Проектная и исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка на тему

Трегубова Вера Вячеславовна

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО. Материал для выступления на ШМО, РМО, ЕМД и др. и презентация к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Трегубова В.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Копьевская СОШ»

Слайд 1

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Что это такое вам хорошо известно, т.к. каждый прошел курсовую подготовку.

Слайд 2-3-4

Уважаемые коллеги, еще раз хочется обратить ваше внимание на основные понятия.

Слайд 5

В основе понятий как раз и лежит корень моего виденья проблемы организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Слайд 6

Итак,  вы успели уловить суть подхода и хотелось бы заострить ваше внимание на структуре  продуктивного варианта учебной деятельности.

Слайд 7

Вы видите три этапа деятельности, резонно спросить, что они вам напоминают?  Верно – этапы работы над проектом. Каждый из вас вольно или невольно сам не раз уже являлся участником проектно- исследовательской деятельности. Такова специфика нашей работы.

Слайд 8

И если мы оказываемся в роли обучающихся (на курсах ПК), то нам чаще всего не нравятся лекции, мы предпочитаем практико-ориентированные занятия. ТАК? Идя же на урок, мы забываем свои ощущения и ждем от детей понимания, мотивации и др. Нам сложно перестроить свою деятельность, и замечательно, на мой взгляд, что есть ФГОС!

Слайд 9-10

Обратите внимание на слайд. Требования к деятельности учителя изменились. Мною вновь выделены реперные точки, которые подчеркивают актуальность выступления.

Если провести параллель по этапам современного урока и этапам проектно-исследовательской деятельности, можно также заметить некую идентичность. Следовательно, проектно-исследовательская деятельность удовлетворяет всем современным требованиям реализации ФГОС.

Слайд 11-12

Итак, каким же образом организовать этакую деятельность в урочное время?

Для ответа на данный вопрос рассмотрим сначала особенности проектной и исследовательской деятельности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Слайд 13

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Слайд 14

  1. организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

Слайд 15

· практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

· структуру проектной и учебно- исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:

· компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

· итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты,

сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

Слайд 16

Проектная деятельность    

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Мы не будем останавливаться на этапах, ведущих умениях самой проектно-исследовательской деятельности, перейдем сразу к практике.

Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Слайд 17

  1. Естественно первый этап подготовительный

Что должен уметь ребенок, для участия в проектно-исследовательской деятельности: уметь делать выбор, для этого используются различные упражнения начиная с 1-го класса.  У него должен быть опыт работы в группе со сверстниками, взрослыми (на первых порах - родители). Значит необходимо организовать данный опыт. В том числе и научить родителей. Ребенок должен уметь представлять свою работу – на уроке у нас достаточно времени его этому научить (декламация стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, и др.)  

На переходном этапе в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.

Слайд 18

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения (сочинение сказки и оформление кластера – бытовая, о животных, волшебная и др.) Ребятам такой вид работы очень нравится. Свои произведения мы передаем в школьную газету, публикуем книгу.

Педагогические эффекты от проектных задач.

· задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

· учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

· дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников  формируются следующие способности:

· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

· целеполагать (ставить и удерживать цели);

· планировать (составлять план своей деятельности);

· моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Сегодня, во 2 классе вместо экспертных карт мы используем экспертное заключение в виде устного высказывания других групп о достоинствах и недостатках произведения.

Итак, проектные задачи на образовательном переходе есть шаг к проектной деятельности

На этапе самоопределения появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование.

Слайд 19

Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

СЛАЙД 20

Выполнение (реализация) проекта:

СЛАЙД 21

Подготовка итогового продукта:

СЛАЙД 22

Основные требования к использованию проектной формы обучения: 

СЛАЙД 23

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и

самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.

Виды монопроектов в учебной деятельности

Примеры разных видов монопроектов на примере литературы 2  класс:

Стартовый проект (сентябрь месяц) – «Что интересного можно найти в школьной библиотеке». Результат проекта – «Фото репортаж» и описание интересных уголков школьной библиотеки.

Работа над проектом ведется самостоятельно.

Поисково-исследовательский проект (декабрь) – проведение исследования различных жанров устного народного творчества: Потешки, небылицы, колыбельные песенки, загадки, поговорки, сказки и др. Результат: установление различий между 3-мя выбранными жанрами и представление собственного творческого опыта.

Рефлексивный проект  -  Как я попал в сказку – сочинение по понравившейся сказке. Результат – умение перенести полученные знания в нестандартную ситуацию и ими воспользоваться.

Опережающий проект– исследование влияния чтения различных литературных жанров на настроение детей младшего школьного возраста и др. Результат – подготовка к научно-практической конференции.

