Использование краеведческого подхода
статья на тему

Краеведческий подход в изучении различных дисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskiy_podhod.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого подхода с целью формирования

            ценностного отношения к окружающему миру

Одним из направлений модернизации содержания образования является реализация ценностного подхода к миру, окружающему ребёнка. Использование краеведческого подхода на уроках и во внеурочное время помогает в решении этой задачи. Краеведение – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей. Этот подход не только расширяет кругозор детей, заставляет увидеть большое в малом и наоборот, но и воспитывает патриотизм, любовь к родной природе и культуре, истории родного края, развивает наблюдательность, умение работать с дополнительной литературой, учит самостоятельно добывать знания, делать логические выводы, выявлять закономерности. Только научив любить то место, где человек родился, можно говорить о воспитании нового взгляда на природу, понимании своего места в ней и бережного отношения ко всему живому. Для решения этих задач я использовала не только уроки окружающего мира, но и межпредметные  связи, кружковую работу, внеклассные мероприятия и работу в группе продлённого дня. Мне особенно близка эта проблема, так как по образованию я географ.

Например, при изучении степей и лесостепей вспоминали особенности климата, растений и животных Саратовской области, познакомились с представителями флоры и фауны, занесёнными в Красную книгу. В уголке природы велось постоянное наблюдение за температурой, облачностью и осадками в Саратове, а в конце месяца и сезона данные усреднялись, обобщались, делались выводы об особенностях погоды и климата родного города.

Изучая историю славян, затрагивались вопросы основания Саратова, причин названия города, участие жителей нашего края в восстании Е.Пугачёва, событиях Великой Отечественной войны. Мы посетили музей боевой славы СВВКУ, музей космонавтики в п/о «Корпус». Познакомились с историей создания музея им.А.Н.Радищева, провели заочную экскурсию по залам музея, узнали о писателе К.А.Федине и местах города, связанных с его именем. Из памятников архитектуры говорили о зданиях университета им.Н.Г.Чернышевского, Крытого рынка, Покровской церкви. Часть материала переносилась на классные часы, работу кружка знатоков родного края, работу в группе продлённого дня.

В курсе окружающего мира говорилось о влиянии экологии губернии на здоровье жителей. При изучении темы «Лекарственные растения» уделяли внимание знакомству с лекарственными и ядовитыми растениями области, многие из которых занесены в Красную книгу.

На уроках русского языка, литературного чтения писали сочинения о любимых уголках Саратова, проводили конкурс стихов Н. Палькина.

На уроках математики решались задачи, связанные с родным краем, например:

  1. Один вяз за сезон усваивает из воздуха 120 грамм сернистого газа. Сколько сернистого газа уничтожит он за 10, 20, 100 лет?
  2. За лето одна сова съедает 1000 мышей, каждая из которых уничтожает 1 кг. зерна. Сколько зерна спасут за лето 5, 50 сов?

На уроках технологии из собранного природного материала изготавливали аппликации, сувениры, постигая красоту окружающего нас мира, получая эстетическое наслаждение, воспитывая чувство прекрасного в душе каждого школьника.

В работе с детьми используются оформленный  с помощью родителей коллаж  «Знай и люби свой край!» и уголок «В мире интересного».

Дидактическим стержнем уроков по системе общего развития Л.В.Занкова является самостоятельная деятельность учащихся. Они, используя дополнительную и справочную литературу, приготовили массу докладов, сообщений, кроссвордов и викторин по вопросам краеведения.

Веду кружок исследовательских проектов по родному краю. Результатом работы является создание модели экологической тропы зелёной зоны МОУ «СОШ№73», альбома « Улицы города», стихотворений на тему экологии края.  Учащиеся принимали участие в школьной  конференции «Проектно-исследовательская деятельность в краеведении» - 1,2,3 места,

в конференции, посвящённой 50-летию полёта Ю.А.Гагарина – 1,2,3 места.

     В системе проводится внеурочная социально-значимая деятельность с детьми.

Учащиеся принимали участие в следующих социально направленных мероприятиях:

  1. Всероссийская благотворительная акция «Я доброволец» - благодарность;
  2. Областной фестиваль детско-юношеского творчества «Спасём родничок и малую речку» по социальному проекту «Живая капля воды» - диплом;
  3. Областной фестиваль экологических инициатив,  проект «С чего начинается Родина?» - диплом;
  4. Городской конкурс «Моя Конституция!»  - победа в номинации «Идеальная страна»;
  5. Городской конкурс «С русским воином через века» - грамота;
  6. Городской конкурс «Скажи жизни: «Да!»,  номинация  «Что я могу сделать один?» - 3 место;
  7. Городской творческий конкурс «Моя улица, мой город, моя Россия» - сертификаты;
  8. Общешкольная акция «Подари книгу библиотеке» - грамота;
  9. Общешкольная акция «Книге – вторую жизнь» - грамота;
  10. Общешкольная акция «Изготовим кормушку» - грамоты.

Таким образом, применение краеведческого подхода помогало решать вопросы, связанные с обучением, воспитанием и развитием личности каждого ребёнка послужило формированию ценностного отношения к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...

"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", доклад

Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....

"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", презентация

Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....