Проектная неделя "Времена года: осень"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проектная неделя "Времена года: осень" (иначе Марафон проектов) проходила в 1-4 классах МБОУ СОШ № 10. п. Каменский с 9 по 13 ноября 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
График проведения недели проектов | 13.03 КБ |
Открытие недели проектов | 23.59 КБ |
Домашнее задание командам | 774.87 КБ |
Проектная задача "Как путешествуют семена растений" | 31.84 КБ |
Проектная задача (семена) | 12.31 КБ |
Вариант продукта - книжка | 531.46 КБ |
Вариант продукта - таблица | 235.27 КБ |
Дополнительный материал для поиска информации | 18.21 КБ |
План работы команды | 12.86 КБ |
Лист самооценки на каждого | 66.22 КБ |
Шаблон защиты проекта | 17.92 КБ |
Экспертный лист 1 (2 этап) | 14.86 КБ |
Итоговый экспертный лист (2 этап) | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
График проведения Марафона проектов в начальных классах
№ п/п | Дата | Мероприятие Ответственный | Присутствующие (эксперты) |
1 | 10 ноября, вторник | 1 этап. Открытое мероприятие для учащихся 1-4 классов «Осенние фантазии» | |
2 | 11 ноября, среда | 2 этап. Исследовательские проекты в классах (1-4) Проводят классные руководители 1-4 классов | По 1 наблюдателю для каждой команды |
1 урок | 1 класс (Козлицкая И.В.) | По 1 наблюдателю для каждой команды | |
2 урок | 2 класс (Яковлева Н.А.) | По 1 наблюдателю для каждой команды | |
3 урок | 3 класс (Строговщикова О.В.) | По 1 наблюдателю для каждой команды | |
4 урок | 4 класс (Юркина Е.В.) | По 1 наблюдателю для каждой команды | |
3 | 12 ноября, четверг | Подготовка 2, 3, 4 класса к проекту (поиск информации по домашнему заданию) | |
4 | 13 ноября, пятница | 3 этап. Марафон проектов среди команд-победителей (2, 3, 4 класс) | 1 наблюдатель (эксперт) для каждой команды Классные руководители присутствуют |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10
п. Каменский Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №10 п. Каменский» _____________ /Чупрыненко В.В./ «__»____________2015 г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский» _____________ /Соина В. И./ «__»______________2015 г. |
Подготовила:
учитель начальных классов
Козлицкая И.В.
2015 г.
Цель: Обобщить знания детей об осени; дать представление о теме проектной недели, о направлениях поиска информации. Задачи: • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года. • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение. • Формировать навык коллективного общения и активности. • Создать настроение весёлых состязаний. Оборудование:
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! «Доскажи словечко» Разминка (ответы хором) У избы помоет крышу. Отведет в берлогу Мишу, Труд крестьянский завершит, А потом листвой шуршит. Мы её тихонько спросим: - Кто ты? – И услышим? …(осень) Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я…(капуста) И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом… (картошка). Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка) Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый … (мухомор). На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый… (кабачок) Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону. 2 конкурс - «Собери пословицу о дождливой погоде». (В конвертах.) Дети по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя). |
Предварительный просмотр:
Проектная неделя
ВРЕМЕНА ГОДА: ОСЕНЬ
для учащихся младших классов
с 9 по 13 ноября 2015 года в МБОУ «СОШ № 10» п. Каменский
Дорогие ребята! Впереди у вас второй и третий этапы предметной недели «Времена года: осень».
На втором этапе каждой команде нужно провести исследовательские проекты в классе (по выбору учителя), связанные с семенами и плодами растений.
К третьему этапу нужно подобрать материал о признаках осени по месяцам: сентябрь, октябрь, ноябрь. Разделитесь на три группы: 1-я группа собирает материал о том, какие изменения осенью произошли с растениями, 2-я группа – о том, как изменилась жизнь животных, 3-я группа – о том, как изменилась неживая природа с приходом осени.
Все группы готовят картинки, стихи, загадки, приметы на тему «Осень» (по месяцам). Кроме этого, к третьему этапу нужно подготовить фломастеры, карандаши, ручки, ножницы, клей, линейки, краски и половину ватмана. Желаем вам успеха!
