НОД «Картины осени» по развитию речи в подготовительной группе.
план-конспект на тему
НОД «Картины осени» по развитию речи в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД «Картины осени» по развитию речи в подготовительной группе. | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Картины осени» по развитию речи в подготовительной группе.
Реализация содержания в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с изображением осени в произведениях поэтов, художников, композиторов.
Задачи:
– формировать умение воспринимать выразительные средства языка, передающие красоту и величие осенней природы, умение видеть в природе картины, «нарисованные» языком поэзии;
– вызвать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом;
– формировать умение эмоционально реагировать на музыкальные произведения, определять общее настроение и характер музыки;
– обогащать словарь определениями, активизировать использование в речи глаголов;
– учить передавать своё отношение через рисунок, используя при этом различные материалы и средства выразительности.
Оборудование: портреты поэтов (Ф. Тютчев, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Толстой, Н. Некрасов, А. Пушкин); портреты композиторов (П. Чайковский, А. Вивальди); запись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского, запись пьесы «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, запись пьесы «Ноктюрн» П. Чайковского; репродукции картин «Золотая осень» И. Левитана, «Октябрь» Е. Волкова; материалы для продуктивной деятельности (альбомные листы, акварельные краски, кисти, поролон для штамповки).
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними проявлениями природы; рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами; прослушивание музыкальных произведений; чтение рассказов и разучивание стихов, песен об осени; рисование осенних деревьев, осеннего леса.
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент.
– Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
– Какое же это время года? (Ответы детей) Конечно, осень.
– Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, бродя по участку детского сада, парку, лесу, лугу. Мы вдыхали особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый – сухой травы, прелых листьев, горьковатый запах дыма, удивительный запах поздних цветов и грибов. Мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними лучами осеннего солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.
- Знакомство с произведениями поэтов, художников, композиторов.
– Назовите осенние месяцы. (Ответы детей)
– По месяцам осень условно можно разделить на три периода – ранняя, золотая, поздняя осень. Сегодня мы поговорим о каждом из этих периодов.
– Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
– О каком периоде осени говорится в стихотворении? (Ответы детей)
– Кто из вас видел хрустальные вещи, красивые и хрупкие, которые сверкают при свете? (Ответы детей) А может ли осенний день быть хрустальным? (Ответы детей)
– Давайте прослушаем пьесу «Осень» итальянского композитора А. Вивальди из его концерта «Времена года» и стихотворение об осени К. Бальмонта.
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся, нет в цветах благовония.
Скоро осень проснётся – и заплачет спросонья.
– Посмотрите на картину И. Левитана «Золотая осень». Подходит ли прослушанная музыка и стихотворения к осени, изображённой на картине? Почему? (Ответы детей)
– Какая красота! Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое настроение у вас возникает? (Ответы детей) Какие краски использовал художник – радостные или скучные? (Ответы детей)
– Художник изобразил огромное пространство, необозримый простор земли с рекой, лесами, полями. Он почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной, торжественной осени, посылающей нам прощальные привет; нашёл такие краски, чтобы передать своё удивление, восторг, радость и светлую грусть.
– Ещё одно стихотворение об осени выучил Арсений Россинский. Автор стихотворения – А. Толстой.
Осень, осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
– Стихотворение Н. Некрасова.
Поздняя осень, грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели.
– О каком периоде осени говорится в этих стихах? Какой период осени уже наступил? (Ответы детей) А вам нравится поздняя осень? Почему? (Ответы детей).
Динамическая пауза «Осенние листья».
(Под пьесу П. Чайковского «Ноктюрн» предложить в танце изобразить движения осенних листьев).
– Посмотрите на картину Е. Волкова. Вы любите погоду, когда пасмурно, а воздух чистый и свежий? (Ответы детей) В это время чувствуешь себя спокойно и умиротворённо. Художник изобразил позднюю осень в берёзовом лесу. Последние засохшие листья, слетая с веток, устилают землю желтоватым ковром. Деревья оголились, стволы берёз стали чётко выделяться своей белизной. Сквозь поредевший лес открылись дали: серый лес, повороты серой реки, серое небо. Какие краски использовал художник – грустные или радостные? (Ответы детей) Грустная картина увядающей природы – и скромная цветовая гамма.
– Давайте послушаем музыкальное произведение – пьесу «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» великого русского композитора П. Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом, в ней сожаления об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся музыка. Давайте закроем глаза и представим позднюю осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум, и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
А. Пушкин.
– Что вы чувствовали, слушая музыку и стихи? (Ответы детей) Подходят ли музыка и стихи к картине Е. Волкова? (Ответы детей).
- Рисование «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники (штамповка поролоном).
– Мы не будем грустить об уходящей осени, а попробуем запомнить её как красивейшее время года. Для этого изобразим кусочек осени с своих рисунках.
(Дети рисуют).
- Итог.
– Что понравилось и запомнилось вам из нашего занятия? (Ответы детей).
– Вот как интересно рассказали нам об осени поэты, художники, композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...
Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"
Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....
Конспект урока развития речи "Поздняя осень" (рассказ-описание по картине) 3 класс
Данный конспект пригодится в помощь учителям, обучающим глухих детей....
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....