Познавательные универсальные учебные действия младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему

Кишулько Татьяна Петровна

Из опыта работы добавлен материал. В начале раскрыто, что такое познавательные УУД, при помощи каких технологий можно формировать познавательные УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные универсальные учебные действия  младших школьников.  

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.   

   Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса.                                                   Это умения:                                                                                                                                                                                     - правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;                                                                                                                                               - овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;                                                                                                                                        -выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;                                                                                                                               - использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;                                                                              - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;                                                                     - находить способы решения проблем творческого и поискового характера

Технологии формирования познавательных универсальных действий  

Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания               

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

      В процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться:            - формулировать правило на основе выделения существенных признаков;                                                                                                                                                             - выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;                                                                                - проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;                                                                                                                                                                                             - строить объяснение в устной форме по предложенному плану;                                                                                           - строить логическую цепь рассуждений                                                                                                                                      Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Педагогические условия для формирования познавательных УУД        

1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать "эмоциональную поддержку".

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание рассуждать ("я думаю, что...") играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

    Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Главное – возникает положительная мотивация усвоения знаний, пробуждается интерес у детей к познанию нового. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.  

    Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают.  

      Включая в урок новые средства обучения оно позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, повышает разнообразие процесса обучения. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету

     Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи.  Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных универсальных учебных действий. Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях» приобретает особую актуальность.

Игры и упражнения для младших школьников,                                               направленные на формирование                                                                                           познавательных универсальных действий                                                                                                                                               

1.    ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР      

1.Сообщение темы и целей урока        Учитель загадывает загадки:

  1.  Шириною широко,   глубиною глубоко,   день и ночь о берег бьётся.

             Из него воды не пьётся,   потому что не вкусна –  и   горька, и солона.

  1. Кругом вода,   а  с питьём беда.                    (МОРЕ)

 2. Постановка проблемной ситуации

Учитель выставляет на столе различные предметы, которые человек добывает в морях и океанах или приготовляет с использованием даров океана (мел, рыбные консервы, туалетная губка, перламутр, янтарь,   раковины моллюсков, айсберги, киты  и   т.д.  ), и спрашивает учеников:

-    Что объединяет эти предметы?   Учитель подводит к мысли, что все предметы имеют отношение к морям, и говорит о том, что сегодня ребята узнают о свойствах морей самостоятельно.

  3. Наблюдения за погодой    

Познавательные                                            учебные действия.

Тема курса                                                  «Окружающий  мир»

Примеры заданий для формирования  познавательных учебных действий.

пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира

«Что такое                 погода?»

Рассмотри условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков

4.   ОРКСЭ

 -   Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить? 

На карте мира не найдёшь   тот дом, в котором ты живёшь.                                                                                                         И даже улицы родной   мы не найдём на карте той.                                                                                                                 Но мы всегда на ней найдём   свою страну – наш общий дом!

- Итак, ребята, о чём это стихотворение?   ( Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине._

– Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).

– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их.

 Моя страна, государство, Россия,   Отечество.

– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию  мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?

Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.   Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…”

Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):

-Ребята,   сформулируйте сами тему урока. О чем будем говорить на уроке?

- Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия»,  а это наша Родина.

- Я думаю, что на уроке мы будем говорить о том, любви к своей Родине, в песне были слова «все люблю».

- Мне кажется, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины, так как иллюстрации были очень яркими.

– Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к Родине, к Отечеству. На уроке мы узнаем, что такое Отечество, Любовь к Родине, патриотизм, в чем они проявляются.

 5. Игра  «Найди пару»

Поступать вопреки своим убеждения

Жить по совести

Жить честно, справедливо

Делать по совести

Делать что – либо хорошо, добросовестно

Поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести

Поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

Поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого - то

Жить со спокойной совестью

6. Игра «Расшифруй текст»

- На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)

ЛОП  АН   ОЛАПУ –  ЬСОЛУНХЮЛП   ОТ-ОТЧ   ИДАЗОП    КАК,  ИЛАШЫЛСУ   ОКЪЛОТ   ИНО.    УПЯЛШ   ДОП   ЛАПОП   АКЬСАВ   КАК   ИЛЕДИВ   ЕН  И   ИКНИТРАК     ИЛАВИШАРКСАР    ИНО.  КИДАВ     И    ЯДОЛОВ      ИЛЕДИС     ЕТАНМОК    В   А. (А в комнате сидели Володя и Вадим. Они раскрашивали картинки и не видели как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади кто – то плюхнулось – упало на пол.)

7. Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

8.  Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ШКОЛА – оценка, парта, директор, учитель, тетради и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

 

9. Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи, шарады  игры-викторнины   и  т.п. 

 Загадки

1.Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)                                                                                                                                           2.    Кривлен нос —   зелен хвост. {Клест.)                                                                                                                                3.    Маленькая, легкая,  а за хвост не поднимешь. {Ящерица.)                                                                                                            4.    Он совсем не кровожадный. Потому что травоядный,                                                                                                       На носу два рога,  на ногах копыта —  от врагов защита. (Носорог.)                                                                                      5.    Сам мал, незаметно хожу,  но больше себя ношу. (Муравей.)                                                                                                                     6.    Мать, отца не знаю,  но часто называю,   детей знать не буду,  чужим сбуду. (Кукушка.)                                                                          7.    Снизу камень, сверху камень,  ест траву, но не корова,    яйца несет, ноне курица. (Черепаха.)                                      8.    Маленький, зелененький. Коленками назад. (Кузнечик.)                                                                                                   9.    Гости приходят весной,   а уходят осенью. (Перелетные птицы.)                                                                                      10. Безрук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)                                                                                                                 11. Летом одевается, зимой раздевается. (Лес.)                                                                                                                       12. Никто не пугает, а вся прожит. (Осина.)                                                                                                                                   13.   Изба белена, а маковка зелена. (Береза.)                                                                                                                        14. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

10.Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:                                                                                                                                                                     С "ч" над морем я летаю,   с   "г" в машинах я бываю.            (Чайка - гайка)

   11. Русский язык.    Во 2-м классе   в заданиях по русскому языку используются  много  загадок и пословиц. Задания для пословиц почти одинаковые. В них предлагается причитать, объяснить, списать и подчеркнуть какую-либо орфограмму. К загадкам даются следующие задания: прочитай, отгадай, спиши, дополнительно даются задания на правило ранее изученное учащимися. Общее задание для загадок и пословиц - написание по памяти, используя памятки в учебнике. Все задания, которые встречаются с малыми жанрами фольклора, предполагают, письменный ответ, устных заданий не встречается. Задаются дополнительные вопросы к загадкам.

12.  Пословицы. Поговорки. Народные приметы.

 Продолжите народную примету:

- Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)

- Соль просыпалась - ... (будет ссора)

- Дым столбом - ... (к морозу)

- Много снега - много ... (хлеба)

Закончите пословицу:        - Что с воза упало, то ... (пропало)

- Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы.                                                                          -  Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.                                                                                                       - Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.                                                                                                                                  -   Гром в сентябре предвещает теплую осень.                                                                                                                            -  Муравьи прячутся - к грозе.                                                                                                                                                       - Надвигается гроза, но пчелы в ульи не прячутся - значит грозы не будет.                                                                       - Кукушка станет куковать - мороза больше не видать.                                                                                                 - Ласточки низко летают - будет дождь.                                                                                                                         - Дрова в печке трещат - к морозной, ветреной погоде.                                                                                                   - Дым из трубы прямой, даже при ветре, - к сильному морозу.

13.  Речевая разминка

— Разгадайте головоломку (для этого вам нужно разобраться в шифре).                                                                                         Если, беспечный фотограф, ты жаждешь   знать, что тебя ожидает в пути,                                                                                           Вычеркни буквы, которые дважды  в   этой записке сумеешь найти.

— Записка перед вами. Что в ней написано?                                                                                                                        ТЮИГЮФРЖЯДЫКБМЗЧВЯЗЛЕДОПКАЖБ ОЙФМАЙСЧУШШЛ (Тигры в лесу.)

