АРТЮШЕНКО Н. А. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
опыты и эксперименты на тему

Артюшенко Надежда Александровна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_metodicheskiy_seminar.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Методический семинар»

Представление педагогического опыта, описание  инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС, учителя начальных классов МБОУ СОШ№17 ст. Выселки имени А. А. Величко

«Если человек в школе не научится  творить,

 то и в жизни он будет только подражать  и    копировать».   

                                                                                Л.Н.Толстой

Уважаемые коллеги! Школа всегда выполняла определенные запросы общества и государства. Сегодня ее целью является всесторонне развитая личность выпускника, способного адаптироваться в политической и экономической жизни России и мира, умеющего защищать свои права и пользоваться ими. При этом в современной России возрастает спрос на специалистов, которые способны быстро и качественно решать творческие профессиональные задачи. Человек редко наделен навыками умственного труда от природы. Их нужно формировать и развивать. В этом не малую роль играют разнообразные приемы и формы работы по кубановедению. Занимаясь краеведением, мы развиваем у учащихся творческое воображение, индивидуальные черты характера, упорство и формируем гражданскую ответственность.

 

 Сегодня любой учитель кубановедения, я считаю, прежде всего, является краеведом, изучающим свой родной регион по разным аспектам и направлениям. Такова специфика нашего интегрированного курса, где наряду со своим, так скажем, родным предметом (в моем случае – история) мы сами вместе с учениками встаем на позицию познания особенностей новых для себя наук и их отражения в кубановедении. Именно так трактует понятие «Краеведение» Российский энциклопедический словарь: деятельность, направленная на изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, населенного пункта главным образом силами местного населения.

  Процесс работы не менее важен, чем сам результат:

- для учителя – это  владение искусством коммуникации, стремление не  навязывать свою точку зрения, способность генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.

 -     для   учащихся - знание и  владение  исследовательскими методами, анализ  литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;

-  умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;

-  тщательное выполнение работы;

- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.

  Организация   исследовательской   работы позволяет  решить ряд задач:

    - осуществить более прочное освоение учебного материала;

    - познакомить с методами исследования;

    - показать алгоритм эксперимента и методы анализа его   результатов;

    - включить ребенка в контекст научного исследования;

    - научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

    -  приобщить к разнообразным формам организации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 - развитие ключевых компетенций, отработка их на практике;

- расширение  кругозора учащихся;

- выявление лидерских организационных способностей;          

- раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  Это трудоемкий метод, требующий  широкого кругозора учителя,  наличия времени для консультаций по проектам.

Результатами метода проектов по  обществоведческим  дисциплинам являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

     Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

      Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

     Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности.

      Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.

         Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества.

         Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

         Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения школьников. Основоположниками проектной деятельности являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.

        В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

        Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

       Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

      Привлечение ребят к исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время  помогает мне создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, мышление. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени.

       Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями, формируют УУД.

        Возросший  интерес  к  методу  проектов  объясняется  тем, что  он позволяет реализовать основные направления  модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности  учащегося в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт как школьникам,  так и педагогам, невозможный при других формах обучения.

      Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава. 

          К современным образовательным технологиям относится метод социального проектирования, который  позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции, путем включения школьников в реальные дела. Кроме того, проектные технологии формируют учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, сбора информации, анализа социологических данных, построения гипотез, обобщения.  

Результативность работы

       В 2013 году  были разработаны  проекты: «Война через оптический прицел», «Я – гражданин России». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к социальным, с элементами информационного, метапредметного, исследовательского типа. Тему первого проекта  определил личностный выбор учащихся, их желание привлечь внимание  к патриотической активности современную молодежь.  

       Готовя второй проект, участники разделились на подгруппы и определили темы их работ, как компонентов общей исследовательской темы: «Моя семья в годы  Великой Отечественной войны», «Мой дед - герой», «Война на страницах семейного альбома», (на основе социологических опросов,  интервьюирования,   изучение семейных архивов).

       В преддверии празднования Дня Победы в 2014 годах  учащиеся были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность. Был долгосрочный социальный проект «Повесть об этом стара, но память нетленна». В течение года ребята организовали акции «Георгиевская ленточка», «Знамя Победы», «Рядом живет ветеран». Мы взяли шефство над могилой Неизвестного солдата. Собрали большой материал о захоронении бойца Красной Армии в 1943 году.

      Ребята прошли следующие  этапы: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый: защита проекта, презентация работы, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

2010-2014 гг. -  Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

2013-2014 гг. –муниципальная научно-практическая конференция  в номинации «Юниор»

2014г – конкурс социальных проектов «Я – гражданин России» 

Уровень заинтересованности учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

73 %

24 %

3 %

Мотивация учащихся в изучении материала

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

71 %

25%

4%

 

Заключение

“Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте
будущее! В добрый путь к новым познаниям”.
А.Н.Ткачёв

       Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей помог мне выявить, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия педагогические технологии, «инновации», «компетентностный подход», «ключевые компетенции», универсальные учебные действия.  Владение новой терминологией заставляет видеть перспективы современного образования. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание с моей стороны  уделяется практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего формирует у моих учеников базовые компетентности.  

Внедрение проектной технологии  в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания обществоведческих дисциплин, которая во многом связана с исследовательскими, творческими технологиями. При этом я  формирую информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Теоретические знания и практические навыки по использованию метода проектов  при подготовке и проведении уроков   включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Такие знания и навыки позволяют мне повысить интерес к предмету; сделать урок современным; доступным для усвоения материала учениками; возможность эмоционально и образно подать материал; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и мной, как учителем; повысить свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Выводы

Теоретические знания и практические навыки по использованию  проектной технологии при подготовке и проведении уроков  включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования, понимания целей и задач ФГОС.

Такие знания и навыки позволяют мне повысить интерес к предмету; сделать урок современным; доступным для усвоения материала учениками; возможность эмоционально и образно подать материал; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и мной, как учителем; повысить свою профессионально- педагогическую компетенцию.

           Организация проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися  на уроке и во внеурочное время позволяет:  

-  повысить мотивацию школьников к учению;

-  расширить свой творческий потенциал;

- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

 - наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм  формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  8. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  9. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  10.  Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема "Групповые приёмы работы в начальной школе".

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци      На протя...

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "

Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...

Отчёт о работе методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год

Отчёт содержит в себе подробный анализ работы методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год....

План работы школьного методического объединения классных руководителей начальной школы

Тема ШМО классных руководителей «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

Система методической работы в начальной школе

Цель данной презентации рассказать о системе своей педагогической деятельности, новых технологиях, которые я использую в своей работе, результатах, метапредметных и межпредметных связях. В своей работ...