Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Берендеева царства" (1-4 класс)
рабочая программа на тему
Программа "По тропинкам Берендеева царства" позволяет углубить, расширить, и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями и навыками, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_-_po_tropinkam_berendeeva_tsarstva.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель: Акишева Людмила Алексеевна
Класс: 1-4
Общее количество часов по плану на год - 34
Количество часов в неделю - 1
____________________(подпись учителя)
Введение.
Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и бетоном, осушая болота, губя все живое.
В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.
С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребенку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Подготовка данной программы осуществлялась с использованием материала книг и журналов представленных в разделе "Список литературы". Основной материал взят из учебно-методического пособия Л.И. Греховой "В союзе с природой", где представлена система игровых технологий воспитания экологической культуры детей: уроки, занятия, проекты, КВН, "Звездный час", "Поле чудес", сценарии вечеров и праздников, а также банк экологических сказок, рассказов, викторин и загадок о природе. Использован материал книги авторов Литвиновой Л.С., Жиренко О.Е. "Нравственно-экологическое воспитание школьников", в которой рассматриваются аспекты экологического воспитания учащихся разных возрастных групп, предлагаются сценарии различных мероприятий и массовых праздников, посвященных экологической тематике.
Цели обучения:
- Развивать у школьников системное экологическое мышление;
- Расширить и углубить знания о законах существования и развития окружающего мира, о единстве и многообразии его форм и взаимозависимости его отдельных частей;
- Научить школьников понимать важность рассматриваемой проблемы, самостоятельно анализировать изучаемый материал, уметь его применять на практике, делать соответствующие выводыучаствовать в дискуссии с целью быть понятым и понимать оппонента, уметь действовать коллективно при решении экологических задач с учетом позиций других людей, понимать свою личную ответственность за сохранение благоприятной для жизни природной среды.
- Сформировать ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека через экологические основополагающие понятия в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе
Задачи обучения:
1. Образовательные:
- Отобрать содержание, приемы, методы, формы работы с детьми, способствующие формированию ответственного отношения
подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека..
2.Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
- воспитывать навыки экологической культуры, доброты.
- ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной
для полноценной жизни и к себе.
3. Развивающие:
- сформировать умения:
- формулировать проблему;
- разрабатывать и проводить эксперимент;
- делать выводы и предложения и претворять их в жизнь ;
- вовлечь учащихся в конкретную деятельность по изучению и оценке состояния окружающей среды.
Пояснительная записка.
Культура, возрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего, они рождают культуру диалога человека с природой и взаимоотношение с ней.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно учиться бережно относится к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Программа "По тропинкам Берендеева царства" позволяет углубить, расширить, и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями и навыками, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Экологическое образование, начавшись в школе, должно продолжаться всю сознательную жизнь современного человека.
Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на четыре года обучения, 34 часа в год.
Программа предназначается для учащихся с 1 по 4 классов по 34 занятия в год (1 час в неделю). В качестве учебного материала по данному курсу будут использоваться дополнительная литература, а также краеведческий материал.
Вовлечение учащихся в конкретную деятельность, одна из основных задач курса, поэтому в планирование вовлечено много практических занятий, экскурсий, выполнение творческих заданий.
Способ построения программы концентрический, поэтому темы предыдущего года находят продолжение предыдущему году обучения.
Данная программа состоит из: введения, пояснительной записки, учебно- тематического планирования, содержания программы, списка литературы.
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий творческого характера:
- Написать
- Нарисовать
- Соединить
- Вылепить
- Составить
- Найти
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил:
- блиц-опрос;
- загадки;
- вспомнить, что пригодиться в данной теме;
- тесты;
- кроссворды;
- интеллектуальные игры.
Практическая деятельность учащихся :
- мини-проекты
- выпуск экологического листа
- лекторская группа
- "зеленый" и "голубой" патруль
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений, птиц;
- Участие в работе «Зеленый патруль»;
- Помощь животным, попавшим в беду;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Оформление наглядных пособий;
- Защита проекта, исследовательской работы.
