Урок чтения по произведениям Н.Н.Носова
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова в 3 классе по УМК "Школа 2100" составлен в виде игры "Что? Где? Когда?" . На уроке используются презентации " О жизни и творчестве Н.Н.Носова", "Конкурсы к внеклассному уроку чтения по Н.Н.Носову. Презентации можно использовать при проведении библиотечных уроков, классных часов, во внеклассных мероприятиях, посвящённых творчеству писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.rar | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассный урок чтения
« Игра «Что? Где? Когда?»
по произведениям Николая Николаевича Носова».
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению
книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи: 1) развитие интереса к чтению и расширение кругозора;
2) развивать мышление детей, их речь;
3) воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;
4) помочь понять смысл дружбы и коллектива;
Методы: соревнование команд;
Форма: игра, подобная игре «Что? Где? Когда?»
Предварительная подготовка:
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:
- Рассказ «Огурцы»; Рассказ «Автомобиль»;
- Рассказ «Телефон»; Рассказ «Огородники»;
- Рассказ «Тук-тук-тук»; Рассказ «Живая шляпа».
- Рассказ «Мишкина каша». Рассказ «Фантазёры».
- Роман-сказку « Приключения Незнайки и его друзей».
- Рассказ «Бенгальские огни»; Рассказ «Леденец»;
- Рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»; Рассказ «Заплатка»;
- Рассказ «Автомобиль»; Рассказ «Затейники».
Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумают название своей команде и выбирают командира. (Название команд «Затейники» и «Фантазёры).
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова;
плакаты: «Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В.Михалков; «10 ноября 2011 года – 103 года со дня рождения Николая Николаевича Носова». Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями. Диск с песней «Гимн Незнайки и его друзей»; чёрный ящик; бенгальские огни; леденец; игрушка щенок; зелёный лоскут ткани; игрушка автомобиль; дом, нарисованный на листе ватмана.
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
Команды рассадить за два отдельных стола.
- О жизни и творчестве Н.Н.Носова.
Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг) такие как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»; и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».
Кто автор этих героев? (слайд №1) (Николай Николаевич Носов). (Указать на портрет слайд №1). Что вы знаете о его жизни и творчестве? Сколько лет исполнилось бы Н.Н.Носову в этом году? (слайд №2) Подойдите к экрану и проверьте (убрать или стереть ластиком)
О жизни писателя и его творчестве расскажет вам библиотекарь нашей школы (на интерактивной доске):
( слайд №3) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису (слайд №4).Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень (слайд №5)
Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.
О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».
(слайд №6) Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной артели, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в, то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.
(слайд №7) Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете, а потом один из рассказов (слайд №8) отнёс в журнал, где его напечатали. Он автор многих книг для детей. Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. (Слайд №9) Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки
Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Сегодня во время игры вы вспомните о многих его героях и произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы многое узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
- « Игра «Что? Где? Когда?» по произведениям Н. Н.Носова».
Наше внеклассное мероприятие мы проведём в виде игры «Что? Где? Когда?» и соревнования двух команд. Вы должны были придумать название команды и выбрать командира. ( Названия «Затейники», «Фантазёры» написано на плакате).
Представление жюри.
Командир 1 команды раскручивает волчок.
1 задание: «Угадай рассказ, отгадав загадку» (слайд №10).
Ведущий задаёт загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ – балл.
1) На грядке – длинный и зелёный,
В банке – жёлтый и солёный (огурец, рассказ «Огурцы»).
2) Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит (письмо, рассказ «Автомобиль»).
3) День-деньской у нас трезвон,
Ох, болтун наш…(телефон, рассказ «Телефон»).
4) На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ «Огородники»). 5)Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ «На горке»).
орона
6) Ребус Ворона (рассказ «Тук-тук-тук!»)
2 задание: «Из какого рассказа эти диалоги?» (слайд №11).
Спрашивают ответы у обеих команд. За каждый правильный ответ - балл.
(мини-сценки отрывков из произведений Н.Н.Носова).
- Рассказ «Живая шляпа».
- Рассказ «Мишкина каша».
- Рассказ «Фантазёры».
3 задание: Конкурс кроссвордистов (слайд №12).
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.
Гости тоже могут попробовать разгадать. Кто из гостей разгадал все 5 заданий? (приз)
Пока команда и гости разгадывают, звучит песня « Гимн Незнайки и его друзей».
2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | |||||||
- Главный герой романа-сказки про коротышек.
- Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Он поэт. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).
- Помощник механика.
- Малыш-разиня, который всё терял.
