ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekimovanv_statyakasli.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Екимова Н.В.
г. Касли, МОУ «Каслинская СОШ № 27»
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современная система оценивания должна позволять
осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика. Портфолио – это:
- предмет, для хранения и переноски работ, документов и т.д.
- «дело», папка
- серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой.
В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.
Программа работы с портфолио состоит из следующих этапов:
Этап | Сроки | Основные мероприятия |
Подготовительный | 1 класс, август – октябрь | Подготовка рабочих материалов. Составление плана портфолио. Оформление собственно папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения. |
Информационно-диагностический | 1 – 4 класс | Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. Психологическая диагностика. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады и т.п. |
Аналитический | постоянно | Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период. Обработка результатов, накопленных на предыдущих этапах. |
Заключительный | 4 класс, апрель – май | Анализ результатов работы по накоплению портфолио. Заполнение официальных документов. |
Варианты структуры портфолио могут быть различны. На родительском собрании перед первым классом мы с родителями определили оптимальную структуру портфолио для нашего классного коллектива. Оно состоит из разовых разделов: «Школа будущего первоклассника», «Введение в школьную жизнь», которые заполняются в определенный период один раз, и постоянных, которые заполняются постепенно, на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Это следующие разделы: «Будем знакомы – это Я!», «Мои учебные достижения», «Мои успехи», «Мое творчество», «Родительские заметки». Данная структура портфолио принята за основу учителями 1-х классов нашей школы при создании портфеля достижений младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.
Название раздела | Компоненты раздела | Формированию каких УУД способствуют |
«Будем знакомы – это Я!» | Личные данные учащегося | Личностные |
Цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография | Регулятивные | |
Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы самовоспитания и самосовершенствования | Личностные | |
«Мои учебные достижения» | Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год | Познавательные |
Мои общеучебные и предметные достижения (листы для самоанализа взаимооценки) за определенный учебный год | Регулятивные | |
«Мои успехи» | Все, имеющиеся у школьника, сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о результатах тестирования и т.д. | Личностные |
Таблица «Мой маршрут успеха» | Регулятивные | |
«Мое творчество» | Проектные работы | Коммуникативные |
Исследовательские работы и рефераты | Коммуникативные | |
Техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание, чертежи, фотографии) | Личностные | |
Работы по искусству | Личностные | |
Работы, как результат занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах | Личностные | |
«Родительские заметки» | Анкеты родителей о ребенке по различным направлениям | Регулятивные |
Листы родительских наблюдений за ребенком в различных ситуациях | Регулятивные | |
Отзывы родителей о творческих, проектных работах ученика | Коммуникативные |
Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав
документации, способов его заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым повышая качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников
Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержан...
Мастер класс "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО".
Мастер класс...
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО...
Доклад ШМО на тему: "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО"
Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающихся....
Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников
Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников...