Опыт работы по теме "Проектная деятельность младших школьников региональной направленности"
опыты и эксперименты на тему

Именно метод проектов считаю наиболее приемлемой формой  для исследования. Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным селом, его традициями и людьми.

Я поставила перед собой ряд задач:

  • Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории.
  • Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов,  воспитание уважительного  отношения к другим людям-землякам , профессиям и труду.
  • Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы "Проекты"711.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края

Остренко Людмилы Петровны

по теме:

«Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».                                                                      

                                                                                            Д.С.Лихачёв

         Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость выхода на новую теорию и методику обучения в  начальной школе, одной из задач которой является воспитание высоких нравственных принципов, таких как: приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное   отношение к судьбе большой и малой Родин, эмоционально-ценностное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.

             Я считаю, чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности, необходимо в сельских школах изучение регионального компонента с начальных классов. Введение его в содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению  культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.

   Я восьмой год обучаю детей по программе «Перспективная начальная школа». Замечательно то, что в данной программе учитываются те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, народные традиции и семейный уклад жизни. Изучение регионального компонента прослеживается в этой программе с 1 по 4  класс при изучении курса «Окружающий мир». Но я считаю,  что этого недостаточно, поэтому на протяжении 5 лет работаю над темой  «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности». Именно метод проектов считаю наиболее приемлемой формой  для исследования. Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным селом, его традициями и людьми.

Я поставила перед собой ряд задач:

  • Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории.
  • Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов,  воспитание уважительного  отношения к другим людям-землякам , профессиям и труду.
  • Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.

Что такое проект?

Проект – одна из форм исследовательской работы.

Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Что дает метод проектов для ученика? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация

Проектная деятельность предусматривает следующие этапы:

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

В настоящее время проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Учителю, организующему проектную деятельность детей, будет полезна нижеследующая информация о классификации проектов.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

  • энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
  • специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  • консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
  • руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»;
  • координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1.         Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой
недостаточно знаний; отвечать на вопрос   «Чему   нужно   научиться  для
решения поставленной задачи?».

2.         Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не
достающую информацию;  запрашивать   недостающую   информацию   у
эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения  проблемы;
 выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования,   взаимодействия  с  любым партнером, взаимопомощи в группе решении общих задач, делового партнерского общения.

  1. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие),
    принимать решения и прогнозировать последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
  2. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа);

 деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей;

защита на Ученом совете;

игра с залом;

иллюстрированное сопоставление фактов, документов,

событий, эпох, цивилизаций и т.д.;

 научная конференция;

научный доклад;

 отчет исследовательской экспедиции;

 пресс-конференция; путешествие;

реклама; ролевая игра; соревнования;

 спектакль;

спортивная игра;

телепередача; экскурсия; урок.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность успешно сочетается с проектной.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Эту технологию можно использовать не только во внеучебной работе, но и в процессе основных учебных занятий. Результативными являются как кратковременные, так и долговременные исследования детей. Рассмотрим методику кратковременных исследований, которые  назвали экспресс - исследованиями.

Экспресс - исследования

Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одаренных, и тех, кто е может быть отнесен к этой категории. Суть её сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе детский сад - начальная школ, отправляясь на прогулку после учебного дня, получают индивидуальные задания для поведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагалось исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, проследить, как зимуют травы, как ложится снег, как «ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т. п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.): «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.

Теоретические экспресс - исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Его можно проводить в виде симпозиумов и конференций. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Чтобы обсуждение не затягивалось и не уходило в непродуктивное русло, каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада. 

Долговременные исследования

Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта - несколько месяцев.

Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
  • предлагает возможные  варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

Возникает вопрос: «Как  проектирование и исследование влияет на развитие одарённости у детей?» 

Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с одаренными детьми.

Замечательный психолог К.Г. Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том, что эти плоды «висят на тех ветвях, которые легко обламываются». С точки зрения современных представлений о развитии детской одаренности это сравнение можно рассматривать как удивительно точное, поскольку развитие детской одаренности как системного качества психики обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения.

Для педагога-практика это сложное положение осознается вполне конкретно. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все  «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал

К. Юнг. Именно поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Исследовательская активность и исследовательская позиция

как личностная характеристика одаренного школьника

Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же и юношеском возрастах она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, «преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов.  Широта (диапазон), качественное своеобразие и степень устойчивости исследовательской активности ребенка определяют меру его индивидуального творческого освоения и постижения мира.

Наиболее полно и последовательно эта идея разработана в концепции творческой одаренности, предложенной А.М. Матюшкиным. В этой концепции исследовательская активность ребенка рассматривается в качестве важнейшей предпосылки развития как общей, так и специальной одаренности.

Исследования, выполненные в русле этой концепции, позволили изучить становление еще одной важной характеристики одаренного ребенка, имеющей большое значение в дальнейшем развитии его одаренности. Эта важнейшая личностная характеристика - исследовательская позиция - возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Что же представляет собой эта характеристика? Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка, подростка или юноши к познанию окружающего мира — отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится ее проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

- в высоком уровне и широте поисково-исследовательской   активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

-        в склонности к продолжительным самостоятельным умственным

усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

-        в предпочтении самостоятельных продуктивных способов познания.

В  противоположность  исследовательской можно выделить репродуктивную позицию в обучении. Она обнаруживает себя в более низких уровнях поисково-исследовательской   активности в ситуации неопределенности и  ее узконаправленном, «утилитарном» характере, в отсутствии у ребенка значительных самостоятельных усилий в  процессе  нахождения  неизвестного и предпочтении репродуктивных способов познания.  В свете развития одаренности становление такой позиции у ребенка равносильно потере новых внутренних источников, питающих «прекрасные плоды, висящие на тончайших ветвях».

В связи с этим становятся актуальными вопросы: каковы же особенное развития исследовательской позиции у детей и подростков? Какой возрастной период является наиболее значимым   с  точки   зрения   становления исследовательской  позиции? Какие условия способствуют или препятствуют ее становлению?

Как развивается исследовательские позиция у школьников?

Изучение исследовательской позиции у детей позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой мотивационно-личностной особенности. Наиболее же ярко это различие обнаруживается в показателе настойчивости в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Это говорит об особом значении этой характеристики.

Важно отметить и значение индивидуальных различий по уровню развития исследовательской позиции у одаренных школьников. Так, в ходе широкомасштабного, длительного исследования, позволившего проследить развитие одаренных детей с момента их поступления в школу до ее окончания и обучения в ВУЗах, был выявлен интересный факт. Оказалось, что одаренные дети, которые к 10-11 годам превосходили своих одаренных же сверстников по уровню выраженности исследовательской позиции, обнаружили и более высокие уровни творческой активности и творческих достижений к концу обучения в школе. Кроме того, они имели и некоторое преимущество в показателях интеллектуального развития даже в тех случаях, когда в 10-11-летнем возрасте они по этим же показателям несколько уступали своим одаренным сверстникам. Таким образом,  можно говорить о том, что возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является одним из важнейших условий его дальнейшего творческого развития.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

• развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои  знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

•        наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование   содержательной   части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов
    исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

В каком селе я живу, почему оно так называется, кто мои родители, кем работали бабушки и дедушки, какие были традиции в семье,  был ли мой прадед участником ВО войны, а среди бывших  учителей нашей школы были защитники Родины, а живут ли в моём селе Тахта талантливые люди? Кто они?   – вот те важные темы, на которых нужно воспитывать детей в семье и школе.

Проектная деятельность предусматривает и индивидуальные, и групповые проекты. Я хотела бы в своём выступлении остановиться на проектах региональной направленности групповых, в которых участвовало  большинство ребят моего класса.

1.Проект «Происхождение названий населённых пунктов Ипатовского района»

Проблема исследования: почему наше село Тахта так называется? А район, почему Ипатовский? Какие села  находятся рядом? Почему их так назвали?

