ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Екимова Н.В.
г. Касли, МОУ «Каслинская СОШ № 27»
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современная система оценивания должна позволять
осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика. Портфолио – это:
- предмет, для хранения и переноски работ, документов и т.д.
- «дело», папка
- серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой.
В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.
Программа работы с портфолио состоит из следующих этапов:
Этап | Сроки | Основные мероприятия |
Подготовительный | 1 класс, август – октябрь | Подготовка рабочих материалов. Составление плана портфолио. Оформление собственно папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения. |
Информационно-диагностический | 1 – 4 класс | Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. Психологическая диагностика. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады и т.п. |
Аналитический | постоянно | Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период. Обработка результатов, накопленных на предыдущих этапах. |
Заключительный | 4 класс, апрель – май | Анализ результатов работы по накоплению портфолио. Заполнение официальных документов. |
Варианты структуры портфолио могут быть различны. На родительском собрании перед первым классом мы с родителями определили оптимальную структуру портфолио для нашего классного коллектива. Оно состоит из разовых разделов: «Школа будущего первоклассника», «Введение в школьную жизнь», которые заполняются в определенный период один раз, и постоянных, которые заполняются постепенно, на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Это следующие разделы: «Будем знакомы – это Я!», «Мои учебные достижения», «Мои успехи», «Мое творчество», «Родительские заметки». Данная структура портфолио принята за основу учителями 1-х классов нашей школы при создании портфеля достижений младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.
Название раздела | Компоненты раздела | Формированию каких УУД способствуют |
«Будем знакомы – это Я!» | Личные данные учащегося | Личностные |
Цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография | Регулятивные | |
Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы самовоспитания и самосовершенствования | Личностные | |
«Мои учебные достижения» | Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год | Познавательные |
Мои общеучебные и предметные достижения (листы для самоанализа взаимооценки) за определенный учебный год | Регулятивные | |
«Мои успехи» | Все, имеющиеся у школьника, сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о результатах тестирования и т.д. | Личностные |
Таблица «Мой маршрут успеха» | Регулятивные | |
«Мое творчество» | Проектные работы | Коммуникативные |
Исследовательские работы и рефераты | Коммуникативные | |
Техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание, чертежи, фотографии) | Личностные | |
Работы по искусству | Личностные | |
Работы, как результат занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах | Личностные | |
«Родительские заметки» | Анкеты родителей о ребенке по различным направлениям | Регулятивные |
Листы родительских наблюдений за ребенком в различных ситуациях | Регулятивные | |
Отзывы родителей о творческих, проектных работах ученика | Коммуникативные |
Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав
документации, способов его заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым повышая качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников
Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-725949-1545242287.jpg)
Мастер класс "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО".
Мастер класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/24/picture-870014-1482583619.jpg)
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-765988-1457791600.jpg)
Доклад ШМО на тему: "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО"
Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-547042-1610641130.jpg)
Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964752-1509066080.jpg)
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников...