Опыт работы по теме "Проектная деятельность младших школьников региональной направленности"
опыты и эксперименты на тему
Именно метод проектов считаю наиболее приемлемой формой для исследования. Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным селом, его традициями и людьми.
Я поставила перед собой ряд задач:
- Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории.
- Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов, воспитание уважительного отношения к другим людям-землякам , профессиям и труду.
- Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 711.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края
Остренко Людмилы Петровны
по теме:
«Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе, одной из задач которой является воспитание высоких нравственных принципов, таких как: приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, эмоционально-ценностное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Я считаю, чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности, необходимо в сельских школах изучение регионального компонента с начальных классов. Введение его в содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.
Я восьмой год обучаю детей по программе «Перспективная начальная школа». Замечательно то, что в данной программе учитываются те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, народные традиции и семейный уклад жизни. Изучение регионального компонента прослеживается в этой программе с 1 по 4 класс при изучении курса «Окружающий мир». Но я считаю, что этого недостаточно, поэтому на протяжении 5 лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности». Именно метод проектов считаю наиболее приемлемой формой для исследования. Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным селом, его традициями и людьми.
Я поставила перед собой ряд задач:
- Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории.
- Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов, воспитание уважительного отношения к другим людям-землякам , профессиям и труду.
- Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.
Что такое проект?
Проект – одна из форм исследовательской работы.
Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Что дает метод проектов для ученика? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация
Проектная деятельность предусматривает следующие этапы:
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
В настоящее время проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Учителю, организующему проектную деятельность детей, будет полезна нижеследующая информация о классификации проектов.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:
- энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
- специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
- консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
- руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»;
- координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой
недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для
решения поставленной задачи?».
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не
достающую информацию; запрашивать недостающую информацию у
эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе решении общих задач, делового партнерского общения.
- Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие),
принимать решения и прогнозировать последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты). - Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа);
деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей;
защита на Ученом совете;
игра с залом;
иллюстрированное сопоставление фактов, документов,
событий, эпох, цивилизаций и т.д.;
научная конференция;
научный доклад;
отчет исследовательской экспедиции;
пресс-конференция; путешествие;
реклама; ролевая игра; соревнования;
спектакль;
спортивная игра;
телепередача; экскурсия; урок.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность успешно сочетается с проектной.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
Эту технологию можно использовать не только во внеучебной работе, но и в процессе основных учебных занятий. Результативными являются как кратковременные, так и долговременные исследования детей. Рассмотрим методику кратковременных исследований, которые назвали экспресс - исследованиями.
Экспресс - исследования
Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одаренных, и тех, кто е может быть отнесен к этой категории. Суть её сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе детский сад - начальная школ, отправляясь на прогулку после учебного дня, получают индивидуальные задания для поведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагалось исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, проследить, как зимуют травы, как ложится снег, как «ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т. п.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.): «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.
Теоретические экспресс - исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.
Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Его можно проводить в виде симпозиумов и конференций. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Чтобы обсуждение не затягивалось и не уходило в непродуктивное русло, каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.
Долговременные исследования
Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта - несколько месяцев.
Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
- ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
- предлагает возможные варианты решения;
- собирает материал;
- делает обобщения;
- готовит проект (доклад, макет и др.);
- защищает проект.
Возникает вопрос: «Как проектирование и исследование влияет на развитие одарённости у детей?»
Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с одаренными детьми.
Замечательный психолог К.Г. Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том, что эти плоды «висят на тех ветвях, которые легко обламываются». С точки зрения современных представлений о развитии детской одаренности это сравнение можно рассматривать как удивительно точное, поскольку развитие детской одаренности как системного качества психики обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения.
Для педагога-практика это сложное положение осознается вполне конкретно. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал
К. Юнг. Именно поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.
Исследовательская активность и исследовательская позиция
как личностная характеристика одаренного школьника
Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же и юношеском возрастах она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, «преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов. Широта (диапазон), качественное своеобразие и степень устойчивости исследовательской активности ребенка определяют меру его индивидуального творческого освоения и постижения мира.
Наиболее полно и последовательно эта идея разработана в концепции творческой одаренности, предложенной А.М. Матюшкиным. В этой концепции исследовательская активность ребенка рассматривается в качестве важнейшей предпосылки развития как общей, так и специальной одаренности.
Исследования, выполненные в русле этой концепции, позволили изучить становление еще одной важной характеристики одаренного ребенка, имеющей большое значение в дальнейшем развитии его одаренности. Эта важнейшая личностная характеристика - исследовательская позиция - возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.
Что же представляет собой эта характеристика? Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка, подростка или юноши к познанию окружающего мира — отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится ее проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:
- в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;
- в склонности к продолжительным самостоятельным умственным
усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;
- в предпочтении самостоятельных продуктивных способов познания.
В противоположность исследовательской можно выделить репродуктивную позицию в обучении. Она обнаруживает себя в более низких уровнях поисково-исследовательской активности в ситуации неопределенности и ее узконаправленном, «утилитарном» характере, в отсутствии у ребенка значительных самостоятельных усилий в процессе нахождения неизвестного и предпочтении репродуктивных способов познания. В свете развития одаренности становление такой позиции у ребенка равносильно потере новых внутренних источников, питающих «прекрасные плоды, висящие на тончайших ветвях».
В связи с этим становятся актуальными вопросы: каковы же особенное развития исследовательской позиции у детей и подростков? Какой возрастной период является наиболее значимым с точки зрения становления исследовательской позиции? Какие условия способствуют или препятствуют ее становлению?
Как развивается исследовательские позиция у школьников?
Изучение исследовательской позиции у детей позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой мотивационно-личностной особенности. Наиболее же ярко это различие обнаруживается в показателе настойчивости в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Это говорит об особом значении этой характеристики.
Важно отметить и значение индивидуальных различий по уровню развития исследовательской позиции у одаренных школьников. Так, в ходе широкомасштабного, длительного исследования, позволившего проследить развитие одаренных детей с момента их поступления в школу до ее окончания и обучения в ВУЗах, был выявлен интересный факт. Оказалось, что одаренные дети, которые к 10-11 годам превосходили своих одаренных же сверстников по уровню выраженности исследовательской позиции, обнаружили и более высокие уровни творческой активности и творческих достижений к концу обучения в школе. Кроме того, они имели и некоторое преимущество в показателях интеллектуального развития даже в тех случаях, когда в 10-11-летнем возрасте они по этим же показателям несколько уступали своим одаренным сверстникам. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является одним из важнейших условий его дальнейшего творческого развития.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов
исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
В каком селе я живу, почему оно так называется, кто мои родители, кем работали бабушки и дедушки, какие были традиции в семье, был ли мой прадед участником ВО войны, а среди бывших учителей нашей школы были защитники Родины, а живут ли в моём селе Тахта талантливые люди? Кто они? – вот те важные темы, на которых нужно воспитывать детей в семье и школе.
Проектная деятельность предусматривает и индивидуальные, и групповые проекты. Я хотела бы в своём выступлении остановиться на проектах региональной направленности групповых, в которых участвовало большинство ребят моего класса.
1.Проект «Происхождение названий населённых пунктов Ипатовского района»
Проблема исследования: почему наше село Тахта так называется? А район, почему Ипатовский? Какие села находятся рядом? Почему их так назвали?
Цель исследования : узнать происхождение названий сёл Ипатовского района.
Методы исследования: 1. Интервьюироние старожилов села.
2.Практический: посещение музея села районного музея.
3.Теоретический: изучение литературы по данному вопросу.
2. Проект « Не оскудела талантами земля Тахтинская»
Мы живем в мире скоростей, в мире постоянных перемен. Нам нужно многое знать, многое уметь, многое успеть, чтобы найти свое место в сегодняшнем сложном и меняющемся мире, чтобы оставить свой след на Земле.
Мы решаем задачи, пишем сочинения. Постигаем компьютерные технологии, мечтаем о космосе, рисуем, творим, читаем книги, смотрим фильмы о разных странах, узнаем о жизни многих народов, населяющих наш общий дом – Земля, но порой о находящихся совсем рядом людях знаем очень мало.
Проблема исследования: Какие люди живут рядом со мной, окружают меня? Что такое талант, и какого человека можно назвать талантливым? Живут ли талантливые люди рядом с нами? Эти вопросы очень заинтересовали нас, и мы решили начать поисковую работу по теме: « Не оскудела талантами земля Тахтинская»
Цель исследования:1.Выяснить, есть ли таланты на земле моей Тахтинской?
2. Встретиться с талантливыми людьми и узнать «секрет» их таланта.
В ходе работы ребята узнали, что в нашем селе Тахта живёт замечательный талантливый человек -поэтесса Таиса Тимофеевна Иванова, её статьи ребята нашли в местной газете "Степные зори" и, конечно, им захотелось встретиться с этой удивительной женщиной и взять у неё интервью.
Затем состоялось интервью учащихся 2 класса с Ильей Павловичем Кущ, местным художником, подарившим школе целую галерею своих картин.
Путешествие по школьной галереи местного художника И.П. Кущ.
Творческие работы учащихся 2 класса:
А) Сочинения по картинам И. П. Кущ.
Б) Рисунки – пейзажи учащихся 2класса.
3. Проект «Учителя нашей школы-участники ВО войны»
Проблема исследования:
Были ли среди участников Великой Отечественной войны учителя нашей школы?Кто они?
Цель исследования:
1. Выяснить, кто из учителей нашей школы защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
2. Встретиться с родственниками этих учителей. Взять у них интервью, узнать о боевых подвигах учителей - ветеранов.
3. На примере учителей – ветеранов Великой Отечественной войны учиться любить свою Родину, гордиться славной историей, восхищаться их подвигами, их бесстрашием, их самопожертвованием.
Задачи исследования:
1. Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.
2. Формирование понятий «защитник Родины», «подвиг», «герой».