- Проведение массовых мероприятий.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств. Создание и разработка социально – значимых проектов.
Критерии эффективности курса.
Теоретическая часть.
- Знание основных понятий материала курса;
- Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
- Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.
Практическая часть.
- Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
- Умение изготовить наглядные пособия;
- Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.
Учебно- тематическое планирование.
I класс. ( 33 ч., 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | План | Факт |
1 | Введение. Что такое экология | 1 ч | Иллюстрации природных сообществ | ||
2 | Природа вокруг нас. Что это за дерево? | 1 ч. | Иллюстрации деревьев нашего района. Самостоятельная зарисовка. | ||
3 | Природа вокруг нас. Кто такие птицы и звери? | 1 ч. | Иллюстрации птиц, животных. Самостоятельная зарисовка. | ||
4 | Природа вокруг нас. Кто такие рыбы и насекомые? | 1 ч | Иллюстрации рыб, насекомых. Самостоятельная зарисовка. | ||
5 | Они могут исчезнуть. | 1 ч | Знакомство с "Красной Книгой" | ||
6 | Как охраняют природу. | 1 ч | Практическое занятие. Составление экологических знаков | ||
7 | Как растут животные и растения. | 1 ч | В.Бианки. «Лесная газета». Произведения других авторов. | ||
8 | В мире животных. | 1 ч | Открытый урок - презентация. | ||
9 | Как зимой помочь птицам? | 1 ч. | Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек | ||
10 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 ч | Конкурс плакатов - агиток "МЫ ЗА ЧИСТОТУ НА ПЛАНЕТЕ!" | ||
11 | Паутина жизни. | 1 ч | Урок - игра. | ||
12 | Пирамида жизни. | 1 ч | Урок - игра. | ||
13 | Путешествие снежинки. Откуда берется снег и лед? | 1 ч | Составление экосказки "Путешествие снежинки". | ||
14 | Там на неведомых дорожках.... | 1 ч | Интегрированный урок (экология+ИЗО+литература+окружающий мир) | ||
15 | Когда жили динозавры? | 1 ч | «Природа эпохи динозавров», работа с допол. источниками. | ||
16 | Почему их так назвали? | 1 ч | Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. | ||
17 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | 1 ч | Практическое занятие. Составление книжек-малышек для детей детского сада. | ||
18 | Флора и фауна нашего города. | 1 ч. | Урок - экскурсия. | ||
19 | "Зеленая аптека" | 1 ч | Конкурс кроссвордов | ||
20 | Воздух и вода - наши лучшие друзья. | 1 ч | Выступления учащихся. | ||
21 | Что такое экологическая катастрофа? | 1 ч | Просмотр фильма "Экологическая катастрофа" | ||
22 | Кто как защищается? | 1 ч | Конкурс рисунков "Защитим братьев наших меньших" | ||
23 | Лес моей мечты. | 1 ч | Конкурс сочинений - иллюстраций. | ||
24 | Когда ты станешь взрослым. | 1 ч | Работа экологом. Знакомство с деятельностью эколога. | ||
25 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 ч | Выступления учащихся. | ||
26 | Курить - здоровью вредить! | 1ч | Конкурс плакатов - реклам. | ||
27 | Экологический светофор | 1 ч | Урок - игра- соревнование с 1Б классом | ||
28 | Мы - друзья природы. | 1 ч | Выступления учащихся. | ||
29 | Экология и здоровье. | 1ч | Урок - презентация. | ||
30 | Почему мы часто слышим слово "экология"? | 1ч | Урок - практикум | ||
31 | Урок - олимпиада | 1ч | Олимпиада | ||
32 | Мы за экологию. | 1 ч | Конкурс плакатов | ||
33 | Итоговое занятие "как мы находим ответы на свои вопросы" | 1 ч | Обобщение пройденного. | ||
ИТОГО: | 33 ч |
Учебно- тематическое планирование.
