Об индивидуальных проектах младших школьников
учебно-методический материал (2 класс) на тему
В этой публикации обобщены требования, предъявляемые к проектам младших школьников (структура, правила работы над проектом, создание отчёта), указаны возможные формы проектов, а также даны основные рекомендации по созданию отчётных презентаций к проектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Об индивидуальных проектах младших школьников | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Об индивидуальных проектах младших школьников
Понятие проекта
Индивидуальный проект в начальной школе – это контролируемый учителем и выполняемый учащимся с помощью родителей комплекс личностно значимых действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Разберем подробнее это определение, поскольку здесь каждое слово является важным.
- Во-первых, мы рассматриваем сейчас только индивидуальные проекты младших школьников (1-4 класс), проектная деятельность (в том числе коллективная) в средней и старшей школе сложнее и более самостоятельна. У нас же процесс создания проекта контролирует учитель – указывает на недостатки, просит более подробно изучить какую-то часть темы и т.п.
- Во-вторых, в начальной школе без помощи родителей, обладающих богатым жизненным опытом, школьник не способен выполнить проект, либо же он будет низкого качества.
- В-третьих, проект - это комплекс, система действий, т.е. подготовка к выполнению проекта предполагает планирование, а сам проект готовится учащимся и родителями в течение более-менее длительного времени (как правило, не менее 1-2-х недель). Нельзя, нет смысла делать проект наобум за один вечер или просто «для галочки».
- В-четвертых, всё то, что делает школьник в процессе работы над проектом должно быть ему интересно, увлекательно для него, должно иметь личную значимость и способствовать развитию личности. Поэтому в начальной школе не стоит выбирать слишком сложные и трудные темы проектов. В то же время, работа над проектом не должна быть слишком легкой для ребёнка. Выполнение проекта, как и обучение вообще, должно опираться на зону ближайшего развития[1].
- Наконец, в-пятых, проект завершается обязательно некоторым результатом, который может быть различным у разных проектов, но это обязательно некий продукт, произведение – то, что можно потрогать, посмотреть и применить с пользой в будущем.
Проектный метод обучения – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребёнка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Подготовка проектов побуждает ребенка к творчеству, помогает закрепить изученный материал или изучить новый, создает атмосферу праздника, часто позволяет украсить рабочее пространство школьника в школе и дома.
Но подготовка, оформление и представление (презентация) проекта – дело
более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт общения в учебной деятельности.
Не следует также путать учебный проект с обычным докладом или сообщением. Проект – это прежде всего целенаправленная деятельность самого младшего школьника, осуществляемая в сотрудничестве со взрослыми и приводящая к определенному результату. Если в 1-2 классе подготовка проекта оказывается слишком трудной для детей, то лучше отложить работу над проектами до 3-4 класса, нежели называть словом «проект» то, что проектом не является.
Отметим ещё, что в соответствии с ныне действующими Федеральными государственными образовательными стандартами выпускник средней (9 класс) и старшей (11 класс) школы должен подготовить индивидуальный проект – по избранному предмету или на межпредметной основе. Поэтому подготовительная проектная деятельность в начальной школе весьма актуальна.
Форма, содержание и отчёт по учебному проекту
О том, как выбрать тему проекта мы сказали выше. Повторим ещё раз, что главный момент здесь – интерес ребёнка. Родители также могут попытаться заинтересовать ребёнка незнакомой или нелюбимой темой, например, связанной с тем школьным предметом, по которому ученик плохо успевает. Но настаивать не стоит – в ходе работы над проектом ребенок должен испытывать положительные эмоции, чувствовать свою успешность.
Форма проекта – это тип результата проекта. Например, ученик с помощью родителей сочинил песню – это музыкальная форма проекта. Школьник изучил, собрал и составил каталог биографий выдающихся земляков – это проект письменный (печатный). Если ученик изучил правила изготовления папье-маше и изготовил соответствующее изделие – это проект в предметной форме. А если, например, ученик с помощью родителей изучил редкие растения родного края и собрал гербарий – это проект и письменный, и предметный одновременно. Если же ученик разработал с помощью родителей обучающую, познавательную презентацию на компьютере, то это – компьютерный проект.
Компьютерный проект также имеет ряд особенностей, о которых будет сказано ниже.
