Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программы по учебным предметам и КТпланы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost._narodnye_igry_2_klass.docx | 55.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
(ФГОС НОО)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО________ Протокол №1 от 29.08.2016 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета школы Председатель: С.Л. Антропова____________ Протокол №1 от 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: директор школы _________ Н.С. Карабаева Приказ от 30.08.2016 г. № 222/1-о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Подвижные народные игры»
для 2 класса
Девлетбиевой Раисы Ибрагимовны,
учителя начальных классов
с. Варьеган
2016 – 2017 учебный год
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Регистрационный N 19993);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Актуальность программы:
- создание условий для хорошего физического развития обучающихся, для достижения оптимального уровня двигательных способностей;
- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
- положительное влияние игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Особенности программы:
Предлагаемая учебная программа знакомит обучающихся с играми народов России, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты, истоки самобытности культуры народов. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Участники программы: программа разработана для обучающихся 2 класса (7-8 лет).
Время существования программы: краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.
Программа рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 35 минут).
Цель программы - воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности обучающегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
- познакомить детей с разнообразием народных игр и возможностью использовать их при организации досуга, с традициями, историей и культурой народов;
- обучить разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- привить необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
- гармонически развивать функциональную систему организма ребёнка, повышать жизненный тонус;
- повышать физическую и умственную работоспособность школьника;
- оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- приобщить к самостоятельным занятиям подвижными играми, использовать их в свободное время.
Воспитывающие:
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различными видами спортивной и игровой деятельности;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты :
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Основная идея программы:
- освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе - в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Основные направления содержания деятельности:
- здоровьесберегающие технологии;
- духовно-нравственное развитие;
- технология развивающего обучения.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
- По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народов, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
- По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
- По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
- По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
- По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
- По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Кто из нас не помнит пряток, жмурок, догонялок, салочек? Кто автор этих весёлых развлечений? Конечно, на этот вопрос ответить непросто. Эти игры, как и песни, сказки, прибаутки, созданы народом. История русских народных игр насчитывает многовековые традиции. Народные игры сохранились и дошли до нас из глубины веков. Передавались из поколения в поколение. Игры прекрасно закаляли тело и душу. Собирались деревенские ребятишки за околицей, бегали без устали, играя в горелки, салочки.
Народные подвижные игры обычно проводятся на свежем воздухе, на открытой площадке. Участники таких игр могут быть дети самого разного возраста. От дошкольников до старшеклассников. Нередко в игровых забавах участвуют и взрослые. Почему? Народные игры привлекательны тем, что незатейливы, правила их просты и понятны каждому.
Народные подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, содействуют физической подготовке, прививают интерес и к физическим упражнениям, и к спорту. В них можно играть и на уроках физической культуры, и на прогулке, и на любом внеклассном мероприятии.
Игры народов России - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
В работе используются следующие формы:
- эстафеты;
- спортивные соревнования;
- спортивные праздники.
Условия реализации программы:
- кабинет;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- спортивный инвентарь.
Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у
обучающихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
- введение детей в предметную область физической культуры.
Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ; об основных нормах гигиены;
- знание правил техники безопасности во время игр;
- знание правил конструктивной групповой игры;
- знание основ организации коллективной творческой деятельности;
- знание способов проведения досуга людей.
Материально- техническое обеспечение программы:
- гимнастическая дорожка (8 матов);
- 25 теннисных мячей;
- 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
- 15 гимнастических обручей;
- 15 гимнастических палок;
- 10 мячей – прыгунок;
- 6 мячей для минибаскетбола;
- 25 платочков;
- 15 скакалок;
- 30 камешков одного размера (галька);
- 2 декоративные удочки;
- 14 флажков;
- 2 набора «Городки»
- Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
« Подвижные народные игры»
п/п | Тема урока | Цели урока | Описание игры | Дата | |
По плану | Факт | ||||
1. | Разучивание народных считалок, использование их в игре. | Познакомить обучающихся с народными считалками, используемые в играх. Познакомить с видами игр. | |||
2. | Русская народная игра «Змейка». | Научить русской народной игре «Змейка» | «Змейка» Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д. | ||
3. | Русская народная игра «Салки» | Научить русской народной игре «Салки». Воспитывать нравственные качества, дружеское отношение друг к другу. | «Салки» Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого. | ||
4. | Русская народная игра «Ворота» | Познакомить с русской народной игрой «Ворота». Научить выполнять все указания, точно и верно. | «Ворота» Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя «ворота». Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами. | ||
5. | Русская народная игра «Капканы» | Познакомить с русской народной игрой «Капканы». | «Капканы» Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты. Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке. Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга. | ||
