Выступления на педсоветах
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Профилактика педагогической запущенности.
(Выступление Курановой А.В. на итоговом педсовете 2011-2012 уч.г.)
Одним из важных направлений школьной деятельности является работа с детьми, которых выделяют в самостоятельную категорию. Называют её при этом по-разному:
трудные,
трудновоспитуемые,
педагогически запущенные,
проблемные,
дезадаптированные,
дети с девиантным поведением,
дети группы риска.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей. Так, определения "трудные", "трудновоспитуемые","педагогически запущенные", "проблемные" даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе.
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники,
а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера.
Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик под воздействием различных факторов риска.
Под воздействием каких факторов они оказываются в группе риска?
В чём причина их отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе.
Во-вторых, "трудный" ребёнок и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки, присущие детям, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей.
Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить и такие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность;
-чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки.
"Педагогически запущенных» детей можно подразделить на следующие группы.
По типу запущенности:
педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
– с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);
– с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере общения;
с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным развитием;
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
неудовлетворенные своим положением в семье;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией.
Так называемые «трудные», "педагогически запущенные" обучающиеся есть у нас и они нуждаются в помощи.
Возникает проблема ранней профилактики работы с ними.
С точки зрения традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции "обычных" детей от "трудных", например, к исключению последних из школы.
Поскольку их трудно воспитывать,
к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости в нашей школе должна носить целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода..
В целом это всё должно быть направлено на выявление
- детей группы риска,
- диагностику их проблем,
- разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Но негативным фактором при этом является склонность взрослых к наказанию: наказывает совет профилактики (в функции которого входит предупреждение и профилактика, а не наказание), ругает классный руководитель, учитель, родители, директор …
Возникает ответная агрессивность со стороны ребенка. Растут проблемы…
В школе существует практика исключение трудного ребенка из школы: перевод на экстернат…
Предоставленный самому себе он совершает правонарушения и даже преступления (Оруджев, Шаболда, Ермаков).
Профилактика педагогической запущенности в школе должна вестись в двух направлениях:
Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности.
Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.
Изучение проблемных детей. Диагностика интересов и склонностей.
С чего же начинать?
1. Прежде всего, классные руководители должны выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту, в которой определяли бы характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи, путем систематического наблюдения за учениками и их семьями.
2. С этой же целью должна проводиться диагностика каждого ребенка.
Здесь классный руководитель работает с ребенком, с учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
3. Изучив, индивидуальные особенности ребенка, выявив его интересы и потребности, трудности, определив суть проблемы ученика и ёё причины, классный руководитель составляет
характеристику
и индивидуальный план работы с ним, с учетом интересов этого ребенка.
3. Должна быть предусмотрена организация помощи педагогически запущенным детям. Если у ребенка нет интереса, то нужно помочь ему найти себя, привлекая к работе психологов, учителей-предметников, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
4. Классный руководитель обеспечивает условия реализации плана. Он организует, координирует, контролирует и принимает активное участие в реализации плана, отслеживает результаты, информирует.
5. Социальным педагогом создается банк данных таких детей, что позволяет организовать взаимодействие различных структур:
- участковыми инспекторами органов внутренних дел,
- представителями органов опеки и попечительства ,
- социальной защиты,
- здравоохранения
и другими органами, решающих проблемы несовершеннолетних.
Всё это конечно проводится совместно с социально-психологической службой и администрацией школы.
Вот такая работа должна проводиться в школе.
Для усиления эффективности работы также необходимо:
- повышение профессиональной компетенции классных руководителей, организатора детского движения, психолога, инспектора по охране прав детства;
- освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
- объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита),
- привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления, отдела по делам несовершеннолетних.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка.
Карты ведутся, но выполняется эта работа формально, да и заполнял ее только классный руководитель.
Предложение:
Очень хотелось, чтобы такая работа приносила пользу.
Для этого необходимо включиться в создание и заполнение карты ТОВ ( детей требующего особого внимания) всеми специалистами школы, в которой бы отражалась их работа с детьми.
1 страница этой карты - Ф.И.О. ученика
2 страница - характеристика ученика
Дальше идёт план индивидуальной работы с ним, в котором прописана работа каждого специалиста (на месяц или четверть).
Обратите внимание на план.
В плане прописаны специалисты такие как…., мероприятия, сроки и результат.
План.
Специалисты | Название мероприятий | Сроки | Результат |
Классный руководитель | |||
Социальный педагог | |||
Психолог | |||
Педагог дополнительного образования «Умелые ручки» (Куранова А. В.) | 1.Фестиваль искусств. 2. ------ 3. ----- 4. ------- | 1- 12 сентября | - помощь в организации и участие в выставке; - изготовление оформления для зала: звёздочки, цветы, колокольчик.; - организатор и ведущий на станции «Умейка». |
Учитель ИЗО | |||
Учитель музыки | |||
Учитель физической культуры | |||
Учитель технологии |
Только работая все вместе, мы можем добиться:
- положительных результатов,
- проследить развитие, успехи, сбои и скорректировать работу по воспитанию ребенка.
При планировании воспитательной работы классным руководителям рекомендуется:
- провести анализ продвижения детей ТОВ за прошедший учебный год;
- поставить задачи индивидуальной работы с ребенком;
- наметить план работы на новый учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
Выступление на педсовете
В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Как помочь ребенку хорошо учиться . Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете в МБОУ СОШ№27...
выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...
Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"
Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....
Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"
Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....