3. Развитие навыков организации и проведения интервью.
Методы исследования:
- Общетеоретические (анализ литературы, работа с толковыми словарями, чтение книг о Великой Отечественной войне)
- Эмпирические (посещение музея Боевой Славы. Беседы – встречи со старейшими учителями, родственниками учителей – ветеранов. Интервьюирование, наблюдение, сравнение)
Деятельность учителя и учеников на различных этапах работы над проектом
Название этапа | Ученик | Педагог |
Подготовительный 1. | Формирование основополагающего вопроса: Были ли среди участников Великой Отечественной войны учителя нашей школы? Кто они? | Создание проблемной ситуации |
2.проектировочный | Посещение школьного музея Боевой Славы, встречи - беседы со старейшими учителями, установление имен учителей – ветеранов. Распределение учащихся по группам.
| Координация работы ( организует посещение музея, беседы со старейшими учителями) |
3. Практический | Сбор материала: 1 группа. Подготовка к встрече и проведение интервью с родственниками участника войны, учителя нашей школы Булюкина А.Р. Оформление интервью в печатном варианте. Фотографирование. 2группа. Выявление учителя – участника войны среди родственников учащихся нашего класса (Прадедушка Шипуля Марины - Рудницкий Иван Матвеевич –учитель – ветеран). Подготовка к встрече и проведение интервью с его дочерью – Уманской (РудницкойН.И.). Оформление интервью. Фотографирование. 3 группа. Сбор материала и подготовка сообщений о жизненных путях других учителей – участников войны:Палун А.А.,, Постол П.Д., Серякова М.М., ЗиновьевеА.Г., Вейтко А.А., Витохиной Т.И.. Создание презентации «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны» | Координация работы (организует приглашение, интервью и фото с родственниками учителей – ветеранов), помощь в создании презентации. |
4. Контрольно- коррекционный (заключительный) | Обсуждение полученной информации, самооценка. Представление «продукта» учебных исследований: выступление на школьной научно – практической конференции. Оформление нового стенда «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны», отправление собранных материалов в Музей Боевой Славы. Выбор проблемы для следующего исследования. | Координация работы по обработке полученной информации, по подготовке выступления на школьной сцене с проектом, помощь в выборе новой темы исследования. |
4.Проект «Мой прадед-герой войны»
Проблема исследования:
Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды?
Кто они?
Цель исследования:
1. Выяснить, кто из ближайших наших родственников защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, собрать и сохранить информацию о славных прадедах-участниках ВО войны.
2. Встретиться с родственниками (бабушками и дедушками), взять у них интервью, узнать о боевых подвигах прадедушек..
3. На примере прадедушек – ветеранов Великой Отечественной войны учиться любить свою Родину, гордиться славной историей, восхищаться их подвигами, их бесстрашием, их самопожертвованием.
Задачи исследования:
1. Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.
2. Формирование понятий «защитник Родины», «подвиг», «герой».
3. Развитие навыков организации и проведения интервью.
Методы исследования:
Общетеоретические (анализ литературы, работа с толковыми словарями, чтение книг о Великой Отечественной войне)
Эмпирические (посещение музея Боевой Славы. Беседы – встречи со старейшими жителями села, родственниками (дедушками ). Интервьюирование, наблюдение, сравнение)
Форма работы:
встречи – интервью с членами семей ветеранов войны;
экскурсия в школьный музей ;
создание презентации; оформление Уголка памяти.
Описанная выше работа по формированию патриотического отношения к малой Родине у младших школьников является частью работы школы по данной проблеме и отличается заметными результатами. У учащихся меняется: отношение к себе,
отношение к окружающим людям – семье, школьным товарищам, учителю, другим людям, отношение к традициям, отношение к поступкам людей, отношение к нравственным понятиям – любовь к Родине, гордость за свою Родину, способность к поступкам, направленным на улучшение окружающего мира, готовность восхищаться своей Родиной.
Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их я считаю должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.
И каждому найдётся место для проявления талантов и своего труда на своей малой родине, в своем родном месте, где ты появился на свет. Я очень рада и горжусь тем , что родилась в селе Тахта, здесь ходила в детский сад, потом 10 лет училась в Тахтинской школе и сейчас опять здесь же учу детей своих односельчан и стараюсь им передать эту свою большую любовь к родному селу Тахта.
Во истину мудры слова «Где родился, там и сгодился»
Своё выступление я хотела бы закончить стихотворением – призывом:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Предлагаю вашему вниманию свои разработки по данному вопросу. Материал вы найдёте на сайте unfourok.ru в разделе начальные классы презентации № 11919090526 «Мой прадед-герой», № 12052090938 «Учителя нашей школы – участники войны»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/13/picture-91772.jpg)
Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».
Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-186957-1362073008.jpg)
Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-186957-1362073008.jpg)
Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру....
Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы «Проектная деятельность младших школьник...
Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".
Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , 1 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , Л.А.Ефросинина, в соответствии с требованиями ФГОС...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...