II класс. (34 часа., 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | примечание | план | факт |
1 | Введение. Что такое экология | 1 ч | Иллюстрации природных сообществ | ||
2 | Сохранность красоты природы | 1 ч. | Иллюстрации заповедников. Олёкминский заповедник, | ||
3 | Экосистема. Цепи питания | 2 ч. | Иллюстрации растений, насекомых, птиц, животных. | ||
4 | Экосистема парка | 1 ч | Экскурсия в парк | ||
5 | Операция «Юные спасатели» | 1 ч | Практическое занятие | ||
6 | Экологические знаки | 1 ч | Составление экологических знаков | ||
7 | Защитим природу! | 1 ч | В.Бианки. «Лесная газета», чтение телеграмм, обсуждение. | ||
8 | Операция «Подкормка» | 2 ч | Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек. | ||
9 | Экосистема леса | 1 ч. | Таблица «Лес» Иллюстрация растений, животных (лось, кабан, волк) | ||
10 | Разнообразие растительного мира нашего микрорайона | 1 ч | Иллюстрация растений (тополь, ель, сосна). Путешествие-игра по станциям «Водная», «Лесная», «Луговая» | ||
11 | Животный мир нашего района | 1 ч | Иллюстрации животных. С.Радзиевская «Круглый год» | ||
12 | Правила поведения в лесу | 2 ч | Составление памятки | ||
13 | Защитим хвойные деревья | 1 ч | Таблицы: «Ель», «Сосна». Конкурс плакатов обращений | ||
14 | Экологические сказки | 2 ч | Составление собственных сказок. | ||
15 | Экологические загадки, пословицы и поговорки. | 1 ч | «В союзе с природой» Составление собственных сочинений. | ||
16 | Книжки-малышки для детей дошкольного возраста с экологической тематикой | 2 ч | Практическое занятие. Составление книжек-малышек для детей детского сада. | ||
17 | Экосистема болот | 1 ч | Таблица «Болото» Растения и животные болот. | ||
18 | Экосистема озера | 1 ч | Таблица «Озеро». Растения и животные озера. | ||
19 | Вода- кровь Земли. Реки. | 1 ч | Таблица «Реки». Животные и растения рек. | ||
20 | Море и его богатства | 1 ч | Иллюстрации животных и растений моря. | ||
21 | Берегите воду | 1 ч | Конкурс плакатов | ||
22 | Насекомые в природе родного края | 1 ч | Открытки, иллюстрации насекомых. Пчела, комар, паук, бабочки, муравьи. | ||
23 | «Птицы – наши друзья» | 1 ч | Иллюстрации птиц. Собственные рисунки. | ||
24 | Встречаем птиц | 1 ч | Аудиозапись. Голоса птиц. Иллюстрации (Интегрированный урок с русским языком) | ||
25 | Экологическая ситуация в городе | 2 ч | Фотовыставка «Наш город». | ||
26 | Тест | 1 ч | Тест | ||
27 | Операция "Зеленый патруль" | 1 ч | Урок - практикум | ||
28 | Итоговый урок. | 1 ч | Обобщение | ||
ИТОГО: | 34 ч |
Учебно- тематическое планирование.
