Самоанализ учебной деятельности (2014-2015 уч.г.)
статья (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 85.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь основными направлениями Концепции модернизации Российского образования, нормативно-правовыми основами развития системы образования, образовательной программой и программой развития школы.
Принимая детей во втором классе, я поставила перед собой цель - сформировать в каждом из своих будущих выпускников социально адаптированную личность с активной жизненной позицией, поэтому первостепенное внимание уделяю мониторингу уровня сформированных универсальных учебных действий в начальной школе. При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел. Провожу мероприятия на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма, здорового образа жизни.
С целью активизации познавательной активности учащихся на уроках практикую приемы частично-поискового метода: задания на подтверждение правильности выводов, на поиск ошибки в рассуждениях. Владею приемами, характерными, как для репродуктивного метода обучения (задания на индивидуальное речевое проговаривание, на приведение собственных примеров), так и проблемного метода обучения (постановка проблемного вопроса, рассуждение). Выбор методов осуществляю в соответствии с темой и типом урока. Владею системой отбора материала к уроку, умением его структурировать.
На протяжении обучения учащихся провожу анализ усвоения учебного материала. По результатам ввожу задания в зависимости от уровня обученности детей. Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет задействовать каждого ученика на каждом уроке.
В период работы я являлась участником районной августовской конференции учителей, методического объединения учителей начальных классов района на базе Тыгдинской средней школы, в качестве эксперта входила в состав жюри на районной научно-практической конференции «Шаг в науку» и муниципального этапа конкурса «Воспитать человека – 2015» в номинации «Педагог дополнительного образования».
Владею нестандартными технологиями в обучении, в том числе и информационными. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий по предметам «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир». Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
На всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность.
На уроках трудового обучения использую проектную деятельность, которая способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизни.
Организую внеклассную читательскую деятельность через участие в мероприятиях (литературные игры, конкурсы, викторины) школьной библиотеки, направленную на развитие речи, воображения, образного мышления. Дети готовятся к предстоящей самостоятельной читательской деятельности.
Применение описанных методов приводит к стабильным результатам.
При организации учебно-воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся. В течение дня организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей: провожу на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Работаю в тесном контакте с родителями. На родительские собрания подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. По запросам родителей были организованы встречи с психологом школы, который помог раскрыть психологический аспект воспитания, развития детей. В классе организован родительский комитет. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий, экскурсий, подготовке кабинета к новому учебному году.
В 2014-2015 учебном году я продолжила обучение учащихся по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель, могу назвать следующие:
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
- использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
- учет потребностей учащихся; формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося).
Чтобы максимально реализовывать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов, я работаю в системно-деятельностном подходе, целью которого является научить предметными средствами ответить на те вопросы, которые предлагает нам сама жизнь. На уроках применяю следующие технологии:
- Технология деятельностного метода
- Технология развития критического мышления
- Технология проблемного обучения
- ИКТ
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающая технология
- Технология оценивания
Новые технологии позволяют индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает немалый положительный результат, так как создает условия для успешной деятельности каждого ученика.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий с учетом психофизиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться неплохих результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации учебного процесса, формирование нового отношения к школе – требование сегодняшнего дня. Уверена, что именно от учителя зависит то, каким будет наш выпускник.
Для отслеживания результатов использую такие формы контроля:
- Стартовый контроль – он позволяет определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксирую в своем зачетном листе);
- Тематический контроль – провожу после изучения наиболее значимых тем;
- Итоговый контроль в формах: тестирования, практических работ, творческих работ, самооценки и самоконтроля – определения границ своего «знания-незнания».
Стараюсь регулярно оценивать эффективность занятий. Для этого использую показатели:
- степень помощи, которую я оказываю учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляю, справляются ли ученики с ними самостоятельно и на что необходимо обратить внимание на уроках.
В своей работе стараюсь поощрять даже маленькие успехи обучающихся. Поощрения – стимул познавательного интереса. Огромное влияние они оказывают на эмоциональный подъем, прилив интеллектуальных и моральных сил учащихся. Особенно одобрения нужны слабоуспевающим учащимся. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя утраивают энергию учащегося.
