Использование краеведческого подхода
статья на тему
Краеведческий подход в изучении различных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_podhod.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого подхода с целью формирования
ценностного отношения к окружающему миру
Одним из направлений модернизации содержания образования является реализация ценностного подхода к миру, окружающему ребёнка. Использование краеведческого подхода на уроках и во внеурочное время помогает в решении этой задачи. Краеведение – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей. Этот подход не только расширяет кругозор детей, заставляет увидеть большое в малом и наоборот, но и воспитывает патриотизм, любовь к родной природе и культуре, истории родного края, развивает наблюдательность, умение работать с дополнительной литературой, учит самостоятельно добывать знания, делать логические выводы, выявлять закономерности. Только научив любить то место, где человек родился, можно говорить о воспитании нового взгляда на природу, понимании своего места в ней и бережного отношения ко всему живому. Для решения этих задач я использовала не только уроки окружающего мира, но и межпредметные связи, кружковую работу, внеклассные мероприятия и работу в группе продлённого дня. Мне особенно близка эта проблема, так как по образованию я географ.
Например, при изучении степей и лесостепей вспоминали особенности климата, растений и животных Саратовской области, познакомились с представителями флоры и фауны, занесёнными в Красную книгу. В уголке природы велось постоянное наблюдение за температурой, облачностью и осадками в Саратове, а в конце месяца и сезона данные усреднялись, обобщались, делались выводы об особенностях погоды и климата родного города.
Изучая историю славян, затрагивались вопросы основания Саратова, причин названия города, участие жителей нашего края в восстании Е.Пугачёва, событиях Великой Отечественной войны. Мы посетили музей боевой славы СВВКУ, музей космонавтики в п/о «Корпус». Познакомились с историей создания музея им.А.Н.Радищева, провели заочную экскурсию по залам музея, узнали о писателе К.А.Федине и местах города, связанных с его именем. Из памятников архитектуры говорили о зданиях университета им.Н.Г.Чернышевского, Крытого рынка, Покровской церкви. Часть материала переносилась на классные часы, работу кружка знатоков родного края, работу в группе продлённого дня.
В курсе окружающего мира говорилось о влиянии экологии губернии на здоровье жителей. При изучении темы «Лекарственные растения» уделяли внимание знакомству с лекарственными и ядовитыми растениями области, многие из которых занесены в Красную книгу.
На уроках русского языка, литературного чтения писали сочинения о любимых уголках Саратова, проводили конкурс стихов Н. Палькина.
На уроках математики решались задачи, связанные с родным краем, например:
- Один вяз за сезон усваивает из воздуха 120 грамм сернистого газа. Сколько сернистого газа уничтожит он за 10, 20, 100 лет?
- За лето одна сова съедает 1000 мышей, каждая из которых уничтожает 1 кг. зерна. Сколько зерна спасут за лето 5, 50 сов?
На уроках технологии из собранного природного материала изготавливали аппликации, сувениры, постигая красоту окружающего нас мира, получая эстетическое наслаждение, воспитывая чувство прекрасного в душе каждого школьника.
В работе с детьми используются оформленный с помощью родителей коллаж «Знай и люби свой край!» и уголок «В мире интересного».
Дидактическим стержнем уроков по системе общего развития Л.В.Занкова является самостоятельная деятельность учащихся. Они, используя дополнительную и справочную литературу, приготовили массу докладов, сообщений, кроссвордов и викторин по вопросам краеведения.
Веду кружок исследовательских проектов по родному краю. Результатом работы является создание модели экологической тропы зелёной зоны МОУ «СОШ№73», альбома « Улицы города», стихотворений на тему экологии края. Учащиеся принимали участие в школьной конференции «Проектно-исследовательская деятельность в краеведении» - 1,2,3 места,
в конференции, посвящённой 50-летию полёта Ю.А.Гагарина – 1,2,3 места.
В системе проводится внеурочная социально-значимая деятельность с детьми.
Учащиеся принимали участие в следующих социально направленных мероприятиях:
- Всероссийская благотворительная акция «Я доброволец» - благодарность;
- Областной фестиваль детско-юношеского творчества «Спасём родничок и малую речку» по социальному проекту «Живая капля воды» - диплом;
- Областной фестиваль экологических инициатив, проект «С чего начинается Родина?» - диплом;
- Городской конкурс «Моя Конституция!» - победа в номинации «Идеальная страна»;
- Городской конкурс «С русским воином через века» - грамота;
- Городской конкурс «Скажи жизни: «Да!», номинация «Что я могу сделать один?» - 3 место;
- Городской творческий конкурс «Моя улица, мой город, моя Россия» - сертификаты;
- Общешкольная акция «Подари книгу библиотеке» - грамота;
- Общешкольная акция «Книге – вторую жизнь» - грамота;
- Общешкольная акция «Изготовим кормушку» - грамоты.
Таким образом, применение краеведческого подхода помогало решать вопросы, связанные с обучением, воспитанием и развитием личности каждого ребёнка послужило формированию ценностного отношения к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира
Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...
"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", доклад
Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....
"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", презентация
Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....