 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Мотивация своего выбора. | Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы | |||||||
23 | 6 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Мотивация своего выбора | Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы | |||||||
24 | 7 | Выставки творческих работ детей, защита групповых проектов. | Пробная презентация групповые проектов | Учимся представлять свои проекты. | Компьютер, магнитная доска, ватман | ||||||
25 | 8 | Выставки творческих работ детей, защита групповых проектов. | Пробная презентация групповые проектов | Учимся представлять свои проекты. | Компьютер, магнитная доска, ватман | ||||||
26 | 9 | Индивидуальный исследовательский проект «Моя семья» (7ч) | Работа над проектом по плану | Учимся строить схемы «Дерево». | Ватман, маркер | ||||||
Отчёт по собранному материалу (8 часов) | |||||||||||
27 | 1 | Выбор темы и способа выполнения индивидуального исследовательского проекта | Работа по плану | Учимся строить схемы «Дерево Паук». | Ватман, маркер | ||||||
28 | 2 | Методика проведения самостоятельных исследований. | Коллективная игра-исследование. | Учимся самостоятельно исследовать | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | ||||||
29 | 3 | Составление плана выполнения индивидуального исследовательского проекта | План выполнения индивидуального проекта | Учимся самостоятельно исследовать | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | ||||||
30 | 4 | Создание групп по интересам, по способам выполнения задания. | Работа в группах над проектом | Учимся работать индивидуально | Творческие работы | ||||||
31 | 5 | Создание групп по интересам, по способам выполнения задания. | Работа в группах над проектом Работа в группах над проектом | Учимся работать в группе | Творческие работы | ||||||
32 | 6 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. | Учимся применять полученные знания и умения | Выставка работ | ||||||
33 | 7 | Анализ исследовательской деятельности. | Работа над умением анализировать и делать выводы | Учимся анализировать свою деятельность | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. | ||||||
34 | 8 | Выводы. Итоги работы | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. | Учимся анализировать свою деятельность | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. |
Тематическое планирование для 3 класса ( 1 час в неделю 34 часа)
№п/п | № темы | Тема урока | Содержание урока | Универсальные Учебные Действия | Информационно-методическое обеспечение, включая ЦОРы) | дата | |||||||
план | факт | ||||||||||||
Вводное занятие 1 час | |||||||||||||
1. | 1 | Круг твоих интересов | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся задавать вопросы учителю и себе. |
Фотоаппарат видеокамера | ||||||||
Этапы работы над проектом 7 часов (закрепление) | |||||||||||||
2 | 1 | Выявление проблемы | Зачем мне делать этот проект. Какая проблема заставляет меня это делать | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. | |||||||||
3. | 2 | Тема проекта | Выбор темы проекта. Подбор материалов | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. И выстраиванию задач урока Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования | |||||||||
4. | 3 | Формулирование цели и задачи проекта | Что необходимо предпринять , чтобы решить проблему проекта | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -цель -задачи | |||||||||
5. | 4 | Предположение Гипотеза. Решение задач | Что такое гипотеза | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся высказывать предположения о неизвестном Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -гипотеза | |||||||||
6. | 5 | Описание ожидаемого результата | Каким должен быть результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока | |||||||||
7 | 6 | Планирование работы | Этапы плана работы над проектом | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. | |||||||||
8. | 7 | Реализация плана | Теоретическое знакомство с реализацией задуманного плана | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания» | |||||||||
Паспорт проекта (2 часа) | |||||||||||||
9. | 1 | Составления паспорта проекта | Требования паспорта проекта. Составление паспорта проекта | Учимся писать паспорт проекта | Практическое занятие. Карточки паспорта | ||||||||
10 | 2 | Составления паспорта проекта | Паспорт проектной работы | Учимся писать паспорт проектной работы Самооценка и взаимооценка | Бланки паспорта | ||||||||
Составления анкет, опросников, интервью (2ч) | |||||||||||||
11 | 1 | Анкетирование | Ознакомление с видами вопросов | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования | |||||||||
12 | 2 | Требования для составления анкет для проекта | Составление вопросов для анкетирование | Учимся составлять анкеты | Памятка | ||||||||