В течение года работаю в своем кабинете с мультимедиапроектором, веду электронный журнал, как классный руководитель. Активно пользуюсь Интернетом, для поиска необходимых материалов к урокам, внеклассным мероприятиям и классным часам. Использую обучающую программу, установленную на рабочем компьютере.
На своих уроках всегда стараюсь рационально сочетать работу и отдых – пассивный и активный. Несмотря на тот факт, что специалисты рекомендуют отводить для отдыха вполне конкретные отрезки урока, всегда импровизирую со временем отдыха – все зависит от того, насколько устали ребята и в какое время им необходима разгрузка. Активно применяю в начальной школе небольшие физминутки, которых может быть и две за урок, релаксацию в форме прослушивания спокойной музыки. Ребятам из начальной школы разрешается работать стоя в случае, если они устали сидеть. Класс регулярно проветриваю, слежу за посадкой детей. В моем рабочем кабинете хорошее освещение, много цветов, красочная наглядность. Часто слышу от детей, что им всегда хочется приходить в кабинет – им приятно в нем и комфортно.
Благоприятный психологический фон на уроках – залог успеха во всех видах деятельности.
Есть ребята, которые в силу своих психологических особенностей боятся отвечать при классе, с ними работаю индивидуально, нацеливая на успех.
Помимо урочной деятельности, я имею возможность формировать навык здорового образа жизни как классный руководитель. Научить детей быть самими собой, не загонять себя в зависимость, заняться чем-то более интересным, полезным, нарисовать себя успешным, востребованным, обеспеченным, – вот в чем вижу свою задачу.
В сентябре 2014 года со своими учащимися приняли активное участие в традиционном мероприятии «День здоровья», где заняли 1-е место во всех организованных эстафетах и конкурсах. Данное состязание содействовало формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Таким образом, наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Поддержку талантливых ребят осуществляю не только на уроках, но и во внеурочное время разными способами (формами, приемами, методами). В учебной деятельности работу с одаренными строю на основе дифференцированного подхода, который позволяет расширить и углубить именно их образовательное пространство.
Использую следующие формы работы:
- Урочная деятельность
- Театрализованные представления (конкурс песен и стихов, соревнования между классами)
- Олимпиады
- Внеурочная деятельность
Задействованность детей в мероприятиях внеурочной деятельности в 2014-2015 учебном году:
Название кружка | % посещения кружков | Руководитель |
«Уроки докторов здоровья» | 100 % | Березовская О.К. |
«Акварелька» (ИЗО) | 100 % | Шиндеева О.И. |
«Азбука юного пешехода» | 100 % | Бойко Е.В. |
«Маленький мастер» | 100 % | Габович Т.Ф. |
«Все обо всем» | 100% | Половинкина И.Н. |
Но есть категории учеников, которым обучение дается чрезвычайно трудно в силу разных причин. По решению районной ПМПК 2 учащимся определен 7 вид обучения (Запивалова К. и Юринская В.). Безусловно, с такими учащимися приходится работать индивидуально. С ними я работаю дополнительно, шаг за шагом мы вместе разбираем материал, подкрепляя его несложной практикой в серии упражнений. На подобных занятиях устанавливается более тесный контакт, что способствует психологической разгрузке детей. Занятия провожу индивидуально. Подобным образом поступаю с детьми, которые в силу своих психологических особенностей также не могут «раскрыться» на основном уроке.
Итак, индивидуальная работа со школьниками позволяет не только добиваться усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и выступает как процесс развития личности, принятия духовно нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одна из основных задач обучения и воспитания в начальной школе – научить учиться.
Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внутреннего мониторинга в межаттестационный период по русскому языку
Учебный год 2014-2015 | Класс | Успеваемость, % | 5 | 4 | 3 | 2 | Качество знаний, % | Средний балл |
1 четверть | 2 | 100 | - | 7 | 12 | - | 37% | 3,3 |
2 четверть | 2 | 100 | 1 | 8 | 10 | - | 47% | 3,5 |
3 четверть | 2 | 100 | 1 | 8 | 10 | - | 47% | 3,5 |
4 четверть | 2 | 100 | 1 | 9 | 9 | - | 53% | 3,6 |
Год | 2 | 100 | 1 | 9 | 9 | - | 53% | 3,6 |
Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внутреннего мониторинга в межаттестационный период по математике
Учебный год 2014-2015 | Класс | Успеваемость, % | 5 | 4 | 3 | 2 | Качество знаний, % | Средний балл |
1 четверть | 2 | 100 | 1 | 9 | 9 | - | 53% | 3,6 |
2 четверть | 2 | 100 | 2 | 10 | 7 | - | 63% | 3,7 |
3 четверть | 2 | 100 | 2 | 10 | 7 | - | 63% | 3,7 |
4 четверть | 2 | 100 | 2 | 11 | 6 | - | 68% | 3,8 |
Год | 2 | 100 | 2 | 11 | 6 | - | 68% | 3,8 |
Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внутреннего мониторинга в межаттестационный период по литературному чтению
Учебный год 20014-2015 | Класс | Успеваемость, % | 5 | 4 | 3 | 2 | Качество знаний, % | Средний балл |
1 четверть | 2 | 100 | 3 | 11 | 5 | - | 74% | 3,8 |
2 четверть | 2 | 100 | 3 | 10 | 6 | - | 68% | 4,0 |
3 четверть | 2 | 100 | 3 | 11 | 5 | - | 74% | 3,8 |
4 четверть | 2 | 100 | 5 | 10 | 4 | - | 79% | 4,0 |
Год | 2 | 100 | 4 | 11 | 4 | - | 79% | 4,0 |
Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внутреннего мониторинга в межаттестационный период по окружающему миру
Учебный год 2014-2015 | Класс | Успеваемость, % | 5 | 4 | 3 | 2 | Качество знаний, % | Средний балл |
1 четверть | 2 | 100 | 3 | 11 | 5 | - | 74% | 3,8 |
2 четверть | 2 | 100 | 5 | 11 | 3 | - | 84% | 4,1 |
3 четверть | 2 | 100 | 6 | 10 | 3 | - | 84% | 4,1 |
4 четверть | 2 | 100 | 6 | 9 | 4 | 79% | 4,1 | |
Год | 2 | 100 | 6 | 10 | 3 | - | 84% | 4,1 |
Рисунок 3 – Диаграмма уровня качества обучения
Рисунок 3.1 – Диаграмма уровня успеваемости
Наличие участников, призёров и победителей Всероссийской олимпиады школьников
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, предмет | Фамилия, имя обучающегося | Результат участия |
2014-2015 | всероссийский | Игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | Лыткин Павел | Победитель (2 место по школе) |
2014-2015 | всероссийский | Игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | Сазонова Варвара | Сертификат участия |
2014-2015 | всероссийский | Игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | Косенко Таисия | Сертификат участия |
2014-2015 | всероссийский | Игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | Калинин Влад | Сертификат участия |
Участие обучающихся в конкурсах разных уровней
Учебный год | Уровень участия | Наименование сетевого проекта, конкурса | Фамилия, имя обучающегося | Результат участия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2014-2015 | Областной | Конкурс УМВД России по Амурской области «Дети против жестокости» | Желуницына Любовь | Грамота за участие |
2014-2015 | Областной | Конкурс УМВД России по Амурской области «Дети против жестокости» | Сазонова Варвара | Грамота за участие |
2014-2015 | Муниципальный | Детский экологический конкурс «Зеленая планета – 2015» | Калинин Владислав | Грамота за 2 место |
2014-2015 | Муниципальный | Детский экологический конкурс «Зеленая планета – 2015» | Лыткин Павел | Сертификат за участие |
2014-2015 | Муниципальный | Муниципальный этап международного конкурса «Дорогами добра» | Сазонова Варвара | Благодарность за участие |
2014-2015 | Школьный | Конкурс чтецов «Давайте, друзья, потолкуем о маме» | Захожева Анастасия, Желуницына Любовь | Благодарность за участие |
2014-2015 | Школьный | Конкурс поделок из природного материала | 12 чел. | Грамоты за активное участие |
Участие класса в школьных конкурсах
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, предмет | Фамилия, имя обучающегося | Результат участия |
2014-2015 | Школьный | Конкурс «Битва хоров» | 2-б класс |
I место |
2014-2015 | Школьный | Конкурс команд в общешкольном «Дне здоровья» | Команда 2-б класса «Комета» | I место
|
Уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка в динамике
Класс | Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем мотивации к изучению русского языка | |||||
2014-2015 гг. | ||||||
в | с | н | ||||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | |
2-б | 24,5 | 26 | 23,5 | 30 | 52 | 44 |
Рисунок 6 – Уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка
Уровень мотивации обучающихся к изучению математики в динамике