6. | Русская народная игра «Золотые ворота» | Познакомить русской народной игрой «Золотые ворота». | «Золотые ворота». В начале этой игры (другие варианты ее названий: гусиный мост, золотой мост) выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Водящие («солнце» и «луна») речитативом повторяют скороговорку: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки). «Золотые ворота - круговые» (русская народная игра) В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх - это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих. На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга. Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге - все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей. | ||
7. | Русская народная игра «Горелки» | Научить русской народной игре «Горелки». Воспитывать нравственные качества, дружеское отношение друг к другу. | «Горелки» Игра проводится на поляне или в зале длиной не менее 20-30 м. Выбирают водящего - «горелыцика». У него за спиной выстраиваются пары играющих (обычно в паре - девочка и мальчик), первая пара должна стоять сзади «горелыцика» на расстоянии 10 шагов. Все игроки хором говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Начиная со слов «колокольчики звенят», «горельщик» смотрит вверх. В это время пара, стоящая сзади всех, разъединяет руки, и с разных сторон обходит колонну игроков. Дети тихо приближаются к «горелыцику», на последнее слово («звенят») срываются с места и бегут вперед, мимо «горелыцика», стараясь впереди опять соединиться в пару. Водящий пытается «осалить» одного из игроков. Если ему это удалось, то он образует с ним пару, а пойманный игрок сам становится «горелыциком». Игра продолжается. «Горелыцик» должен постепенно отходить вперед, чтобы расстояние между ним и первой парой не сокращалось. При игре в зале наоборот игроки в колонне должны делать несколько шагов назад, чтобы расстояние между игроками и «горелыциком» оставалось прежним. | ||
8. | Русская народная игра «Казаки-разбойники» | Научить русской народной игре «Казаки-разбойники». | «Казаки-разбойники» Игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «казаков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойманным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». | ||
9. | Русская народная игра «Волки и овцы» | Познакомить детей со старинной русской народной игрой «Волки и овцы». Научить выполнять все указания, точно и верно. | «Волки и овцы». Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» - это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье логово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле! «Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «-Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры. | ||
10. | Русская народная игра «Жмурки» | Познакомить со старинной русской народной игрой «Жмурки». | «Жмурки» Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке. Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Если игра проводится на улице, то надо определить границы участка, за которые игрокам нельзя выходить. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен определить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становится водящим. | ||
11. | Русская народная игра Жмурки «Маша и Яша» | Познакомить с русской народной игрой «Жмурки «Маша и Яша». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции. | «Жмурки «Маша и Яша». Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка наконец не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков. | ||
12. | Русская народная игра «Мороз - Красный нос» | Познакомить с русской народной игрой «Мороз – Красный нос». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции. | «Мороз - Красный нос» По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит: Я Мороз - Красный нос, Всех морожу без разбора. Разберусь со всеми скоро, Кто сейчас решится В дальний путь пуститься! Играющие в ответ скандируют: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз! И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза. | ||
13. | Русская народная игра «Гуси-лебеди». | Познакомить с русской народной игрой « Гуси-лебеди». Разучить слова игры. | «Гуси-лебеди». Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле. Между ними находится логово «волка». Все гуси летят на поле травку щипать. Хозяин зовет их: - Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да, да, да! - Ну летите же домой! - Серый волк под горой, не пускает нас домой. - Что он делает? - Зубы точит, нас съесть хочет. - Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать. Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы. | ||
14. | Русская народная игра «Свечки» | Научить русской народной игре с мячом «Свечки» Способствовать развитию слуха, координации движений и голосовых связок | «Свечки» Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим. | ||
15. | Русская народная игра «Заяц» | Научить русской народной игре с мячом «Заяц» Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Заяц» Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается. | ||
16. | Русская народная игра «Вышибалы» | Научить русской народной игре с мячом «Вышибалы» Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Вышибалы» Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать. | ||
17. | Русская народная игра «Лапта» | Познакомить со старинной русской народной игрой с мячом «Лапта». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Лапта» Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым. Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10-20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле». | ||
18. | Башкирская народная игра «Липкие пеньки» | Познакомить с башкирской народной игрой «Липкие пеньки». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Липкие пеньки» Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов. | ||
19. | Якутская народная игра «Вестовые» | Познакомить с якутской народной игрой «Вестовые». Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности. | «Вестовые» Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь. Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути. | ||
20. | Удмуртская народная игра «Удмуртские горелки» | Познакомить с удмуртской народной игрой «Удмуртские горелки». | «Удмуртские горелки». Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось. | ||
21. | Марийская народная игра «Колышки» | Познакомить с марийской народной игрой «Колышки». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Колышки» Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы образовался круг радиусом 3-5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего. Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Для этого он должен положить руку на выбранный колышек и громко посчитать до трех. На счет «три» водящий выбегает из круга и бежит вокруг. Хозяин круга одновременно бросается в противоположную сторону, стараясь обогнать водящего и добежать до своего колышка первым. Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и должен водить снова. | ||