Предварительный просмотр:
Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации[1] по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
- Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
- Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
- Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок — И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
- Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
- Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
- Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
- Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке — арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась— все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
- Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения | Названия растений | Приспособления |
Ветром | Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле | Парашютики, крылатки лёгкие |
Водой | Осока, ива, ольха, кокосовая пальма | Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие |
Животными и человеком | Дуб | Белки, мыши |
Череда, лопух, чертополох | Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин | |
Самораспространение (саморазбрасывание) | Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» | Воздушные полости, яркая окраска. Растрескивание плодов |
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся | Организатор |
Изучение проектной задачи. Планирование работы. Проведение исследований учащимися. Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы). | Следит за ходом работы. Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди). Проводит хронометраж (например: изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут, проведение исследований и запись выводов – 10 – 15 минут, Изготовление продукта – 10 минут, репетиция выступления в группе – 5 минут, защита проекта – не более 5 минут). Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений. |
Изготовление продукта Заполнение шаблона защиты проекта. | |
Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. | |
Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. | |
Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта. В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. | |
Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. | Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду. |
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). | Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам. |
Собирает листы самооценки для последующего анализа. Вместе с помощниками проводит анализ. |
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).
[1] По материалам вебинара издательства «Просвещение» «Метапредметные проекты» автор Логинова О.Б.
Предварительный просмотр:
Проектная задача
Ситуация: Представьте себе, что вы – учёные-ботаники (ботаника – это наука, изучающая жизнь растений). Вам нужно провести серию опытов и наблюдений, чтобы ответить на вопрос: как путешествуют семена и плоды растений?
По каждому опыту или наблюдению нужно сделать вывод и записать его в таблицу, а потом выступить с сообщением на заседании юных натуралистов.
Продукт проекта: продуктом вашего проекта будут ответы на вопросы (то есть полученные в результате опытов выводы) и заполненная вами таблица (на отдельном листе).
Проектная задача
Ситуация: Представьте себе, что вы – учёные-ботаники (ботаника – это наука, изучающая жизнь растений). Вам нужно провести серию опытов и наблюдений, чтобы ответить на вопрос: как путешествуют семена и плоды растений?
По каждому опыту или наблюдению нужно сделать вывод и записать его в таблицу, а потом выступить с сообщением на заседании юных натуралистов.
Продукт проекта: продуктом вашего проекта будут ответы на вопросы (то есть полученные в результате опытов выводы) и заполненная вами таблица (на отдельном листе).
Проектная задача
Ситуация: Представьте себе, что вы – учёные-ботаники (ботаника – это наука, изучающая жизнь растений). Вам нужно провести серию опытов и наблюдений, чтобы ответить на вопрос: как путешествуют семена и плоды растений?
По каждому опыту или наблюдению нужно сделать вывод и записать его в таблицу, а потом выступить с сообщением на заседании юных натуралистов.
Продукт проекта: продуктом вашего проекта будут ответы на вопросы (то есть полученные в результате опытов выводы) и заполненная вами таблица (на отдельном листе).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Распространение семян ветром.
Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.
Пока тихо, он – молчит,
Но лишь ветер налетит,
Шлёт в воздушный океан
Парашютный свой десант. (Одуванчик)
Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках!
В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. В это время оно в глаза не очень – то бросается. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Но вот одуванчику как будто надоедает быть жёлтым. Цветки отцвели – корзинка закрылась. В ней, как в куколке бабочки, происходит чудесное превращение. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. Он более хрупкий, чем самая тонкая ёлочная игрушка. Так открывается белая страница жизни одуванчика.
У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.
Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.
Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.
Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром. У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Распространение семян водой.
Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.
Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.
Когда от проливного дождя образуются потоки, быстро стекающие по почве, то они смывают не только песок и землю. Они увлекают и упавшие семена, которые откладываются затем уже на новом, более отдаленном месте. Семена и плоды уносятся еще далее, если тем же дождевым потоком или ветром они приносятся в текущую воду ручьев и рек.
Самораспространение
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.
Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Распространение семян при помощи животных.
Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.
Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.
Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.
Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места.
Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.
Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек.
Сочные, яркие, выделяющиеся на фоне зелёной листвы плоды шиповника служат пищей для птиц, млекопитающих, грызунов и рептилий. Приспособлениями к распространению семян животными у шиповника служат как яркая окраска, сладкий вкус зрелых плодов, так и отсутствие этих свойств у них в незрелом виде, что защищает от поедания плодов животными до их полного созревания.