III класс. ( 34 ч., 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | примечание | план | факт |
1 | Введение в предмет. что такое экология. | 1 ч | Иллюстрации природных сообществ в разное время года. | ||
2 | Лекарственные растения. | 1 ч | Урок - экскурсия | ||
3 | Лекарственные растения. | 1 ч | Урок - практикум "Как готовить гербарий" | ||
4 | Животные Сибири. | 1 ч | Иллюстрации животных. Собственные иллюстрации. | ||
5 | Экологические тропинки. | 1 ч | Урок - путешествие - игра (по станциям) | ||
6 | Красная Книга Якутии. | 1 ч | Иллюстрации понравившихся редких животных и птиц. | ||
7 | Охрана окружающей среды. | 1 ч | Конкурс агиток. | ||
8 | Многообразие растений. | 1 ч | Урок - презентация. | ||
9 | Вода - условие жизни на Земле. | 1 ч | Урок - игра. | ||
10 | Почему люди не живут на Луне? | 1 ч | Урок - игра | ||
11 | Самые полезные продукты. | 2 ч | Урок - презентация | ||
12 | Охрана окружающей среды. | 2 ч | Конкурс плакатов - рекламок. | ||
13 | Какие опасности угрожают природе и как ее нужно беречь. | 2 ч | Защита проектов. | ||
14 | Птицы. | 1 ч | Интегрированный урок (экология+технология) | ||
15 | Наша зеленая планета. | 1 ч | Урок - выставка рисунков. | ||
16 | Лесные опасности. | 1 ч | Урок - практикум. | ||
17 | Птицы России. | 1 ч | Интегрированный урок (экология+ русский язык+литература) | ||
18 | Экология зимней природы. | 1 ч | Составление памяток. | ||
19 | Школа Здоровья. | 1 ч | Выступления учащихся. | ||
20 | Витамины в нашей жизни. | 2 ч | Защита проектов. | ||
21 | Какие факторы окружающей среды влияют на здоровье человека. | 1 ч | Урок - диспут. | ||
22 | Искусство быть здоровым. | 1 ч | Составление физминуток. | ||
23 | Кто живет в почве? | 1 ч | Выступления учащихся. | ||
24 | Тест | 1 ч | Урок - обобщение | ||
25 | Путешествие в весну. | 1 ч | Урок - экскурсия в весенний лес. | ||
26 | Путешествие в цветочную страну. | 1 ч | Защита проектов. | ||
27 | Сохраним родную природу. | 2 ч | Защита проектов. | ||
28 | Тест | 1 ч | Урок - обобщение | ||
29 | Итоговый урок. | 1 ч | Обобщение, повторение пройденного. | ||
ИТОГО: | 34 ч |
Учебно- тематическое планирование.
I V класс (34 часа., 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | примечание | план | факт |
1 | Введение. Экология как наука | 1 ч | Иллюстрации природных сообществ в разное время года. | ||
2 | Операция «Зеленый патруль» | 1 ч | Практическое занятие. Выпуск газеты. | ||
3 | Человек изменяет землю. Изменение природы людьми жившими задолго до нас. | 1 ч | Просмотр документального фильма. | ||
4 | Изменение площади лесов. | 1 ч | Карта Якутии, России, Европы | ||
5 | Чтение пейзажа (овраг) | 1 ч. | Экскурсия | ||
6 | Операция «Чистый берег» | 1 ч | Практическое занятие. | ||
7 | Экологические кризисы. А) Экологические кризисы в деревне. Б)Экологические кризисы в городе В) Как спастись от экологического кризиса? | 1 ч 1 ч 1 ч | Таблицы: «Распашка лугов», «Выпас скота», «Болота». Таблицы: «Добыча нефти», «Добыча полезных ископаемых», «Фабрика», «Завод». | ||
8 | Операция «Подкормка» | 1 ч | Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек. | ||
9 | Озоновый щит планеты. | 2 ч | Глобус. Карта. Урок - практикум. | ||
10 | Возможности природы ограничены. | 1 ч | Урок - презентация. | ||
11 | Новогодняя почта | 1 ч | Плакаты – обращение. | ||
12 | Рукотворные катастрофы | 2 ч | Таблица «Строительство ГЭС, АЭС» | ||
13 | Состояние природы и здоровья человека | 2 ч | Урок - практикум. | ||
14 | Водный голод планеты | 1 ч | Физическая карта. Иллюстрации озера Байкал. | ||
15 | «Что будет, если…» | 1 ч | Урок - игра. | ||
16 | Что делает человек для охраны природы? | 1 ч | Составление памяток. | ||
17 | Заповедники – особо охраняемые территории | 1 ч | Просмотр документального фильма. Анализ. | ||
18 | Первые заповедники. Зачем нужны заповедники. | 1 ч | Урок - практикум. | ||
19 | Современный заповедник, каков он? | 1 ч | Защита проектов. Олекминский заповедник. | ||
20 | Земля – наш дом родной. | 2 ч | Утренник | ||
21 | Операция «Встречаем птиц» | 1 ч | Практическое занятие | ||
22 | Красная книга (растения) | 2 ч | Иллюстрации растений (ландыш, подснежник, венерин башмачок, лилия даурская) | ||
23 | Красная книга (животные) | 2 ч | Иллюстрации животных | ||
24 | «Лесная аптека» на службе человека. | 1 ч | Экскурсия.Мать- и-мачеха, зверобой, липа, одуванчик, шиповник. Составление кроссворда «Лекарственные травы». | ||