Содержание проекта – это та деятельность, которую выполняет школьник при работе над проектом. Примеры: изучение литературы и других источников информации (например, в Интернете) по избранной теме; наблюдения над природой; сочинение песни; ознакомление со сборником праздничных сценариев и составление собственного сценария школьного праздника; изготовление поделки, и т.п.
Важно: При подготовке проекта родители должны помочь ученику правильно спланировать деятельность, они руководят содержанием проекта.
Качественный отчёт о выполненном проекте состоит из 3-х частей:
- отчётный документ, содержащий: цель, задачи, доказательство актуальности проекта, описание хода проекта (т.е. содержания), выводы, ссылки на использованные материалы (источники);
- сам продукт, результат проекта;
- материалы для публичного представления (презентации) проекта.
Подробнее рассмотрим эти требования.
Отчетный документ начинается, естественно, с титульного листа, на котором должно быть указано название учебного заведения, тема проекта, фамилия и имя школьника, Ф.И.О. учителя и родителей (или тех, кто помогал школьнику выполнять проект), год.
Объем отчётного документа по проекту в начальной школе, на наш взгляд, не должен превышать 8 страниц (размер шрифта 12-14 пунктов). Оптимальный объём – 4-5 страниц (без учета титульного листа и приложений).
Во введении указывается:
Цель проекта – это описание того продукта, результата, который ученик должен получить, выполнив свой проект (не более полстраницы).
Задачи проекта – это пункты плана работы над проектом, это те шаги, которые мы должны пройти, чтобы достичь цели проекта (3-4 пункта).
Актуальность проекта – это значимость, полезность проекта для самого ученика и для других людей. Она должна быть осознана и доказана школьником и теми, кто помогает ему в выполнении проекта. Ведь ясно, что нет смысла делать бесполезный проект. Например, если будущий продукт проекта – это некоторая поделка, то она должна украсить дом или класс; если собрана коллекция – то она может служить наглядным пособием на уроке; если подготовлены некоторые печатные материалы, то они могут быть использованы как учебное пособие для младших товарищей ученика или, например, в качестве социальной рекламы, и т.п. Доказательство актуальности также должно занимать не более полстраницы.
Важно: формулирование цели, задач и актуальности проекта требует достаточно отвлеченного мышления, именно здесь от родителей ученика требуется особое внимание и помощь!
А вот описание хода проекта (т.е. содержания проектной деятельности) уже легче для самого учащегося, ведь именно здесь он действует наиболее активно (даже если ему кто-то помогает). В зависимости от темы проекта, это может быть: дневник наблюдений за растением или животным; описание техники изготовления поделки, сопровождающееся фотографиями или схемами; рассказ, сочинение об изученных приборах, явлениях, исторических событиях или людях, и т.д. Данная часть документа может занимать от 2-х до максимум 5-и страниц.
Выводы (3-4 предложения) должен также попытаться сформулировать сам ребёнок: что и почему ему особенно запомнилось в ходе работы над проектом, какую пользу для себя и близких он извлёк, получилось ли всё задуманное (если нет, – что не страшно, – то почему).
Ссылки на использованные материалы (источники) должны также присутствовать в конце отчётного документа. Они даются в свободной форме (проект младшеклассника – не студенческий реферат), но всё равно добросовестно, плагиат недопустим.
Важно: Если школьник и родители все же решились начать проект, то следует помнить, что создание электронных документов и презентаций обычно не изучается в начальной школе на уроках информатики и ИКТ, поэтому при их подготовке ученику также очень нужна помощь родителей!
О продукте, результате проекта мы уже сказали выше. В ходе представления проекта аудитории следует его предъявить. Если проект в письменной (печатной) форме, то результат можно оформить как приложение к отчетному документу. О публичном представлении проекта подробнее расскажем далее.
Презентация проекта. Компьютерные проекты
Презентация проекта – это его публичное представление, «защита», в ходе которой ученик, используя наглядные материалы, рассказывает о цели проекта, ходе его выполнения и предъявляет результат – презентует творческий продукт. Презентация проекта длится недолго, 5-7 минут.
В современных условиях неотъемлемой частью представления проекта является электронная презентация – набор компьютерных слайдов (страниц), помогающих школьнику представить свой проект аудитории. Таким образом, электронная презентация – это всего лишь средство для публичного отчета по выполненному проекту, она не может и не должна подменять собой сам проект[2].
