Мастер -класс по теме "Кроссенс" на конкурс "Педагог года"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Кроссенс. Технология создания»
Цель:
Продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Е А. Я учитель начальных классов МОУ «СОШ» п. Каджером. (слайд 1) Вашему вниманию я хочу представить мастер- класс по типу «Презентация опыта», тему которого я раскрою чуть позже. А пока я попрошу аудиторию хором ответить на мои вопросы.
- Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
_- Какого цвета падающий снег? (Белого)
- Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)
-Конечно , корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко»,почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
Слайд 2
-_Рассмотрим ассоциативную цепочку. Как связаны картинки друг с другом , если смотреть по периметру? (Баба- Яга-куры – двойка (пара)- попугай- Страна Дураков – Буратино (кукла) - бабочка (куколка) ,у бабочки крылья и у машины крылья, у машины есть дворники, у дворника есть метла и Баба Яга летает на метле.)
- У нас с Вами получился кроссенс. Итак , тема моего мастер-класса «Технология создания «кроссенс». (слайд 3)
- Скажите, знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей практике? Поднимите, пожалуйста, руки. ( замечательно)
Слайд 4
-- Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...». (слайд 5).
Так вот кроссенс - это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления.
-Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". (слайд 6)
Данный вид работы я предложила детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, стимул. Работа трудна, но достаточно увлекательна.
Давайте рассмотрим алгоритм составления кроссенса.
Перед вами несколько картинок. (слайд 7)
Картинка - ключ, замок, дверь.
- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?
- есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь.
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагался детям, когда мы только начинали работать по этой технологии.
Следующая картинка Геракл и овёс. (слайд 8)
-Подумайте, что общего между Гераклом и овсом?
(римское имя Геракла – Геркулес - Овсяная каша «Геркулес»)
(Ответы участников)
Но возможны и другие варианты ответов. Я предложила сопоставить эти картинки педагогам нашей школы , и вот какие ответы были получены:
• Геракл чистил авгиевы конюшни, коней кормят овсом.
Во втором варианте ответа связь между картинками была более глубокая
• Чтобы победить Геракла и скосить овес – нужно потрудиться.
- Как же создается кроссенс? (Слайд 9)
- Это поле из 9 четырехугольников, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.
- Для начала нужно определить тему.
- Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме.
- Объяснить связи между ними.
Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой» ,Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
- Я предлагаю всем вместе разгадать кроссенс, который был использован на уроке литературного чтения , как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать) При этом использовалась фронтальная форма работы. Данный кроссенс может быть использован как формулировка темы кл. часа, постановка цели кл часа.
-Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
Вот что у нас получилось:
1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.
2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).
3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.
4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.
5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.
7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.
8–собака – друг человека.
9 – у человека тоже есть друг.
Делаем вывод: Вероятно, на уроке ( кл.часе) речь пойдет о дружбе.
- Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание обучающимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей, если учитель заранее подберет необходимые картинки, а ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса , а значит и тему урока. Детям понравилось делать поздравления к Дню Рождения в виде кроссенса. (Слайд 11
На уроке окружающего мира в по теме «Кровеносная система» ребята составляли кроссенс, работая в группах. После выполнения задания каждая группа представляет то, что у них получилось, даёт обоснование своему выбору
Предлагаю фрагмент урока. ( слайд 12)
- Я прошу помочь мне моих коллег и приглашаю их выступить в роли моих учеников
Учитель:
- Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте . На выполнение я даю 2-3 минутки.
Пока работают наши коллеги, давайте тоже разгадаем несколько кроссенсов. Назовите тему .
- Школа (слайд 13)
- А.С.Пушкин (слайд 14)
- Н . А Некрасов (слайд15)
- Л.Н.Толстой ( слайд16)
- Семья 2 класс Окр мир (слайд 17)
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы)
(слайд18)
Вот один из вариантов решения кроссенса:
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
(Объяснения группы)
- Поезд. На нём отправляются в дорогу.
- Поезд идёт по рельсам – железная дорога. Железнодорожный путь.
- У реки тоже есть свой путь – русло.
- Из реки вода попадает в водопроводную трубу.
- Из неё вода попадает в дом. Капля за каплей собирается в единый поток и бежит из крана.
- Вода – жидкость. Кровь человека – это тоже жидкость.
- Кровь имеет красный цвет. Сердце тоже красное.
- Сердце – орган человека.
Учитель:
- Какая же связь между картинками, образующими «крест»? Что изображено на картинках, образующих крест? – кровь, человек, путь, водопроводная труба (кровь в организме человека проходит путь по своим «трубам»).
Учитель:
- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Путь крови.)
Учитель прикрепляет картинку, символизирующую тему урока. Например:
Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
Когда я применяю кроссенс? Отвечу (слайд 19)
Я применяю кроссенс:
при изучении нового материала: выведение темы урока; установки проблемной ситуации; определении структуры урока;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Слайд 20
Кроссенс для учеников развивает логическое и образное мышление, способность к самовыражению, инициативность, креативность , повышает мотивацию и отражает глубину понимания темы.
Вывод (слайд21)
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
• Научность: имеет научное обоснование;
• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
• Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
Я предложила своим коллегам –учителям выполнить домашнее задание – составить кроссенс по своему предмету и вот, что у нас получилось. ( Слайд 22) Письмо цифры 7 ( математика)
Слайд 23 Фразеологизмы (русский язык)
Слайд 24 Вирусы (информатика)
Слайд 25 Праздники Британии
Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.
Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас.
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма , а главное …А что главное попробуйте узнать с помощью кроссенса. (Слайд 26) здоровье
Рефлексия.
-Тем, кому понравился и кто будет использовать в своей практике прием «кроссенс», возьмите красную карточку.
Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку .
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности , возьмите зеленую карточку.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"
Тема мастер - классТттттТттт...
Мастер-класс ученика: "Дух Нового года".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3734065","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер-класс ученика: "Дух Нового года". ...
Мастер - Класс на конкурсе "Учитель года Ромненского района- 2014г"
конкурсный мастер-класс!...
мастер-класс на конкурс Учитель года
материал для проведения мастер класс на конкурсе "Учитель Года". Тема "Правописание местоимений с предлогами"....
Мастер- класс для конкурса "Учитель года".Тема "Я умею читать"
Приемы, которые были использованы в работе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету....
мастер класс на конкурс "Учитель года"
мастер класс по русскому языку "Фразеологизмы"...
Мастер-класс для конкурса "Учитель года-2015"
Данный мастер-класс по технологии я давно проводила среди своих обучающихся, Дети и взрослые любят складывать фигурки в технике оригами. Это быстро, красиво и многофункционально. Актуальное занятие во...
- Мне нравится (1)