Постер (4 часа) | |||||||||||||
13. | 1 | Постер | Что такое постер. Знакомимся с новым термином | Учимся высказывать предположения о неизвестном Знакомимся с новым термином | |||||||||
14. | 2 | Требования к созданию постера. | Условия размещение материала на постере | Учимся размещать материал на постере | Памятка | ||||||||
15 | 3 | Создание мини-постера | Сбор материала для постера | Учимся создавать мини-постер | |||||||||
16 | 4 | Создание мини-постера | Создание мини-постера | Учимся создавать мини-постер | Картон, маркер | ||||||||
Программа МРР – 10 часов | |||||||||||||
17 | 1 | Вставка фотографий в презентацию | Что такое компьютерная презентация | Учимся слышать и слушать. Учимся вставлять фотографии в компьютерную презентацию. | Компьютер | ||||||||
18 | 2 | Способ «Вставки» | Алгоритм способа «Вставки» | Учимся вставлять фотографии в презентацию | Компьютер | ||||||||
19 | 3 | Вставка рисунков, фигур | Освоение возможностей программы МРР | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
20 | 4 | Диаграмма | Что такое диаграмма | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
21 | 5 | Диаграмма | Что такое диаграмма | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
22 | 6 | Анимация | Что такое анимация | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
23 | 7 | Настройка анимации | Настраивание анимации | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
24 | 8 | Настройка анимации | Настраивание анимации | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
25 | 9 | Дизайн | Что такое дизайн слайда | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
26 | 10 | Дизайн | Что такое дизайн слайда | Осваиваем программу МРР | Компьютер | ||||||||
Фотография на слайдах -2 часа | |||||||||||||
27 | 1 | Фотография на слайдах | Работа с командами «Обрезка», «Границы рисунка» | Учимся работать с фотографией на слайде | Компьютер | ||||||||
28 | 2 | Фотография на слайдах | Работа с фотографией на слайдах | Учимся работать с фотографией на слайде | Компьютер | ||||||||
Требования к компьютерной презентации – 2 часа | |||||||||||||
29 | 1 | Презентация | Новое понятие из проектного мира | Учимся с помощью учителя создавать презентацию | Компьютер | ||||||||
30 | 2 | Требования к презентации | Ознакомление с требованиями к презентации | Учимся искать ошибки в готовой презентации | Компьютер | ||||||||
Закрепление умений -4 часа | |||||||||||||
31 | 1 | Тестовая проверка | Использование полученных умений и знаний при тестовой проверке | Учимся применять полученные знания и умения | Тесты (печатный вариант) | ||||||||
32 | 2 | Первая презентация | Составление первой презентации | Используем полученные знания с помощью учителя | Компьютер | ||||||||
33 | 3 | Проектная документация | Подготовка проектной документации | Используем полученные знания с помощью учителя | Компьютер | ||||||||
34 | 4 | Советы будущим проектантам | Составление советов будущим проектантам | Учимся делать выводы, умозаключения |
Тематическое планирование для 4 класса (34 часа)
№п/п | № темы | Тема урока | Содержание урока | Универсальные Учебные Действия | Информационно-методическое обеспечение, включая ЦОРы) | дата | ||||||
план | факт | |||||||||||
Вводное занятие 1 час | ||||||||||||
1. | 1 | Круг твоих интересов | Твои новые увлечения | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся задавать вопросы учителю и себе. |
Фотоаппарат видеокамера | |||||||
Этапы работы над проектом 6 часов | ||||||||||||
2 | 1 | Выявление проблемы | Зачем мне делать этот проект. Какая проблема заставляет меня это делать | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. | Методическое пособие для 4 класса Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. Пособие для учителя «Проектная деятельность» К.Н.Поливанова М.: Просвещение 2011г | |||||||
3. | 2 | Тема проекта | Выбор темы проекта. Подбор материалов | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. И выстраиванию задач урока Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования | ||||||||
4. | 3 | Формулирование цели и задачи проекта | Что необходимо предпринять , чтобы решить проблему проекта | Учимся целеполаганию Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -цель -задачи | Методическое пособие для 4 класса Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. Пособие для учителя «Проектная деятельность» К.Н.Поливанова М.: Просвещение 2011г | |||||||
5. | 4 | Предположение Гипотеза. Решение задач | Что такое гипотеза (закрепление) | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся высказывать предположения о неизвестном Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -гипотеза
| ||||||||