- Малышка, подружка Незнайки
Ответы:
2 | 3 | 4 р | 5 | ||||
а | с | ||||||
с | и | ||||||
т | н | ||||||
ш | е | е | |||||
ц | п | р | г | ||||
в | у | я | л | ||||
1 н | е | з | н | а | й | к | а |
т | т | к | з | ||||
и | и | а | к | ||||
к | к | а |
По какому произведению Н.Н.Носова составлен кроссворд? (Приключения Незнайки и его друзей).
Это произведение можно назвать рассказом, сказкой или как-то по-другому. Как? (роман-сказка). Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)
4 задание: конкурс «Чёрный ящик» для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды поочереди подходят к ведущему и угадывают предмет:
- Бенгальские огни (рассказ «Бенгальские огни);
- Леденец (рассказ «Леденец»);
- Щенок (рассказ « Дружок»);
- Зелёный лоскут ткани (рассказ «Заплатка»);
- Автомобиль (рассказ «Автомобиль»).
5 задание: Конкурс «Таинственное послание» (слайд №13).
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания – зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.
1 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:
« 1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30». «А я море мог переплыть»- рассказ «Фантазёры».
2 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:
«14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10». «Мы с Валей затейники» - рассказ «Затейники».
Задание для гостей: Игра «Путаница» (слайд №14). (провести во время конкурса).
Незнайка перепутал все названия рассказов и повестей Н.Носова. Помогите исправить его ошибки. Назовите правильные названия.
(На мультимедийной доске)
Рассказы и повести Н. Н. Носова.
- «Весёлая каша» («Весёлая семейка», «Мишкина каша»);
- «Федина шляпа» («Федина задача», «Живая шляпа»);
- «Бенгальские огородники» («Бенгальские огни», «Огородники»);
- «Тук-тук-тук фантазёрам» («Тук-тук-тук», «Фантазёры»).
6 задание: конкурс «Тест- путешествие по приключениям Незнайки» (слайд №15).
Ребята, а кто к нам в гости пожаловал?
Знайка: Я вам приготовил «Тест- путешествие по приключениям Незнайки». Надеюсь, вы сможете его выполнить (на мульдимедийной доске показывает Знайка). И ещё от сказочных человечков из Солнечного города я принёс вам подарок. А раскроете его в конце игры.
Ребята вы читаете вопрос и три варианта ответов, сообща выбираете один ответ и его называете его. Жюри будет проставлять балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов за этот конкурс -10 баллов.
(слайд №15). Тест « Путешествие по приключениям Незнайки».
1) Как назывался город, в котором жили коротышки?
а) Конфетный;
б) Цветочный;+
в) Малышкин.
2) Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?
а) Зелёный;+
б) Оранжевый;
в) Пёстрый.
3) Какого роста были коротышки?
а) ростом с гриб;
б) ростом с огурец;+
в) ростом с арбуз.
4)На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
а) на конфетах и печеньях;
б) на макулатуре;
в) на сиропе и газировке.+
(слайд №16).
5)Из чего Знайка сделал воздушный шар?
а) сшил из лёгкой ткани;
б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;+
в) из целлофанового пакета.
6)Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?
а) йодом и касторкой;+
б) зелёнкой;
в) горчичниками.
7) Чем лечила коротышек Медуница?
а) ирисками;
б) мармеладом;
в) мёдом. +
8)Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи.
а) крапива;
б) одуванчик; +
в) ромашка.
9)С кем Незнайка отправился на луну?
а) С Тюбиком.
б) С Пончиком. +
в) С Цветиком
Музыкальная пауза (после 3 конкурсов).
Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте? Споём эту песню с движениями.
- Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, споём песню под караоке
« Приключения Незнайки и его друзей».
Вывод:
Произведения, какого писателя мы сегодня вспомнили? (Николая Николаевича Носова). Что вы можете сказать о его героях? ( Они весёлые, жизнерадостные, общительные смешные).
Кому понравилось играть в игру «Что? Где? Когда?»?
Чем? Кому не понравилось? Почему? Что нового для себя вы сегодня узнали?
Итог. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературному чтению по произведениям Н. Н. Носова в 1 классе
Презентация по литературному чтению при изучении произведений Н.Н. Носова в 1 классе...
урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Презентация к уроку чтения по теме:"Рассказ Н.Носова "Заплатка" ( 2 класс, II вид, I Iотделение II вариант)
Презентация к уроку чтения по теме: " Рассказ Н.Носова "Заплатка"(2 класс,II вид, II отделение, II вариант)...
Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО
Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...
Презентация к уроку чтения по произведению М. Пришвина "Лёд и камень"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М. ПРИШВИНА "ЛЁД И КАМЕНЬ"...
Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"
Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"...