Статья "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»
статья по теме

Стрежнева Марина Викторовна

Данная статья поможет в работе учителю работающему по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 24» г. о. Саранск

Стрежнева Марина Викторовна

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

  Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общей редакцией И.А. Петровой). Когда я начала апробацию данного УМК, то, не задумываясь, решила, что тема моего самообразования будет связана с исследовательской деятельностью детей. Второй год я работаю по теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность». 

Цель моей работы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, которые определяют формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. К концу 4 класса я предположила, что возможны следующие результаты:

1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

3. Умение планировать работу над проектами.

4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

Проекты по данной программе начинаются с 1 класса и представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Со 2 класса добавляется письменная работа в рабочих тетрадях по каждому из проектов, в которых учащиеся записывают ход своих действий по выполнению проектов.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в  обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции». И именно проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Вообще, исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Мы все исследователи и каждую минуту что-то исследуем, а дети тем более.

Работа над исследованием включает в себя насколько этапов:

•  подготовительный;

•  непосредственная работа над исследованием;

•  подведение итогов, оформление результатов;

•  презентация результатов исследования. Презентация исследования — это его публичная защита, которая может проходить в форме доклада на уроке.

В 1 классе мы с ребятами выполнили 17 проектов. Самый первый проект ребята выполнили в 20-ых числах сентября. Предлагались темы как урочной, так и внеурочной деятельности.  

1. По математике: «Симметрия», «Мое любимое число».

2. По обучению грамоте: «Наша речь», «Зоопарк в букваре».

3. По русскому языку: «Русский язык – мой помощник».

4. По литературному чтению: «Сказки», «Загадки, скороговорки, считалки».

5. По окружающему миру: «Растения», «Школа», «Человек».

6. По внеурочной деятельности: «Мое любимое блюдо», «Почему я учусь в школе № 24?», «Почему так названа улица, на которой я живу?».

Во 2 классе мы выполнили 12 проектов.

  1. По математике: «Вычислительные машины».

2. По русскому языку: «Как хорошо уметь грамотно писать».

3. По литературному чтению: «Устное народное творчество».  

4. По окружающему миру: «Знание – сила», «Мы живем в космосе».

5. По внеурочной деятельности: «Мой друг».

В 3 классе ребятами выполнено 12 проектов.

  1. По математике: «Измерение времени», «Что такое масса»
  2. По литературному чтению: «Народные сказки», «Басни»
  3. По окружающему миру: «Вода, воздух, почва», «Охрана животных», «Физкультура и спорт», «Мой родной край»
  4. По русскому языку: «Проводники наших мыслей  и чувств», «Строим слова и предложения»
  5. По внеурочной деятельности: ко Дню пожилых людей, «Олимпийская Мордовия»  

Конечно, в начале 1 класса помогала ребятам я и родители. Но к концу 1 класса уже сами учащиеся готовили свои проекты, учились их защищать. Во 2 и 3 классах работы стали более обширные, творческие, серьезные. Ребят заинтересовала сама непосредственная работа над проектом. И, конечно, же защита своих проектов. Сколько эмоций у них возникает, когда они приносят проекты в день защиты. Им хочется поделиться с друзьями, рассказать о том, что нового они узнали. Но не всегда хватает времени, чтобы заслушать всех ребят. Приходится жертвовать уроками изо и технологии. Еще хочется сказать о том, что из 30 человек в классе практически всегда выполняют проекты 28-30 человек, что составляет 96-100 % учащихся.  

За три года работы над данной темой, я заметила положительные моменты в обучении и воспитании детей моего класса:

- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе (обладают коммуникативной компетентностью);         

- уже есть моменты, когда они пытаются четко и ясно изложить свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции);

- стали активнее и самостоятельнее (коммуникативная, социально-трудовая компетенция);

- не боятся высказать свою точку зрения (личностное самосовершенствование);

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома)  (коммуникативная, личностного самосовершенствования).

Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника. Я постараюсь, чтобы это так и было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики

Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе

Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...