Урок чтения по произведениям Н.Н.Носова
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Аракчеева Надежда Васильевна

 

Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова в 3 классе по УМК "Школа 2100" составлен в виде  игры "Что? Где? Когда?" .  На уроке   используются  презентации " О жизни и творчестве Н.Н.Носова", "Конкурсы к внеклассному уроку чтения по Н.Н.Носову. Презентации можно использовать при проведении библиотечных уроков, классных часов, во внеклассных мероприятиях, посвящённых творчеству писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

                        Внеклассный урок чтения

                        « Игра «Что? Где? Когда?»

          по произведениям  Николая  Николаевича Носова».

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению

           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.

Задачи:  1) развитие интереса к чтению и расширение кругозора;

               2) развивать мышление детей, их речь;

          3) воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к    получению знаний;

          4) помочь понять смысл дружбы и коллектива;

Методы: соревнование команд;

   Форма: игра, подобная игре «Что? Где? Когда?»

 Предварительная подготовка:

 На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения   Н.Н.Носова:

  1. Рассказ «Огурцы»;                                               Рассказ «Автомобиль»;
  2. Рассказ «Телефон»;                                              Рассказ «Огородники»;
  3. Рассказ «Тук-тук-тук»;                                         Рассказ «Живая шляпа».
  4. Рассказ «Мишкина каша».                                   Рассказ «Фантазёры».
  5. Роман-сказку  « Приключения Незнайки и его друзей».
  6. Рассказ «Бенгальские огни»;                               Рассказ «Леденец»;
  7. Рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»;                  Рассказ «Заплатка»;
  8. Рассказ «Автомобиль»;                                        Рассказ «Затейники».

     Класс заранее  разделить на 2 команды.  Участники  придумают название  своей команде и выбирают командира. (Название команд «Затейники» и «Фантазёры).

       Оборудование: 

    Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя  Николая Николаевича Носова;

    плакаты: «Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В.Михалков; «10 ноября 2011 года – 103 года  со дня рождения Николая Николаевича Носова». Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями. Диск с  песней «Гимн Незнайки и его друзей»; чёрный ящик; бенгальские огни; леденец; игрушка щенок; зелёный лоскут ткани; игрушка автомобиль; дом, нарисованный на  листе ватмана.

                                       

                                   

                                   Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

   Команды рассадить за два отдельных стола.

  1. О жизни и творчестве  Н.Н.Носова.

        Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого  великого детского писателя.

         Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор  многих  рассказов (подойти к выставке книг) такие   как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон»,  «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»;  и  повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».

Кто  автор этих героев? (слайд №1) (Николай Николаевич Носов). (Указать на портрет слайд №1). Что вы знаете о его  жизни и творчестве? Сколько лет исполнилось бы Н.Н.Носову в этом году? (слайд №2)  Подойдите к экрану и проверьте (убрать или стереть ластиком)

               О жизни писателя и его творчестве расскажет вам библиотекарь нашей школы (на интерактивной доске):

        ( слайд №3) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.      Отец  Николай Петрович  был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура -  воспитали  четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису (слайд  №4).Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень (слайд №5)

      Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.

      О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И  нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл!   Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».                                  

    (слайд №6)   Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной артели, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в, то время его привлекло кино.  В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.                                

        (слайд №7) Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён  орденом Красной звезды.

       Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто  рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете, а потом один из рассказов (слайд №8) отнёс в журнал, где его напечатали. Он автор многих  книг для детей. Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. (Слайд №9) Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки

     Он награжден Государственной премией СССР  в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.

         Сегодня во время игры вы вспомните о многих его героях и  произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы многое узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.

  1. « Игра «Что? Где? Когда?»  по произведениям  Н. Н.Носова». 

        Наше внеклассное мероприятие мы проведём в виде игры «Что? Где? Когда?» и соревнования двух команд. Вы должны были придумать название команды и выбрать командира. ( Названия «Затейники», «Фантазёры»  написано на плакате).

         Представление жюри.

    Командир 1 команды раскручивает волчок.

1 задание: «Угадай рассказ, отгадав загадку» (слайд №10).

Ведущий задаёт загадки  по очереди каждой команде. За правильный ответ – балл.

1) На грядке – длинный и  зелёный,

    В банке – жёлтый и солёный (огурец, рассказ «Огурцы»).

                     2) Без крыльев, а летит.

                         Без языка, а говорит (письмо, рассказ «Автомобиль»).

3) День-деньской у нас трезвон,

   Ох, болтун наш…(телефон, рассказ «Телефон»).

                    4) На малину налетели,

    Поклевать её хотели,

    Но увидели урода –

                        И скорей из огорода!

                        А урод стоит на палке

                       С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ «Огородники»). 5)Меня хлопали лопатой,

  Меня сделали горбатой.

  Меня били, колотили,

  Ледяной водой облили.

  И скатились все потом

  С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ «На горке»).

орона

6) Ребус                                  Ворона  (рассказ «Тук-тук-тук!»)

2 задание: «Из какого рассказа эти диалоги?» (слайд №11).

Спрашивают ответы у  обеих команд.  За каждый правильный ответ - балл.

 (мини-сценки отрывков из произведений Н.Н.Носова).

  1. Рассказ «Живая шляпа».
  2. Рассказ «Мишкина каша».
  3. Рассказ «Фантазёры».

3 задание: Конкурс кроссвордистов (слайд №12).

     Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.               