 14. Задание на внимание

— Найдите в этом тексте шесть диких животных.                                                                                                                         Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.

                                                                            Братишка                                                                                                                  Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Элика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под  стол и примялся размазывать белую лужу салфеткой.                                                                                                                                        Колька раздраженно заметил:                                                                                                                                                                  — Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай!                                                                                                                                                                                                 Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:                                                                                         — Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число!.

15. Разгадайте шифровку-анаграмму

РНЕЛСААКД - 743856291    ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591     НУИПШК-425631 (Александр Сергеевич Пушкин.)

16. Игра «Отгадай слово»

  • Назовите быстро слово, к которому подходят все определения.
  • Круглое, красное, спелое. {Яблоко.)
  • Круглая, желтая, спелая. (Дыня.)
  • Круглый, легкий, воздушный. {Шар.)
  • Круглое, золотое, жаркое. {Солнце.)
  • Жаркое, урожайное, дождливое. {Лето.)
  • Дождливый, серый, хмурый. {Вечер.)
  • Холодная, морозная, снежная. {Зима.)
  • Белый, холодный, растаявший. {Снег.)
  • Белый, пушистый, ушастый. {Заяц.)
  • Белый, пушистый, вязаный. {Шарф.)

17.Игра «Найди слово в слове»

Обе команды ищут слова внутри слов. Можно использовать буквы двух слов сразу и в любом порядке. Потом по очереди называют по одному. Выигрывает та команда, которая последней назовет слово.

Детей необходимо учить играть в эту игру, используя определенную систему. Например, сначала называть все слова на букву А, потом на Б и т. д.

ТАРАБАРСКИЙ МАРШ. {Ответ. Ар, арба, араб, бар, баба, банщик, бак, башка, барак, брат, банка, барс, брак, икра, ишак, карта, краб, кий, май, мир, март, маска, мастак, марка, мишка, матрас, рама, раб, рак, риск, рис, шарм, шар, шик, Шарме, Маршак.)

18.  Игра «Шарады»

1.    С буквой С — на дереве расту,     С буквой Ж - по дереву ползу. (СУК-ЖУК.)                                                                               2.    С третьей буквой алфавита   я больных лечу,   а   с четвертой —   весной прилечу. (ВРАЧ- ГРАЧ.)                                             3. Со звуком С я невкусна, но в пище каждому нужна.                                                                                                                  С   М берегись меня, не то я съем и платье и пальто. (соль- моль)                                                                                              4. Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? С начала нота прозвучала, потом важнейшая приправа.    А вместе овощ я в саду.  В стручке на грядке я расту. (фасоль)                                                                                   5. Мы всех - и взрослых и детей -  в часы досуга развлекаем,                                                                                                      Но если нам приставить Т,   мы их ужасно напугаем.    (ИГРЫ - ТИГРЫ)

19.  Игра «Доскажите слово»

1.    Бык, могучий великан,  в  детстве был теленком,  толстый увалень баран —  худеньким... (ягненком).

 2.    Если мы растем на ели,   мы на месте, мы при деле.   А на лбах у ребятишек    никому не нужно... (шишек).                                                                                       

3.    Идет спокойно, не спеша. Пусть видят все, как хороша. Удобна и прочна рубаха,  В которой ходит... (черепа        

20.  Игра «Расшифруйте имена»

— Здесь зашифрованы имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, и вы узнаете, вспомни    те, кто живет в произведениях К, Чуковского.
БРМЛЙ                                 ЦКТХ
МЙДДР                                ФДР
ЙБЛТ                                   ТРКНЩ
КРКДЛ                                 КРКЛ
(Ответ.    Бармалей,    Мойдодыр,     Айболит,    Каракула,     Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных УУД для успешного обучения в начальной школе...

Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Представляю разработку по теме самообразования: "Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников". Успешное обуче...

Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

   Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   ...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Содержание: I. Информация об опыте…………………………………………………. 1 II. Технология опыта……………………………………………………… 5 III. Результативность опыта………………………………………………. 13 Библиографический список………………………………………………. 1...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...