25 | Как нам жить? | 1 ч | Защита проекта - презентации. | ||
26 | Итоговый урок. | 1 ч | Обобщение, закрепление, повторение. | ||
ИТОГО: | 34 ч |
Содержание программы.
Уроки - разъяснения понятий экология, экологическая система. Жизнь на изменяющейся планете. Человек изменяет землю. Сохранность красоты природы. Роль человека в сохранности природы. Экологическая система - ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
Уроки - практикумы. Экскурсия в парк: наблюдение, посильный труд, зарисовка, подготовка рассказа. Составление экологических знаков, рассказы учащихся о предназначении знаков. Защитим природу. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Операция "Подкормка". Изготовление и развешивание кормушек. Необходимость подкормки птиц в течении зимы.
Уроки теоретического содержания. Посвящены экосистеме леса. Роль главных растений леса - деревьев в жизни живых существ. Знакомство с растительным и животным миром лесов своего района. Повторение правил поведения в лесу. Составление плакатов-обращений о сохранении хвойных деревьев, предупреждение их вырубки.
Уроки знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками, сказками на экологические темы. Составление плакатов-обращений о сохранении хвойных деревьев, предупреждение их вырубки.
Уроки - знакомство с экосистемами: водоемов, подводным миром растений и животных. Об охране водных ресурсов.
Насекомые в природе нашего края. В саду, на лугу, в лесу, у водоема. Роль насекомых в жизни живых организмов.
Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение открытых интегрированных уроков. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.
Уроки, посвященные экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.
Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности ( сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.
5. Список литературы.
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.
2. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.62.
3. Буневич Л. П. Обобщающее занятие. Знатоки родного края. Ж/л Начальная школа №5/1998г.
4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации.М.: Баласс,2000г.
5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.63.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 13.
8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г,с.52.
9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.50.
10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М.: 5 за знания, 2005г.
11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л Начальная школа №6/2000г, с 20.
12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.15.
13. Программы Начальные классы (1 - 4), М.: Просвещение, 1994г.
14. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова,М.: Просвещение,1998г.
15. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Л.В. Занкова, М.: Просвещение, 1998г.
16. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с.25.
17. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с. 78.
18.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями.
Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 21.
19. Пономарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 35.
20. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г,с. 54.
21. Сайты всемирной сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся 1 классов в рамках программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я».
Содержание программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» обусловлено интересами и потребностями детей и направлено на познание и преобразование себя и предусматривает сопровождения процессов...
КТП по программе внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 1-4 класс
КТП на учебный год с развитием и формированием УУД...
Программа внеурочной деятельности «Тропа здоровья» (1-4 классы)
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить современному школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии с 1- 4 классы "Тропинка к своему Я"
Развитие ребенка к познанию собственных возможностей...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4 класс с календарно тематическим планированием (срок реализации 1 год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ» (духовно - нравственное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
Программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"" 1-4 класс
Познакомить с профессиями....