«Риторика. Учимся красиво говорить» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Внеурочная деятельность в школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, знакомятся с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознают важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Один из путей создания условий для духовно-нравственного воспитания и развития коммуникативных умений, решать различные коммуникативные задачи – является кружок «Риторика. Учимся красиво говорить»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015-2016g.ritorika._uchimsya_krasivo_govorit_4_klass.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская СОШ №2»
Программа дополнительного образования
в ОУ «Истоки»
«Риторика. Учимся красиво говорить»
по учебнику «Риторика » авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева М: БАЛАСС, 2013
Духовно-нравственное направление
4 класс (9-10 лет)
Айтыкина Амина Худжатловна.,
учитель начальных классов
2015-2016г.
п. Салым
- Пояснительная записка:
Внеурочная деятельность в школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, знакомятся с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознают важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Один из путей создания условий для духовно-нравственного воспитания и развития коммуникативных умений, решать различные коммуникативные задачи – является кружок «Риторика. Учимся красиво говорить»
Рабочая программа по риторике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы, разработанной Т.А. Ладыженской и др. и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Рабочая программа соответствует:
- ФГОС начального общего образования второго поколения, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Учебнику «Риторика » авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева М: БАЛАСС, 2013г.;
- Федеральным компонентом образовательного стандарта для начального общего образования по риторике в образовательных учреждениях;
Новизна программы: В условиях ритма современной жизни становится очень важным наличие достаточного количества творчески развитых детей, ясно осознающих свои способности, желания и знающих как добиться цели. Содержание программы занятий разработано с учётом современных тенденций в области развития речи, в рамках внедрения ФГОС НОО, что даёт возможность обучающимся применять свои умения в искусстве говорить красиво, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика. Учимся красиво говорить» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Первый блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д .
Актуальность программы: рито́рика - наука об ораторском искусстве, наука красноречия. Основы риторики были заложены ещё в Древней Греции. Но искусство говорить красиво, убеждая собеседника, живёт и поныне. Риторика - это предмет гуманитарного цикла, которая даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Риторика, как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, хотя многие ученики и владеют лингвистическими понятиями, грамотны, но затрудняются общаться в разных ситуациях. В основе риторики лежит грамотная устная речь, приятная для восприятия и не менее важна письменная речь, если существует потребность в переписке.
По целевой направленности программа является развивающей: риторика – это предмет филологического цикла, которая помогает решению задач новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. Риторика - это предмет, которая способствует развитию качеств личности, это предмет гуманитарного цикла, которая даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения.
Цель программы «Риторика. Учимся красиво говорить» – научить речи, развивать коммуникативные умения, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности.
Задачи:
- Систематизирование изученных сведений о речевой ситуации, о её компонентах;
- Развитие коммуникативных способностей мышления; выработка навыков умения работы с книгой;
- Умение оценивать свою работу, корректировка деятельности с целью исправления недочетов;
- Общение в процессе обучения, воспитание умения работать в коллективе;
- Формирование умений и навыков работы с материалами;
- Выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся;
- Получению результата, удовлетворения, радости от собственной деятельности;
- Воспитание культуры речи.
Формы организации учебного процесса:
- языковые разминки;
- творческие задания;
- проекты;
- презентации;
- уроки (урок открытия нового знания, урок развития умений и навыков, урок-путешествие, урок«защита проектов»);
- работа в группах, в парах;
- система тренировочных упражнений, упражнения и задания на развитие связной письменной речи (творческие письменные работы – изложения, сочинения);
- конкурсы;
- встречи;
- выставки работ учащихся;
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
В группе занятие продолжается около 1 часа. Более длительное занятие может привести к утомлению и снижению работоспособности ребенка, снижению координации. Для учащихся рекомендуется использовать:
- групповую,
- фронтальную
- индивидуальную форму организации работы.
В работе необходимо учитывать технику безопасности ребенка. Так же проводить противопожарные мероприятия, затрагивать вопросы охраны и гигиены труда.
Виды контроля и механизмы оценки достижений учащихся:
- вводный контроль в начале каждого занятия;
- текущий, направленный на закрепление знаний пройденного материала;
- рубежный, проводящийся после завершения каждого блока темы;
- •итоговый по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы.
Предусматривается организация творческих отчётов коллектива и практических занятий (выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.). По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учебы за год, с помощью проведения просмотра творческих работ.
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Виды контроля | |
Тест-опрос | Презентация творческих работ | |||
1 | Общение | 10 | 1 | - |
2 | Текст | 11 | - | - |
3 | Речевые жанры | 9 | - | - |
4 | Обобщение | 6 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | - | - |
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 4-ом классе (9-10 лет.) – 1 час в неделю, 36 часов.