6. | 5 | Описание ожидаемого результата | Каким должен быть результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока | Методическое пособие для 4 класса Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. Пособие для учителя «Проектная деятельность» К.Н.Поливанова М.: Просвещение 2011г | |||||||
7 | 6 | Планирование работы | Этапы плана работы над проектом | Поэтапная разработка проекта | Методическое пособие для 4 класса Р.И. Сизова,Р.Ф. Селимова-М.: Издательсво РОСТ 2012 г. Пособие для учителя «Проектная деятельность» К.Н.Поливанова М.: Просвещение 2011г | |||||||
8. | 7 | Реализация плана | Теоретическое знакомство с реализацией задуманного плана | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания» | ||||||||
Паспорт проекта (2 часа) | ||||||||||||
9. | 1 | Составления паспорта проекта | Требования паспорта проекта. Составление паспорта проекта | Учимся писать паспорт проекта | Практическое занятие. Карточки паспорта | |||||||
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (7ч) | ||||||||||||
10 | 1 | Поиск ответов на поставленные вопросы.. | Ознакомление с видами вопросов | Учимся проводить опросы и взаимооценка | Записные книжки | |||||||
11 | 2 | Эксперименты. Анкетирование | Составление вопросов для анкет | Учимся составлять вопросы для анкеты | Бланки с вопросами | |||||||
12 | 3 | Диагностика. | Составление вопросов для анкет | Учимся диагностировать результаты | Памятка | |||||||
13. | 4 | Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования | Правила проведения опроса, интервьюирования | Учимся высказывать предположения о неизвестном .Знакомимся с новым термином | ||||||||
14. | 5 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения | Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения | Учимся сокращать и применять условные обозначения | Памятка | |||||||
15 | 6 | Объем исследовательской работы. | Объем исследовательской работы. | Учимся соблюдать объем работы | ||||||||
16 | 7 | Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности | Создание мини-постера | Учимся оформлять результаты работы | Картон, маркер, выделители | |||||||
Оформление работы на компьютере (10 ч) | ||||||||||||
17 | 1 | Работа с компьютером. | Что такое компьютерная презентация | Понятие «компьютерная презентация» | Компьютер | |||||||
18 | 2 | Презентация. | Алгоритм способа «Вставки» | Продолжаем учится вставлять фотографии в презентацию | Компьютер | |||||||
19 | 3 | Диаграмма | Освоение возможностей программы МРР | Программу МРР | Компьютер | |||||||
20 | 4 | Диаграмма | Что такое диаграмма | Применяем программу МРР | Компьютер | |||||||
21 | 5 | Построение диаграмм | Как построить диаграмму? | Применяем программу МРР | Компьютер | |||||||
22 | 6 | Анимация | Что такое анимация | Применяем программу МРР | Компьютер | |||||||
23 | 7 | Настройка анимации | Настраивание анимации | Применяем программу МРР | Компьютер | |||||||
24 | 8 | Настройка анимации | Настраивание анимации | Продолжаем осваивать программу МРР | Компьютер | |||||||
25 | 9 | Дизайн | Что такое дизайн слайда | Продолжаем осваивать программу МРР | Компьютер | |||||||
26 | 10 | Дизайн | Дизайн слайда | Продолжаем осваивать программу МРР | Компьютер | |||||||
Подготовка текста защиты проекта (4ч)
| ||||||||||||
27 | 1 | Составление текста защиты проекта. | Текст для защиты проекта | Продолжаем учится работать с текстом | Компьютер | |||||||
28 | 2 | Тезисы. Конспект выступления. | Тезисы. Конспект выступления | Учимся составлять конспект выступления | Бумага, компьютер | |||||||
29 | 3 | Особенности и приемы конспектирования | Особенности и приемы конспектирования | Учимся особенностям конспектирования | ||||||||
28 | 4 | Продукт проектной деятельности. | Работа с фотографией на слайдах | Учимся работать с фотографией на слайде | Компьютер | |||||||
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч) | ||||||||||||
29 | 1 | Индивидуальные консультации. | Консультирование | Компьютер | ||||||||
30 | 2 | Корректировка работ. | Корректировка представленных работ | Учимся искать ошибки в готовой презентации | Компьютер | |||||||
Защита проекта. Выступление (4ч) | ||||||||||||
31 | 1 | Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. | Использование полученных умений и знаний при тестовой проверке | Учимся применять полученные знания и умения | Тесты (печатный вариант) | |||||||
32 | 2 | Свободное владение материалами исследования. | Оформление результатов работы | Используем полученные знания с помощью учителя | Компьютер | |||||||
33 | 3 | Подготовка проекта | Подготовка проекта | Используем полученные знания с помощью учителя | Компьютер | |||||||
34 | 4 | Защита мини-проектов | Составляем советы будущим проектантам | Учимся делать выводы, умозаключения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...