Работаем над исследовательским проектом
материал (3, 4 класс) на тему
Материал отвечает на вопрос: как подготовиться к исследовательскому проекту?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_issledovatelskiy_proekt.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;
предоставь ему руководить собой. Пифагор
Я хочу вас познакомить с одним из наиболее удачных индивидуальных исследовательских проектов. В 4 классе многие ученики уже знают, что им интересно, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Именно такая работа у нас происходит при создании индивидуальных проектов. Во время изучения тем курса «Основы православной культуры» - «Подвиг», «Защита Отечества» у нас состоялся разговор о защитниках и героях нашей страны, но не забыли и о героях нашей малой родины. Я связала тему «Подвиг» с темой, которая близка всей нашей школе, т.к. нашей школе предложено побороться за присвоение имени героя-летчика Николая Васильевича Сутягина. Один из учеников, который очень любит историю, сразу заинтересовался этой темой и захотел побольше узнать об этом человеке. Так возникла идея работы над исследовательским проектом, название которого появилось само собой – «Наш земляк – Н.В.Сутягин»
Цель ученик формулирует совместно с учителем:
Педагогическая же цель проекта такова: воспитание гражданского самосознания, национальной идентичности младших школьников; формирование осознания значимости малой родины и ее героев-земляков.
Перед началом работы над индивидуальными проектами я всегда предлагаю каждому ученику подумать самостоятельно над вопросом:
- Что я об этом уже знаю? Какие мысли я могу высказать про это?
Далее: высказать гипотезу: что я буду доказывать или опровергать. (прошу учеников делать свои пометки, записи на черновиках, а потом в индивидуальном порядке стараемся все это упорядочить, откорректировать)
Отвечаем на вопрос:
- Что я буду делать, чтобы собрать как можно больше информации? (этап мозгового штурма, который необходим для каждого ученика)
Дети, как правило, предлагают:
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
- Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
- Спросить у других людей.
- Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
- Просмотреть телематериалы.
- Использовать Интернет.
- Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
- Провести эксперимент.
Из всех предложенных вариантов порошу отметить те, которые можно использовать конкретному ученику и предлагаю подумать, как и с кем он это будет делать. В данном проекте ученик наметил возможные способы добывания информации: спросит у родителей, сходит в библиотеку, поищет в Интернете, посетит малую родину героя, сходит на экскурсию в музей.
Вот здесь к работе над проектом подключаются родители: помогают выбрать нужный сайт для поиска информации о земляке в сети Интернет; организуют в выходной день поездку в село Смагино – родину героя-земляка; посещают музей летчика. Кроме того родители помогают изложить материал и полученную информацию ребенку в черновом варианте. Далее происходит консультация с учителем, вместе систематизируют материал и в компьютерном варианте оформляют его. (можно использовать время на уроке информатики, т.к. основы работы с текстовым и графическим редакторами у учащихся уже сформированы и отработаны). Оформление работы картинками и фотографиями всегда с удовольствием помогают делать родители.
Исследовательский индивидуальный проект труден еще и потому, что требует особой подготовки ребенка к защите. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе»....
Алгоритм работы над исследовательским проектом
В данном алгоритме представлен план работы над исследовательским проектом, дается пояснение по этапам работы....
Из опыта работы над исследовательскими проектами в ГПД.
Многие дети не любят кушать блюда из овощей, не понимают пользы от употребления овощей и фруктов в пищу. Проблема проекта: почему без овощей и фруктов люди чаще болеют. Актуальность проблемы...
Методика работы над исследовательским проектом в начальной школе
В качестве примера рассматривается работа по исследованию микроклимата классного помещения учащимися и влияние данного микроклимата на процесс обучения....
Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».
Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...
Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».
Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над исследовательским проектом
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над исследовательским проектом...