II. Планируемые результаты
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Личностными результатами изучения курса «Риторика. Учимся красиво говорить» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика. Учимся красиво говорить» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика.Учимся красиво говорить» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации
- Учебно-тематический план занятий на 2015/2016 учебный год
№ п/п | Наименование раздела, тема уроков | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Вид контроля | Использование ИКТ | Примечание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | Раздел 1. ОБЩЕНИЕ (10 часов) Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь | Урок повторения (беседа) | Название компонентов речевой ситуации. Определение вида общения по его основной задаче: сообщение, запрос информации, обмен информацией. | Уметь: – определять прием слушания, подходящий для конкретной ситуации; – строить общение | Текущий контроль (устный опрос) | ||||
2 | Общение устное и письменное. Пять вещей должны все знать | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | Презентация Интерактивная доска | ||||||
3 | Улыбайся чаще. Когда мы вместе | Урок развития умений и навыков (беседа) | Объяснение значения улыбки как средства поддержания контакта. Демонстрирование уместного использования улыбки в разных ситуациях. | Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении | Текущий контроль: анализ ситуаций | Рисунки детей (коллективная работа) | |||
4 | Улыбка в жизни помогает | Урок развития умений и навыков (игра) | Текущий контроль (устный опрос) | Демонстрационные таблицы | КСК «Сияние Севера» выступление на сцене «Осень, осень , в гости просим» | ||||
5 | Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи | Урок ознакомления с новым материалом (игра) | Называние словесных и несловесных средства устной речи. | Уметь анализировать свою общительность при помощи вербальных и невербальных средств общения |
| Стишки для детей | Участие в концерте ко Дню Учителя | ||
6 | Речевые отрезки и паузы | Урок развития умений и навыков (соревнование) | Объяснять роль пауз, логических ударений. | Текущий контроль (устный опрос) | |||||
7 | Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички. | Урок развития умений и навыков (игра) | Называть этикетные формы утешения. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. | Текущий контроль (чтение с логическим ударением) | видеофильм | Всероссийский день русского языка | |||
8 | Утешить – помочь, утешить – поддержать | Урок ознакомления с новым материалом (игра) | Текущий контроль | презентация | Анализ ситуаций | ||||
9 | О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя | Урок развития умений и навыков (беседа) | Оценивание себя как слушателя | Уметь оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения | Текущий контроль (устный опрос) | видеоплеер | Анкета для учащихся | ||
10 | Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека | Урок развития умений и навыков (беседа) | Оценивание себя как читателя | Уметь объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме | Текущий контроль (устный опрос) | презентация | Участие во Всероссийском конкурсе сочинений Великая Отечественная война в истории моей семьи | ||
11 | Раздел 2. ТЕКСТ (11 часов) Яркие признаки текста. Тексты аргументированные и неаргументированные | Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра) | Называние признаков текста. | Уметь определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность) | презентация | ||||
12 | Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы | Комбинированный урок (беседа) | Подбор завершающих предложений (абзацы) к незавершенным текстам. | Уметь находить в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид | Текущий контроль | Компьютерный класс | |||
13 | Завершающие абзацы | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | ||||||
14 | Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю – предостерегаю | Комбинированный урок | Анализ жанра запрета, его соответствие речевой ситуации. | Уметь выразить в речи запреты, произнесенные с разной интонацией | Текущий контроль (устный опрос) | Сообщения детей | |||
15 | Какие знаки ты знаешь? Символы и знаки – копии | Комбинированный урок | Объяснение значения известных знаков, роль знаков в современной жизни | Текущий контроль (устный опрос) | Демонстрационные таблицы | Встреча с поселковой библиотекой Голод А.В. День Конституции | |||
16 | Опорные конспекты | Комбинированный урок | Составление опорных конспектов услышанного и прочитанного |
| Текущий контроль (устный опрос) | ||||
17 | Деловое и художественное описание. Мы пишем описания | Комбинированный урок | Различие описания разных стилей. | Уметь определять виды описания – деловое и художественное | Текущий контроль (устный опрос) | компьютер | Сочинение о дружбе на неделю психологии | ||
18 | Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка | Комбинированный урок | Анализ оценочного высказывания с точки зрения его убедительности и вежливости. | Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче
| Текущий контроль (письменный опрос) | ||||
19 | Основные части рассуждения | Комбинированный урок | Выделение вступления, тезиса ,доказательства, вывода, заключения в рассуждении | Текущий контроль | |||||
20 | Аргументы. Структура аргументов | Комбинированный урок | Уметь анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов | Текущий контроль | |||||
21 | Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение | Комбинированный урок (беседа) | Анализ фактов и выводов. | Текущий контроль | Неделя русского языка и литературы Встреча с салымской поэтессой Коневой Т. В. | ||||