     Гости тоже могут попробовать разгадать. Кто из гостей разгадал все 5 заданий?  (приз)

    Пока команда и гости разгадывают, звучит песня « Гимн Незнайки и его друзей».

     

2

3

4

             5

1

  1. Главный герой романа-сказки про коротышек.
  2. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Он поэт. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).
  3.  Помощник механика.
  4. Малыш-разиня, который всё терял.
  5. Малышка, подружка Незнайки

Ответы:

2

3

4 р

      5

а

с

с

и

т

н

ш

е

е

ц

п

р

г

в

у

я

л

1 н

е

з

н

а

й

к

а

т

т

к

з

и

и

а

к

к

к

а

  По какому произведению Н.Н.Носова составлен кроссворд?          (Приключения Незнайки  и его друзей).

     Это произведение можно назвать рассказом, сказкой или как-то по-другому. Как? (роман-сказка). Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)

4 задание: конкурс «Чёрный ящик» для капитанов команд.

        В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь  их угадать и  вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники  из каждой команды поочереди подходят к ведущему и угадывают предмет:

  1. Бенгальские огни (рассказ «Бенгальские огни);
  2. Леденец (рассказ «Леденец»);
  3.  Щенок (рассказ « Дружок»);
  4.  Зелёный лоскут ткани (рассказ «Заплатка»);
  5. Автомобиль (рассказ «Автомобиль»).

5 задание: Конкурс «Таинственное послание» (слайд №13).

   Участникам предлагается расшифровать таинственные послания – зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.

1 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:

  « 1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30». «А я море мог переплыть»-   рассказ «Фантазёры».

2 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:

 «14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10». «Мы с Валей затейники» - рассказ «Затейники».

  Задание для гостей: Игра «Путаница» (слайд №14).  (провести во время  конкурса).

 Незнайка перепутал все названия рассказов и повестей Н.Носова. Помогите исправить его ошибки. Назовите правильные названия.

  (На мультимедийной доске)

Рассказы и повести Н. Н. Носова.

  1. «Весёлая каша» («Весёлая семейка», «Мишкина каша»);
  1. «Федина шляпа» («Федина задача», «Живая шляпа»);
  2. «Бенгальские огородники» («Бенгальские огни», «Огородники»);
  3. «Тук-тук-тук фантазёрам» («Тук-тук-тук», «Фантазёры»).

6 задание: конкурс «Тест- путешествие по приключениям Незнайки» (слайд №15).

       Ребята, а кто к нам в гости пожаловал?

Знайка: Я вам приготовил «Тест- путешествие по приключениям Незнайки». Надеюсь, вы сможете его выполнить (на мульдимедийной доске показывает Знайка). И ещё от сказочных человечков из Солнечного города я принёс вам подарок. А раскроете его в конце игры.          

         Ребята вы читаете вопрос и три варианта ответов, сообща выбираете один ответ и его называете его. Жюри будет проставлять балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов за этот конкурс -10 баллов.

   (слайд №15).   Тест « Путешествие по приключениям Незнайки».

1) Как назывался город, в котором жили коротышки?

 а) Конфетный;

б) Цветочный;+

 в) Малышкин.

2) Как назывался город, в котором жили  одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?

 а) Зелёный;+

б) Оранжевый;

в) Пёстрый.

3) Какого роста были коротышки?

а) ростом с гриб;

б) ростом с огурец;+

в) ростом с арбуз.

4)На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?

а) на конфетах и печеньях;

б) на макулатуре;

в) на сиропе и газировке.+

     (слайд №16).

5)Из чего Знайка сделал воздушный шар?

 а) сшил из лёгкой ткани;

б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;+

в) из целлофанового пакета.

6)Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?

а) йодом и касторкой;+

б) зелёнкой;

в) горчичниками.

      7) Чем лечила коротышек Медуница?

а) ирисками;

б) мармеладом;

в) мёдом. +

      8)Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во        лжи.

 а) крапива;

 б) одуванчик; +

 в) ромашка.

     9)С кем Незнайка отправился на луну?

а) С Тюбиком.

б) С Пончиком. +

     в) С Цветиком  

      Музыкальная пауза (после 3 конкурсов).

     Какую песенку спели    малыши из Цветочного города на концерте? Споём эту песню с движениями.

  1. Подведение итогов.

     Пока жюри подводит итоги, споём песню под караоке

        « Приключения Незнайки и его друзей».

       Вывод: 

     Произведения, какого писателя мы сегодня вспомнили? (Николая     Николаевича Носова). Что вы можете сказать о его героях? ( Они весёлые, жизнерадостные, общительные смешные).

 Кому понравилось играть в игру «Что? Где? Когда?»?

 Чем?   Кому не понравилось?  Почему? Что нового  для себя вы сегодня узнали?

         Итог. Награждение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению по произведениям Н. Н. Носова в 1 классе

Презентация по литературному чтению при изучении произведений  Н.Н. Носова в 1 классе...

урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Презентация к уроку чтения по теме:"Рассказ Н.Носова "Заплатка" ( 2 класс, II вид, I Iотделение II вариант)

Презентация к уроку чтения по теме: " Рассказ Н.Носова "Заплатка"(2 класс,II вид, II отделение, II вариант)...

Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО

Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...

Презентация к уроку чтения по произведению М. Пришвина "Лёд и камень"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ  М. ПРИШВИНА "ЛЁД И КАМЕНЬ"...

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"...