В ходе отчетного выступления ученик рассказывает об этапах работы над своим проектом, предъявляет какие-то иллюстрации, фотографии, схемы, описания – в этом ему и помогает электронная презентация, в которой надо кратко отразить содержание отчетного документа.
Если основной отчетный документ, о котором говорилось выше, составлен правильно, то создание электронной презентации является лёгким делом и не должно отнять много времени. В этом случае основные моменты из отчётного документа переносятся на слайды и во время «защиты» проекта школьник их комментирует. При этом он может подглядывать в отчётный документ, можно также составить план выступления. Во всяком случае, ученик должен знать заранее, что ему следует говорить, когда на экране появляется очередной слайд, – поэтому своё выступление надо заранее отрепетировать в присутствии родителей или учителя.
Если же ученик изначально выполняет компьютерный проект, целью которого является создание некой электронной презентации (учебной, проверочной, игровой), то в этом случае отдельная презентация для «защиты» проекта, конечно, не требуется – ребёнок предъявляет только подготовленный проект-презентацию. Однако в этом случае следует особенно хорошо продумать всё то, о чём говорилось выше: какова цель создания этой презентации? какую работу надо проделать, чтобы результат было не стыдно предъявить товарищам – каково содержание проекта? актуальна ли выбранная тема?.. и т.д.
Рекомендуемый объём и отчётной презентации, и компьютерного проекта-презентации для начальной школы, по нашему мнению, – 10-12 слайдов.
Содержимое отчетной презентации следующее:
- в начале присутствует титульный слайд с названием учебного заведения (в верхнем левом углу – его эмблема, если есть), указана тема проекта, фамилия и имя школьника, Ф.И.О. учителя и родителей (или тех, кто помогал школьнику выполнять проект);
- на 2-м и 3-м слайде следует рассказать о цели и задачах, об актуальности проекта;
- на следующих слайдах рассказывается о ходе работы, о содержании проекта, о выводах, присутствуют соответствующие рисунки, фотографии, схемы.
Наконец, перечислим основные требования к оформлению презентации:
- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле (стиль включает определенный шрифт (начертание, цвет), цвет фона или фоновый рисунок);
- цветовая гамма должна состоять не более чем из 2-3 цветов с их оттенками;
- лучше выбрать темный шрифт на светлом фоне;
- выбирайте легко читаемый шрифт, не нужно лишнего «украшательства»;
- размер шрифта в заголовках слайдов 30-35 пунктов, в тексте слайдов – 20-25 пунктов;
- на каждом слайде должно быть не более 3-4 значимых элементов (картинок, схем, надписей);
- не следут загружать слайды большим количеством текста, докладчик должен уверенно вести презентацию, а не зачитывать текст со слайдов, и, тем более, не следует заставлять аудиторию это делать;
- наоборот, на большинстве слайдов должны быть подходящие по смыслу изображения, фотографии, схемы – всё, что повышает наглядность, это особенно важно для младших школьников;
- использование анимации (вылет объектов, мерцание, вращение и т.п.) должно быть логически оправдано, анимация должна помогать изложению вашей темы, а не отвлекать от него;
- презентация должна быть оформлена эстетично – соблюдаются пропорции рисунков, нет слишком мелких и слишком крупных объектов.
Использованные источники
- Баринова С.С. и др. Проектная деятельность в начальной школе: http://festival.1september.ru/articles/411473/
- Васильева С.В. Проектная деятельность в начальной школе: http://www.zankov.ru/exp/article=4025
- Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»:
http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
- Советы по созданию компьютерных презентаций от профессионалов:
http://comagency.ru/presentation-rules; http://www.slideshare.net/thecroaker/ss-34289211?related=1
- Пример официальных требований по оформлению проектов младших школьников – положение о научных чтениях «Шаг в науку»:
http://syt-tula.ucoz.ru/polozhenie.docx
[1] Напомним, что зона актуального развития – это то, что ребёнок уже сегодня может делать сам, без помощи взрослых. Зона ближайшего развития – то, что сегодня ребёнок сможет выполнить пока только с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно.
[2] Исключением является только компьютерный проект, в котором целью изначально было создание определённой презентации, см. далее по тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей; —...
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
типы нервной системы,возрастные и индивидуальные особенности, тесты...
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика....
Программа индивидуального развития младшего школьника
Программа индивидуального развития младшего школьника...
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
познакомить родителей с понятием «темперамент»;– показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;– рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности млад...
Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)
Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...