Конспект внеклассного мероприятия на тему «С чего начинается Родина?»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Формирование устойчивого, уважительного отношения к родным истокам, к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дзюба Н.М.
МБОУ Краснознаменская СОШ
Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе
на тему «С чего начинается Родина?»
Цель: формирование устойчивого, уважительного отношения к родным истокам, к Отечеству.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.
- Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация в Power Point «С чего начинается Родина?», карта России, аудиозаписи песен и гимна, рисунки детей, народные костюмы, фотовыставка мяч, карточки с пословицами, портреты известных людей России, родного края.
Ход мероприятия
I. Определение темы.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
-Сегодня на классном часе мы будем говорить …. Тему вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус.
-Какое слово получилось? (Родина)
-Как называется наша Родина?
-Тема нашего занятия: «С чего начинается Родина?»
II. Беседа по теме мероприятия.
Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием? (учитель бросает мяч и каждый поймавший заканчивает фразу словом: «Родина – это…»)
-Подберите синонимы к слову Родина.
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово «Родина» произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
-Как называется страна, где мы живем? (Россия, Российская Федерация)
-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
-Выберите из списка прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина.
Ученик рассказывает стихотворение С. Васильева «Россия».
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь».
-Как вы представляете свою Родину, мы видим на ваших рисунках, которые вы приготовили.
-Наша страна отличается от других государств:
- языком, на котором разговаривает народ;
- своими символами;
- историей;
- обычаями, традициями;
- географическим положением.
Наша страна самая большая по площади. Её площадь составляет 17,1 млн.кв.км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 13 морями.
Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия.
Выступление первой группы учащихся на тему «Географическое положение нашей страны».
-Народная мудрость скрыта в пословицах. Найдите пословицы и поговорки о Родине. Попробуйте объяснить смысл.
-Какие пословицы о Родине знаете вы?
-У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг.
Выступление второй группы учащихся на тему «Символы нашего государства».
Танец «Берёзка».
-Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из нас. Этот город главный в нашей стране.
-Вы догадались?
-Как вы понимаете выражение: «Москва – сердце России».
-Кто знает, кто основал Москву? В каком году?
Москва - древний город. Первое упоминание в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
-Как вы понимаете слово «уникальна»?
-Какие примеры можете привести?
(Подготовленные дети рассказывают)
Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге в Ялте люди купаются в море. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на 4 часа раньше, чем в Донбассе.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире - Байкал. Максимальная глубина достигает 1620метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад - 11м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776км. Длина реки Рейн в Германии – 1320км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес. А теперь представьте: тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, берёзу, распустившую свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
Можно ещё долго перечислять.
Работа в группах.
-Как вы думаете, чем и кем может гордиться наша Родина? (ответы детей)
-Давайте составим «альбом иллюстраций» для этой диаграммы. Для этого поработайте в группах.
1 группа – историки. Надо расположить исторические события в хронологическом порядке. Правильность выполнения работ проверим, используя слайды.
Текст для работы в группе:
- Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
- В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.
- Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев.
- Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.
- Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.
2 группа - знатоки архитектуры
Среди перечисленных памятников архитектуры выбрать только те, которые были воздвигнуты и построены в России.
Украшением нашей земли являются знаменитые церкви и соборы, возведенные русскими зодчими и строителями во многих городах и селах России. Это величественные соборы Москвы и Санкт-Перетбурга, Новгорода, Суздаля. Например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) считается шедевром мировой архитектуры.
Много замечательных памятников, которые отражают исторические события: памятник Петру первому, статуя Свободы, памятник Ивану Федорову, покорителю космоса.
3 группа – знатоки живописи
Среди перечисленных картин выбрать те, которые написаны художниками России.
Лучшие творения российских художников 18-20 веков собраны в знаменитой Третьяковской галерее в Москве, залах Русского музея Санкт-Петербурге.
Например, Шишкин и Саврасов, Леонардо до Винчи и Рафаэль изображали неповторимую красоту природы.
Левицкий и А.Венецианов, Крамской и Рембранд изображали портреты наших соотечественников.
П. Корин и М.Авилова, И. Пряшникова изобразили важнейшие исторические события нашей истории.
Ребята каждой группы рассказывают, и появляется на слайде картина, памятник…..
Россия может гордиться своими учеными: М.В.Ломоносовым и М.И.Менделеевым. Ломоносов основал первый русский университет, который носит сейчас его имя. Он занимался исследованиями в области математики, физики, географии, геологии, биологии, истории, языкознании. Менделеев создал периодическую систему химических элементов.
У К.Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к нашей природе».
Посмотрите, как красив русский лес!
-Какие события последних лет вы увековечили бы в архитектурных памятниках, скульптурах, стихах, музыке?
-Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. Край, где вы родились и живете – это «Белгородщина».
Выступление третьей группы учащихся на тему «История родного края в истории России».
-Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к культурным ценностям, гордиться своими достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому, что именно в ней ты родился».
-Какие слова, мог сказать настоящий патриот своей страны?
ΙΙΙ. Домашнее задание.
Мы о многом сегодня говорили. Из глубокой древности до наших дней и продолжают жить самобытные песни, сказки, предания, обряды и обычаи русского народа. Вам надо определить, где праздник, а где обычай. Найти материал и подготовить рассказ об одном из них.
ΙV. Итог мероприятия.
Продолжи предложения:
-Сегодня я узнал, что…
-Мне было интересно потому, что…
-Мне стало интересно узнать…
Литература:
- М.А.Алоева. Классные часы в 1-4классах.-Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
- Саплина Е.В.Символы моей страны. Рабочая тетрадь.- М.: «Дрофа», 2007.
- Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, 2 класс.- М.: «Вако», 2004.
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,15032/Itemid,118/
- http://festival.1september.ru/articles/510034/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по теме "Из чего состоит наша пища"
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни через культуру правильного питания....
Конспект внеклассного мероприятия по теме "Мы в мире вещей. Цена и ценность".
Внеклассное мероприятие подготовлено по методике профессора Н. Е. Щурковой...
Конспект внеклассного мероприятия нп тему: Путешестаие по городу Огня.
Цели: 1. Показать роль огня в жизни человека, как положительную сторону, так и отрицательную;2. Познакомить детей с профессией пожарного;3. Проверить знания школьников по правилам пожарной безопа...
Конспект внеклассного мероприятия по теме "Всегда ли правы взрослые?" (Разговор с учащимися, 4 класс)
Форма проведения внеклассного мероприятия - разговор с учащимися. Это новая форма, которая становится всё более популярной, особенно в свете новых образовательных стандартов. Разговор с учащимися всег...
Конспект внеклассного мероприятия на тему: « Сказка - ложь, да в ней намёк…» о правах детей.
Конспект внеклассного мероприятия на тему:« Сказка - ложь, да в ней намёк…»Цель: в игровой форме активизировать и закрепить знания о правах детей...
Конспект классного часа по теме: "С чего начинается дружба"
Конспект классного часа по теме: "С чего начинается дружба"...
Конспект внеклассного занятия на тему: «Для чего нужно есть овощи и фрукты»
Тема: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?»Цели: 1. Расширение кругозора учащихся2. Ознакомление с фруктами и овощами и дать понятие, в каких овощах есть какие витамины3. Воспитание этикет...