22. | Удмуртская народная игра «Поляна - жердь» | Познакомить с удмуртской народной игрой «Поляна - жердь». Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности. Воспитывать культуру игрового общения. | «Поляна - жердь» Эту народную игру лучше всего проводить на полянке с мягкой почвой. Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь (толстая палка длиной 2 м). Вокруг жерди очерчивается граница круга радиусом 10-15 м (в зависимости от возраста детей это расстояние может быть и уменьшено). Водящий становится возле жерди, остальные игроки становятся за границей круга. По условному сигналу водящего игроки по очереди вбегают в круг и, не останавливаясь, на бегу ударяют по жерди рукой или ногой (это должно быть уточнено до начала игры). Если жердь при ударе падает, то водящий должен броситься вдогонку за этим игроком, пытаясь «осалить» его до того, как игрок пересечет границы круга. Если водящий догнал игрока, то неудачливый игрок становится водящим. Если нет, то он возвращается на центр круга, заново втыкает жердь так, чтобы она стояла строго вертикально к поверхности площадки, и игра продолжается. | ||
23. | Игра народа коми «Стой, олень» | Познакомить с народной игрой коми «Стой, олень». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. Воспитывать дисциплинированность, смелость. | «Стой, олень» Эта игра очень популярна у народов Крайнего Севера, в ней игроки могут испытать свои качества в роли оленей. Игра проводится на улице или в большом спортзале, где до начала игры специально отгораживаются границы «пастбища». Водящий («пастух», «охотник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей. | ||
24. | Бурятская народная игра «Ястреб и утки» | Познакомить с бурятской народной игрой «Ястреб и утки». Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности. Воспитывать культуру игрового общения. | «Ястреб и утки» Игра проводится на улице. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». «Озеро» - это очерченная зона произвольной формы на одном из противоположных концов поля. На другом конце поля располагается «ястреб» - это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» - это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке на расстоянии 1-1,5 м друг от друга на пути «уток» к «озеру». «Утки» спасаются сначала среди «камышей», а потом - в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Ястреб» продолжает ловить уже меньшее количество «уток». «Ястреб» побеждает, если сумел поймать всех «уток». | ||
25. | Ингушская народная игра «Бег с палкой в руке» | Познакомить с ингушской народной игрой «Бег с палкой в руке». | «Бег с палкой в руке» Рассмотрим, как можно устроить целое соревнование в беге, держа палку на ладони. Для этого надо заранее определить расстояние от старта до финиша и отметить его. Оно может быть 50-100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участники будут соревноваться в беге. Они должны быть примерно одинакового веса и размера, чтобы все участники испытывали одинаковые трудности в удержании своих палок в равновесии. Если соревнуются школьники, то палки могут быть длиной до 1 м, если игра проводится со старшими дошкольниками, то длина палки не должна быть больше 50 см. Участники одного забега также не должны очень сильно отличаться между собой по росту. Дети должны пробежать от старта до финиша, держа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сумел первым добежать до финиша и не уронить палку. | ||
26. | Осетинская народная игра «Слепой медведь» | Познакомить с осетинской народной игрой «Слепой медведь». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика. По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Пойманный игрок сам становится «слепым медведем». | ||
27. | Башкирская народная игра «Жмурки» (в кругах) | Познакомить с башкирской народной игрой «Жмурки». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. | «Жмурки» Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков. В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим. Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим. | ||
28. | Татарская народная игра «Маляр и краски» | Познакомить с татарской народной игрой «Маляр и краски». Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи | «Ручеек» Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» - «У меня красок много, - отвечает «хозяйка красок», - какую тебе?» Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией. «Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова. | ||
29. | Игра народов коми «Чур, все!» (прятки со скороговорками) | Познакомить с народной игрой коми «Чур, все!». Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания. Воспитывать дисциплинированность, смелость. | «Чур, все!» Перед началом игры дети делятся на две команды и выбирают двух судей, которые будут строго следить за соблюдением правил в течение всей игры. Жребием определяется, какая команда будет прятаться первой. Все игроки другой команды становятся в круг и условленное число раз произносят хором скороговорку, например: «Все бобры добры для своих бобрят». (Правильное произношение скороговорки должно быть доступно всем. Если в команде есть дети с нарушениями произношения отдельных звуков, то скороговорка может быть заменена на более простую: «Под топотом копыт пыль по полю летит».) Судьи следят за правильностью произношения скороговорки и считают, сколько раз ее произносят. За это время все дети из другой команды должны успеть спрятаться. Закончив произносить скороговорку, игроки из водящей команды начинают искать спрятавшихся противников. Когда удастся найти первого игрока другой команды, надо громко закричать: «Чур!», и назвать найденного ребенка по имени. Затем все игроки из обеих команд бегут к месту жеребьевки и, взявшись за руки, хором один раз произносят ту же самую скороговорку, что и в начале игры. За правильностью произношения скороговорки каждой командой следит свой судья. Выигравшей считается команда, которая первой выполнила всю эту последовательность действий. Она получает право прятаться. | ||
30. | Кольцовка народных игр. | Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее. | Любимые игры обучающихся | ||
31. | Кольцовка народных игр. | Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее. | Любимые игры обучающихся | ||
32. | Кольцовка народных игр. | Закрепить знания и умения народных игр, изученных ранее. | Любимые игры обучающихся | ||
33. | Спортивный праздник. | Эстафеты | |||
34. | Соревнование «Веселые старты» | Эстафеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....
Рабочая программа по УМК "Школа России" 3 класс
Документ включает в себя рабочие программы и тематическое планирование по русскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, математике, окружающему миру. технологии, изоискусству и музыке....