Плоды шиповника служат пищей тетеревам, рябчикам, серой куропатке, серой вороне, галке,кедровкам, скворцам, синице-московке, дрозду-дерябе. Из них все, кроме рябчиков, серой куропатки и скворцов, служат распространению семян шиповника. У рябчиков твёрдые орешки шиповника играют в желудке роль жерновов, задерживаясь в нём надолго и теряя всхожесть.
Дрозд-деряба из всех птиц способствует распространению семян в наибольшей степени. Это связано не только с большим количеством поедаемых им плодов, но также и с приуроченностью его кормовых угодий к опушкам, перелескам и молодым посадкам, что способствует заселению шиповником новых территорий.
Едят плоды шиповника заяц-русак, желтогорлая мышь, рыжая полёвка, лисица. У таких хищников, как лисица, сочные плоды составляют постоянную примесь к животной пище.
Рыжая полёвка растаскивает семена и сочные плоды растений и делает небольшие их запасы. Можно предположить, что рыжая полёвка больше способствует распространению растений, чем другие животные, создающие большие запасы в кладовках, так как едва ли все небольшие порции плодов и семян, хранимые в случайных местах, могут быть найдены.
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Класс ____ Номер группы ____ Фамилия и имя __________________________
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Лист самооценки
Класс ____ Номер группы ____ Фамилия и имя __________________________
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Класс ____ Номер группы ____ Фамилия и имя __________________________
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Предварительный просмотр:
Шаблон «Защита проекта[1]»:
- Здравствуйте! Мы представляем команду ______________________________.
- Цель нашей команды – выполнить и защитить проект под названием «_______________________________________________________________».
- Сначала мы составили план работы: (прочитайте свой план).
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или –) |
- Выполнив проект, мы отметили в плане, что и кем было сделано.
(Уточните, что вам не удалось сделать и почему; кто был самым активным; кому не досталось дела; кто сделал больше всех).
- Результатом нашей коллективной работы стала таблица ___________________________________________________________________.
(Покажите таблицу, прочитайте название таблицы чётко, внятно.)
- Проведя опыты и наблюдения, изучив дополнительный материал, мы выяснили, что семена разных растений путешествуют …..(допишите слово)
___________________________________________________________________.
- (Расскажите, что узнали о путешествиях семян и плодов растений).
- Во время работы над проектом мы узнали много нового, например: ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________Мы научились ______________________________________________________.
- Спасибо за внимание. Мы готовы ответить на ваши вопросы.
[1]Всё выступление не должно превышать 5 - 10-ти минут.
Предварительный просмотр:
Экспертный лист для оценки работы групп
Ф.И. эксперта ______________________________________ Класс _____________ Команда _______________________
Что оценивается | Баллы (0 – 5)/Примечания |
Формулировка задачи в группе (понимание и принятие проектной задачи). |
|
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т.д.) |
|
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.) |
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы(отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу). |
|
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.д.) |
|
Анализ продукта: заполнена ли таблица? Получены ли ответы на вопросы? | |
Самооценка работы (объективная, завышенная, заниженная и т.д.): личная (в листах самооценки) и командная (с помощью стикеров). | |
ФИ самых активных участников группы | |
Итоги |
Предварительный просмотр:
Итоговый экспертный лист для оценки работы групп
Что оценивается | Команды/ Баллы (0 – 5) | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
Формулировка задачи в группе (понимание и принятие задачи) |
| |||
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т.д.) |
| |||
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.) |
| |||
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу) |
| |||
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.д.) |
| |||
Анализ работ: полно ли заполнена таблица? Получены ли ответы на вопросы? | ||||
Самооценка работы: личная и командная (объективная, завышенная, заниженная и т.д.) | ||||
ФИ самых активных участников группы (1-2) | ||||
Итоги |
Ф.И. экспертов и их подписи _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Времена года - осень
Урок- презентация на французском языке из подборки "Времена года-осень" Автор Краснова Л.М.- учитель французского языка в школе № 282 с углубленным изучением данного языка г. Санкт-Петерб...
"Времена года. Осень."
Красочное оформление уголка природы. Осенний месяц - сентябрь....
Презентация о временах года "Осень"
Реализуя проектную идею, школьники изучили признаки наступления осени в природе, предсказание погоды по народным приметам, как дикие животные ведут себя осенью, осень глаза...
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"...
Проект "Времена года. Осень"
Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....