Класс | Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем мотивации к изучению математики | |||||
2014-2015 гг. | ||||||
в | с | н | ||||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | |
2-б | 40,5 | 42,5 | 34 | 40 | 25,5 | 17,5 |
Рисунок 7 - Уровень мотивации обучающихся к изучению математики
Директор МОБУ Магдагачинской СОШ №3 Корякова С.В.(_____________)
Таблица 11 – Уровень мотивации обучающихся к изучению литературного чтения в динамике
Класс | Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем мотивации к изучению литературного чтения | |||||
2014-2015 гг. | ||||||
в | с | н | ||||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | |
2-б | 44,5 | 52,5 | 26,5 | 33 | 20 | 14,5 |
Рисунок 8 - Уровень мотивации обучающихся к изучению литературного чтения
Таблица 12 – Уровень мотивации обучающихся к изучению окружающего мира в динамике
Класс | Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем мотивации к изучению литературного чтения | |||||
2014-2015 гг. | ||||||
в | с | н | ||||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | |
2-б | 55,5 | 60 | 30,5 | 35 | 14 | 5 |
Рисунок 9 - Уровень мотивации обучающихся к изучению окружающего мира
Таким образом, из приведенных таблиц и диаграмм видно, что количество детей с низким уровнем мотивации к концу учебного года уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнями мотивации соответственно возросло, что говорит о стремление к достижениям, целеустремленности к успеху, конкретному желанию учиться.
Результаты распространения собственного педагогического опыта Половинкиной Ирины Николаевны
Год | Название мероприятия с указанием статуса | Форма участия | ||
2014 | Школьный «Неделя начальных классов» | Открытый урок русского языка во 2-б классе по теме «Правописание буквосочетаний ЧК,ЧН,НЧ, ЧТ» | ||
2014 | Школьный «Неделя начальных классов» | Открытое внеурочное занятие кружка «Все обо всем» в 1-а классе «История Нового года» | ||
2014 | Педсовет по теме «Этикет в работе учителя» | Выступление + игровой тренинг | ||
2014 | Областной Диссеминация на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Современный урок в системе НОО» | Выступление по теме «Формирование познавательных УУД у младших школьников» | ||
2015 | Школьный конкурс «Учитель года 2015» | Открытый урок литературного чтения во 2-а классе по теме «К.И.Чуковский «Федорино горе» | ||
2015 | Школьный конкурс «Учитель года 2015» | Открытый классный час во 2-б классе «Семья – это то, что с тобою всегда» | ||
2015 | Школьный конкурс «Учитель года 2015» | Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в работе учителя» | ||
2015 | Муниципальный Научно-практическая конференция «Шаг в науку» | Член экспертного совета на секции «Первый шаг» | ||
2015 | Муниципальный Конкурс педагогического мастерства «Воспитать человека – 2015» | Член жюри в номинации «Педагог дополнительного образования» |
Результаты участия в заочных/дистанционных конкурсах
Учебный год | Уровень участия | Наименование конкурса | Результат участия |
2014-2015 | Региональный | Конкурс методических разработок «Культурное наследие Земли Амурской» | II место (приложение 7.2) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начало учебного года 2014 - 2015
У нас в школу в начале учебного года приезжали артисты (клоуны) и провели конкурсную программу среди учеников начальной школы. В увлекательной игре дети повторили правила дорожного движения.Вспомнили,...
Комплексная программа внеурочной деятельности 2014 – 2015 учебный год
I. Характеристика классного коллектива II. Анализ воспитательной работы в 3 «Б» классе за 2013 – 2014 учебный год III. Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе «Б» (2014 – 2015 учебный год) I...
Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.
Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1 Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год. “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...
Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.
Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1 Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год. “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения VIII вида по учебным предметам. 2014 – 2015 уч. год.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.Программа создана для у...
Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг
Мониторинг образовательных достижений за два учебных года 2014-2015 и 2015-2016 гг...
Самоанализ учебной деятельности
Мои творческие достижения и успехи за последние 5 лет...