Цель исследования : узнать происхождение названий сёл Ипатовского района.

Методы исследования: 1. Интервьюироние старожилов села.

    2.Практический: посещение музея села  районного музея.

    3.Теоретический: изучение  литературы по данному вопросу.

2.  Проект « Не оскудела талантами земля  Тахтинская»

Мы живем в мире скоростей, в мире постоянных перемен. Нам нужно многое знать, многое уметь, многое успеть, чтобы найти свое место в сегодняшнем сложном и  меняющемся мире, чтобы оставить свой след на Земле.

Мы решаем задачи, пишем сочинения. Постигаем компьютерные технологии, мечтаем о космосе, рисуем, творим, читаем книги, смотрим фильмы о разных странах, узнаем о жизни многих народов, населяющих наш общий дом – Земля, но порой о находящихся совсем рядом людях знаем очень мало.

Проблема исследования: Какие люди живут рядом со мной, окружают меня? Что такое талант, и какого человека можно назвать талантливым? Живут ли талантливые люди рядом с нами? Эти вопросы очень заинтересовали нас, и мы решили начать поисковую работу по теме: « Не оскудела талантами земля  Тахтинская»

Цель исследования:1.Выяснить, есть ли таланты на земле моей Тахтинской?

2. Встретиться с талантливыми людьми и узнать «секрет» их таланта.

В ходе работы ребята узнали, что в нашем селе Тахта живёт  замечательный талантливый человек -поэтесса  Таиса Тимофеевна Иванова, её статьи ребята нашли в местной газете "Степные зори" и, конечно, им захотелось встретиться с этой удивительной женщиной и взять у неё интервью.

Затем состоялось   интервью учащихся 2 класса с Ильей Павловичем Кущ, местным художником, подарившим школе целую галерею своих картин.

Путешествие по школьной галереи местного художника И.П. Кущ.

Творческие работы учащихся 2 класса:

А) Сочинения по картинам И. П. Кущ.

Б) Рисунки – пейзажи учащихся 2класса.

3. Проект «Учителя нашей школы-участники ВО войны»

Проблема исследования: DSC01002

Были ли среди участников Великой Отечественной войны учителя нашей школы?Кто они?

Цель исследования: 

1. Выяснить, кто из учителей нашей школы защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

2.  Встретиться с родственниками этих учителей. Взять у них интервью, узнать о боевых подвигах учителей - ветеранов.

3.  На примере учителей – ветеранов Великой Отечественной войны учиться любить свою Родину, гордиться славной историей, восхищаться их подвигами, их бесстрашием, их самопожертвованием.

Задачи исследования: 

1. Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.

2. Формирование понятий  «защитник Родины», «подвиг», «герой».

3. Развитие навыков организации и проведения интервью.

Методы исследования:

  • Общетеоретические (анализ литературы, работа с толковыми словарями, чтение книг о Великой Отечественной войне)
  • Эмпирические (посещение музея Боевой Славы. Беседы – встречи со старейшими учителями, родственниками учителей – ветеранов. Интервьюирование, наблюдение, сравнение)

Деятельность учителя и учеников на различных этапах работы над проектом 

Название этапа

Ученик

Педагог

Подготовительный

1.

Формирование основополагающего вопроса: Были ли среди участников Великой Отечественной войны учителя нашей школы?

Кто они?

Создание проблемной ситуации

2.проектировочный

Посещение школьного музея Боевой Славы, встречи - беседы со старейшими учителями, установление имен учителей – ветеранов.

Распределение учащихся по группам.

 

Координация работы ( организует посещение музея, беседы со старейшими учителями)

3. Практический

Сбор материала:

1 группа. Подготовка к встрече  и проведение интервью с родственниками участника войны, учителя нашей школы Булюкина А.Р. Оформление интервью в печатном варианте. Фотографирование.

2группа. Выявление учителя – участника войны среди родственников учащихся нашего класса (Прадедушка Шипуля Марины - Рудницкий Иван Матвеевич  –учитель – ветеран). Подготовка к встрече и проведение интервью с его дочерью – Уманской (РудницкойН.И.). Оформление интервью. Фотографирование.

3 группа. Сбор материала и подготовка сообщений о жизненных путях других учителей – участников войны:Палун А.А.,, Постол П.Д., Серякова М.М., ЗиновьевеА.Г., Вейтко А.А., Витохиной Т.И..

Создание презентации «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны» 

Координация работы (организует приглашение, интервью и фото с родственниками учителей – ветеранов), помощь в создании презентации.

4. Контрольно- коррекционный (заключительный)

Обсуждение полученной информации, самооценка.

Представление  «продукта» учебных исследований: выступление на школьной научно – практической конференции. Оформление нового стенда «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны», отправление собранных материалов в Музей Боевой Славы. Выбор проблемы для следующего исследования.  

Координация работы по обработке полученной информации, по подготовке выступления на школьной сцене с проектом, помощь в выборе новой темы исследования.

4.Проект «Мой прадед-герой войны»

Проблема исследования:

Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды?

Кто они?

Цель исследования:

1. Выяснить, кто из ближайших наших родственников  защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны,  собрать и сохранить информацию о славных прадедах-участниках ВО войны.

 2.  Встретиться с родственниками (бабушками и дедушками), взять у них интервью, узнать о боевых подвигах прадедушек..

3.  На примере прадедушек – ветеранов Великой Отечественной войны учиться любить свою Родину, гордиться славной историей, восхищаться их подвигами, их бесстрашием, их самопожертвованием.

Задачи исследования:

1. Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.

2. Формирование понятий  «защитник Родины», «подвиг», «герой».

3. Развитие навыков организации и проведения интервью.

Методы исследования:

Общетеоретические (анализ литературы, работа с толковыми словарями, чтение книг о Великой Отечественной войне)

Эмпирические (посещение музея Боевой Славы. Беседы – встречи со старейшими жителями села, родственниками (дедушками ). Интервьюирование, наблюдение, сравнение)

Форма работы:

встречи – интервью с членами семей ветеранов войны;

экскурсия в школьный музей ;

создание презентации; оформление Уголка памяти.

Описанная выше работа по формированию патриотического отношения к малой Родине у младших школьников является частью работы школы по данной проблеме и отличается заметными  результатами. У учащихся меняется: отношение к себе,

отношение к окружающим людям – семье, школьным товарищам, учителю, другим людям, отношение к традициям, отношение к поступкам людей, отношение к нравственным понятиям – любовь к Родине, гордость за свою Родину, способность к поступкам, направленным на улучшение окружающего мира, готовность восхищаться своей Родиной.

Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их я считаю  должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.

И каждому найдётся место для проявления талантов и своего труда на своей малой родине, в своем родном месте, где ты появился на свет. Я очень рада и горжусь тем , что родилась в селе Тахта, здесь ходила в детский сад, потом 10 лет  училась в Тахтинской школе и сейчас опять здесь же учу детей своих односельчан и стараюсь  им передать  эту  свою большую любовь  к родному селу Тахта.

Во истину мудры слова «Где родился, там и сгодился»
Своё выступление я хотела бы закончить стихотворением – призывом:

Любите родную природу –DSC06739

 Озера, леса и поля.

 Ведь это же наша с тобою

 Навеки родная земля.

 На ней мы с тобою родились,

 Живем мы с тобою на ней!

 Так будем же, люди, все вместе

 Мы к ней относиться добрей.

Предлагаю вашему вниманию свои разработки по данному вопросу. Материал вы найдёте на сайте unfourok.ru в разделе начальные классы  презентации № 11919090526  «Мой прадед-герой», № 12052090938 «Учителя нашей школы – участники войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...

Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру....

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , Л.А.Ефросинина, в соответствии с требованиями ФГОС...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...