Итоговый групповой проект (май) – Наш любимый литературный жанр. Данный проект демонстрирует умение учащихся использовать общие законы, причинно-следственные связи между отдельными компонентами и явлениями для создания «образца».

Перечисленные предметные проекты имеют точное свое назначение и вписаны в общую структуру учебной деятельности учащихся, являясь кульминационными точками в процессе изучения курса литературы.

Таким образом, проекты в рамках учебного предмета представляют собой проектные формы учебной деятельности учащихся. Проектные формы учебной деятельности являются необходимыми элементами образовательного процесса и замене не подлежат.

2.Межпредметные проекты. 

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочные время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Как правило, подобные проекты реализуются в рамках часов, отведенных на занятия-лаборатории во второй половине дня при подготовке к НПК.

3.Социальные (практико-ориентированные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений,

корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектов может реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня.

2) Учебные проекты педагогов. Дети должны иметь возможность участвовать в «образцовых» проектах педагогов, в которых они не только расширяют свой познавательный потенциал, но и осваивают азы проектирования. Задача педагогов придумать проект, который бы был интересен, значим самому педагогу и ребятам. В течение года

учащиеся принимают участие в одном проекте. Следовательно, за три года школьники участвуют в 3 проектах.

5. Персональный проект

На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся выполняет персональный проект в течение года, который выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации. Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими способами (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).

СЛАЙД 24-25

Наша задача подготовить ребят к данному виду деятельности, чтобы у каждого ребенка был опыт.

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Современные подходы в образовании Системный подход – о бщенаучный уровень анализа и организации образовательного процесса Деятельностный подход – конкретно научный уровень анализа и организации образовательного процесса Компетентностный подход Технологический подход

Слайд 2

2 Деятельностный подход к построению ФГОС Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности , что позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы, но и содержание обучения в их взаимосвязи Концепция ФГОС ОО

Слайд 3

3 Деятельностный подход к построению ФГОС Актуализация деятельностного подхода … позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям: Придание результатам образования социально и личностно значимого характера Более гибкое и прочное усвоение знаний, возможность их самостоятельного применения Возможность дифференцированного обучения Повышение мотивации и интереса к учению Обеспечение условий общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД Концепция ФГОС ОО

Слайд 4

4 C истемный подход это методологическая ориентация в научном познании объективной действительности и практике управления сложными системами Конаржевский Ю.А.

Слайд 5

5 Основные понятия: личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование мира

Слайд 6

6 Суть подхода Личность развивается в собственной деятельности Состав и функционирование сознания и способностей человека зависят от уровня развития деятельности и ее конкретного содержания

Слайд 7

7 Структура продуктивного варианта учебной деятельности Ориентировочный этап Исполнительский этап Контрольно - систематизирующий этап

Слайд 8

8 Основные характеристики деятельности структура деятельности Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель Операция - способ осуществления действия. Умения, навыки – результаты деятельности

Слайд 9

деятельность учителя на уроке Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал , проводят презентации ).

Слайд 10

Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя . Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 11

основные этапы урока: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

Слайд 12

основные этапы урока: • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); • взаимопроверка, взаимоконтроль ; • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Слайд 13

О собенности деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта , имеющего значимость для других; строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, младшие школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

Слайд 14

Особенности В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности .

Слайд 15

Общие характеристики анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание , формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности ( неуспешности ) исследовательской деятельности.

Слайд 16

Специфические черты Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Слайд 17

Подготовительный этап Подготовка; Опыт; Демонстрация.

Слайд 18

Проектная задача Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Слайд 19

Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Слайд 20

анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования); конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования); выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Слайд 21

· планирование этапов выполнения проекта; · обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); · собственно реализация проекта.

Слайд 22

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); · сбор, систематизация и анализ полученных результатов; · подведение итогов, оформление результатов, их презентация; · выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Слайд 23

1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов; 3) возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); - выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.); - обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - подведение итогов, оформление результатов, их презентация; - выводы, выдвижение новых проблем исследования. 6) Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)

Слайд 24

Литература авторов: Б.Д. Эльконин А.Б. Воронцов Г.А. Цукерман П.Г. Нежнов С.Ф.Горбов В.М. Заславский Е.В. Чудинова В.Е.Зайцева О.В.Соколова В.А.Львовский З.Н. Новлянская Е.И. Матвеева Е.В.Высоцкая О.В.Раскина К.С.Маркарян О.И.Виноградова

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ ПО ФГОС ! У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»

Данная статья поможет в работе учителю работающему по УМК "Планета знаний"...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.  Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...