22 | Раздел 3. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (9 часов) Словарная статья | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | Анализ словарной статьи. | Знать структуру и особенности словарной статьи. Уметь анализировать словарные статьи | |||||
23 | Что такое рассказ, его части | Урок ознакомления с новым материалом | Анализ типичной структуры рассказа | презентация | Выпуск газеты «Моя семья» | ||||
24 | Сочиняем рассказ | Урок развития речи | Рассказывание (устное и письменное) о памятных событиях жизни. Определение информации о самом событии и отношение автора к событию. | Уметь представить свой рассказ на заданную тему | Текущий контроль: практическая работа | компьютер | составление рассказов | ||
25 | Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее | Текущий контроль: практическая работа | проанализировать газетные статьи | ||||
26 | Газетная информация. Факты, события и отношение к ним | Комбинированный урок (беседа) | Анализ информационных жанров, их соответствие речевой задачи. | презентация | |||||
27 | Информационные жанры | Комбинированный урок (беседа) | Реализация информации | Уметь различать информационные жанры | Текущий контроль (устный опрос) | ||||
28 | Хроника | Комбинированный урок (беседа) | Реализация хроники. |
| Текущий контроль (устный опрос) | Видео-плееер | |||
29 | Информационная заметка | Комбинированный урок (беседа) | Реализация информационной заметки. | Уметь составить заметку в школьную стенгазету | Текущий контроль: практическая работа | написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло | |||
30 | Подпись под фотографией | Комбинированный урок (беседа) | Реализация подписи под фотографией в зависимости от задачи. | Уметь выполнять подпись под фотографией | Текущий контроль: практическая работа | компьютер | подписать фотографии | ||
31 | Раздел 4. ОБОБЩЕНИЕ (6 час) Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры | Урок обобщения и систематизации знаний | Называние изученных речевых жанров. Приведение примеров жанров. | Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче | Тематический контроль: практическая работа | схематическое изображение видов речевой деятельности | |||
32 | Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги | Урок обобщения и систематизации знаний | Называние этикетных речевых жанров. Разыгрывание этикетных диалогов | Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации | Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов | разыгрывание этикетных диалогов | |||
33 | Речевые привычки | Урок обобщения и систематизации знаний | Оценивание своих речевых привычек | Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы в них | Тематический контроль: итоговый тест | составление памятки хороших речевых привычек | |||
34 | Учись красноречию. | Урок обобщения и систематизации знаний | Формулирование правила эффективного общения. Объяснение роли вежливого, тактичного взаимодействия | Итоговый контроль | презентация | ||||
35 | Майская газета | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела в общем процессе выпуска газеты | практическая работа: коллективный выпуск газеты ко Дню Победы | |||||
36 | Обобщающее занятие | Урок обобщения и систематизации знаний | Оценивание своих результатов за год | Уметь анализировать свои достижения |
IV. Содержание программы
- Теоретическая часть:
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
2.Практическая часть:
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Встреча с библиотекарем Суставовой Л.Д.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Символы и знаки. Встреча с поселковой библиотекой Голод А.В. День Конституции
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Конкурс стихов к 85 летию ХМАО-Югра. Неделя русского языка и литературы , Встреча с салымской поэтессой Коневой Т. В.
Газетные информационные жанры. Написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.Конкурс чтецов ко Дню Победы. Подписать фотографии и поздравительные письма треугольники Ветеранам войны
Информационная заметка. Коллективный выпуск газеты, практическая работа: выпуск газеты ко Дню Победы
V. Список используемой литературы для учителя:
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Методические пособия :
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2012.
- Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/. – М. : просвещение, 1994.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
Список используемой литературы для обучающихся:
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках 4 класс, М.: Ювента; Баласс, 2007 год
- Учебная тетрадь для 4 класса, М.:Ювента; Баллас, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Учимся красиво и правильно говорить".
Экспертная справка оценки эффективности содержания программы внеурочной логопедической деятельности по курсу «Учимся красиво и правильно говорить».(автор &nda...
Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...
ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем".
ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем". Разработана для обучающихсяиз 1специальных (коррекционных) классов VIIвида....
Презентация клуба по интересам "Учимся красиво говорить"
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах и конкурсах – большая нагрузка для ребёнка. Поэтому необходима интерес...
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"
В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из 2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...
Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка
Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...
Логопедический утренник «Мы будем красиво говорить»
Цель: воспитывать речевую и познавательную активность, закреплять умение правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать...