"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", презентация
методическая разработка
Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosova_l.l._29.08.2018_.ppt | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача современного образования в условиях ФГОС второго поколения заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. Лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребёнка. А интересы младшего школьника определяются не только потребностями, сформированными в процессе воспитания и обучения, но и заложенными в него самой природой .
Я. А. Коменский рассматривал окружающий мир как начальный способ обучения и развития думающего человека и советовал приучать учащихся «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней». Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, река, лес.
Краеведение - это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» – понятие условное. Это может быть и город, и район, и улица. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». Д.С. Лихачев, академик
Роль педагога Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине .
Значение использования регионального компонента Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, воспитанию нравственности. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность. Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже самостоятельного открытия.
Критерии отбора краеведческого материала При отборе краеведческого материала к уроку следует учитывать следующие. Краеведческий материал должен быть: а) органически связан с программным материалом; б) доступными для учащихся по содержанию и объему; в) образными и эмоциональными, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета; г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений; д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер.
Использование краеведческого материала основывается на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся: Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами; Принцип систематичности , состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения истории; Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы; Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания; Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.
Уровни использования регионального компонента Преподавание с использованием регионального компонента в обучении предполагает как минимум три уровня познавательной работы обучающихся 1) получение учащимися «готовых» со слов учителя и из федеральных и региональных учебников; 2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся; 3) углубленный исследовательский поиск.
Виды работы с региональным компонентом: самостоятельная работа обучающихся с письменными и вещественными источниками; экскурсии, экспедиции по родному краю, осмотр памятников истории и культуры; ученические исследования (подготовка проектов, сообщений, докладов); встречи с интересными людьми; создание видеофильмов и т.д.
Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).
Исследовательские мини - проекты Моя родословная. Как возникла моя фамилия, мои выдающиеся однофамильцы. Что означает мое имя и отчество. Имя Победы - на карте Нижнекамска. Где мои корни? Первооткрыватели Нижнекамской нефти и газа. Почетные граждане Нижнекамска. Выдающиеся деятели культуры.
Заключение Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования. Главная задача учителя истории – заинтересовать подростков процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Литература 1. Вавилова О.Л. Регионалистика [Текст]/ М., 2005 2. Краеведение: Пособие для учителя [Текст]/ А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158с. 3. Лукиева Е.Б. Историческое краеведение [Текст]/ Учеб. пособие Том. политехн. ун-т. - Томск, 2003. - 156 с. 4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение[Текст]/ Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. 231 с. 5. Пирожков Г.П. Краеведение [Текст]/ учебник. Тамбов; М.; СПб.; Баку, Вена, 2006. 272 с. 6. Строев К.Ф. Краеведение [Текст]/ Учебное пособие для студен-тов естест.-геог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение. 1974. – 143с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Представление опыта работы на окружном семинаре "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона "Об образовании в РФ"...
Реализация деятельностного подхода в начальной школе в рамках ФГОС (УМК «Загадки природы»)
Реализация деятельностного подхода в начальной школе в рамках ФГОС (УМК «Загадки природы»)...
Отчет по программе самообразования «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС» учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №2» Гареевой Л.Р.
отчет по программе самообразования...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....
Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...
"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", доклад
Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования....